Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Обучение способам самопознания



Обучение ребенка способам самопознания — это переход от диагностики самовоспитания учащихся к его стимулированию. Поэтому уже в процессе диагностики самовоспитания учащих­ся, которая сама по себе — хотят они того или нет — способ­ствует их самопознанию, побуждает задуматься о себе, оценить себя — нужно стремиться к тому, чтобы изучение учащимися самих себя становилось все более осознанным, целенаправлен­ным и систематическим.

В этом плане большое значение может сыграть использова­ние разработанной для детских объединений и организаций программы «Познай себя». Вот фрагмент из этой программы:

КТО Я? Этот вопрос каждый задает себе. И не случайно. Призыв — «Познай самого себя» — был высечен на арке Дельфийского Храма и адресовался каждому входящему сюда. Мы люди, а это такие суще­ства, которые ищут причину происходящего вокруг них. Рано или поздно возникает желание узнать и о себе. Это случается чаще всего тогда, когда мы начинаем сами оценивать свои поступки и искать их причины. При этом мы сравниваем себя с другими людьми: со свои­ми товарищами, взрослыми, героями фильмов. Каждый из нас пред­ставляет собой загадочный и сложный мир, который можно сравнить разве что со Вселенной и предсказать изменения в котором порой ка­жется невозможным. Мы знаем, как отремонтировать утюг, плиту и даже магнитофон. А вот разобраться в себе, оказывается, совсем не

просто,

А зачем нужно знать себя? Может, без этого и жить спокойнее? Но ведь хочется понять, почему мы поступаем так или иначе, почему мы не можем сделать то, что делают другие. Иногда кажется, что кто-то вместо нас совершает те или иные поступки. Еще больше мучает воп­рос: как жить и какими быть? Вспомни, как прошел вчерашний день. Вчера утром у тебя было плохое или хорошее настроение? А почему? Что повлияло на это? Ты вчера поссорился с другом (подругой). Поче­му это случилось? Ты переживал за героев телевизионной передачи, художественного фильма? Чем они тебе понравились? А не пытался ли ты сравнивать себя с ними?

И еще тысячи "почему», на которые хочется получить ответ по­чти каждому человеку.

Когда ты утром смотришься в зеркало, то стараешься увидеть то, что считаешь наиболее важным в данный момент: прическу, одежду, лицо и т.п. Но постарайся посмотреть, что прячется за твоей внешно­стью, задумайся над вопросом: «Кто я?», выбирая то, что, по твоему мнению, является наиболее важным. Но сначала мы предлагаем тебе небольшой тест, который поможет определить, насколько ты знаешь себя.

Знаю ли я себя

Выбери ответ, который соответствует твоему мнению.

1. Если тебе предстоит сделать выбор какого-нибудь одного дела из многих, то сможешь ли ты объяснить себе, почему сделал именно этот выбор?

Да-2.

Трудно сказать — 1.

Нет — 0.

2. Понимаешь ли ты причины плохого или хорошего отношения товарищей к тебе? Да-2.

Трудно сказать — I. Нет — 0.

3. Совершал ли ты на прошлой неделе поступки, причины кото­рых ты затрудняешься объяснить? Совершал — О Не помню — 1 Не совершал — 2.

4. Если время повернуть назад, то вчерашний день:

Прожил бы точно так же — 1. '

Многое сделал бы лучше -— 2.

Не считатю нужным об этом думать —0.

5. Можешь ли ты точно сказать, как поступишь в сложной ситуа­ции?

Да-2. Нет — 0.

Трудно сказать — 1.

6. Знаешь ли ты , что изменилось в тебе, если сравнить твое пове­дение сегодня и год назад? Знаю — 2. Не знаю — 0. Не задумывался — 1.

7. Задумываешься ли ты о том, какие изменения произойдут в тебе завтра?

Задумываюсь—2.

Не задумываюсь — 0.

Над этим мне предстоит подумать — 1.

8. Трудно ли тебе выбрать то дело, которое соответствует твоему

характеру?

Трудно — 0. Не трудно — 2. Не знаю — 1.

9. Знаешь ли ты, какая примерно профессия соответствует твоим качествам личности? Знаю — 2. Не знаю — 0. Не задумывался — 1.

10. Знаешь ли ты, как произвести хорошее впечатление на окру­жающих? , Знаю — 2. Не знаю — 0. Не уверен — 1.

11. Смог бы ты назвать героя книги или фильма, на кого ты по­хож?

Смог бы — 2.

Не смог бы — 0.

Не задумывался — 1.

Подсчитай баллы. Если ты набрал 16 и более баллов, то ты себя знаешь достаточно хорошо, если от 10 до 16, то тебе следует более глу­боко изучить свои качества, если менее 10, то изучение себя надо на­чинать немедленно, так как всякое промедление приведет к нежела­тельным результатам.

Каждый человек по-своему талантлив, обладает определенными задаткам, способностями, наклонностями. Искусство самопознания включает в себя самонаблюдение, самокритику, самоанализ. Наблю­дая за собой, отмечайте ваши недостатки и достоинства, способнос­ти, фиксируйте, в каких видах деятельности они проявляются. Ана­лизируйте ваши поступки, действия, умения и навыки. давайте им точную оценку — учитесь искусству самооценки. Постоянно воспи­тывайте в себе наблюдательность, самокритичность, высокую требо­вательность.

Упражнение 1

«Самое трудное — познать себя». (Гете)

1. Как ты понимаешь слова «познай себя»?

2. Как ты познаешь себя? Как ты изучаешь свой внутренний мир?

3. Требователен ли ты к себе? Всегда ли правильно оцениваешь свои достоинства и недостатки, действия и поступки?

4. Какие качества личности тебе надо воспитать?

Упражнение 2

«Как можно познать самого себя?

Только путем действия, но никогда путем созерцания. Попытайся выполнить свой долг, и ты узнаешь, что в тебе есть». (Гете)

1. Какие качества личности, черты характера, способности ты от­крыл в себе «путем действия* — в работе, в общении и т.п.?

2. Опиши путь этого открытия.

Упражнение 3

"Подсознательно я никогда не сомневался, что займу свое место среди гениев». (Б.Шоу)

1. Как ты считаешь, уверенность в себе — это хорошо или плохо?

2. Видишь ли ты разницу между уверенностью в себе и самоуве­ренностью?

3. Нужна ли человеку уверенность в себе?

4. Уверенность и скромность — совместимы ли эти понятия?

5. Уверен ли ты в себе, своих силах, в том, что достигнешь желае­мых рубежей своего развития?

Упражнение 4

«Жил-был и по сей день живет музыкант. Одно у него солнце и одна-единственная жизнь. А ветер был первым дыханием и первым его словом. И Ветром звали его собственные дети. Потому что брали начало свое от ветра и стали бы им, не встреть на пути струн... Так всякий, кто обретает свои струны, обретает имя, превращается из ветра в музыку, и роду его не быть развеянным ». (Янис Петере)

1. Что в этой притче подразумевается под словами «обрести свои струны»?

2. Встретил ли ты на своем пути такие струны? А если еще нет, то что ты делаешь, чтобы их обрести?

Упражнение 5. «Оцени себя»

Оценить себя объективно трудно. Но все-таки попробуй! Перед то­бой две колонки. В первой перечислены положительные качества лич­ности, черты характера, во второй — отрицательные. Поставь себе бал­лы — от 0 до 5 — в зависимости от того, насколько эти качества в тебе

сформированы. Сложи баллы в каждой из таблиц. Их разница под­скажет, насколько объективно ты себя оцениваешь.

Аккуратность Ворчливость

Внимательность Грубость

Дисциплинированность Жадность

Дружелюбие Завистливость

Жизнерадостность Замкнутость

Настойчивость Злопамятность

Общительность Бестактность

Ответственность Капризность

Отзывчивость Мстительность

Принципиальность Нерешительность

Скромность Несдержанность

Уверенность в себе Обидчивость

Предлагаемая методика позволяет стимулировать самопо­знание учащихся и на основе этого создать условия для работы над собой с целью формирования личности.

Вопросы для самопроверки

1. Какую роль играет самовоспитание в формировании качеств личности?

2. Что может сделать педагог, чтобы ребенок занимался самовос­питанием?

3. Как обучить ребенка способам самопознания?

§ 4. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

Вариативность классного руководства

Основным структурным элементом школы является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, фор­мируются социальные отношения между учащимися. Предста­вительские функции в органах самоуправления школы реализуются также чаще всего от имени класса. В классах осуществ­ляется забота о социальном благополучии учащихся, решают­ся проблемы досуга детей и сплочения коллективов, формиру­ется соответствующая эмоциональная атмосфера.

Организатором деятельности учащихся в классе, координа­тором воспитательных воздействий на ученика является класс­ный руководитель. Именно он непосредственно взаимодейству­ет как с учащимися, так и с их родителями. Однако до сих пор четко не определены функции классных руководителей, содер­жание их работы, круг полномочий и ответственности, вариа-

тивные формы решения ими педагогических задач, в связи с чем актуальной является проблема обеспечения оптимальной деятельности классного руководителя.

В связи с разнообразием задач, решаемых классным руко­водителем, целесообразно рассмотреть вопрос о вариативности классного руководства. Эта вариативность в школе может быть представлена в разных аспектах:

— в организационном — варианты профессионального и должностного статуса;

— в содержательном — варианты выделения доминирую­щих функций в деятельности классного руководителя и опре­деления содержания его работы;

— в психолого-педагогическом — выбор позиции в отноше­ниях с учащимися (организатор, рядовой участник, наблюда­тель, старший товарищ, куратор и т.д.).

Вариативность классного руководства обусловлена следую­щими факторами:

— условиями работы образовательного учреждения, особен­ностями воспитательной системы;

— экономическими возможностями школы и родителей;

— возрастными особенностями детей, уровнем их воспитан­ности, организованности, обучаемости, состоянием здоровья и физического развития учащихся;

— подготовленностью педагогов к организации внеучебной воспитательной работы.

Возможны следующие варианты должностного статуса классного руководителя в общеобразовательных школах:

— классный воспитатель (освобожденный классный руко­водитель);

— классный руководитель;

— классный куратор.

Классный воспитатель работает на полной учительской став­ке. Целесообразно совмещать классное руководство с препода­ванием учебного предмета в этом же классе. Его рабочий день не нормирован, но недельная занятость педагога воспитатель­ной внеучебной работой может быть согласована с админист­рацией школы и классными воспитателями. Введение долж­ности классного воспитателя целесообразно в тех классах, где большинство детей нуждаются в особой индивидуальной педа­гогической поддержке.

Наиболее распространенной является должность классного руководителя, которая материально подкрепляется доплатой к основной учительской ставке. Целесообразно использовать

различную доплату за классное руководство в зависимости от возраста учащихся, качества работы и профессионализма пе­дагога, особенностей детского коллектива.

В старших классах возможно кураторство, особенно в тех случаях, когда учащиеся готовы взять на себя ряд организа­торских функций педагога.

Должностной статус классного руководителя во многом определяет задачи, содержание и формы работы. Так, для классного воспитателя становится возможным проведение целенаправленной работы с каждым учеником, составление ин­дивидуальных программ развития детей. В этом случае доми­нируют индивидуальные формы работы с учащимися и их семь­ями.

Воспитательные задачи, содержание и формы работы класс­ного руководителя не могут быть единообразными. Они опре­деляются запросами, интересами, потребностями детей и их родителей, условиями класса, школы, социума, возможностя­ми самого педагога.

Вариативна позиция руководителя в детском коллективе. Она определяется прежде всего видом совместной деятельнос­ти: в учебной работе классный руководитель как учитель яв­ляется организатором и руководителем деятельности детей; во внеучебной педагогу важно занять позицию старшего товари­ща, рядового участника.

Роль педагога изменяется в зависимости от возраста, опыта коллективной, самоуправленческой деятельности детей: от непосредственного организатора работы до консультанта и со­ветчика.

Существенно отличается деятельность классного руководи­теля в сельской школе. Значение личностных особенностей, бытовых условий жизни, отношений в семьях обеспечивает возможность индивидуального подхода к каждому ребенку и его семье. Воспитательная работа классных руководителей в сельской школе должна быть направлена на повышение куль­турного уровня детей, подготовку их к жизни в условиях ры­ночных отношений, на преодоление дефицита общения сель­ских школьников, воспитание хозяина своей земли.

В малочисленной сельской школе организация воспитатель­ной работы по классам, где обучаются несколько человек, ста­новится неэффективной. В таких школах целесообразно созда­ние разновозрастных объединений (8—15 человек) и замена классных руководителей в них воспитателями. Возможен и другой вариант, когда классный руководитель организует ин-

дивидуальную работу с учащимися, родителями, проводит классные часы, встречи, экскурсии, соответствующие возрас­ту учащихся, а творческая работа, интересная для младших и старших, проведение общешкольных дел осуществляются в разновозрастных объединениях под руководством старших уче­ников. В зависимости от характера и сложности проводимых дел классные руководители могут участвовать в работе как кон­сультанты разновозрастных коллективов, как временные ру­ководители подготовительной работы, как равные члены кол­лектива. Организация разновозрастных объединений представ­ляет большие возможности для развития самоуправления, ре­ализации социальных проб, например, в роли лидера, педаго­га и т. д.

При организации воспитательной работы в малочисленной сельской школе, где коллектив учащихся приближается по количественному составу к классному (40—50 учащихся), це­лесообразно вместо должности классного руководителя ввести должность организатора воспитательной работы в школе (за­местителя директора по воспитательной работе).

Функции классного руководителя

Содержание деятельности классного руководителя опреде­ляется его функциями как руководителя педагогического про­цесса в определенной группе учащихся.

В соответствии с концепцией Р.Х.Шакурова в управлении целесообразно выделить три уровня функций. К первому уров­ню относятся педагогические и социально-гуманитарные функ­ции, которые Р.Х.Шакуров относит к группе целевых.

Традиционно среди педагогических функций доминирую­щее значение имеет функция воспитания учащихся. Перед классным руководителем стоит проблема интеграции усилий всех педагогов, направленных на решение этой задачи.

Среди социально-гуманитарных функций, которые также являются целевыми функциями, приоритетной является соци­альная защита ребенка от неблагоприятных воздействий окру­жающей среды. Под социальной защитой в целом понимается целенаправленная, сознательно регулируемая на всех уровнях общества система практических социальных, политических, правовых, психолого-педагогических, экономических и меди­ко-экологических мер, обеспечивающих нормальные условия и ресурсы для физического, умственного и духовно-нравствен­ного формирования, функционирования и развития детей, пре­дотвращение ущемления их прав и человеческого достоинства.

Реализация этой функции предполагает обеспечение усло­вий для адекватного развития ребенка в существующих соци­ально-экономических условиях. Деятельность классного руко­водителя по социальной защите ребенка — это деятельность не только непосредственного исполнителя, но и координатора, помогающего получить детям и их родителям социальную под­держку и социальные услуги.

Социальная защита как функция классного руководителя — это, в первую очередь, комплекс психолого-педагогических мер, обеспечивающих оптимальное социальное развитие ребен­ка и формирование его индивидуальности, адаптацию к суще­ствующим социально-экономическим условиям. Реализуя эту функцию, он должен, решая острые сиюминутные проблемы, быть готовым к опережению событий и, опираясь на точный прогноз, отводить от ребенка те проблемы и трудности, кото­рые перед ним могут встать.

Целесообразно рассматривать социальную защиту в деятель­ности классного руководителя в широком и узком смысле сло­ва. В последнем — это деятельность классного руководителя, направленная на защиту детей, оказавшихся в особо трудном положении. Таковыми являются дети из многодетных семей, дети-инвалиды, сироты, беженцы и другие, которые больше других нуждаются в экстренной социальной защите. В широ­ком смысле слова — это социально-защитная работа со всеми детьми и их родителями в различных направлениях.

Следовательно, объектом социальной защиты, социальных гарантий являются все дети, независимо от их происхождения, благополучия родителей и условий жизнедеятельности. Разу­меется, при этом остается неоспоримым принцип дифференци­рованного подхода к различным категориям детей, и приори­тет должен быть отдан наиболее незащищенным категориям детей из малообеспеченных семей или семей из групп риска.

Критерием эффективности деятельности классного руково­дителя может служить реальная социальная защищенность каждого конкретного ребенка, которую можно оценить двумя видами показателей (объективными и субъективными). Объек­тивные — это показатели соответствия социальных, материаль­ных, духовно-культурных условий жизни ребенка основным, принятым в современном обществе нормам питания, быта, от­дыха, учебы, развития способности правовой защиты и т.д. Субъективные показатели характеризуют степень удовлетво­ренности или неудовлетворенности детей их социальной защи­щенностью.

Таким образом, функции воспитания и социальной защиты ребенка являются стержнем, вокруг которого строится систе­ма деятельности классного руководителя и наполняется соот­ветствующим содержанием.

Для достижения поставленных целей воспитания и социаль­ной защиты учащихся классный руководитель должен решать ряд частных задач, связанных с формированием отношений учащихся со своими сверстниками в классе (организация кол­лектива, его сплочение, активизация, развитие самоуправле­ния). Эти задачи определяют социально-психологические функции, к которым относятся прежде всего организаторские.

Главное назначение классного руководителя — поддержка положительной инициативы учащихся, связанной с совершен­ствованием жизни региона, микросреды, школы и самих школьников. Иначе говоря, акцент классным руководителем делается не столько на организацию учащихся, сколько на по­мощь им в самоорганизации.

Классный руководитель организует разнообразную деятель­ность учащихся: познавательную, трудовую, эстетическую, а также свободное общение учащихся, являющееся частью до­суга школьников.

В процессе работы с классом представляется важным реа­лизовывать функцию сплочения коллектива. При этом задача сплочения коллектива выступает не как самоцель, а как спо­соб достижения поставленных перед коллективом целей. Од­ной из задач, стоящих перед классным руководителем, явля­ется развитие ученического самоуправления.

Реализация диагностической функции предполагает посто­янное выявление классным руководителем исходного уровня и изменений в воспитанности учащихся. Она направлена на исследование личности и индивидуальности ребенка, их ана­лиз, поиск причин неэффективности получаемых результатов и характеристику целостного педагогического процесса.

Реализуя диагностическую функцию, классный руководи­тель может преследовать двоякую цель: во-первых, прослежи­вать результативность своей деятельности; во-вторых, диагно­стика из инструмента исследования и изучения ребенка в ру­ках классного руководителя (классного воспитателя) может превратиться в инструмент формирования личности и разви­тия индивидуальности.

Функцию целеполагания можно рассматривать как совмест­ную с учащимися выработку классным руководителем целей воспитательной деятельности. В зависимости от возраста уча-

щихся и уровня сформррованности классного коллектива доля участия классного руководителя (классного воспитателя) в этом процессе будет иеняться.

Логика целеполагания отражается в процессе планирования деятельности классного руководителя. Планирование воспита­тельной работы — это помощь классного руководителя самому себе и коллективу класса в рациональной организации деятель­ности, (Попроще об этом будет сказано в главе 3.)

Основная цель функции контроля и коррекции в деятельно­сти классного руководителя - это обеспечение постоянного со­вершенствования воспитательного процесса. Реализация функ­ции контроля предполагает, с одной стороны, выявление поло­жительных результатов, а с другой — негативных результатов и причин имеющихся недостатков, а также возникающих про­блем в процессе воспитания. На основе анализа результатов контроля осуществляется процесс коррекции деятельности классного руководителе как с классом в целом, с группой уча­щихся, так и с отдельными учениками. Процесс контроля сле­дует рассматривать не только со стороны администрации, дру­гих членов педагогического коллектива, учеников, но и как реализацию функции самоконтроля классным руководителем. Коррекция — это всегда совместная деятельность классного ру­ководителя и коллектива класса в целом, группы или отдельных учеников.

Систематически и грамотно реализуемая функция контро­ля и коррекции в деятельности классного руководителя (класс­ного воспитателя) имеет большое воспитывающее, развиваю­щее и организующее значение, повышает эффективность вос­питательного процесса.

Вышеперечисленные функции определяют содержание де­ятельности классного руководителя.

Классный руководитель и педагогический коллектив

Классный руководитель реализует свои функции в тесном сотрудничестве с другими членами педагогического коллекти­ва и в первую очередь с теми педагогами, которые работают с учениками данного класса. Взаимодействуя г учителями-пред­метниками, классный руководитель выполняет роль организатор и координатора педагогической работы с учащимися и коллективом. Он знакомит учителей с результатами изучения детей, привлекая и классный коллектив, и учителей, работаю-

щих в классе, к обсуждению программы педагогической помо­щи ребенку и его семье. Он организует совместно с учителями-предметниками поиск средств, способов, обеспечивающих ус­пешность учебной деятельности ребенка, его самореализацию на уроке и во внеучебное время.

Классный руководитель систематически информирует учи­телей о динамике развития ребенка, его трудностях и дости­жениях, об изменении ситуации в семье. В случае затруднений, возникающих у ребенка и его родителей, связанных с обучени­ем, он стремится привлечь учителей к обсуждению путей пре­одоления этих трудностей и помогает педагогам скорректиро­вать их действия, предварительно познакомив их с особеннос­тями психического развития детей, имеющих отклонения в развитии, со специальными способами педагогического влия­ния на таких детей.

Классный руководитель регулирует отношения учителей и родителей ребенка. Он информирует педагогов о состоянии вос­питания, особенностях родителей, организует встречи родите­лей с учителями-предметниками с целью обмена информаци­ей об успехах обучения и воспитания ребенка, оказания помо­щи родителям в организации домашней работы с учащимися.

Классный руководитель привлекает учителей-предметников к планированию и организации внеучебной работы в классе, способствует закреплению знаний и умений, учету профессио­нальных интересов школьников; привлекает учителей к под­готовке и проведению собраний с родителями.

Одной из форм взаимодействия классного руководителя и учителей-предметников, обеспечивающих единство действий и способствующих выработке единых подходов к воспитанию ребенка, является педагогический консилиум. Здесь формиру­ется всесторонний взгляд на ребенка. Все, кто работает с уче­ником, получают информацию о психическом, физическом, умственном развитии ребенка, его индивидуальных способно­стях, возможностях и трудностях. Педагоги анализируют ре­зультаты наблюдений за учеником, обмениваются информаци­ей, договариваются о способах решения возникающих проблем и распределяют функции в работе с ребенком.

Классному руководителю целесообразно выявлять типичные проблемы в работе с коллективом, отдельными группами уча­щихся, проводить специальные семинары для педагогов. По­лезно организовать посещение учебных занятий с последую­щим обсуждением действий учителей по отношению к конк­

ретному ребенку и способов взаимодействия педагогов с Кол­лективом.

Основной формой работы с учителями-предметниками яв­ляются индивидуальные беседы, которые возникают по мере необходимости и планируются так, чтобы предупредить воз­можные трудности и конфликты. Важно проводить такие бе­седы как совместные размышления, поиск решения той или иной проблемы.

В ряде случаев необходимо организовать индивидуальную консультацию учителя со специалистами, если у него возни­кают проблемы с ребенком.

Классный руководитель изучает стиль, основные методы и приемы работы своих коллег с учащимися, выявляет успехи, проблемы, достижения, эффективные способы работы учите­лей со школьниками и родителями, организует обмен опытом педагогической работы, поддерживает, стимулирует стремле­ние учителей оказать педагогическую поддержку ребенку, ус­тановить сотруднические отношения с родителями. В то же время он заинтересованно принимает предложения учителей» проявление их инициативы, реагирует на замечания, пробле­мы, поставленные учителями.

Таким образом, классный руководитель, реализуя свои функ­ции, является тем человеком, который непосредственно органи­зует воспитательный процесс и обеспечивает решение проблем как у всех учащихся, так и у каждого из них в отдельности.

Вопросы, для самопроверки

1. Какие варианты классного руководства существуют в школе?

2. Какие задачи решает классный руководитель?

3. Как может классный руководитель защищать учащихся?

4. Как взаимодействует классный руководитель с другими педа­гогами в воспитании учащихся?

§ 5. УЧЕНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ

Понятие «коллектив»

«Коллектив» (от лат. collectives — собирательный) рассмат­ривается как социальная общность людей, объединенных на основе общественно значимых целей, общих ценностных ори­ентации, совместной деятельности и общения»1.

1Российская педагогическая энциклопедия: В 2т. — М„ 1993. —Т. 1. — С. 450. 89

Коллектив как психолого-педагогическое явление в научной и методической литературе понимается различно. В одном слу­чае под коллективом понимают любое организованное объединение людей, в другом — высокую степень развития группы.

От того, как индивид становится элементом социальной организации, включается в общество, зависит, с одной стороны, формирование способности социальной организации влиять на личность, с другой — формирование способности личности под­даваться влиянию других.

Большую роль в социальном становлении учащихся призва­ны сыграть отношения, складывающиеся у них со сверстника­ми. Именно в процессе развития групповых отношений формируются условия, при которых более успешно протекает про­цесс социализации молодых людей. От того, какие отношения сложились у учащихся со своими товарищами, с педагогами; зависит возможность, с одной стороны, адаптации учащихся, с другой — раскрытие его потенциалов, сохранение его авто­номности. Включение учащихся в различные социальные общ­ности (класс, клубы, объединения; коллектив, сообщества, организации, производственная бригада) создает условия для реальных социальных проб учащихся, которые формируют го­товность к вхождению в различные социальные структуры, разнообразные типы социальных отношений,

Необходимо четко понимать, что различные отношения со­здают разные группы. Это могут быть группы как сплоченные, так и несплоченные. Сплочение групп также происходит на разной основе. В результате интеграции могут возникнуть группы социальной и асоциальной направленности, различного уровня деятельности опосредования.

Группы отличаются друг от друга и таким признаком, как доминирующий фактор сплочения. Факторами могут быть об­щие интересы членов группы, стремление приспособиться в специфических условиях, авторитет лидера, наличие соци­альных норм, принимаемых всеми членами группы, и т. д В зависимости от каждого фактора группа имеет свою траектоию развития и то качество, которое отличает одну сплочен­ную группу от других.

В педагогической практике часто сплочение рассматривалось как единственный признак коллектива. Случается, что всякое сплочение, даже на основе антигуманных норм отношений, рассматривается отдельными педагогическими работни­ками как позитивное явление. Это происходит из-за того, что

90.

организаторские задачи они считают более значимыми, чем воспитательные, а манипулирование сплоченной группой осу­ществлять значительно легче.

Работа с группой может рассматриваться в двух плоскостях. С одной стороны, речь идет о том, что, оказывая воспитатель­ное влияние на учащихся, учитель, классный руководитель, администратор должен учитывать специфику класса, особен­ности его сплочения, а с другой стороны, стремиться к тому, чтобы сплочение группы происходило достаточно демократич­но, на основе гуманистических норм отношений, т.е. создавал­ся воспитательный коллектив.

Как считал Л.И.Уманский, самое существенное качество группы, уровень ее социально-психологической зрелости, пре­вращает ее в группу-коллектив. В своих работах он выделяет критерии развития группы.

Первый из них — групповая направленность, под которой понимается социальная ценность принятых группой целей, мотивов деятельности, групповых норм. Основой группового сознания, определяющего направленность группы, является гуманность принимаемых группой норм отношений. В случае наличия устойчивых антигуманных норм (жесткости, недобро­желательности, обмана и т.п.) группа становится асоциальным объединением. Особую роль в формировании социальных норм играет социальная позиция лидера группы.

Вторым критерием развития первичного коллектива являет­ся способность группы к самоуправлению (самоуправляемость).

К третьему критерию относится подготовленность группы к совместной деятельности. Необходимо подчеркнуть зависи­мость этой подготовленности от особенностей самой деятель­ности — ее сложности, профессионального характера, уровня творчества, вида» формы и т. д.

Необходимо сказать еще о трех взаимосвязанных показате­лях развития группы: интеллектуальной, эмоциональной и волевой коммуникативности. Интеллектуальная коммуника­тивность — это процесс межличностного восприятия и установ­ления взаимопонимания, нахождения общего языка, способ­ность членов группы понимать друг друга с «полуслова». Эмо­циональная коммуникативность — это межличностные связи эмоционального характера, которые в большей степени харак­теризует народная мудрость : «Разделенная радость — две ра­дости, разделенное горе — полгоря». Волевая коммуникатив­ность — это способность группы противостоять трудностям и

препятствиям, ее стрессоустойчивость, надежность в экстре­мальных ситуациях1.

Нельзя говорить о непрерывном прогрессивном развитии группы как коллектива, в ее развитии всегда имеются спады и подъемы, встречаются временные «болезни», ведущие к конф­ликтным ситуациям, к негативному развитию отношений.




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.