Главной особенностью эпохи стало более широкое применение труда рабов. Ими владели и значительное число простых египтян. Положение рабов было разным. Одни использовались на изнурительных работах в каменоломнях, другие составляли личную охрану фараона и гарнизоны пограничных крепостей. В хозяйствах мелких землевладельцев и ремесленников рабство носило патриархальный характер, когда рабы жили и работали вместе с членами семьи своего хозяина. В царском и в храмовом хозяйствах рабы обычно получали участок земли и необходимые орудия труда и были обязаны сдавать строго определенную часть урожая. Очень часто положение рабов мало отличалось от положения свободных крестьян–арендаторов. На протяжении пяти столетий экономика Нового царства работала стабильно. В источниках нет сообщений о голодных годах и связанных с ними социальных потрясениях.
Наиболее необычным в общественно-политической истории Нового царства является правление фараона-реформатора Аменхотепа IV (Эхн-Атона). Он столкнулся с сильно возросшим экономическим и политическим могуществом жрецов бога Амона-Ра. Это божество представляло собой объединенный культ бога Ра и фиванского бога Амона, особо почитаемого на юге. Фивы оставались столицей Нового царства, что способствовало росту могущества фиванских жрецов Амона-Ра.
Около 1348 г. Аменхотеп провел религиозную реформу с целью подрыва этого могущества. Фараон ввел единый государственный культ солнечного диска – Атона. Он взял себе новое имя Эхн-Атон («полезный Атону») и основал новую столицу Ахет-Атон (совр. Эль Амарна).
Нельзя с уверенностью утверждать, что Эхнатон считал Атона единственным истинным богом и поэтому его нельзя назвать последовательным сторонником монотеизма. Запретить многобожье в Египте, где каждый ном почитал десятки местных богов, было просто нереальной задачей. Скорее всего, фараон лишь избрал из многих богов одного в качестве главного официального божества, отказав в государственной поддержке другим. Храмы других богов не были уничтожены, но служение им не поощрялось, причем это касалось прежде всего культа Амона. После смерти Эхнатона жрецы Амона восстановили старый порядок, опиравшийся на силу традиции.
В дальнейшем фараоны и фиванские жрецы ладили друг с другом, обеспечивая тем самым стабильность в стране. Тем не менее, после Эхнатона фараоны редко жили в Фивах, предпочитая северный Мемфис, где они покровительствовали его главному богу Птаху. В итоге во второй половине Нового царства Амон разделил свою роль верховного божества с Ра, Птахом и Сетом. Эти религиозные новации отражали соперничество между северной и южной частями страны, которое в конце концов способствовало распаду Нового царства в XI в.