Инфляция предложения означает рост цен, спровоцированный увеличением издержек производства в условиях недоиспользования производственных ресурсов
При негативной экономической конъюнктуре уменьшается предложение в экономике. Как правило, это связано с ростом цен на факторы производства. Издержки производства возрастают и перекладываются на цену выпускаемой продукции. Если эта продукция также является ресурсом для какой-либо фирмы, то и она вынуждена повышать цену. Другой вариант развития событий возможен, если из-за высокой эластичности спроса на товар предприниматель не может повысить цену. В этом случае его прибыль уменьшается, и часть капиталов из-за падающей доходности покидает производство и уходит в сбережения.
Также факторами инфляции предложения могут стать высокие налоги, высокие ставки процента на капитал и рост цен на мировых рынках. В последнем случае дорожает импортное сырье, а соответственно, и отечественная продукция.
3. подавленная (скрытая инфляция) характеризуется дефицитом товаров при сдерживании роста цен, открытая, проявляющаяся при росте цен;
4. импортируемая инфляция вызывается чрезмерным притоком в страну иностранной валюты и повышением импортных цен;
5. экспортируемая инфляция переносится из одних стран в другие через механизм международных экономических отношений, воздействующих на денежное обращение, платежеспособный спрос и цены.
Антиинфляционная политика представляет собой совокупность инструментов государственного регулирования, направленных на снижение инфляции. Экономисты пытаются найти ответ на такой важный вопрос — ликвидировать инфляцию путем радикальных мер или адаптироваться к ней.
Многообразные негативные социальные и экономические последствия инфляции заставляют правительства разных стран проводить определенную экономическую (антиинфляционную) политику. Цель антиинфляционной политики заключается в том, чтобы сделать инфляцию управляемой, а ее уровень — достаточно умеренным. Для этого используется широкий набор денежно-кредитных, бюджетных, налоговых методов, мероприятия в области политики доходов, а также различные программы стабилизации, включая проведение радикальных денежных реформ. Методы борьбы с инфляцией могут быть прямые и косвенные. К косвенным методам относятся: регулирование общей массы денег через управление ими центральным банком; регулирование ссудного и учетного процесса коммерческих банков через управление ими центральным банком; обязательные резервы коммерческих банков, операции центрального банка на открытом рынке ценных бумаг.
Прямые методы регулирования покупательной способности денежной единицы, то есть борьбы с инфляцией, включают в себя: прямое и непосредственное регулирование государством кредитов и тем самым — денежной массы; государственное регулирование цен; государственное (по соглашению с профсоюзами) регулирование заработной платы; государственное регулирование внешней торговли, ввоза и вывоза капитала и валютного курса.
Меры государственного антиинфляционного регулирования
В сфере экономики
В сфере финансов
К денежно-кредитной сфере
В сфере ценообразования
В рамках «политики доходов»
В валютной сфере
1. структурная политика;
2. ограничение деятельности монополий
1. снижение гос.расходов;
2. увеличение ставок налогообложения;
3. сокращение дефицита госбюджета и госдолга
1. ограничение или прекращение эмиссии денег;
2. снижение скорости оборота денег;
3. общие и селективные методы денежно-кредитного регулирования
1. регулирование монопольного ценообразования;
2. установление пределов роста цен;
3. контроль над ценами в государственном секторе экономики
1. контроль за ростом цен для ограничения доходов;
2. установление нормативных пределов роста зарплаты;
3. политика зарплаты в госсекторе;
4. «замораживание» зарплаты и цен
1. Ревальвация национальной валюты;
2. Ограничение притока краткосрочного иностранного капитала