Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Рактеристики интенсивности и скорости реагирования, степени эмоциональной возбудимости и уравновешенности, особенности приспособления к окружающей среде. 4 страница





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Как уже отмечалось, предпосылки для возникновения неврозов могут закладываться с детства — вследствие неправильного воспитания, наличия у ребенка психических оавм и тягостных переживаний, а также вследствие нару-

327

Общее и индивидуальное в психике человека

шенных или осложненных межличностных взаимоотношений. Известный психолог Хорни подчеркивала, что именно межличностные отношения в сочетании с социально-культурными условиями жизни способны значимо влиять на особенности протекания неврозов (зто направление называют социокультурной концепцией личности).

Социокультурная Клинические наблюднения

концепция К. Хорни Хорни над пациентами, кото-

о природе неврозов рых она лечила в Европе и

США, показали поразительные различия в их личностной динамике, что явилось подтверждением влияния культурных факторов. Эти наблюдения привели ее к выводу, что в основе нарушений функционирования личности лежат уникальные стили межличностных отношений.

Хорни доказывала, что решающим фактором в развитии ребенка являются социальные отношения между ребенком и родителями. Для детства характерны две потребности: потребность в удовлетворении и потребность в безопасности. Удовлетворение охватывает все основные биологические нужды: в пище, сне и т. д. Главной в развитии ребенка является потребность в безопасности — желание быть любимым, желанным и защищенным от опасности или враждебного мира. В удовлетворении этой потребности ребенок полностью зависит от родителей. Если родители проявляют истинную любовь и тепло в отношении к ребенку, тем самым удовлетворяется его потребность в безопасности, и вероятнее всего сформируется здоровая личность. Если многие моменты в поведении родителей травмируют потребность ребенка в безопасности (неустойчивое, сумасбродное поведение, насмешки, невыполнение обещаний, чрезмерная опека, оказание явного предпочтения братьям и сестрам ребенка), то весьма вероятно патологическое развитие личности. Основным результатом такого дурного обращения родителей с ребенком, является развитие у него базаль-ной враждебности. В этом случае ребенок и зависит от родителей, и испытывает к ним чувство обиды и негодования. Этот конфликт приводит в действие такой защитный механизм, как вытеснение. В результате поведение ребенка, не ощущающего безопасности в родительской семье, направляется чувствами беспомощности, страха, любви и вины, выполняющими роль психологической защиты, цель которой — подавление враждебных чувств по отношению к родителям, чтобы выжить. Эти подавленные чувства враж-

Основы психологии

дебности проявляются невольно во всех взаимоотношениях ребенка с другими людьми как в настоящем, так и в будущем. Таким образом, у ребенка проявляется базаль-ная тревога, ощущение одиночества и беспомощности перед лицом потенциально опасного мира. Причиной невротического поведения будут нарушенные отношения между ребенком и родителями. С точки зрения Хорпи, выраженная базальная тревога у ребенка ведет к формированию невроза у взрослого.

Чтобы справится с чувствами недостаточной безопасности, беспомощности и враждебности, присущими базальной тревоге, ребенок часто вынужден прибегать к разным защитным стратегиям. Хорни описала 10 таких стратегий, получивших название невротических потребностей, или невротических тенденций:

в ненасытное стремление быть любимым и объектом восхищения со стороны других; повышенная восприимчивость к критике, отверганию или недружелюбию;

• потребность в руководящем партнере — чрезмерная зависимость от других;

• потребность в четких ограничениях и установленном порядке жизни, подчинение другим;

• доминирование и контроль над другими как самоцель;

• боязнь быть используемым другими;

• формулирование представления о себе в зависимости от общественного статуса;

• стремление создать приукрашенный образ себя;

• сильное стремление быть самым лучшим, страх неудач, сильное честолюбие;

• стремление избежать любых отношений, предполагающих взятие на себя каких-либо обязательств;

• поддержание впечатления совершенства и добродетели.

В отличие от других здоровых людей, невротики, реагируя на различные ситуации, опираются только на одну потребность из перечисленных. Впоследствии Хорни объединила невротические потребности в три основные стратегии межличностного поведения: ориентация «от людей», «против людей», «к людям». У невротической личности обычно преобладает одна из них. Соответственно выделяются типы личности: 1) «уступчивый тип» ориентируется на людей, проявляет зависимость, нерешительность, беспомощность, думает: «Если я уступлю, меня не тронут»; 2) обособленный тип — ориентируется от людей, думает: «Если я отстранюсь, со мной все будет в порядке», говорит: «Мне все равно», ничем и никем не увлекаясь; 3) враж-

329 Общее и индивидуальное в психике человека

дебный тип — ориентируется против людей, для него характерно доминирование, враждебность, зксплуатация, он думает: «У меня есть власть, меня никто не тронет», следует бороться против всех и любую ситуацию оценить с позиции: «Что я буду иметь с этого?». Враждебный тип способен действовать тактично и дружески, но его поведение всегда нацелено на обретение контроля и власти над другими, на удовлетворение личных желаний и амбиций.

Все эти стратегии -находятся между собой в состоянии конфликта и у здоровой, и у невротичной личности, однако у здоровых этот конфликт не несет в себе такого сильного эмоционального заряда, как у больных неврозами. Здоровому человеку присуща большая гибкость, он способен менять стратегии сообразно обстоятельствам. А невротик использует только одну из трех стратегий, независимо от того, годится она в данном случае или нет.

8. Характерный мышечный панцирь как фактор препятствия развитию личности

Интересную концепцию о характере человека разработал психолог Райх, согласно которой характер человека включает постоянный, привычный набор, паттерн защит. Вначале Райх описывал этот паттерн в психологических терминах: «Характер состоит из привычных положений и отношений человека, постоянного паттерна его реакций на различные ситуации. Он включает сознательное отношение и ценности, стиль поведения (застенчивость, агрессивность и т. п.), физические позы, привычки держаться и двигаться и пр.». Райх полагал, что характер создает защиты против беспокойства, которое вызывается в ребенке интенсивными сексуальными чувствами в сопровождении страха наказания. Первая защита против этого страха — подавление, которое временно обуздывает сексуальные импульсы. По мере того как «эго-защиты» становятся постоянными и автоматически действующими, они развиваются в черты характера или характерный панцирь. Характерные черты не являются невротическими симптомами. Различие, по Райху, состоит в том, что невротические симптомы (такие как иррациональные страхи и фобии) переживаются человеком как чужие элементы в его душе, в то время как характерные черты (вроде преувеличенной любви к порядку

Основы

психологии

330

или тревожной стеснительности) переживаются как составные части личности.

Каждое характерное отношение имеет соответствующую ему физическую позу, поэтому характер человека выражается в его теле в виде мышечной ригидности. «Ригидность мускулатуры — соматическая сторона процесса подавления и основа его продолжающегося существования». Человеку полезно проанализировать в деталях свою позу и физические привычки (поэтому Райх часто имитировал характерные позы или жесты пациентов, просил самих людей повторить или преувеличить привычный штамп поведения, например нервную улыбку), усилить определенный зажим в мышцах, чтобы лучше осознать его, прочувствовать его и выявить эмоцию, которая связана с этой частью тела. Лишь после того как подавляемая эмоция находит свое выражение, человек может полностью отказаться от хронического напряжения или зажима. Райх пишет: «Все без исключения пациенты говорили, что проходили через периоды своего детства, когда они учились подавлять свою ненависть, тревожность или нелюбовь посредством определенных действий, влиявших на вегетативные функции (как сдерживание дыхания, напряжение мышц живота и т. п.). Можно поражаться, как освобождение ригидных мышц освобождает не только вегетативную энергию, но, кроме того, приносит воспоминание о ситуации в раннем детстве, когда этот зажим был использован для определенного подавления». Райх обнаружил, что хронические мышечные зажимы блокируют три основные побуждения: тревожность, гнев и сексуальное возбуждение. Он пришел к выводу, что физический (мышечный) и психологический панцирь — одно и то же. «В любом случае функция панциря — защита от неудовольствия. Однако организм платит за эту защиту потерей значительной части своей способности к удовольствию». Эти мышечные зажимы приводят к искажению и разрушению естественных чувств, к потере энергии и радости в жизни, к подавлению сексуальных чувств, из-за чего мышечные зажимы мешают полному и полноценному оргазму. Отсутствие сексуального удовлетворения, застой сексуальной энергии, по мнению Райха, — основная причина неврозов. «Снятие мышечных зажимов, ликвидация застоя сексуальной энергии позволяет устранить любые невротические симптомы».

При работе с мышечным панцирем Райх обнаружил, что освобождение хронически зажатых мышц вызывает особые ощущения — чувство тепла или холода, покалывание, зуд

331

Общее и индивидуальное в психике человека

или эмоциональный подъем. Он полагал, что эти ощущения возникают в результате высвобождения биологической энергии, которую назвал «оргон». Оргоническая энергия обладает следующими свойствами:

1) она свободна от массы, не имеет ни инерции, ни веса;

2) она присутствует всюду, хотя и в различной концентрации;

3) она является средой электромагнитных и гравитационных взаимодействий, субстратом большинства фундаментальных природных феноменов;

4) она находится в постоянном движении и может быть наблюдаема в соответствующих условиях.

Оргонная энергия естественно течет вверх и вниз по телу параллельно позвоночнику. Кольца мышечного панциря формируются под прямым углом к этим потокам и препятствуют им. Мышечные зажимы служат ограничению как свободного потока энергии, так и свободного выражения эмоций у человека. То, что сначала возникает как защита против захлестывающих чувств напряжения и возбужденности, становится физической и эмоциональной смирительной рубашкой.

Психологический, личностный рост, самосовершенствование человека Райх определяет как процесс рассасывания психологического и мышечного панциря, постепенного становления более свободным, искренним и открытым человеком, более энергичным и счастливым, обретения способности наслаждаться полным и удовлетворяющим оргазмом.

Три типа средств используются в распускании панциря:

1) накопление в теле энергии посредством глубокого дыхания (позднее переросло в психотехнику «ребёфинга»);

2) прямое воздействие на хронические мышечные зажимы (посредством давления, защипывания и т. п.), чтобы расслабить их;

3) поддержание сотрудничества с пациентом в открытом рассмотрении сопротивлений и эмоциональных ограничений, которые при этом выявляются.

Научиться освобождаться от преувеличенных и неуместных зажимов, блоков для чувств — лишь один аспект психологического роста личности. Самоконтроль и целенаправленное поведение — второй существенный фактор роста; научиться уравновешивать, соотносить самоконтроль и свободное выражение — необходимая часть продолжающегося процесса роста личности. Райхом были разработаны специальные приемы по расслаблению «мышечного панциря», которые сейчас применяются психологами для

Основы психологии

оказания помощи людям, поскольку «зажатый своим» защитным панцирем человек не способен распустить его сам.

9. Типологии характера

Рассмотрим подробнее наиболее известные классификации.

9.1. Классификация А. Ф. Лазурского

Лазурский подчеркивал, что наиболее «чистые» типы характеров получаются в том случае, когда интересы и профессиональная деятельность человека, развитие его знаний, навыков, миросозерцания (назовем это экзопсихика) происходят именно в том направлении, какое диктуется прирожденными особенностями его нервно-психической организации (назовем — «эндопсихика»), т. е. экзо- и эндопсихика взаимно обусловливают друг друга.

Лазурский выделял три психологических уровня в зависимости от степени приспособления человека к среде, в зависимости от того, насколько среда «давит» на человека. Низший уровень — это недостаточно приспособленные люди, среда накладывает на них сверхсильный отпечаток, насильственно приспосабливая их к своим запросам и почти не считаясь с врожденными особенностями каждого отдельного человека. Средний уровень — люди смогли найти свое место в окружающей среде и использовать ее в своих целях. Высший уровень — это уровень творчества, когда человек стремится среду переделать.

На основе учета этих трех уровней приспособления и преобладания мыслительных, либо эмоциональных, либо волевых функций Лазурский предлагает следующую классификацию характеров:

НИЗКИЙ УРОВЕНЬ:

1. Рассудочныйтип — слабая одаренность, но развита рассудочность, склонность анализировать мотивы и последствия действий, склонен копировать чужие действия («всё как у людей»), направлен на удовлетворение непосредственных материальных запросов, консервативен, самоуверен, самодоволен.

2. Аффективные:

• подвижные — живые (близки к сангвинистическому темпераменту;

Общее и индивидуальное в психике человека

• чувственные, с преобладанием органических чувственных

влечений;

• мечтатели, интересы которых сосредоточены на внутрен-

нем мире; 3. Активные:

• импульсивно знергичные с беспорядочностью в своих

действиях, без обдумывания последствий, склонны к риску, азартным играм («море по колено»), самоуверенны, склонны к дракам, к любовным приключениям, не способны к серьезному систематическому труду;

• покорно-деятельные — выполняют внушения и директи-

вы, получаемые извне;

• упрямые, добивающиеся исполнения своих решений;

СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ

1. Непрактичные теоретики-идеалисты:

о ученые — последовательное мышление, научные интересы;

• художники — развитое воображение, занятие каким-либо

искусством;

• религиозные созерцатели — развитое воображение;

2. Практики -р еалисты:

• альтруисты (человеколюбцы) — развита способность со-

чувствия, симпатии);

• общественники — общительны и предприимчивы в обще-

ственных делах;

• властные — имеют твердую волю, способны влиять на

окружающих;

• хозяйственные — расчетливы, направленны на практи-

ческие цели, на осуществление дел материального характера.

ВЫСШИЙ УРОВЕНЬ

Этим людям присущи сознательность, координирован-ность душевных переживаний, высшие человеческие идеалы. Типы-идеалы по своему содержанию делятся:

1) альтруизм;

2) знание: индуктивное, дедуктивное;

3) красота;

4) религия;

5) общество, государство;

6) внешняя деятельность, инициатива;

7) система, организация;

8) власть, борьба.

Основы психологии

334

9.2. Типология социальных характеров Фромма

«В социальный характер входит лишь совокупность черт характера, которая присутствует у большинства членов данной социальной группы и возникла в результате общих для них переживаний и общего образа жизни».

«Характер — это специфическая форма человеческой энергии, возникающая в процессе динамической адаптации человеческих потребностей к определенному образу жизни в определенном обществе» (Фромм). Субъективная функция социального характера состоит в том, чтобы направлять действия человека в соответствии с его практическими нуждами и давать ему психологическое удовлетворение от его деятельности. Приспосабливаясь к социальным условиям, человек развивает в себе те черты характера, которые побуждают его хотеть действовать именно так, как приходится действовать. «Если структура личности большинства людей в данном обществе, то есть социальный характер, приспособлена к объективным задачам, которые человек должен выполнять в этом обществе, то психологическая энергия людей превращается в производительную силу, необходимую для функционирования этого общества». Социальный характер интериоризирует внешнюю необходимость, и тем самым мобилизует человеческую энергию на выполнение задач данной социально-экономической системы. Если возникают новые экономические условия, при которых прежние черты личности становятся бесполезными, но люди первоначально стремятся действовать в соответствии со своим складом характера, то либо их поведение превращается в помеху для достижения экономических целей, либо они просто не в состоянии действовать согласно своей «природе». Сам социальный характер формируется всем образом жизни данного общества, но доминантные черты социального характера в свою очередь становятся созидательными силами, формирующими социальный процесс. Изменение социальных условий приводит к изменению социального характера, то есть к появлению новых потребностей и тревог, в свою очередь эти новые потребности порождают новые идеи. Новые идеи усиливают и укрепляют новый социальный характер и направляют человеческую деятельность в новое русло.

Характер — это модель поведения, характерная для данного человека, он позволяет человеку действовать вполне

335

Общее и индивидуальное в психике человека

последовательно и освобождаться от бремени принятия каждый раз новых и обдуманных решений. Характер выполняет также функцию отбора идей и ценностей.

От социального характера следует отличать индивидуальный характер, благодаря которому внутри одной и той же культуры одна личность отличается от другой. Эти отличия частично обусловлены особенностями личности родителей, психическими и материальными условиями, в которых растет ребенок, а также особенностями конституции и темперамента.

Фромм выделяет следующие типы социальных характеров:

Неплодотворные ориентации:

Рецептивная ориентация (рецептивная структура характера) — человеку этого типа представляется, что «источник всех благ» лежит вовне, и он считает, что единственный способ обрести желаемое — это получить его из внешнего источника. Материальные вещи, любовь, знания, удовольствия — все ожидается от других людей: при такой ориентации проблема любви состоит в том, чтобы «быть любимым», а не самому любить; в сфере интеллекта также ориентированы на восприятие идей, а не на их создание. Их первая мысль — найти кого-нибудь, кто даст им нужную информацию, вместо того чтобы самим сделать хоть малейшее усилие. Если это люди религиозны, они ждут всего от Бога и ничего от собственной активности.

Они нуждаются в людях, которые обеспечат их безопасность, дадут им необходимые блага, поэтому легко попадают в зависимость к людям, вынуждены соглашаться, так как чувствуют себя потерянными, когда предоставлены самим себе, поскольку считают, что ничего не способны делать без посторонней помощи. Люди рецептивного типа стремятся преодолеть тревожность и подавленность путем переедания и выпивки. Они верят, что жизнь и окружающие люди должны дарить им все хорошее, они в основном оптимистичны и дружелюбны, но приходят в смятение ипанику, если им грозит потеря «источника питания изаботы». У них часто есть искренняя сердечность и желание помочь другим, но делают они что-то для других только ради того, чтобы добиться расположения людей.

Эксплуататорская ориентация люди этого типа также считают, что все необходимые блага находятся во внешней среде и ничего нельзя создать самому, но онине верят, что можно получить что-то от других в дар, а

Основы психологии

считают, что желаемое надо получить силой или хитростью, отнять у других. Даже в любви они испытывают влечение только к тем, кого они могут отнять у кого-то другого. Идей они также не создают, а берут или крадут их в форме плагиата или в форме парафразы идей, высказанных кем-то другим. Вещи, которые они могут отобрать у других, всегда кажутся им лучше тех, какие они могут создать сами. Они используют и эксплуатируют всех и каждого, из кого они могут что-то выжать. Их девиз «Краденый плод самый сладкий». Их установка окрашена враждебностью и манипуляцией. Каждый человек рассматривается ими как объект эксплуатации и оценивается по его полезности. К людям проявляется цинизм, подозрительность, скрытая или открытая враждебность, зависть и ревность.

в Стяжательская ориентация — люди этого типа не верят, что могут получить из внешнего мира что-то новое, поэтому надо беречь и экономить то, что есть. Они как бы окружают себя защитной стеной, и их главная цель — как можно больше в свое укрытие приносить и как можно меньше из него отдавать. В сфере любви они стремятся полностью «завладеть» любимым, рассматривают его как свою принадлежность. В материальной сфере они проявляют стяжательство, жадность, сверхэкономию и сверхаккуратность. У стяжателя всегда упорядочены вещи, мысли, чувства, воспоминания, он терпеть не может, если вещи не на своем месте, и будет автоматически приводить их в порядок. Его маниакальная чистоплотность — выражение его потребности отстраниться от контакта с внешним миром, вещи за пределами его собственного мира воспринимаются как «опасные и нечистые». Раз внешний мир воспринимается как источник угрозы, то упрямо стоять на своем — вот ответ на угрозу извне. Поэтому эти люди упрямы, подозрительны, несговорчивы, держатся отстраненно от других или стремятся полностью обладать другим человеком. Их лозунг: «Мое есть мое, атвое есть твое».

Рыночная ориентация развилась в качестве доминирующей только в современную эпоху в связи с экономическими условиями рыночного общества. Ориентация характера, коренящаяся в восприятии себя как товара, асобственной ценности как меновой, называется рыночной ориентацией. Материальный успех у всех в современном рыночном обществе зависит от признания их личности теми, кто платит за их услуги или нанимает на работу за

337

Общее и индивидуальное в психике человека

жалование. Успех зависит от того, насколько человек хорошо умеет продать себя на рынке, насколько он умеет подать себя с привлекательной стороны, т.е. человек начинает воспринимать себя как товар. Каждый должен предложить требуемый тип личности, который, вне зависимости от его потребностей, должен удовлетворять одному условию: пользоваться спросом. Человек должен уметь вступить в состязание со многими другими, он заботится не о своей жизни и счастье, а о том, чтобы стать ходовым товаром, а для этого нужно знать, какой тип личности пользуется повышенным спросом. Кино, мода формирует образ желаемой личности, который пытается воплотить каждый человек рыночного типа. Если человек чувствует, что его ценность определяется не его человеческими качествами, а успехом в рыночной конкуренции (если он «преуспевает» — он ценен, если нет — он лишен ценности) с ее постоянно меняющимися условиями, то самооценка человека будет шаткой и постоянно будет нуждаться в подтверждении со стороны других людей. «Если превратности рынка являются мерилом ценности человека, чувства собственного достоинства и самоуважения разрушаются. Если человек вынужден все время пробиваться к успеху и любая неудача являет жестокую угрозу его самооценке, то результатом будет чувство беспомощности, неуверенности и неполноценности» (Фромм). Заключительная реплика во всех возможных здесь ролях: «Я — то, чего изволите!»

Престиж человека, его успех, положение, известность становятся замещением подлинного чувства идентичности. Такая ситуация ставит его в полную зависимость от того, как другие воспринимают его, и вынуждает придерживаться роли, однажды уже принесшей успех. Различие между людьми сводится к простому количественному показателю большей или меньшей успешности, привлекательности, так и оценивается. Индивидуальность, то, что в человеке оригинально и уникально, лишается ценности. Если индивидуальным «Я» пренебрегают, отношения между людьми по необходимости становятся поверхностными, потому что в отношения вступают не сами люди, а взаимозаменяемые товары. «Люди, предоставленные сами себе, страшащиеся неудачи, жаждущие угодить: в этой борьбе не щадят и не ждут пощады».

Мышление человека с рыночной ориентацией берет на себя функции быстро ориентироваться в ситуациях, чтобы иметь возможность успешно ими манипулировать, а для

Основы

психологии

338

манипуляции достаточно знать лишь поверхностные свойства вещей и не требуется проникать в суть, искать истину. У человека с рыночной ориентацией нет устойчивых взглядов, ему присуща изменчивость установок, когда развиваются только те качества, которые можно пустить на продажу. Человека интересует не свое достоинство, а то, что он сможет за себя выручить на рынке. Рыночная личность свободна от всякой индивидуальности, ей присуща пустота, отсутствие устойчивых черт характера, поскольку в один прекрасный день эта устойчивая черта может вступить в конфликт с требованиями рынка.

Все ориентации имеют место в человеческом жизнеустройстве, но доминирующее положение той или иной ориентации в большей степени зависит от особенностей культуры, в которой живет индивид. Так, рецептивную ориентацию часто можно обнаружить в обществах, где за одной группой закреплено право эксплуатировать другую группу. «И если эксплуатируемая группа не имеет сил изменить положение, то она склонна почтительно взирать на эксплуататоров как на своих благодетелей, от которых она получает все то, что может дать жизнь». Советская культура формировала преимущественно рецептивную ориентацию характера. Необходимость приспосабливаться и угождать сочетается у людей с такой ориентацией с ожиданием, что в каждой области деятельности есть эксперт, который может сказать им, как обстоят дела и как надо действовать, — в результате они считают, что все, что от них требуется, — это слушаться эксперта и довериться его идеям.

Эксплуататорская ориентация с девизом: «Я беру то, что мне нужно» по мнению Фромма, присуща нашим предкам, пиратам, феодалам, магнатам-грабителям, авантюристам. «Свободный рынок, как он сложился на основе конкуренции в XVIII и XIX вв., взрастил этот тип людей», — отмечает Фромм. По-видимому, аналогичные процессы происходят в современной России в период формирования свободного рынка. Рыночная ориентация преобладает в современных западных обществах.

Фромм противопоставляет описанным выше типам характера плодотворную ориентацию, являющуюся целью человеческого развития. Плодотворная ориентация личности означает фундаментальную установку, способ отношений во всех сферах человеческого опыта, когда плодотворность проявляется как человеческая способность использовать свои силы и реализовать заложенные в человеке возможности. Такой человек руководствуется разумом, поскольку можно

339

Общее и индивидуальное в психике человека

использовать свои силы, если только знаешь, что это за силы, как и для чего их использовать- Понятия «плодотворный» и «активный» не совпадают, так, человек может быть активным в состоянии гипноза, но это не плодотворность, поскольку он не творец своей активности и к активности его побуждают силы, неподвластные ему. Также нет никакой плодотворности, если человек активен, деятелен, но находится под влиянием какого-то авторитета и делает то, что хочет этот авторитет. Человек в этом случае чувствует и делает то, что ему полагается чувствовать и делать, и его активность зависит не от его собственного ментального или эмоционального состояния, а от внешнего источника.

Плодотворность предполагает, что человек является здоровой зрелой личностью, силой своего разума способен проникнуть в глубь явлений и познать их сущность, силой своей любви способен разрушить стену, отделяющую одного человека от другого, способен понять самого себя, свое назначение, которое отличает его от других людей и делает его тем, кто он есть, стремится стать тем, чем он является потенциально, используя и развивая все свои силы, способности и возможности.

«Плодотворные отношения с миром могут осуществляться посредством деятельности и посредством постижения. Человек производит вещи, и в процессе созидания он применяет свои силы к материи. Человек постигает мир ментально и эмоционально, при помощи любви и разума» Плодотворная любовь включает в себя заботу, ответственность, уважение и знание. Любить человека плодотворно — значит заботиться о нем и чувствовать ответственность за его жизнь, не только за его физическое существование, но и за развитие всех его человеческих сил. Уважение к человеку означает способность видеть его таким, каков он есть, понимать его уникальность и индивидуальность. Нельзя уважать человека, не зная его. В процессе плодотворного мышления человек проявляет интерес к объекту, взаимодействует с ним, проявляя о нем заботу, объективно, уважительно относясь к объекту, т. е. способен видеть объект таким, каков он есть, а не таким, каким хотелось бы думающему.

Лень и вынужденная активность противоположны плодотворности. Плодотворная деятельность характеризуется ритмичной сменой активности и отдыха. Плодотворный труд, любовь и мышление возможны, только если человек может, когда необходимо, оставаться в покое и наедине с самим собой.

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.