Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Дипломатическая деятельность органов БНР в 1918 - начале 1921 г.





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Провозглашение независимости БНР 25 марта 1918 г. открыло новую главу в политической истории Беларуси, в т.ч. в истории ее дипломатии. В период с весны до осени 1918 г. Рада БНР и сформированные ею органы сделали первые шаги на пути к созданию реальной государственности со всеми ее атрибутами, в т.ч. дипломатической службой. В это время определялись внешнеполитические приоритеты независимой Беларуси, проходила отработка приемов дипломатической деятельности, подготовка соответствующей документации (меморандумы, заявления и т.п.). Сношения с внешним миром находились под контролем Председателя Рады БНР, главы правительства и министра иностранных дел (первоначально народного секретаря по иностранным делам). Поскольку органы БНР в 1918 г. действовали “на общественных началах”, функции министра иностранных дел исполнял глава правительства БНР (разделение постов главы правительства и министра иностранных дел реально произошло лишь в 1920 г.). Вопросами сношений с иностранными государствами и правительствами занимались государственная канцелярия и лица, которые назначались на дипломатические должности главой правительства и получали от него соответствующие полномочия. В 1918 г. ввиду нехватки квалифицированных кадров деятели БНР предпочитали направлять за рубеж чрезвычайные миссии с конкретными поручениями и на небольшой срок. Так, в октябре 1918 г. чрезвычайные дипломатические миссии были направлены в Варшаву, Берлин, Киев, Берн, Копенгаген и прочие города Европы. Зачастую белорусские дипломаты представляли интересы БНР сразу в нескольких странах. Например, в июле 1918 г. И.Воронко был уполномочен представлять Беларусь одновременно в Литве, Молдове, Грузии, Украине и государственных образованиях на юге России (Дон, Кубань и т.д.). Представители БНР руководствовались в дипломатической практике общепринятыми нормами. Лица, уполномоченные главой правительства БНР представлять интересы Беларуси за границей, получали специальные аккредитационные грамоты, которые вручались главам принимающих правительств либо их полномочным представителям. Дипломатические документы составлялись на белорусском, русском, французском, английском, немецком, польском, литовском языках. Чаще всего в деловой переписке использовались русский и французский языки. Сильной стороной дипломатической деятельности БНР была хорошо поставленная система ее информационного обеспечения. Однако отстаивать интересы Беларуси на международной арене было непросто, поскольку фактически ее независимость была провозглашена в условиях немецкой оккупации. БНР была лишена многих атрибутов реальной государственности и в большей мере являлась символическим воплощением стремления белорусского народа к созданию собственного государства, а Рада БНР и сформированное ею правительство выступали в качестве политических образований государственного типа.

Главным приоритетом дипломатии БНР в 1918 г. являлось развитие отношений с Германией. 5 апреля 1918 г. правительство БНР направило канцлеру Германии Меморандум, в котором объявлялось о провозглашении независимости Беларуси и содержалась просьба об официальном признании этого факта. 25 апреля 1918 г. Президиум Рады БНР направил телеграмму Вильгельму II, в которой выражал благодарность за освобождение Беларуси от большевиков. Однако власти Германии отнеслись к факту провозглашения БНР сдержанно и отказались признать независимую Беларусь, подчеркивая, что рассматривают ее исключительно как часть России и намерены в отношениях с ней руководствоваться положениями Брест-Литовского трактата. Больше внимания к проблемам белорусского национального движения проявили представители германского командования на Востоке. В мае 1918 г. деятели БНР встретились в Минске с командующим 10-й немецкой армией, генералом Э. фон Фалькенгайном. С согласия германских оккупационных властей в Минске была создана городская дума, которая рассматривалась как орган, способный принять на себя всю полноту власти в крае, а в уездах - институт советников при местных комендатурах для урегулирования споров между оккупационными властями и населением. В то же время реальная власть в крае осталась в руках немецкой администрации. Немцы не разрешали создавать белорусские вооруженные силы и полицию, эффективно действующую систему органов власти на местах, финансовую систему. Как и прежде, в условиях немецкой оккупации белорусы могли заниматься преимущественно вопросами образования и культуры, что способствовало росту национального самосознания в Беларуси.

Помимо Германии представители БНР в 1918 г. пытались развивать отношения с РСФСР, Украиной, Литвой, Королевством Польским, правительствами “белой” России. Наибольших успехов белорусская дипломатия добилась в отношениях с Украиной (Украинская Народная Республика была провозглашена в декабре 1917 г., в феврале 1918 г. независимость УНР признали Германия и ее союзники, а также РСФСР), которая первой признала де-факто БНР и установила с ней дипломатические отношения. Между БНР и УНР состоялся обмен консульствами (белорусское консульство действовало в Киеве, украинское - в Минске; также в 1918 г. было создано белорусское консульство в Одессе). Для налаживания торгово-экономических связей была создана Торговая палата БНР в Киеве. Намечалось создание министерства по белорусским делам в составе правительства УНР (создано не было). Определенные проблемы в отношениях между БНР и УНР создавали территориальные споры. В феврале 1918 г. с согласия немцев в состав УНР были включены земли Полесья, на которые претендовали также и деятели БНР. Выход был найден в том, что руководство УНР разрешило назначать белорусов на должности комиссаров УНР на спорных территориях. Весной 1918 г. белорусы получили возможность участвовать в переговорах с представителями РСФСР в составе украинской делегации. В начале 1919 г. власти Украины согласились предоставить белорусам денежный заем.

Более сдержанными в 1918 г. были белорусско-польские отношения. В феврале 1918 г. правительство БНР обратилось к Верховному Польскому Комитету и командующему I Польским корпусом генералу Ю.Довбор-Мусницкому с протестом против разграбления польскими войсками Беларуси и призвало поляков создать двустороннюю комиссию для урегулирования отношений, однако поляки предложения белорусов проигнорировали. В октябре 1918 г. Рада БНР направила в Польшу делегацию, поручив ей добиться признания поляками независимости Беларуси и оказания ей военной помощи в борьбе с большевиками. После этого в Минск прибыли представители Регентского совета (польского представительного органа), которые обсуждали вопросы формирования белорусской армии. Однако серьезного улучшения польско-белорусских отношений в 1918 г. не произошло.

Повышенное внимание деятели БНР в 1918 г. уделяли отношениям с Россией (с РСФСР и российскими антибольшевистскими силами). Представители БНР были направлены на Кубань и в Область Войска Донского, контактировали с представителями “белой” России на Северном Кавказе и в Киеве, добиваясь признания независимости Беларуси и оказания военной помощи в борьбе против большевиков. В мае 1918 г. в Киеве состоялась встреча делегации БНР с руководителем делегации РСФСР на переговорах с правительством УНР в Киеве Х.Раковским, в ходе которой белорусы выразили желание установить полноценные межгосударственные отношения РСФСР с точным определением государственных границ и попросили советскую делегацию поддержать их в территориальном споре с УНР. Представители РСФСР предложили деятелям БНР прибыть в Москву для продолжения переговоров. Летом 1918 г. в Москве было открыто консульство БНР при посольстве Германии. Однако диалог между БНР и РСФСР развития не получил.

Руководство БНР негативно восприняло Добавочный договор между РСФСР и Германией от 27 августа 1918 г., направив протесты договаривающимся сторонам. Осенью 1918 г., когда стало ясно, что державы Четвертного союза не смогут одержать победу, представители БНР активизировали контакты с зарубежными странами, добиваясь признания независимости Беларуси в ее этнографических границах. Соответствующие обращения были направлены, в частности, руководителям Германии и США. В начале ноября 1918 г. руководитель правительства БНР А.Луцкевич посетил Москву, где пытался добиться признания со стороны советских руководителей, но переговоры завершились безрезультатно.

После Ноябрьской революции 1918 г. в Германии и аннулирования правительством РСФСР Брест-Литовского трактата Красная Армия начала продвижение в западном направлении. В ноябре 1918 г. руководители БНР подписали в Вильно договор с представителями Литвы, согласно которому часть белорусских земель (Виленщина и Гродненщина) вошла в состав Литва в качестве автономной единицы. Белорусы были включены в состав Тарибы, в составе литовского правительства появилось министерство по белорусским делам. Литовское правительство обязалось оказывать поддержку белорусам на международной арене, но на деле такой поддержки не оказала.

В декабре 1918 г. Рада БНР решила перенести свою деятельность за пределы Беларуси. С 1919 г. началось формирование сети постоянных представительств БНР за границей. К концу 1920 г. представительства БНР существовали в Эстонии, Латвии, Литве, Финляндии, Грузии, Турции, Болгарии, Югославии, Чехословакии, Германии, Дании, Франции. Их основными задачами являлись:

- информирование общественности в странах пребывания о положении и проблемах Беларуси;

- обеспечение моральной, материальной и финансовой поддержки борьбы за независимость и неделимость Беларуси;

- поддержка белорусов за пределами этнической родины, защита прав белорусов за рубежом;

- налаживание экономических и культурных связей Беларуси с зарубежными государствами.

Наиболее результативной была деятельность Военно-дипломатической миссии БНР в Латвии и Эстонии во главе с К.Езавитовым. Миссия имела центральный аппарат (6 человек) в Риге, паспортно-регистрационные отелы в Ревеле (Таллине), Либаве (Лиепае), Таммерфорсе (Тампере), оказывала поддержку консульству БНР в Риге. Члены миссии установили контакты с правительствами Латвии, Эстонии, Финляндии, дипломатическими представителями государств Антанты и США в Прибалтике. Работникам миссии удалось добиться дипломатического признания БНР со стороны Латвии, Эстонии и Финляндии в 1920 г.

Весной 1919 г. делегация БНР во главе с А.Луцкевичем прибыла на Парижскую мирную конференцию. В Париже белорусы встречались с представителями политических и деловых кругов Франции, Великобритании и США, русской политической эмиграции, делегациями новых независимых государств Центральной и Восточной Европы (Чехословакии, Польши, Украины и др). Руководителям конференции была передана карта с обозначением этнографических границ Беларуси и меморандум, в котором содержалась информация об особенностях исторического развития Беларуси и ее политических проблемах. Информация, представленная белорусами, повлияла на решение Верховного совета Антанты в части определения временной восточной границы Польши в декабре 1919 г. Однако основной цели - признания независимости Беларуси странами-победителями - деятели БНР не достигли. Белорусские представители не были допущены на заседания руководящих органов конференции и ограничились предоставлением своих соображений на заседаниях ее рабочих органов. В целом страны Антанты и США были склонны рассматривать Беларусь как часть России.

Весной 1919 г. деятели БНР проявили интерес к развитию отношений с Польшей, которую в конце 1918 - начале 1919 г. они обвиняли в стремлении аннексировать белорусские земли. Предпосылкой к развитию диалога с поляками стал манифест Ю.Пилсудского “К жителям бывшего Великого княжества Литовского” от 22 апреля 1919 г., где руководитель Польши пообещал предоставить литовцам и белорусам возможность самостоятельного решения вопросов своего национально-государственного существования. В августе 1919 г. глава польского правительства И.Падеревский предложил А.Луцкевичу прибыть в Варшаву для практического решения вопроса о польско-белорусских отношениях. Осенью 1919 г. А.Луцкевич несколько раз встретился с Ю.Пилсудским в Варшаве. Итогом переговоров стала договоренность о созыве Рады БНР для принятия решения о создании польско-белорусской федерации. Пилсудский пообещал поддержку созданию белорусской армии (в октябре 1919 г. с согласия польских оккупацинных властей на территории Беларуси начала действовать Белорусская военная комиссия, которая занималась вопросами организации национальных вооруженных сил). В Минске стал действовать Временный Белорусский национальный комитет. В то же время позиция поляков в отношении белорусского национального движения была непоследовательной. Часть польских политиков отрицала необходимость предоставления белорусам права на самоопределение и отдавала предпочтение включению белорусских земель с преобладанием католиков в состав Польши. Польские оккупационные власти пресекали попытки создания белорусских организаций в западной части Беларуси, ограничив их деятельность пределами Минской, Витебской и Могилевской губерний. Осложняло характер взаимоотношений между деятелями БНР и польскими властями и то, что польская оккупация не получила поддержки со стороны белорусского крестьянства.

12 декабря 1919 г. часть членов Рады БНР (преимущественно эсеры и социалисты-федералисты) осудили польский оккупационный режим и выразили намерение вести борьбу за полную независимость Беларуси. 13 декабря противники союза с Польшей создали Народную раду, которая сформировало правительство во главе с В.Ластовским. В свою очередь, сторонники союза с Польшей образовали Верховную (“Найвышэйшую”) раду. Главой правительства, подчиненного Верховной раде БНР, остался (до февраля 1920 г.) А.Луцкевич.

Раскол Рады БНР негативно отразился на ее дипломатической деятельности. Обе рады БНР вступили в жестокую конкуренцию между собой, доказывая свое исключительное право на представительство Беларуси на международной арене и рассылая дипломатическим учреждениям БНР распоряжения противоположного содержания. В результате лица, представлявшие БНР за рубежом, не имели возможности предоставить своим партнерам по переговорам точную информацию о положении органов БНР и направлениях их деятельности.

В марте 1920 г. Минский БНК провел переговоры с поляками и добился от них поддержки в области развития образования и культуры в пределах Минской губернии. В то же время поляки отклонили все политические требования белорусов, в том числе требование признать независимость БНР в границах расселения белорусского этноса. После ухода поляков из Минска в июле 1920 г. Верховная рада БНР переехала в Польшу.

В 1920 г. дипломатия БНР пыталась предотвратить раздел территории Беларуси между Польшей и РСФСР. Повышенную активность в этом отношении проявляли Народная рада БНР и правительство В.Ластовского. В июле 1920 г. по предложению руководства РСФСР в Москву была направления делегация БНР. Глава делегации В.Захарко встретился с Г.В.Чичериным и передал ему меморандум с требованием признать независимость БНР в этнических границах, оказать содействие национальному, политическому и социальному возрождению белорусского народа. Однако в условиях успешного продвижения советских войск в западном направлении руководство РСФСР посчитало нецелесообразным продолжать переговоры с деятелями БНР. Также против переговоров с деятелями БНР выступили руководители БССР. В конце июля 1920 г. белорусские эсеры, которые составляли основу Народной рады БНР, отказались признать БССР.

Осенью 1920 г. Народная рада БНР попыталась нормализовать отношения с Польшей, но эта попытка не увенчалась успехом. С октября 1920 по март 1921 правительство В.Ластовского направило за рубеж порядка 26 меморандумов и деклараций с призывом не допустить несправедливости в отношении белорусского народа (соответствующие документы направлялись руководителям Польши, РСФСР, Парижской мирной конференции, стран Антанты, Германии, Балтии, Скандинавии), однако протесты и требования сторонников БНР проигнорировали как Польша, так и Советская Россия. Подписание Рижского мирного договора 1921 г. стало серьезной неудачей дипломатии БНР.

 

Провозглашение Социалистической Советской Республики Белоруссии. БССР (Литовско-Белорусская ССР) в международных отношениях 1919 - начала 1921 гг.

 

Подготовительная работа по созданию БССР началась сразу же после роспуска Всебелорусского съезда 1917 г. 31 января 1918 г. при наркомате по делам национальностей РСФСР был создан Белорусский национальный комиссариат (Белнацком), руководителем которого ьыл назначен Д.Жилунович. В марте 1918 г. Белнацком вместе с другими руководящими советскими органами переехал из Петрограда в Москву. Деятельность Белнацкома распространялась на неоккупированную немцами часть Беларуси, а также на территорию РСФСР, где компактно проживали беженцы-белорусы. Филиалы Белнацкома существовали в Петрограде, Смоленске и Витебске. Печатным органом Белнацкома была газета “Дзянніца” (первая советская газета на белорусском языке). В 1918 г. работники Белнацкома занимались подготовкой кадров для многих отраслей экономики и образования, участвовали в создании Белорусского народного университета в Москве, оказывали поддержку беженцам, создавали школы для детей и курсы по белорусоведению для учителей, белорусские клубы (“хатки”), оказывали содействие белорусским организациям, которые создавались в различных частях РСФСР (в Оренбурге, Архангельске, Орле, Москве, Петрограде, Калуге, Тульской губ.). При поддержке Белнацкома в Москве в июле 1918 г. был проведен Всероссийский съезд беженцев-белорусов, делегаты которого выступали за создание Белорусского советского государства, находящегося в тесной связи с РСФСР.

В тесном контакте с Белнацкомом работали белорусские секции РКП(б), которые с осени 1918 г. существовали в Петрограде (на базе БСДРП), Москве (при Белнацкоме), Саратове, Тамбове, Казани и других городах. Основу данных организаций составляли рабочие и беженцы-белорусы.

21-23 декабря 1918 г. в Москве прошла конференция белорусских секций РКП(б), на которой было избрано Центральное бюро (ЦБ) белорусских коммунистических секций РКП(б). Председателем ЦБ стал Д.Жилунович, членами - А.Червяков, И.Нядецкий и др. Участники конференции выступили в поддержку создания БССР и довели соответствующую точку зрения до сведения руководства наркомнаца РСФСР. Вечером 23 декабря 1918 г. ЦК РКП(б) счел целесообразным создать Советскую Беларусь, рассматривая ее в качестве буфера, разделяющего Польшу и Советскую Россию, и удобного плацдарм для поддержки борьбы европейского пролетариата. 25 декабря 1918 г. в Наркомнаце РСФСР прошло совещание с участием сотрудников Белнацкома, членов белорусских секций РКП(б). Собравшиеся предложили кандидатуры в состав правительства БССР (15 человек), рекомендовав на должность главы правительства Д.Жилуновича. 25 декабря И.В.Сталин в телеграфной беседе с руководителем Северо-Западного областного комитета РКП(б) А.Мясниковым сообщил, что ЦК РКП(б) решил образовать Советскую Беларусь и потребовал отложить проведение VI конференции Северо-Западного обкома РКП(б) (конференцию планировалось провести 27 декабря 1918 г. в Смоленске). 27 декабря 1918 г. в Москве прошла встреча представителей Белнацкома, белорусских коммунистических секций и Северо-западного обкома РКП(б), на которой был подготовлен проект решения о провозглашении БССР. Предусматривалось, что республика будет образована на территории Гродненской, Минской, Могилевской, Витебской и Смоленской губерний, ее правительство будет состоять из 16 человек, а структура правительства будет соответствовать отделам Облискомзапа. Также предполагалось создать Центральное бюро КП(б)Б с правами и обязанностями Областного комитета РКП(б). 29 декабря 1918 г. из Москвы в Смоленск выехали представители белорусских секций РКП(б), которые привезли с собой текст Манифеста Временного рабоче-крестьянского советского правительства Беларуси, составленный Д.Жилуновичем на белорусском языке. 30 декабря 1918 г. в Смоленске начала работу VI конференция Северо-Западного обкома РКП(б), на которой присутствовали 156 делегатов с правом решающего голоса из Минской, Могилевской, Витебской, Смоленской, части Виленской и Черниговскй губерний. Конференция объявила себя I съездом КП(б)Б (руководителем КП(б)Б стал А.Ф.Мясников). Съезд принял решение провозгласить БССР в границах Витебской, Виленской, Минской, Могилевской, Гродненской, Смоленской губерний, присоединив к ним части соседних губерний, заселенных преимущественно белорусами. Делегаты съезда подчеркнули стремление оставаться в самом тесном союзе с РСФСР, отметив, что создание республики диктуется прежде всего внешними обстоятельствами. При формировании правительства БССР Жилунович потребовал, чтобы большинство членов правительства БССР (10 из 17) составили представители белорусских секций РКП(б), обратив внимание на то, что многие члены Северо-Западного обкома РКП(б) в 1918 г. выступали против белорусского национального движения, считая его помехой на пути к мировой революции. Конфликтующие стороны обратились за помощью к И.В.Сталину. В конечном итоге конфликт удалось урегулировать путем компромисса: в составе правительства БССР появилась должность народного комиссара по иностранным делам, на которую предполагалось назначить представителя белсекций РКП(б) В.Фальского.

Вечером 1 января 1919 г. был опубликован Манифест Временного рабоче-крестьянского советского правительства Беларуси. В Манифесте сообщалось, что в Беларуси устанавливается власть Советов, а все законы, изданные оккупационными властями, являются недействительными. Деятели БНР были объявлены “вне закона”. Главой правительства БССР стал Д.Ф.Жилунович. 5 января 1919 г. правительство БССР переехало из Смоленска в Минск, который стал столицей Советской Беларуси. 11 января 1919 г. ВЦИК ликвидировал Западную область. 20 января 1919 г. ЦБ КП(б)Б посчитало нецелесообразным создавать республиканский комиссариат по иностранным делам, однако 5 февраля 1919 г. сессия ЦИК БССР высказалась за сохранение комиссариата (комиссаром был назначен Н.П.Петров).

Провозглашение БССР вызвало протесты со стороны многих партийных и советских работников Смоленской, Витебской и Могилевской губерний, которые обвиняли руководство РСФСР в “заигрывании с белорусскими националистами”. 16 января 1919 г. руководство РСФСР “в связи с изменившимися внешними обстоятельствами” поставило вопрос о передаче в состав РСФСР Могилевской, Витебской и Смоленской губерний. Соответствующий вопрос был рассмотрен на заседании ЦБ КП(б)Б 22 января 1919 г., но не получил поддержки присутствующих. В конце января 1919 г. в Москву направилась делегация ЦБ КП(б)Б. На встречах с руководителями РКП(б) и ВЦИК В.И.Лениным и Я.М.Свердловым члены делегации доказывали необходимость сохранения республики в границах, установленных І съездом КП(б)Б, ссылаясь на то, что раздел приведет к разрыву сложившихся хозяйственных связей. Против передачи части территории БССР в состав РСФСР выступали и белорусские “национал-коммунисты”. Однако руководители РСФСР настаивали на неукоснительном исполнении принятых решений. В конце концов руководители БССР решили подчиниться решению ЦК РКП(б) с условием, что при изменении международной обстановки отторгаемые территории будут возвращены в состав республики.

2-3 февраля 1919 г. в Минске состоялся I Всебелорусский съезд Советов, в работе которого участвовали 230 делегатов (преимущественно коммунистов) из Минской, Виленской, Гродненской и Могилевской губерний. Съезд подтвердил акт самоопределения Беларуси на советской основе и принял Конституцию БССР, в которой были отражены фундаментальные принципы государственного строя Советской Беларуси. В Конституции (как и в Манифесте) не были сформулированы принципы, цели и задачи внешней политики БССР, но решения в сфере внешней политики затрагивались в ряде постановлений съезда. В специальном обращении I Всебелорусский съезд Советов призвал все народы и правительства признать самостоятельность Беларуси и вступить с нею в непосредственные сношения. Делегаты съезда высказались за сохранение союза с РСФСР, призвали другие советские республики начать переговоры о создании советской федерации, выразили надежду на скорую победу социалистической революции в Европе и мире. Съезд утвердил решения губернских съездов Советов о переходе Витебской, Смоленской и Могилевской губерний в состав РСФСР. 31 января 1919 г. присутствовавший на съезде Председатель ВЦИК Я.М.Свердлов зачитал постановление Президиума ВЦИК о признании независимости БССР, где отмечалось, что факт принадлежности Беларуси к царской империи не накладывает на нее никаких обязательств, и выражалась готовность РСФСР оказать всемерную помощь и поддержку трудящимся массам Беларуси в защите свободы и независимости.

I Всебелорусский съезд Советов юридически оформил объединение Советской Беларуси с Советской Литвой, принциальная договоренность о создании которой была достигнута в конце января 1919 г., объяснив этот шаг необходимостью организации сопротивления “контрреволюции” и общностью экономических интересов республик. После того как аналогичное решение было принято съездом Советов Литвы (18-20 февраля 1919 г.), проблема создания единой республики была решена. 27 февраля 1919 г. в Вильно прошло совместное заседание ЦИК съездов Советов Литвы и Беларуси. Там же были проведены выборы высших органов власти и управления объединенной республики - Президиума ЦИК и СНК Литбела. Председателем ЦИК Литбела стал К.Циховский, председателем СНК - В.Мицкевич-Капсукас. В формировании правительства Литбела участвовали польские коммунисты, делегировавшие своих кандидатов на ответственные посты. Большинство участников совещания высказалась против создания в новом правительстве комиссариата по иностранным делам под предлогом того, что внешняя политика республики будет осуществляться под руководством РСФСР. Решение о ликвидации отдельного комиссариата по иностранным делам было принято.

Литовско-Белорусская ССР попыталась урегулировать отношения с Польшей. В ноте от 16 февраля 1919 г. Временное рабоче-крестьянское правительство Литовской ССР и ЦИК Советов Белорусской ССР предложили польскому правительству решать все спорные вопросы путем переговоров и создать специальную комиссию из представителей Польши, Литвы и Беларуси. 28 февраля 1919 г. ЦИК Советов Литвы и Беларуси принял Декларацию по вопросам отношений с Польшей и другими государствами, в которой вновь выразил готовность “решать все спорные вопросы полюбовно и миролюбиво”. 1 марта 1919 г. правительство Литбела выразило готовность направить своих представителей на конференцию на Принцевых островах, куда правительства Великобритании и США пригласили представителей всех политических сил на территории бывшей Российской империи для проведения переговоров по урегулированию конфликта.

1 июня 1919 г. делегация Литбела вместе с делегациями прочих советских республик на заседании ВЦИК в Москве подписала договор о военно-политическом союзе советских республик, который 21 июня 1919 г. утвердил ЦИК Советов Литбела. Однако военный союз не привел к приостановке наступления польских войск. К середине июля 1919 г. польские войска оккупировали около 3/4 территории Литвы и Беларуси. В связи с этим 13 июля 1919 г. член РВС Западного фронта И.В.Сталин предложил ЦК РКП(б) ликвидировать Совет обороны и правительство Литбела. Руководство Литбела не соглашалось с такой постановкой вопроса, указывая, что ликвидация Литбела “дезорганизует коммунистов Литвы и Беларуси”. В конечном итоге ЦК РКП(б) решил ликвидировать Совет обороны и правительство Литбела, но сохранить ЦИК республики. 16 июля 1919 г. ЦК КП(б) ЛиБ принял постановление о временном прекращении работы правительства республики и переподчинении всех республиканских управлений Минскому губернскому ВРК. Осенью 1919 г. территория Беларуси, на которой сохранился советский контроль, была фактически включена в состав Советской России.

Вопрос о воссоздании БССР был поднят в мае 1920 г. по инициативе руководителя Советского отдела Реввоенсовета Западного фронта А.Г.Червякова. 6 июля 1920 г. ЦК КП(б) ЛиБ решил издать после изгнания польских интервентов из Минска декларацию, где объявить о “неизменном признании самоопределения народов, в том числе и белорусского”. 7 июля 1920 г. на освобожденной от поляков территории Беларуси начал действовать Минский губернский революционный комитет, который возглавил А.Г.Червяков (в состав комитета вошли представители Коммунистической партии (большевиков) Литвы и Беларуси, Белорусской партии социалистов-революционеров, Бунда, Белорусской коммунистической организации). 11 июля Минский губревком объявил о переходе к нему всей гражданской власти на освобожденной от поляков территории.

Предложения белорусских “национал-коммунистов” о воссоздании БССР вызвали противодействие со стороны части руководителей КП(б) ЛиБ, которые считали, что Беларусь должна существовать в составе РСФСР в силу слабости белорусского национального движения. Однако “национал-коммунисты” смогли добиться решения о воссоздании независимой Советской Беларуси. 16 июля 1920 г. пленум ЦК РКП(б) решил “оказать содействие белорусскому народу в создании белорусского ревкома”. 30 июля 1920 г. партийно-организационная тройка по Минской губернии, выполнявшая до раздела КП(б) ЛиБ (5 сентября 1920 г.) функции партийного руководящего центра в Беларуси, постановила образовать на основе Минского губревкома Военно-революционный комитет Белорусской республики. Руководителем Белорусского ВРК стал А.Г.Червяков.

31 июля 1920 г. в городском театре Минска (совр. Национальный театр им.Я.Купалы) на совместном заседании ЦК КП(б) ЛиБ, ЦК БКО, ЦБ профсоюзов Минска и Минской губернии, ЦК Бунда была принята Декларация о провозглашении независимости Советской Социалистической Республики Беларуси. Декларацию подписали от имени КП(б) ЛиБ В.Г.Кнорин, А.Г.Червяков и И.Т.Смилга, от имени профсоюзов Минска и Минской губернии А.М.Крыницкий, от имени БКО В.М.Игнатовский, от имени Бунда А.И.Вайнштейн. Подготовка текста Декларации проходила в условиях острых идейных споров между белорусскими коуммунистами и эсэрами. Руководители БПС-Р требовали зафиксировать в Декларации положения о созыве Всебелорусского трудового конгресса с целью решения вопроса о государственном устройстве Беларуси, формировании коалиционного правительства из представителей коммунистов и левых партий национальной демократии (с приоритетом от БПС-Р), создании белорусской армии, полной независимости БССР от РСФСР, расширении территории республики до ее этнографических границ, провозглашении белорусского языка государственным языком Беларуси. После отказа ЦК КП(б) ЛиБ удовлетворить данные требования ЦК БПС-Р отказался подписать Декларацию о независимости ССРБ.

Декларация о провозглашении независимости ССРБ отменяла законы и постановления оккупационных властей и подтверждала положения Манифеста Временного рабоче-крестьянского правительства Беларуси от 1 января 1919 г. В ней говорилось, что республика строится на принципах “диктатуры пролетариата и использования всего опыта Советской России”. До созыва Всебелорусского съезда Советов власть переходила к Военно-революционному комитету БССР (ВРК БССР). В отличие от прежних юридических актов Советской Беларуси в Декларации содержалось указание на то, что Белорусская ССР является страной белорусских, русских, польских и еврейских рабочих и крестьян. Главным внешнеполитическим приоритетом БССР определялась РСФСР, отношения с которой предполагалось строить на основе полного равенства. Республика выражала стремление согласовывать свои действия на международной арене с позицией РСФСР, выступала за сохранение единого командования вооруженными силами всех советских республик, установление единого хозяйственного плана с РСФСР и другими “возникшими и могущими возникнуть советскими республиками”. В тексте Декларации содержалось примерное описание территории БССР. На западе ее территория ограничивалась линией этнографической границы между Беларусью и примыкающими к ней “буржуазными государствами”, на востоке и юге границу республики должно было определить “свободное выражение воли белорусского народа на уездных и губернских съездах Советов в полном согласии с правительствами РСФСР и ССРУ”. Таким образом, основу воссоздаваемой Советской Беларуси должна была составить преимущественно территория Гродненской и Минской губерний.

Поражение Красной Армии в Польше осложнило внешнеполитическое положение БССР. Представители БССР не были допущены на мирные переговоры с Польшей, проходившие в Минске и Риге. 10 сентября 1920 г. ВРК БССР выдал РСФСР мандат на ведение мирных переговоров с Польшей “по вопросу главным образом определения границ Белоруссии”. 18 сентября представители ВРК БССР (председатель А.Червяков и секретарь И.Клишевский) выехали в Ригу по приглашению Г.В.Чичерина, однако польская делегация категорически отказалась признать полномочия членов делегации БССР в качестве представителей белорусского народа. В дальнейшем от имени БССР на переговорах представляла делегация РСФСР. В подписанных 12 октября 1920 г. в Риге договоре о перемирии и прелиминарных условиях мира договаривающиеся стороны обязались признать самостоятельность и независимость Беларуси (форма белорусской государственности не оговаривалась), однако договор содержал положения, которые предусматривали передачу в состав Польши значительной части Беларуси по линии “немецких окопов” (российско-германского фронта 1916-1917 гг.).

В начале октября 1920 г. А.Червяков попытался убедить главу делегации РСФСР на переговорах А.А.Иоффе не подписывать договор на предлагаемых поляками условиях, но Иоффе отказался сделать это. Исходя из того, что несогласие с предложенными условиями мира приведет к дальнейшему продолжению войны, и рассчитывая на возможность пересмотра условий мира в случае возможной победы коммунистической революции в Польше, II Всебелорусский съезд Советов, прошедший в Минске 13-17 декабря 1920 г., ратифицировал Рижский прелиминарный договор и поручил российской делегации вести переговоры об установлении границ, заключении мира и связанных с заключением мира договоров, политических, экономических, об обмене военнопленными и др. В окончательном варианте мирного договора, подписанном в Риге 18 марта 1921 г., сохранились положения предварительного мира, касавшиеся Беларуси (признание независимости Беларуси; разделение территории Беларуси по линии Барановичи – Лунинец – Сарны с отклонениями в пользу Польши на Полесье и в районе Радошковичей). В преамбуле договора содержалось указание на то, что делегация РСФСР подписывает его и от имени БССР, в ст.23 говорилось, что все права и обязательства, зафиксированные в договоре, распространяются на Беларусь и ее граждан. Рижский мирный договор 1921 г. содержал обязательство Польши предоставить белорусам право развития своей культуры, языка и религии. Рижский мирный договор 1921 г. носил несправедливый характер в отношении Беларуси, поскольку отторгал в пользу Польши значительную часть белорусских земель без выявления воли их населения (к Польше отошло 80,5 тыс. кв. км. белорусской территории с населением ок.3,5 млн. человек, в то время как площадь Советской Беларуси того периода составляла 52,4 тыс. кв. км., а ее население - всего лишь 1,5 млн. человек). В то же время прекращение польско-советской войны 1919-1920 гг. создало предпосылки для стабилизации ситуации в Беларуси после шести лет тяжелейших испытаний.

 

 

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.