Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Как отрасли научного знания





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

В процессе самостоятельного изучения отдельных тем курса «Криминалистика» студенты могут воспользоваться материалами настоящего учебно-методического комплекса, использовать литературу из вышеуказанного списка, а также рекомендации, изложенные ниже.

 

Раздел 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ

ОСНОВЫ КРИМИНАЛИСТИКИ

К теме 1. Общая характеристика криминалистики

как отрасли научного знания

Изучение курса криминалистики начинается с рассмотрения положений, дающих общее представление об этой отрасли научного знания (функции, задачи, внутреннее строение, внешние связи и взаимодействия). Особое внимание при изучении этой проблематики следует уделить глубокому проникновению в сущность и содержание таких проблем, как объект криминалистики, имеющим ключевое значение для формирования пра­вильного взгляда на другие вопросы, исследуемые в рамках первого раздела, так и того, что нашло отражение в других частях криминалистики.

При этом нельзя не учитывать, что единой общепринятой точки зрения по поводу объекта и предмета криминалистики в теории нока нет. На этот счет существуют различные представления. Отсюда и полный разброс мнений о том, что такое криминалистика. Так, ранее криминалистика трактовалась как наука о раскрытии преступлений. После широкой научной дискуссии и критического анализа проблемы сформиро­валась иная, судя по всему, достаточно обоснованная позиция. Она исходит из понимания криминалистики как науки о средствах, приемах и методах поисково-познавательной деятельности в уголовном процессе.

Такое определение, на наш взгляд, более точно и полно отражает ее объект, содержание предмета, направленность и основные задачи криминалистики. Дело в том, что любая наука как область систематизиро­ванного, обобщенного знания о чем-либо существует ради практики, ради совершенствования той или иной сферы общественно полезной человече­ской деятельности, тех или иных отношений, сторон познавательно-преобразовательного бытия человека. Криминалистика – одна из наук уголовно-правового цикла. Она возникла, существует и развивается в ответ на потребности практических органов, ведущих борьбу с преступностью. Основное назначение криминалистики - способствовать повышению эф­фективности поисково-познавательной деятельности в уголовном процессе, осуществляемой органами дознания, предварительного следствия, судом. Указанный вид деятельности и является сферой (объектом) криминалисти­ческого изучения и научного обеспечения. (Она осуществляется, во-первых, в режимах предварительной проверки, предварительного рассле­дования, судебного следствия, во-вторых, в рамках так называемой протокольной формы досудебной подготовки материалов по некоторым категориям дел: в-третьих, путем производства следователями и органами дознания необходимых мероприятий по приостановленным производством уголовным делам).

Криминалистическая мысль находится в состоянии постоянного поиска наилучших вариантов ответа на вопросы о том, как наиболее полно, рационально и продуктивно осуществлять на практике работу по обнаружению, фиксации, изъятию в необходимых случаях в уголовном процессе, по их исследование, получению и использованию содержащейся в них информации (имеющей доказательственное, а также ориентирующее, вспомогательное значение) субъектами соответствующих правопримени-тельных органов, в рамках каких организационно-управленческих струк­тур, при наличии каких условий, при соблюдении каких правил и процедур наиболее оптимально функционирование последних. Получение правиль­ных. максимально удовлетворяющих практические потребности ответов на эти вопросы невозможно без глубокого изучения природы, механизмов образования, распространения, изменения, исчезновения указанной выше информации. В результате изучения всех этих явлений и процессов могут быть выявлены, сформулированы и описаны лежащие в их основе закономерности, без познания которых нельзя рассчитывать на разработку необходимых эффективных криминалистических средств, приемов и мето­дов, адресуемых следственной практике.

Анализируя данный подход к проблеме, раскрывающих смысл так называемой «служебной» функции криминалистики, нельзя упускать из виду, что в неразрывной связи с практической реализуется и теоретиче­ская функция криминалистики. Прочная теоретическая база - необходи­мое условие научных разработок прикладного характера. Формирование и развитие теоретических основ криминалистики осуществляется по линии разработки и совершенствования ее понятийного аппарата, теоретических концепций, положений и подходов, классификаций, характеристик и систе­матик, освещающих различные стороны изучаемых ею реалий, методы и процедуры получения и использования криминалистического знания об объекте.

Авторы программы курса криминалистики и соответствующего учебного материала не склонны навязывать читателям свои точки зрения в качестве неких эталонов, своеобразных истин в последней инстанции. Аргументируя свою позицию по ключевым проблемам теории и методологии криминали­стики, носящим дискуссионный характер, они открывают простор для выработки у студентов собственных, независимых мнений и точек зрения, для творческого осмысления ими изучаемого материала.

Для этого потребуются различные источники, например:

Бел­кин Р.С. Криминалистика: проблемы, тенденции, перспективы. Общая и частные теории. М.: Юридическая литература, 1987;

Васильев А. Н., Яблоков Н. П. Предмет, система и теоретические основы криминалистики. М.: МГУ, 1984;

Колдин В.Я., Пале­вой Н.С. Информационные процессы и структуры в криминалистике. М., 1985;

Образцов В.А. Кри­миналистическая классификация преступлений. Красноярск, 1988;

Пантелеев И. Ф. Теоретиче­ские проблемы советской криминалистики. М.: ВЮЗИ, 1980;

Предмет и система криминали­стики в свете современных исследований. М., 1988.

Степанов В.В. Предварительная проверка первичных материалов о преступлениях. Саратов, 1972;

Тургин Д. А. Теоретические основы учения о следах в криминалистике. Владивосток, 1983;

Криминалистика: Учебник / Под ред. Е.П. Ищенко. М.: Юристъ, 2000.

 

К теме 2. Криминалистическая теория поисково-познавательной деятельности в уголовном процессе

 

Совокупность криминалистических теорий и учений относится к числу открытых систем. По мере развития криминалистики количество и содер­жание ее теоретической конституции не остается неизменным. Уточня­ются, совершенствуются одни из элементов данной системы. В то же время идет процесс пополнения новыми теориями и учениями, как оригинальны­ми, принципиально новыми образованиями, так и теми, что возникают на месте отживших, видоизменившихся путем отпочкования, полного или частичного слияния, иного преобразования. Теория поисково-познаватель­ной деятельности в уголовном процессе относится к числу новых областей научного знания, находящихся в стадии формирования. Основное ее назначение - дать целостное, системное представление об объекте криминалистического изучения и обеспечения. Традиционная ориентация на предварительное расследование как единственную сферу криминали­стического изучения и обеспечения уже не отражает современные представления и потребности, поскольку она искусственно отсекает криминалистику от объективной реальности, лежащей в русле криминали­стических интересов, необоснованно сужает сферу практики, обслуживае­мой данной наукой. За ее пределами при таком подходе оказывается деятельность до возбуждения уголовного дела (стадия предварительной проверки), судебное следствие, другие виды деятельности. Между тем процесс познания, носящий поисковый характер и нуждающихся в крими­налистических разработках, протекает не только в стадии предварительно­го расследования, но и в иных указанных выше стадиях уголовного процесса. Важно и другое. Господствовавшая долгие годы концепция, согласно которой криминалистика должна способствовать совершенствова­нию деятельности, направленной на раскрытие и расследование преступле­ний. явно устарела и не соответствует в полной мере потребностям практики, принципу гуманизации уголовного процесса, всего комплекса положений, лежащих в основе новой доктрины правового государства, целям и задачам уголовного процесса, а значит и целям и задачам криминалистики. Установление истины - вот та сверхзадача, эффективно­му достижению которой и должна способствовать криминалистика. Такой подход создает принципиально новую ситуацию в криминалистике, позволяет сформировать новую философию и методологию получения и использования криминалистического знания, выходящего далеко за пределы только деятельности, связанной с раскрытием преступлений. Выступая в качестве ориентира для выхода из сложившейся в науке проблемной ситуации в современных условиях ключевое значение приобретает такое понятие, как общественно опасное деяние, содержащее признаки преступления. 'Преступления и другие общественно опасные деяния, содержащие признаки преступления, но таковыми не являющиеся (например, деяния, совершенные невменяемыми) - составные части названного общего понятия.

При изучении данной темы следует учитывать, что по своей гносеологи­ческой и логической сущности поисково-познавательная деятельность в стадии предварительной проверки, предварительного расследования, судебного следствия и т.д. мало чем отличаются,

Свойственный ей признак структурного изоморфизма позволяет разра­батывать общие положения данных видов деятельности. В то же время на основе познания специфики частей (разновидностей) поисково-познава­тельной деятельности разрабатываются средства, приемы, методы, рекомендации, которые целесообразно применять лишь в ходе осуществле­ния некоторых видов указанной деятельности на отдельных ее стадиях.

Исходя из типовой структуры сознательно целенаправленной и человече­ской деятельности, криминалистическая характеристика структуры по­исково-познавательной деятельности (ППД) в уголовном процессе может быть представлена в виде соответствующим образом описанной связки следующих элементов:

- следователи, работники органов дознания и другие субъекты ППД;

- мысленное воссоздание исследуемого события во всех его материально-процессуально - и криминалистически значимых чертах с последующим отражением его в соответствующих правовых актах (цель деятельности);

- исследуемое событие, познаваемое по вызванным им изменениям или следам (предмет активности субъектов деятельности);

- средства криминалистической техники, приемы, правила, методы и методика, реализуемые в ходе подготовки и проведения отдельных следственных действий и мероприятий, тех или иных комплексов таких действий и мероприятий (средства достижения цели);

- осуществление в рамках соответствующего процессуального режима процедура поэтапного решения задач ППД (процесс расследования);

- результаты ППД (прекращение уголовного дела, направление его в суд для рассмотрения и т. д.).

Элементами типовой схемы ППД являются:

- получение и изучение исходной информации, содержащейся в опреде­ленном источнике (источниках);

- построение и изучение мысленной модели познаваемого объекта (объектов) и модели сложившейся познавательной ситуации;

- определение основной проблемы, направления (направлений) выхода из сложившейся ситуации, круга и последовательности подлежит решению задач;

- разработка программы деятельности по выходу из проблемной ситуации (модели будущей деятельности);

- принятие мер к организационному, информационному, техническому и иному обеспечению программы;

- реализация программы, оценка хода ее выполнения, полученных результатов и сложившейся ситуации;

- принятия решения о завершении либо продолжении (на основе внесенных в программу корректив) ППД.

Носители и источники доказательственной и ориентирующей (вспомога­тельной) информации, имеющей значение для ППД:

- люди;

- иные объекты живой, но не говорящей природы;

- вещи (документы, предметы естественного происхождения, а также предметы, являющиеся продуктами человеческой созидательной или разрушительной деятельности).

Люди являются носителями так называемых идеальных следов (следы памяти). Прочие объекты-носители и источники материально фиксиро­ванной информации («немые свидетели» как нередко называются большинство из этих объектов).

В философии существует правило - для того, чтобы познать событие прошлого, необходимо выделить связанные с ним изменения и «расшифро­вать» содержащуюся в них информацию.

В рамках ППД это правило предполагает:

- изучение исходной (сигнальной) информации;

- разделение ее на две группы: 1) информацию относительно познаваемых объектов и методах ее получения; 2) информацию о других носителях информации;

- определение на основе анализа сложившейся ситуации и изучения мысленных моделей познаваемых объектов полного круга носителей информации (он включает в себя не только те из них, в отношении которых имеются прямые указания, но и те носители информации, возможность существования которых реально вытекает из результатов криминалистиче­ской разработки обстоятельств и механизма содеянного, а также учета содержания типовых криминалистических характеристик исследуемых событий);

- включение в программу предстоящей деятельности мероприятий, обеспечивающих поиск, обнаружение и практическую отработку всей системы носителей полезной информации.

После анализа и оценки полученных при реализации программы результатов, если принимается решение о продолжении поисково-познавательной деятельности, она осуществляется по тому нее принципу, идя по пути поиска и получения информации относительно устанавливае­мых обстоятельств, а также поиска и получения информации, которые еще не вошли в информационный фонд. имеющийся в распоряжении субъектов ППД.

При этом имеется в виду как информация об обстоятельствах, являю­щихся элементами уголовно-процессуального предмета доказывания, так и информация о так называемых вспомогательных фактах (то есть обстоятельствах, не входящих в предмет доказывания, но там не менее подлежащих установлению, так как знания о них позволяют устанавливать обстоятельства системы, именуемой предметом доказывания).

В ходе данной работы реализуется следующий принцип: от одних. установленных обстоятельств к другим, еще не установленным, но находящимся в закономерной связи с первыми, от начального минимально­го объема информации к полному, исчерпывающему массиву необходимых сведений, от исходного, не полного круга носителей и источников информации к более Полному; а от него к полному. исчерпывающему кругу источников, непротиворечивой информации.

По этой теме наряду с учебниками рекомендуется ознакомиться со следующей литературой:

Клочков В.В., Образцов В.А. Преступление как объект криминалистического познания // Вопросы борьбы с преступно­стью. Вып. 42. 1985. С. 44 - 53;

Образцов В. А. Криминали­стическая классификация преступлений. Красноярск, 1988;

Самыгин Л.Д. Расследование преступлений как система деятельности. М., 1989.

Теория криминалистики и методики расследования преступлений. М.: МЮИ, 1990;

Эксархопуло А.А. Основы криминалистической теории. Спб., 1992.

 

 

К теме 3. Учение о криминалистической характеристике

преступлений

 

Названное учение окончательно сформировалось сравнительно недавно, хотя преступления - важный, традиционно изучаемый элемент системы объекта криминалистики. Оно базируется на положениях других учений и теорий как теоретических моделей отдельных элементов системы преступного поведения, его структуры и внешних связей (криминалистиче­ское учение о способе совершения преступления, криминалистическая виктимология, учение о преступном поведении и преступной деятельности, и др.), интегрируя полученные при этом знания с новых позиций в новое системное образование.

При изучении данной темы следует иметь в виду, что понятие криминали­стической характеристики преступлений имеет несколько уровней. Пер­вый - криминалистическая характеристика преступления как обобщаю­щего понятия, охватывающего всю массу преступлений и выделяющего лишь то общее для них, что с криминалистической точки зрения ха­рактерно для каждого отдельно взятого явления данного класса (систему элементов преступлений, рассматриваемых в рамках их криминалистиче­ских характеристик, их структуру, механизм взаимодействия, признаки и т. д.).

Второй - криминалистические характеристики определенных групп криминалистических сходных видов преступлений (например, преступле­ний, совершаемых в сфере экономики; преступлений, совершаемых несовершеннолетними).

Третий - криминалистические характеристики отдельных видов и раз­новидностей преступлений (например, хищений: преступных нападений, совершаемых в целях завладения имуществом; должностных хищений, связанных с выпуском неучтенной продукции).

Все эти виды характеристик имеют научное и практическое значение. Отдельно от них стоит криминалистическая характеристика конкретного, отдельно взятого преступления. К числу научных категорий такая характеристика не относится. Она формируется не в ходе научного исследования, изучающего и обобщающего судебную практику, а в процес­се практической деятельности по конкретному уголовному делу. Поэтому основное внимание при изучении темы следует уделить типовым криминалистическим характеристикам определенных категорий преступлений. К какому бы уровню они не относились, указанные характеристики содержат систематизированное обобщенное значение о типичных призна­ках, связях и отношениях отражаемых в них явлений (о соответствующих группах лиц. совершающих те или иные преступления, целях, мотивах. предмете, средствах и способах достижения ими преступных целей и т.д.).

Это знание необходимо для определения обстоятельств, подлежащих установлению, поскольку оно позволяет конкретизировать, развить элементы уголовно-процессуального предмета доказывания, пополнить их круг вспомогательными фактами. Важное значение оно имеет и для построения мысленных моделей субъектами доказывания задач, подлежа­щих решению, средств, приемов и стратегии ППД на различных ее этапах.

Рекомендуемая литература:

Быков В.М. Криминалистическая характеристика преступных групп. Ташкент, 1986;

Колесниченко А.Н., Коновалова В. Е. Криминалистическая характеристика преступлений. Харьков, 1985.

Криминалистическая характеристика пре­ступлений. М., 1984;

Образцов В. А. Криминалистическая классификация преступлений. Красноярск, 1988;

 

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.