словосочетания и предложения как единицы изучения языка
синтаксический
синтаксис
текст
текстовый
текстология
Лекция 2.
Культура речи. Коммуникативные качества речи.Краткие сведения из истории культуры речи как науки, определение культуры речи, основные аспекты состояния культуры речи, типы речевой культуры, коммуникативные качества речи.
Эпиграф: заговори, чтобы я тебя увидел.
Учение о речевой культуре зародилось в Древней Греции и Риме "теорий и практики речи". Расцвет ораторского искусства пришлось в 18 веке. Первым риторику оригинально осмыслил Михаил Ломоносов. В 19 веке место в риторике заняла стилистика (наука о стилях языка). На ее основе появилась культура речи как научная дисциплина. 1952 - Сергей Иванович Ожегов основал сектор культуры речи в институте русского языка академии наук СССР и был организатором всей научной работы в этой области. Теоретические и практические задачи этой науки решаются в работах ученых: Виктор Владимирович Виноградов, Борис Николаевич Головин, Д.Н. Шмелев и др. Культура речи - соответствие индивидуальной речи нормам данного языка, умение использовать языковые средства в разных условиях общения; предмет, изучающий правильность речи и речевое мастерство.
Основные аспектысостояния культуры речи. Современная концепция культуры речи как науки выделяет 3 ведущих аспекта: нормативный, коммуникативный, этический. Нормативный аспект изучает действующие языковые нормы, коммуникативный - основные качества хорошей речи и функциональные стили, этический - правила языкового поведения в разных ситуациях общения (речевой этикет). Типы культуры. Любой народ неоднороден по образованию: элитарный тип речевой культуры (к данному типу относятся люди с высшим образованием и высоким уровнем культуры. Этот тип называется полифункциональным. Для людей этого типа характерна привычка контролировать свою речь, развит навык обращения к словарям, стремление расширять познания в области языка, не злоупотребляют иностранной лексикой, нелитературными словами и используют в речи эвфемизмы), среднелитературный (большинство людей с высшим и средним образованием, в речи встречаются отклонения от норм, характерная черта людей этого типа - отсутствие привычки проверять себя, владеют 2-3 стилями речи), разговорно-обиходный тип (используют разговорную речь, испытывают трудности с письменной речью, не умеют выстроить монолог, очень активно используют невербальные средства общения. Данный тип - результат того, что человек никогда не прикладывал усилий для овладения хорошей речью), просторечный тип (малообразованные люди, пользуются устной речью, не владеют нормами речевого этикета).
Коммуникативные качества речи. Под ККР понимаются такие ее особенности, которые обеспечивают потребность общения и свидетельствуют об уровне высокой культуре. Учение о качествах речи берет начало в трудах античных философов, которые разработали систему оценок качества речи (Теофраст называет такие достоинства речи, как: чистота, ясность, точность, торжественность. Гермоген - сбивчивость, напыщенность, ребячливость. По мнению Цицерона чистота и ясность речи необходимы, но их недостаточно, чтобы вызвать восхищение слушателей, нужна красота речи. Самым важным качеством хорошей речи, по мнению Дионисия Галикарнасского, является уместность речи). В настоящее время признается классификация ККР Б.Н. Головина. Он называет следующие ККР: правильность речи, логичность, точность, уместность, чистота, богатство, выразительность. Правильностьречи - соответствие речи языковым нормам. Логичность - соответствие речи общим законам мышления.
Общая (оперирует законами логики, опирается на мышление, умозаключение). Ситуативная логичность - логика повседневного общения. Точностьречи - соответствие употребляемых языковых средств передаваемому содержанию (связь слова со значением).
Уместность речи - соответствие речи условиям общения. Чистота- свобода речи от нелитературных слов, варваризмов, слов-паразитов. Богатство - разнообразие речи. Выразительность - специальная установка речи, которая позволяет усилить впечатление от сказанного или написанного.