Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Политической системы



1.1. Законодательная власть.В соответствии с Основными законами император делил законодательную власть с двухпалатным парламентом.

1.1.1. Парламент. Государственный совет и Государственная дума, члены которой в соответствии с законодательством не несли ответственности перед избирателями, принимали законы, в том числе бюджет. Без их утверждения не мог издан ни один закон, в том числе принятый царем в период их бездействия. При этом парламент не мог изменять Основные законы.

1.1.2. Избирательный закон 1907 г. Состав Госдумы определялся избирательным законом, измененным без согласия парламента в нарушение Основных законов. Новый закон от 3 июня 1907 г., сократил представительство

- от крестьян в 2 раза,

- от рабочих - в 3 раза,

- от Польши, Кавказа и Азиатской России - в 3 раза.

Крестьяне и рабочие могли теперь голосовать лишь по своим куриям, каждый имел не больше одного голоса. Теперь помещики (0,2% избирателей) избирали 51% выборщиков, а крестьяне и казаки (90% избирателей) 22%, рабочие 2%, при том, что число депутатов сократилось с 524 до 442. Городская курия была разделена по имущественному признаку на двое, причем меньшинство горожане 1-го разряда избирали 13% выборщиков, а большинство горожане 2-го разряда всего 11%.

Лишены были избирательного права инородцы Зауральских регионов, а также, как и по закону 1905 г., не имели его военнослужащие, учащиеся, молодежь до 25 лет, женщины и другие. В число избирателей входило лишь 13% населения страны.

1.1.3. Император назначал половину членов Госсовета, имел право законодательной инициативы и утверждал все законы перед их вступлением в действие. Монарх мог распустить Думу или приостановить ее деятельность.

По статье 87 Основных законов, в период бездействия Думы царь мог издавать Указы, которые сразу вступали в действие, но должны были передаваться для обсуждения в Думу после возобновления ее заседаний. Поскольку Дума годами обсуждала предложенные законопроекты, указы, принятый по 87-й статье, оказывались постоянно действующими.

На основании Временных правил 1881 г., продлевавшихся каждые три года вплоть до Февральской революции 1917 г., император мог объявлять чрезвычайное положение в губерниях, где с этого времени фактически не действовали Основные законы, отсутствовали свободы. В этом случае устанавливалась диктатура генерал-губернатора, имевшего право ссылать на 5 лет без суда, отменять действие Временных правил о союзах, отмене цензуры, стачках и т.д., закрывать любые органы печати и предприятия.

1.2. Исполнительная властьполностью контролировалась царем, назначавшим членов Совета министров, независящего от парламента. Непосредственно руководил правительством премьер-министр. В руках монарха осталось высшее руководство внешней политикой и армией, а также решение вопросов войны и мира.

Исполнительная власть также имела законодательную инициативу, более того от имени премьера и министров могли издаваться инструкции и циркуляры, которые фактически ограничивали или изменяли действие законов, принятых парламентом.

1.3. Судебная властьосуществлялась от имени императора, назначавшего высший судебный орган - Сенат. Окружные суды (1-я инстанция) и судебные палаты (2-я инстанция) избирались: судьи пожизненно, присяжные заседатели - на определенный срок на основании имущественного ценза. Крестьянские волостные суды продолжали действовать на прежних основаниях.

1.4. Правовой порядок. Основными законами формально обеспечивались свободы, завоеванные во время революции,

- действовали Временные правила о союзах, регулировавшие создание профсоюзов;

- Временные правила о собраниях и союзах;

- допускались экономические стачки;

- отменена была предварительная цензура и т.д.

Но, фактически, эти свободы допускались законодательными актами в очень урезанном виде, а кроме того, их осуществление ограничивалось подзаконными актами правительства. Следует учитывать и то, что положения о чрезвычайной охране в 1907 г. действовало на 75% территории Европейской России, где действие Временных правил могло приостанавливаться генрал-губернатором.