Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

К теме 18. Общие положения криминалистической тактики





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

В данной программе раздел криминалистической тактики претерпел ряд важных изменений и, прежде всего, с точки зрения содержания и структуры общих положений (или того, что подчас называется теоретическими основаниями раздела). В соответствии с принятой на кафедре криминалистики концепции в общих положениях криминалистической тактики как впрочем и криминалистической техники и методики расследования, не осматриваются такие вопросы, как понятие и структура раздела. Другие его признаки с точки зрения системной характеристики теоретической модели этой подсистемы криминалистики.

Объектом тактико-криминалистического изучения и обеспечения явля­ется отдельные следственные действия. Ближайшей целью такого изучения является познание закономерностей, лежащих в основе деятельности следователя в условиях подготовки и проведения следственных действий, а также факторов, обуславливающих существующие закономерности (в первую очередь особенности поведения людей в условиях реализации исследуемых в уголовном процессе событий и отражения последних в окружающей среде). На этой основе разрабатываются правила приема, способствующие оптимизации процессов решения задач, возникающих при подготовке и проведении следственных действий. Поэтому, изучая данную тему, студенту необходимо, прежде всего, составить четкое представление о целостной, развернутой, широкой системе упомянутых тактических приемов и правил. Указанная система, как показало исследование проблемы, состоит из двух частей. Ее первую часть составляют приемы и правила, общие для всех следственных действий, а так же приемы и правила, которые могут применяться при подготовке и проведении тех или иных групп криминалистических сходных действий (например, допроса, очной ставки, воспроизведения и проверки показаний на месте). С ними и предстоит ознакомиться студентам при изучении темы. Вторая часть состоит из правил и приемов, пригодных для реализации только в рамках подготовки и проведения отдельных следственных действий, отражающих своеобразие каждого отдельно взятого действия, его специфику, и рассматривается ниже применительно приемам допроса, следственного осмотра и других следственных действий, таким образом, структура раздела относится к числу двухчастевых. Она соединяет в одно целое, во-первых, общие для всех действий правила приемы (этот материал в прежний курс криминалистики не включался), во-вторых, специфические, характерные лишь для отдельных видов групп действий, приемы и правила.

Для лучшего усвоения вопросов темы рекомендуется самостоятельно изучить следующую литературу:

Гусаков А.Н., Филющенко А.А. Следственная тактика. Екатеринбург, 1993.

Гутман Ю.А. Криминалистическая тактика и методика расследования преступлений. М., 1976.

Поташник Д.П. Криминалистическая тактика. Учебное пособие. М.: Зерцало, 1998.

 

К темам 19 - 22. Следственный осмотр, допрос,

иные следственные действия

 

Изучая данную тематику, следует в первую очередь исходить из одного момента, имеющего принципиально важное значение. Суть его состоит в подходе к подготовке и проведению любого следственного действия как специфическим видам сознательной целенаправленной человеческой деятельности. Следственное действие - составная часть предварительного следования, то есть более широкого вида деятельности. Вce следственные действия, тактика которых рассматривается в курсе криминалистики, относятся к категории поисково-познавательных. Однако в одних из них прослеживается преимущественно поисковая направленность (например, осмотр места происшествия), в других – познавательная (например, допрос), в третьих, в зависимости от ситуации, может превалировать либо тот, либо другой, аспект указанной деятельности. Поэтому более целесообразно их деление на две группы, в зависимости от того, связано ли действие с получением так называемой личной вербальной информации, содержащейся в памяти свидетелей, экспертов, потерпевших, подозреваемых и обвиняемых, либо с получением информации, носителями которой являются неговорящие объекты живой, а также неживой природы (представители животного мира, документы, вещи и т. д.).

Подобное деление позволяет полнее и глубже позвать тактические особенности подготовки и проведения следственных действий, включенных в ту или иную группу. Однако эти особенности еще не раскрывают всей специфики деятельности следователя в ходе подготовки и проведения отдельных следственных действий. Овладению ею способствует новый этап классификации следственных действий, внутреннее деление действий не только каждой группы, но и каждого их вида.

С учетом этого деления, выделяются особенности осмотра места происшествий как разновидности следственного осмотра, осмотра трупа. транспортных средств, документов, освидетельствование (осмотр, чело­века). Свои особенности имеют и допрос в условиях конфликтной ситуации, допрос свидетелей, потерпевших, подозреваемых и обвиняе­мых, очная ставка как разновидность допроса в специфических условиях, проведение групповых обысков, предъявление для опознания живых людей, других объектов. Поэтому эти и другие видовые и внутривидовые особенности подготовки и проведения различных следственных действий и рассматриваются наряду с общими для всех действий, определенных групп действий положениями.

Речь, таким образом, идет об общих, ситуационных и типовых кримина­листических моделях рассматриваемых видов деятельности. Подобные модели дополняют модели процессуальные, отражающие признаки следственных действий, которые законодатель в виде условий, требований, иных указаний предусмотрел в УПК при соответствующей нормативной регламентации каждого отдельно взятого действия. Эффективное, основанное на законе ведение поисково-познавательной деятельности предполагает знание не только нормативных моделей отдельных следственных действий, но и содержания других уголовно-процессуальных норм, также являю­щихся своеобразными типовыми информационными моделями. Речь идет о нормах, регламентирующих порядок и условия работы с вещественными доказательствами, применения некоторых средств криминалистической техники при производстве следственных действий, регламентирующих иные вопросы уголовного судопроизводства (права и обязанности свидетелей, обвиняемых, порядок их вызова, порядок, правила; условиях оформления следственных действий и т. д.). Из этого следует, что прежде чем изучать криминалистическое описание того или иного следственного действия, студенту требуется открыть нужные страницы УПК и усвоить его нормативную, уголовно-процессуальную модель, а также иные необходи­мые модели того же порядка. Только при этом условии можно рассчиты­вать на составление целостного, юридически четкого и криминалистически состоятельного, полного представления о том, как надо подготавливать и осуществлять изучаемое следственное действие.

Учебно-педагогическая практика показывает, что нередко у студентов возникают трудности при изучении материалов, относящихся к тактике судебной экспертизы. Чтобы избежать этих трудностей и связанных с ними ошибок, следует иметь в виду следующие обстоятельства.

Экспертиза является единственным действием, в котором следователь не принимает непосредственного участия. Производство криминалистических и иных судебных экспертиз - исключительная прерогатива эксперта как специалиста в соответствующей области научного знания. Поэтому в курсе криминалистики не рассматриваются особенности применения экспертом его познаний в ходе производства экспертизы. Миссия следователя в этой связи сводится к подготовке и назначению экспертизы, изучению, оценке и использованию результатов экспертного исследования в процессе расследования. Эти вопросы и изучаются в курсе криминалистики под рубрикой «Судебная экспертиза».

При изучении данного раздела, помимо учебника, рекомендуется знакомиться со следующими работами:

Следственная тактика: Учебное пособие / Под ред. И. Ф. Пантелеева. М., 1982;

Следственные действия: Учебное пособие. Волгоград, 1984;

Соя-Серко Л. А. Организация следственного действия. М., 1976;

Осмотр места происшествия: Справочник следователя. М., 1982;

Справочник следователя. Вып. 1. Практическая криминалистика: следственные действия. М., 1990.

 

РАЗДЕЛ IV. КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ МЕТОДИКА РАССЛЕДОВАНИЯ

 

К теме 25. Методика решения типичных следственных задач,

возникающих при расследовании по делам различных категорий

 

При изучении этой и других тем разд. IV следует, иметь в виду условность понятия «Криминалистическая методика расследования». Дело в том, что подобное расследование целостное; многоплановое системное образование, в рамках которого реализуются различные функции и задачи. Для спешного их решения привлекаются знания из ряда научных источников и, прежде всего, положения, разрабатываемые в уголовно-правовой, уголовно-процессуальной науках. Важным источником сведений о том, что и в соответствии с какими требованиями и правилами нужно делать субъекту предварительного расследования, являются нормы УК и УПК. Одним из источников информации о том, что, как и в рамках каких процедур надо делать субъекту расследования являются указанные выше методики.

Применительно к разделу криминалистической методики расследования объектом методико-криминалистического изучения и обеспечения является деятельность, направленная на решение типичных для различных категорий дел задач, а также задач, которые решаются в рамках исследования по делам определенных категорий. На основе изучения указанной следственной деятельности, выявления и описания лежащих в ее основе закономерностей, факторов, их обуславливающих (прежде всего это особенности поведения определенных типов людей в определенных криминальных и иных ситуациях, в условиях реализации отдельных видов событий, исследуемых в уголовной процессе) разрабатываются специфические типовые методики осуществления указанной деятельности, раскрыва­ющие ее процедуру (технологию). Каждая из таких методик включает типовой набор элементов: криминалистическую характеристику исследуе­мых событий; обстоятельства, подлежащие установлению: типичные ситуации и типовые версии, особенности организации и планирования следственной деятельности; тактику подготовки н проведения важнейших следственных действий и их комплексов (операций).

В криминалистике разрабатываются два типа методик расследования: общие и частные.

В структуру общих методик входят: 1) методики решения типичных следственных задач, которые могут возникнуть при расследовании любого преступления, независимо от того, к какому с уголовно-правовой и криминалистической точек зрения классу (категории) оно относится;

2) методики решения задач, типичных для определенных групп криминали­стики сходных видов преступлений (методика расследования преступлений, совершаемых в сфере экономики: методика расследования преступле­ний несовершеннолетних; преступлений, совершаемых в отношении иностранцев и т. д.). К категории частных относятся методики расследова­ния отдельных видов преступлений (убийств, краж, преступной халатности и т.д.) и методики расследования отдельных разновидностей преступле­ний, выделяемых по уголовно-правовым, а также криминалистическим основаниям (например, убийств, сопряженных с изнасилованием или расчленением трупов потерпевших: разбойных нападений на водителей транспортных средств, инкассаторов).

В настоящем курсе рассматривается лишь часть методик того и иного плана. Так, круг методики решения типичных следственных задач, разработанных только в последнее десятилетие, достаточно обширен. В программу же курса криминалистика впервые включены следующие: методика исследования алиби, методика выявления и разоблачения инсценировок, методика разоблачения лжесвидетельства и самооговора, методика решения типичных задач при расследовании деяний, со­вершенных лицами с психическими, аномалиями.

Сделано это потому, что указанные задачи возникают часто возникают в следственной практике по делам различных категорий и знание о том, как они решаются, достаточно актуально.

Помимо уяснения сущности основных, употребляемых в этой связи понятий, студентам необходимо составить представление о криминалистически значимых особенностях событий, исследуемых в рамках соответству­ющих методик, о задачах, путях, средствах в методах, реализуемых в ходе разрешения следователем проблемных ситуаций в том или ином случае.

По этой теме рекомендуется следующая литература:

Закатов А.А. Ложь и борьба с нею. Волгоград, 1981;

Карагодин В.Н. Преодоление противодействия предварительному расследованию. Свердловск, 1992;

Медведев С.И. Негативные обстоятельства и их использование в раскрытии преступлений. Волгоград, 1973;

Радаев В.В. Рас­следование преступлений, совершенных лицами с психическими недостатками. ВСШ МВД СССР. 1987;

Ратинов А. Р., Адамов Ю. Лжесвидетельство. М., 1976.

Ратинов А. Р., Скотников Т. А. Самооговор. М., 1973.

Шмонин А.В. Методика расследования преступлений. М., 2006.

 

К теме 26. Методика установления лиц,

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.