Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Политический режим.





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Понятие «политический режим» обозначает динамичную систему взаимосвязанных приемов, методов, форм, способов осуществления властеотношений, в роли субъектов которых выступают государство, общество, отдельные индивиды.

Политический режим - совокупности средств, методов, способов или приемов осуществления государственной власти.

Однако существуют и отличные представления. Например, определение политического режима как «конкретного проявления государственной организации, выражающегося в состоянии и характере демократии и политической свободы в обществе» или как «характера, свойства и качества правового порядка осуществления государственной власти». Близким к традиционному является рассмотрение политического режима в качестве системы или совокупности форм, методов, средств и способов властвования, «через которые государственная власть легитимирует свое существование и функционирование».

Политический режим – понятие более широкое, поскольку включает в себя не только методы государственного властвования, но и характерные способы деятельности негосударственных политических организаций (партий, движений, клубов, союзов)». Большая же часть ученых не разграничивают указанных понятий.

Чаще всего в юридической науке выделяются два основных типа режимов: демократический и антидемократический.

Демократический политический режим: понятие и признаки

Демократический политический режим характеризуется следующими основными признаками:

1) Основным источником власти в государстве являются граждане.

2) В государстве отсутствует единая, обязательная для всех государственная идеология.

3) Существование и свободное развитие гражданского общества, представляющего собой социально-политический орган относительно независимый от государства.

4) Наличие у индивида комплекса неотъемлемых «абсолютных» прав и свобод, которые государство не имеет права изъять или ограничить ни при каких обстоятельствах.

5) В демократическом, правовом государстве «человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе.

6) Наличие политических свобод (гласность, свобода слова, печати, уличных шествий, демонстраций, митингов и т.д.), при помощи которых граждане воздействуют на государственную власть.

Демократический режим не всегда является предпочтительным (особенно если речь идет о конкретно-исторических условиях развития того или иного государства). Как указывают некоторые ученые, в нынешних условиях при демократическом режиме не обеспечивается выдвижение лучших на государственные должности, демократические процедуры принятия решений громоздки, дорогостоящи и не всегда эффективны. В результате избиратели часто не участвуют в выборах, не доверяют политикам, не имеют возможности влиять на результаты выборов, референдумов, реально власть находится в руках правящей элиты. Нередко происходит манипулирование общественным мнением при помощи средств массовой информации.

Тоталитарный политический режим: понятие и признаки

Тоталитарный режим характеризуется следующими отличительными чертами:

1) В условиях тоталитарного режима государство полностью подчиняет себе общество. Права и свободы индивидов 1 являются вторичными по отношению к государственным интересам.

2) Государственная власть осуществляется от имени части общества (класса, сословия, иногда от имени конкретной личности).

3) В основе тоталитарного режима лежит единая государственная идеология, насильственно навязываемая всему обществу. В тоталитарном государстве невозможны идейный и политический плюрализм.

4) Управление экономикой осуществляется при помощи административно-командной системы, предполагается практически полная монополия государства в вопросах планирования и руководства процессом экономического развития.

5) Государственная деятельность имеет ярко выраженный принудительный характер. Правомерным поведение субъекта считается лишь тогда, когда последний приносит обществу пользу (отсюда знаменитый тезис «кто не работает - тот не ест»).

1) Государство рассматривается как орган, творящий право; понятия право и закон отождествляются.

2) В качестве методов государственного управления используются административный и судебный террор, а в ряде случаев - открытый государственный террор.

3) Тоталитарное государство не учитывает особенностей религиозных убеждений населения.

4) Тоталитаризм характеризуется всеохватывающей милитаризацией общественной жизни, развитым военно-промышленным комплексом, довлеющим над мирной экономикой.

Авторитарный режим – это специфический механизм социально-политического управления, в котором полнота государственной власти сосредотачивается в руках узкого круга лиц (властной элиты), действующих от имени государства в государственных интересах (в целях обеспечения государственной целесообразности), сочетающих жесткие императивные методы регуляции в сфере идеологии и политики, с диспозитивными методами воздействия в области экономики.

В качестве основных признаков авторитарной формы политического режима выделяются:

· сосредоточение всей полноты властных полномочий в руках ограниченного круга лиц (властной элиты);

· бессрочность исполнения властных полномочий, передача власти по воле самой власти;

· юридическая безответственность властных структур за принимаемые решения;

· внедрение в регулятивно-управленческий механизм двух систем воздействия: корпоративной и нормативно-правовой. При помощи первой, регулируются взаимоотношения среди представителей властной элиты. Вторая необходима для обеспечения регуляции общественных отношений среди подвластных;

· допущение относительной свободы в сфере экономических отношений (разрешение частной собственности);

· жесткий государственный диктат в идейно-политической сфере. Недопущение политической оппозиции;

· активное применение противоправных (нарушающих субъективные права и свободы граждан) методов воздействия (административный и судебный произвол, политический террор).

17 Форма правления: понятие и виды

В юридической литературе не существует единого подхода к определению формы правления. В работах одних авторов данный феномен определяется как «комплексный конституционно-правовой институт, организация власти, характеризуемая ее формальным источником; структура и правовое положение высших органов государственной власти, а также установленный порядок взаимоотношений между ними». У других в подобного рода определение включается также характеристика взаимоотношений государственной власти с населением, и форма правления рассматривается как «способ организации структуры и взаимоотношений всех органов государственной власти, а также их прямых и обратных связей с населением».

Форма правления–способ организации верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их взаимодействия между собой и с населением, степень участия населения в их формировании.

Монархия–это форма правления, в которой верховная власть осуществляется от имени единоличного главы государства – монарха.

Республика- форма правления, в которой верховная власть осуществляется от имени народа представительными органами государственной власти - президентом, парламентом.

В современной юридической литературе традиционно формы правления рассматриваются с точки зрения противопоставления монархий и республик.

 

18 Монархия–это форма правления, в которой верховная власть осуществляется от имени единоличного главы государства – монарха. (Бахрейн, Оман)

Монархия (неограниченная) (гр. monarchia – единовластие) как форма правления характеризуется следующими признаками:

1) существование единоличного главы государства, пользующегося своей властью пожизненно;

2) наследственный порядок преемственности верховной власти;

3) монарх представляет государство по собственному праву, не производному от власти народа , выполняя и функции главы государства, и функции законодательной, а во многом и функции исполнительной властей, контролируя правосудие и местное самоуправление;

4) юридическая безответственность монарха.

В ограниченных монархиях (Англия) власть монарха ограничена выборным органом – парламентом – либо особым правовым актом – конституцией. В большинстве ограниченных монархий налицо сочетание обоих способов ограничения власти монарха – конституцией и парламентом. Монархии, ограниченные таким способом, принято именовать конституционными (парламентарными).

Конституционная (парламентарная) монархия характеризуется следующими основными признаками:

· правительство формируется из представителей партий, получивших большинство на выборах в парламент;

· лидер партии, получившей большинство депутатских мандатов, становится главой правительства;

· власть монарха является символической, он «царствует» но не правит;

· правительство подотчетно в своей деятельности парламенту.

Дуалистическая монархия характеризуется юридическим двоевластием: законодательную власть осуществляет парламент, а исполнительную – монарх. При этом монарх осуществляет управление страной через подчиненное ему и ответственное только перед ним правительство (Кайзеровская Германия до 1918 г., Япония до 1945 г.). Дуалистических монархий в чистом виде в настоящее время не существует.

 

19 Республика- форма правления, в которой верховная власть осуществляется от имени народа представительными органами государственной власти - президентом, парламентом.

Республика (лат. res publica – общественное дело) как форма правления отличается следующими признаками:

1) выборность органов государственной власти на определенный срок и их коллегиальный характер;

2) выборность на определенный срок главы государства;

3) власть осуществляется от имени народа, который делегирует свои властные полномочия своим представителям;

4) юридическая ответственность государственной власти (в том числе и главы государства).

В качестве современных форм республиканского правления рассматриваются президентские (США, Франция, Филиппины, Мексика и др.) и парламентские (Италия, ФРГ и др.) республики.

Парламентская республика (признаки):

- Верховенство парламента

- Формирование правительства на парламентской основе лидером победившей на выборах партии

- Ответственность правительства за свою деятельность перед парламентом, а не перед Президентом

- Президент (глава государства) избирается парламентом, либо специальной коллегией, образуемой парламентом

- Правительство формируется и возглавляется премьер-министром

- Обладает правом роспуска парламента (нижней палаты)

Признаки Президентской республики:

- Президент – глава государства, глава исполнительной власти

- Правительство несет ответственность перед Президентом, а не перед парламентом

- Президент избирается всенародно или выборщиками (США)

- Президент имеет право «вето» на законы, принимаемые парламентом

- Президент формирует правительство, назначает, перемещает и отстраняет членов правительства

- Президент обладает полномочиями роспуска парламента и т.д.

Смешанная (полупрезидентская) республика характеризуется сочетанием основных черт обоих типов республиканской формы правления.

Для республик смешанного типа правления характерно отсутствие непосредственной юридической связи между президентом и правительством. В ряде государств всенародно избранный президент, будучи главой государства, в формально-правовом смысле оказывается отделен от руководства исполнительной властью, которое возлагается на председателя правительства.

Одним из признаков, присущим республикам смешанного типа правления, является возможность роспуска парламента или его нижней палаты по инициативе президента в случае возникновения непреодолимого конфликта между органами исполнительной власти и парламентом.

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.