Одним из важнейших критериев, позволяющих определить эффективность воспитательной работы учебного заведения, является уровень развития коллектива и отношений участников педагогического процесса. В психологии и педагогике разработаны показатели и методики, с помощью которых можно это сделать. Важнейшей характеристикой развития коллектива является социально-психологический климат в нем, изучение которого осуществляется по следующим показателям:
• удовлетворенность членов коллектива взаимоотношениями, процессом организации деятельности, руководством;
• преобладающее настроение;
• взаимопонимание руководителей и подчиненных, старших и младших, взрослых и детей;
• степень участия членов коллектива в управлении, уровень развития самоуправления;
• чувство собственного достоинства у каждого члена коллектива, гордость за свой коллектив;
• защищенность всех членов коллектива1.
Основной характеристикой развития коллектива является состояние взаимодействия его членов. В школе изучение взаимодействия в коллективе может производиться на нескольких уровнях: учитель — ученик, ученик — ученик, педагог — педагог, старший — младший, родитель — педагог, родитель — ученик, родитель — родитель. Показатели взаимодействия участников воспитательного процесса охарактеризованы во второй главе § 1.
1См.: Аникеева Я. Л. Психологический климат в коллективе. — М., 1989. — С. 14—15.
О развитии коллектива можно судить по уровню самоуправления в ученическом, педагогическом коллективах и во всей школе.
В этом разделе кратко охарактеризованы основные показатели развития коллектива для того, чтобы педагоги могли учесть их при разработке собственных методик изучения, при организации наблюдения, а также при описании состояния уровня развития коллектива как критерия эффективности воспитательной работы.
При диагностике коллектива необходимо помнить о многоаспектности этого явления и выбрать для исследования те показатели, которые в наибольшей мере важны для оценки эффективности воспитательной работы. Педагоги могут самостоятельно отобрать такие показатели и соответствующие им диагностические средства. Например, методику «Наши отношения», предложенную в книге Л.М. Фридмана, и др.
Методика «Наши отношения»
Цель: выявить степень удовлетворенности учащихся различными сторонами жизни коллектива.
Проведение. Школьнику предлагается ознакомиться, например, с шестью утверждениями. Нужно записать номер того утверждения, которое больше всего совпадает с его мнением.
Например, для изучения дружбы, сплоченности или, наоборот, конфликтности может быть предложена серия утверждений:
1. Наст класс очень дружный и сплоченный.
2. Наш класс дружный.
3. В нашем классе нет ссор, и конфликтным наш класс назвать нельзя.
4. В нашем классе иногда бывают ссоры, но конфликтным наш класс назвать нельзя.
5. Наш класс недружный. Часто возникают ссоры.
6. Наш класс очень недружный. Трудно учиться в таком классе. Другая серия утверждений позволяет выявить состояние взаимопомощи (или ее отсутствие):
1. В нашем классе принято помогать без напоминания.
2. В нашем классе помощь оказывается только своим друзьям.
3. В нашем классе помогают только тогда, когда об этом просит сам ученик.
4. В нашем классе помощь оказывается только тогда, когда требует учитель.
1См.: Фридман Л. М.. Пушкина Т.А. Каплунович И. Я. Изучение личности учащегося в ученических коллективах, -. М., 1988. — С. 167—172.
5. В нашем классе не принято помогать друг другу.
6. В вашем классе отказываются помогать друг другу. Те суждения, которые отмечены большинством учащихся, свидетельствуют о состоянии взаимоотношений и атмосфере в коллективе. В то же время мнение конкретного ученика показывает, как он себя ощущает в системе этих отношений.
Для того чтобы зафиксировать динамику развития школьного или первичного коллектива, целесообразно составить таблицу, в которую ежегодно следует заносить результаты диагностики. Например, для условий школьного коллектива таблица может быть составлена следующим образом:
Таблица 4
Показатели развития
9 класс
11 класс
школьного коллектива (в скобках указаны методики изучения)
1. Число изолированных детей (социометрия)
2. Количество детей (в %), которые оценили отношения в коллективе (методика «Наши отношения» в приложении 8) баллами: 6 5 4
3. Коэффициент развития ученического самоуправления (методика во второй главе §5)
4.Количество детей (в %), назвавших педагога примером для подражания (анкета для старшеклассников)
5. Количество детей (в %), оценивающих отношения педагогов и учащихся (анкета для старшеклассников): — положительно — отрицательно
6. Количество старшеклассников, участвующих в работе с младшими (анкета) и т. д.