Деонтология и этика студента-медика – это часть деонтологии и врачебной этики, в которой рассматривается должное профессиональное поведение будущих врачей, их отношения с пациентами, коллегами, средним и младшим медицинским персоналом и обществом в целом.
Культура студента определяет его контакт с пациентом. Внутренняя и внешняя культура проявляются соответственно в отношении к труду, предметам материально-технической базы, коллегам и в манерах, тоне, культуре речи, внешнем виде и т.д. Имидж врача формируется с умения держать себя, выражения лица, внешнего вида (опрятная одежда, отсутствие излишних украшений и косметики, наличие сменной обуви). Медицинский работник должен держаться просто, говорить ясно, спокойно, сдержанно, какие бы переживания и мысли его не будоражили изнутри.
Для учебного процесса клиническая демонстрация пациента студентам исключительно важна и незаменима. Однако, как студенты предстанут перед больным − невольными свидетелями его недуга, людьми которые хотят на нем «потренироваться» или будущими профессионалами, осматривающими пациента с особым клиническим случаем… Формирование образа студента в глазах пациента в первую очередь зависит от самих студентов. Пациент должен чувствовать уважение, внимание к себе и только так он ощутит важность своей демонстрации. Если Вы проявите почтение, сочувствие и вежливость, будете аккуратны и внимательны, то пациент непроизвольно расположится к Вам, врач Вы или студент. Для снятия негативной реакции очень важна работа преподавателя, который осуществляет индивидуальный подход к каждому больному. Помните, что каждый пациент должен дать согласие на осмотр не только студентом, но и врачом. При осмотре группой студентов недопустимы перешептывания, разговоры, звонки по телефону, обсуждения.
Зачастую, принимая непростое для себя решение, пациент старается выяснить какие-либо вопросы у студентов. Не стоит тут «покупаться» на призывы пациента дать рекомендации или спрогнозировать исход предстоящей операции с давлением на то, что «Вы же уже почти доктора!». Для решения любых тактических вопросов есть лечащий врач и об этом следует мягко напомнить пациенту: «А что говорит по этому поводу ваш лечащий доктор». Помните, что любой совет больному, который расходится с ранее полученными рекомендациями, вызывает у него чувства сомнения и недоверия.
Соблюдать профессиональную деонтологию и развивать профессиональную наблюдательность не так легко, как сразу может показаться. В поликлинике за смену хирург осматривает до 60 пациентов (5-8 минут на одного), в приемном покое больницы – в среднем 25-35 за сутки. Надо учится владеть собой, управлять своими эмоциями так, чтобы при огромных нагрузках, днем и ночью быть готовым увидеть, запомнить, оценить мельчайшие изменения физического, психологического состояния больного человека.
Общение с пациентом – это сбор и анализ частной информации. Этому должна способствовать благоприятная атмосфера, сопровождающая этот процесс. Всегда представляйтесь, называя должность (в будущем), имя, отчество. Уважая пациента, обращаясь к нему на «Вы» и по имени-отчеству. Создайте условия для доверительной беседы с пациентом (хорошее освещение, отсутствие отвлекающих шумов и посторонних людей). Сядьте рядом с пациентом на стул, если он сидит или лежит. Дайте человеку понять, что вас интересует то, что он говорит. Развивайте в себе умение слушать, задавать вопросы и отвечать на них. Избегайте применения при пациентах вызывающих страх слов («неоплазма», «органика» – они их давно знают).
Следует уважать себя. Медицина – это не сфера обслуживания населения, но Ваш выбор служения обществу. Не стоит потворствовать больным в осуждении предыдущих «плохих» докторов, неинформативных исследований − этим Вы не поднимите свой авторитет.
Перед началом беседы обязательно убедитесь, что у пациента нет проблем со слухом. Если больной страдает тугоухостью, то сядьте напротив него, говорите медленно и четко, чтобы он мог читать по губам. Иногда приходится переписываться с пациентом, буквально по крупицам собирая всю информацию, или общаться посредством переводчика (с иностранцем, глухонемым).