Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Особенности изучения результатов и эффективности воспитания



Под результатами воспитательного процесса понимают те изменения, которые произошли с участниками педагогического процесса и в отношениях между ними.

Эффективность воспитательного процесса определяется мерой соотношения поставленных целей, прогнозируемого ре­зультата и реально достигнутого. В то же время высокий ре­зультат может быть достигнут различного рода усилиями. По­этому под эффективностью воспитательного процесса мы по­нимаем степень достижения запланированного результата и соответствии с затраченными педагогическими усилиями и средствами.

Изучение результатов и эффективности воспитательного процесса выполняет аналитическую, контрольно-корректиру­ющую и прогностическую функции. При этом решается ряд задач:

а) выявление реального состояния воспитательного процес­са; эта задача решается с помощью педагогического среза, в ходе которого изучаются состояние и результативность воспи­тательной работы с учетом конкретных критериев, показате­лей, поставленных задач;

б) анализ изменений, происшедших в воспитательном про­цессе. Изучение влияния различных условий и средств на ре­зультаты работы, их эффективности и педагогической целесо­образности;

в) выявление возможностей развития воспитательного про­цесса; изучение состояния и динамики развития является ос­новой для поиска путей и средств дальнейшего совершенство­вания воспитательного процесса;

г) определение эффективности влияния воспитательной ра­боты на развитие личности учащегося и педагога, отношений в коллективе.

Изучение результатов и эффективности воспитательного процесса — один из самых сложных вопросов педагогической теории и практики. Сложность обусловлена прежде всего тем, что на состояние, результаты и эффективность воспитательно­го процесса влияют не только условия самой школы, но и внеш­няя по отношению к нему среда. В «чистом виде» определить результат влияния воспитательной работы на достижение по­ставленных педагогических задач невозможно. Имеет ли тог­да смысл изучать эффективность воспитательного процесса? Безусловно, так как, отказавшись от его изучения, мы обрека­ем детей на стихийное существование и развитие.

Мы считаем нецелесообразным устанавливать единые для всех школ. коллективов критерии и показатели эффективнос­ти воспитательного процесса, потому что они могут быть раз­работаны самими участниками с учетом целей и задач прово­димой работы, основных идей концепции, этапа развития вос­питательной системы. Эти критерии служат прежде всего ин­струментом для самоанализа и самооценки детей, педагогов. родителей, школьного коллектива. Они должны быть достаточ­но конкретными, доступными для измерения, понятными для детей и взрослых.

При изучении эффективности воспитательного процесса надо иметь в виду, что динамика показателей может быть не­одинаковой, более того, некоторые показатели могут почти не меняться, а иногда быть хуже. чем на предыдущем этапе. Об­щий вывод делается на основе сопоставления всех полученных данных, характеризующих проделанную работу.

Как часто исследуются состояние и эффективность воспита­тельного процесса? С одной стороны, это осуществляется по­стоянно, если речь идет о педагогическом наблюдении или ис­пользовании методик исследования, а с другой — периодичес­ки посредством специально организуемых «срезовых» иссле­дований. Например, проводится анкетный опрос педагогов. учащихся и родителей или создаются специальные педагоги­ческие ситуации через определенные промежутки времени.

В этой связи можно говорить о текущих, периодических, ито­говых, отдаленных по времени результатах. Целесообразно учитывать и анализировать информацию, полученную не толь­ко в разные периоды, но и различными методами.

Наиболее важными компонентами диагностики, на наш взгляд, являются изучение воспитанности школьников, спло­ченности коллектива и отношений в нем. исследование орга­низационных аспектов.




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.