Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Мужик из другого мира



 

«Это случилось в ночь с 1 на 2 февраля 1959 года. Я работала тогда заведующей медицинским пунктом в одном из поселков лесников».

 

Несмотря на столь эпическое начало, в книге мансийской писательницы Ольги Кошмановой «Взгляд в спину» (http://alamas.ru/rus/publicat/Vzglad.pdf) о гибели дятловской группы не упоминается даже вскользь. По странному совпадению, в ту самую ночь, хотя и довольно далеко - в 300 километрах от Отортена, - автор пережила столкновение, которое подвигло ее на поиск длиной почти в полвека, целью которого было проникнуть сквозь завесу умолчаний, суеверий и недоговорок, окутывающих фигуру «лесного духа».

 

Десятки очевидцев, опрошенных Кошмановой, впрочем, неизменно описывают «духа» как существо из плоти и крови, хотя и обладающее необыкновенными способностями.

 

По общему мнению очевидцев, близкое присутствие «вотчинника» всегда сопровождается сложной комбинацией тактильных, визуальных и психических ощущений, для описания которых существует особое слово – «маячить» (близко к ощущению «взгляда в спину»). Места, где вероятность встречи с комполеном высока, называют «заверованными», на их границах часто ставятся мансийские жертвенники; примечательно частое совпадение «заверованных» урочищ с районами электромагнитных аномалий.

 

Непрошеных гостей «хозяин» может напугать свистом, топотом, криком — подчас столь пронзительным, что у человека начинается рвота; до определенной степени ему подвластны природные силы – туман и ветер. Упрямцы, не внимающие этим знакам, рискуют остаться без снаряжения или провианта, а то и собак. Известен случай, когда комполен расколол незадачливым рыбакам лодку. Вслед за этим, а иногда и безо всяких прелюдий, комполен является во плоти.

 

Храбр человек или труслив, есть при нем оружие и собаки или нет - в таких встречах психологический перевес всегда оказывается на стороне «хозяина». Он может индуцировать дикий ужас, ввести в оцепенение, обратить в панику, либо, напротив, внушить спокойствие и доверие. Свирепейшие охотничьи лайки в его присутствии скулят и стараются спрятаться. Общим местом являются описания телепатических явлений; один из очевидцев употребил термин «мозговое радио». Исчезает комполен столь же внезапно, как и появляется, зачастую не оставляя никаких следов на почве или снегу. В отличие от описаний йети и бигфутов, «хозяина» никогда не характеризуют как животное, наружность и поведение его — безусловно человеческие, несмотря на подчас исполинский рост, заостренный кверху череп[D19] и густой волосяной покров на теле и лице.

 

Случаи, когда комполен калечил и убивал людей, чрезвычайно редки, хотя еще Н.М. Карамзин передает легенду о лесном великане, «который хватал рукою и давил вдруг человек по десяти и более, что они не могли взять его живого и застрелили».[D20] В 1946 году в деревне Шамья по реке Тап некий лесной человек убил ребенка, разорвал его на части и насадил голову на кол. Убийцу удалось изловить и отправить в районный отдел милиции на пароходе «Храбрый» по реке Конде; дальнейшая судьба пойманного существа неизвестна. Кошманова приводит сообщение о женщине, которой «лешак» вырвал нижнюю челюсть, вслед за чем несчастная скончалась. В общем же, если верить собеседникам автора, после встречи с комполеном за человеком, подобно проклятию, тянется некий темный шлейф: на смену ощущению крайней подавленности приходят тяжелые соматические и нервные расстройства, иногда – онкологические заболевания. В таежных краях занедуживших от лесной чертовщины обычно лечили молитвами бабки-знахарки.

 

Все эти особенности ставили «шайтана» в особое положение между миром духов и миром людей, что отразилось в его мансийском названии: «хумполэн» - «мужик-дух», «мужик из другого мира».

 

В 1959 году ближайшим (около 40 км по прямой) населенным пунктом от Холат-Сяхля был поселок Суеват-Пауль, где проживал, в частности, шаман Степан Куриков. Один из последних островков традиционной культуры свердловских манси, в конце 60-х Суеват-Пауль опустел – виной тому якобы стала повышенная радиоактивность (сам по себе факт, достойный пристального внимания). В 2002-м семья манси Чернобровкиных предприняла попытку вернуться в заброшенную деревню, но в первую же ночь из лесу пришел некто и принялся стучать в закрытую дверь.

 

«Поскольку гостей не ожидалось (да и не живет никто в радиусе пятидесяти километров), постояльцы решили не открывать. Стук повторился несколько раз. Было слышно: на крыльце проснулись собаки, но не залаяли, как обычно, а заскулили. На следующее утро, выйдя во двор, Чернобровкины увидели странно-страшное. “Кольчужная” половица у входа в избу была разрублена (или раздавлена) пополам, а в нескольких шагах от дома лежали мертвые лайки. “С тех пор, – сказал Дядя Рома[D21] , – манси туда ни ногой”».( http://www.eduhmao.ru/info/3/7379/87694/)