Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Приемы воспитания



Реализация каждого метода предполагает использование совокупности приемов, соответствующих педагогической си­туации. особенностям учащихся, индивидуальному стилю пе­дагогической деятельности учителя. При этом реализация раз­личных методов может быть осуществлена при помощи одних и тех же приемов.

Приемы воспитания - это педагогически оформленные действия, посредством которых на поведение и позиции воспитумого оказываются внешние побуждения, изменяющие его взгляды, мотивы и поведение.

Следует сразу же отметить, что далеко не всякое педагоги­ческое воздействие ведет к позитивным изменениям в процес­се воспитания, а только то, которое принимается учащимся, соответствует его внутренним устремлениям, становится для него личностно значимым.

Существует различная классификация приемов воспитания. За основу одного из вариантов такой классификации можно принять приемы, когда педагог добивается изменений как в отношениях с учеником, так и в его взаимоотношениях с окру­жающими.

Прежде всего мы должны говорить о коммуникативных при­емах, то есть приемах общения педагога и учащихся. Ниже предлагаются некоторые приемы, разработанные нами совмест­но с Ю.С. Тюнниковым.

«Ролевая маска». Учащемуся предлагается войти в некоторую роль и выступить уже не от своего имени, а от лица соответствующе­го персонажа.

«Непрерывная эстафета мнений». Учащиеся «по цепочке» вы­сказываются на заданную тему: одни начинают, другие продолжают, дополняют, уточняют. От простых суждений (когда главным являет­ся само участие каждого ученика в предложенном обсуждении) необ-' ходимо перейти к аналитическим, предварительно выдвинув соответству­ющие требования, а затем и к проблемным высказываниям учащихся.

«Самостимулирование». Учащиеся, разделенные на группы, го­товят друг другу определенное количество встречных вопросов. По­ставленные вопросы и ответы на них подвергаются затем коллектив­ному обсуждению.

«Импровизация на свободную тему». Учащиеся выбирают ту тему, в которой они наиболее сильны и которая вызывает у них определен­ный интерес, творчески развивают основные сюжетные линии, переносят события в новые условия, по-своему интерпретируют смысл происходящего и т.п.

«Импровизация на заданную тему». Учащиеся свободно импро­визируют на обозначенную учителем тему (моделируют, конструиру­ют, инсценируют, делают литературные, музыкальные и иные зари­совки, комментируют, разрабатывают задания и т.п.). В отличие от приема «импровизация на свободную тему» учащиеся в данном слу­чае поставлены в более творческие условия, причем учитель может постепенно поднимать «планку трудности».

«Обнажение противоречий». Это разграничение позиций учащих­ся по тому или иному вопросу в процессе выполнения творческого задания с последующим столкновением противоречивых суждений, различных точек зрения. Прием предполагает четкое разграничение расхождений во мнениях, определение главных линий, по которым должно пройти обсуждение.

Вторая группа приемов связана с организаторской деятель­ностью учителя, направленной на существование ситуации во­круг ученика.

«Инструктирование». На время выполнения того или иного твор­ческого задания устанавливаются правила, регламентирующие об­щение и поведение учащихся: в каком порядке, с учетом каких тре­бований можно вносить свои предложения, дополнять, критиковать, опровергать мнение своих товарищей. Такого рода предписания в зна­чительной мере снимают негативные моменты общения, защищают «статус» всех его участников.

«Распределение ролей». Это четкое распределение функций и ролей учащихся в соответствии с уровнем владения теми знаниями, умения­ми и навыками, которые потребуются для выполнения задания.

«Коррекция позиций». Это тактичное изменение мнений учащих­ся, принятых ролей, образов, снижающих продуктивность общения и препятствующих выполнению творческих заданий (напоминание аналогичных ситуаций, возврат к исходным мыслям, вопрос-подсказ­ка и т.п.).

«Самоотстранение учителя». После того как определены цели и содержание задания, установлены правила и формы общения в ходе его выполнения, учитель как бы самоустраняется от прямого руко­водства или же берет на себя обязательства рядового участника.

«Распределение инициативы». Предполагает создание равных ус­ловий для проявления инициативы всеми учащимися. Он применим в ситуации «задавленной инициативы», когда позиционные выступ­ления и атаки одних гасят инициативу и желание общаться у дру­гих. Главное здесь добиться сбалансированного распределения ини­циативы по всей программе выполнения задания, с вполне конкрет­ным участием всех обучаемых на каждом этапе.

«Обмен функциями». Учащиеся обмениваются ролями (или функ­циями), которые они получили при выполнении заданий. Другой ва-

риант этого приема предполагает полную или частичную передачу учителем своих функций группе учащихся или отдельному ученику.

«Мизансцена». Суть приема состоит в активизации общения и из­менения его характера посредством распределения учащихся в клас­се в определенном сочетании друг с другом в те или иные моменты выполнения творческой работы.

Среди множества педагогических приемов большое место за­нимает юмор, личный пример учителя, изменение обстановки, обращение к независимым экспертам и т.п.

Педагогических приемов может быть бесконечное множе­ство. Каждая ситуация рождает новые приемы, каждый учи­тель из множества приемов использует те, которые соответству­ют его индивидуальному стилю. Прием, который подходит од­ному ученику, может быть неприемлем для другого.

Вопросы, для самопроверки

1. Что такое «метод воспитания»?

2. Какие методы воспитания и самовоспитания вы знаете?

3. Как правильно выбрать метод воспитания?

4. Какие бывают приемы воспитания?

5. Приведите примеры приемов воспитания.




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.