Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Типология гос-в: формац.и цивилиз.подход.



Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Тип.гос-ва- это его специф.классификация предназн.для разделения всех прошлых и настоящих государств на такие группы, чтобы жто дало возм-ть раскрыть их соц.сущность. сущ. 2 подхода:Форм.п.Главный критерий выступ.соц.-эконом.признаки(обществе-эконом. формация). Выдел. след. типы гос-ва:рабовладельч., феод,буржуазный, социалист., еще добавляют азиатский способ произв-ва и прафеодализм. Цивилиз.п. Осн.критерий выступ. духов. признаки –культур., религиозн., национ., психолог. и пр.Выделяют след.цивилизации: египетскую, китайскую, западн,правосл., мексикан. и т.п.

 

8. Понятие, значение и класс-ии функций гос-ва. Формы реал. гос функций.Функции гос-ва – это главные социально значимые направления его деят-ти на конкретно-историческом этапе развития общества. Значение: С помощью функций предстся возможным с достаточно высокой точностью определить характер деят-ти гос-ва, Класс-я: 1) по формам деят-ти, основанную на принципе разделения властей: 2) по продолжительности действия функции гос-ва подразд.на: - постоянные - временные 3) по значимости: - главные – функции, имеющие приоритетное значение на том или ином этапе 4) по сферам деят-ти: - внутренние ; -внешние. 5) общие функции: - экономическая; - полит.; - социальная; - идеологическая;- экологическая. Гос-во осуществляет свои функции в особых формах. Формы реализации Правовые формы – это весь мех прав. регул-я, кот располагает гос-ва. Неправовые формы - это контрольная, идеологическая, воспитательная, информационно – техническая, и др. виды гос. деят-ти. Более предпочтительна класс-я основных форм выполнения функций гос-ва: правовые и организационные формы.

9. Понятие, виды и хар-ка внутренних функций гос-ва.Внутренние Ф. гос-ва – это осн направления деят-ти гос-ва по выполнению стоящих перед ним внутренних задач. К внутренним функциям гос-ва относят: полит., эк-кую, соц-ную, экологическую, налогообложения и фин. контроля, охраны прав и свобод граждан, обеспечение законности и правопорядка. 1) Полит. ф. составляет обеспечение народовластия; создание жизнеспособного демократического общества; 2) Экономическая ф. –обеспечение благоприятных условий эк-го развития 3) Социальная ф. – обеспечение общественного благополучия, 4) Экологическая ф. - обусловлена социальной обязанностью гос-ва обеспечить экологическое благополучие граждан и экологическую безопасность страны. 5) Налогообложение и финансовый контроль – налоговая ф. призвана обеспечить и гарантировать практически все направления деят-ти гос-ва. 6)Фин. контроль – один из видов гос. контроля за образованием, распределением и использованием всез ресурсов финансовой системы страны, в эту систему включаются не только гос. финансы, но и рынок ц/бумаг, валютные ценности и др. 6) Защита прав и свобод граждан, обеспечение законности и правопорядка – обеспечение прав чел-ка и гражданина – главный критерий демократического гос-ва.

 

10. Понятие, виды и хар-ка внешних функций гос-ва.Внешние Ф. гос-ва – это осн направления деят-ти гос-ва по выполнению стоящих перед ним внешних задач. К внешним функциям гос-ва относят: обеспечение интеграции в мировую экономику, оборону страны, поддержание мирового порядка, сотрудничество с другими странами в разл. видах отношений, в т.ч. в решении глобальных проблем современности. 1) Функция интеграции основывается на признании взаимозависимости гос-в в современном мире. 2) Функция обороны – основывается на принципе поддержания достаточного уровня обороноспособности страны, отвечающего требованиям национальной безопасности. 3) Ф. поддержания мирового порядка – предполагает создание условий для стабильного развития м/ународного сообщества в условиях защищенности от внутренних и внешних угроз.4) Ф. сотрудничества с другими гос-ми в разл. сферах, в .ч. в решении глобальных проблем – ее фундамент составляет поиск взаимоприемлемых решений проблем, кот затрагивают интересы каждого народа и человечества в целом, не м.б. решены на национальном или региональном уровне и требуют м/ународного реагирования.

 

11. Гос мех: понятие, признаки, структура и принципы функц-ия.Мех гос-ва понимается в 2-х аспектах: в узком смысле – как органы гос-ва, и в широком – как совокупность гос. органов и организаций. Особенности меха гос-ва: 1. Это целостная иерархическая сист гос органов и организаций. Целостность ее обеспечивается едиными принципами организации и деят-ти гос-венных органов и учреждений, едиными задачами и целями; 2. Первичными структурными звеньями меха являются гос органы и организации, в которых работают гос. служащие 3. Мех служит средством осуществления гос. власти и функций гос-ва; 4. Для обеспечения гос-венно-властных велений мех имеет орудия принуждения – тюрьмы, вооруженные силы и др.; 5. Сложность и многообразие органов гос-ва и гос-х организаций. Структура меха изменчива и во многом зависит от изменения задач управления, кот стоят перед гос-м на том или ином этапе его развития.

 

12. Понятие и класс-ии органов гос-ва.Орган гос-ва – это звено гос-венного аппарата, участвующее в осуществлении функций гос-ва и наделенное в этой связи властными полномочиями. Органы гос-ва классифицируются по основаниям: 1) По способу создания - первичные и производные. Первичные органы – создаются по установленной процедуре и получают свои полномочия от избирателей или возникают в порядке наследования при монархической форме правления Производные органы – образуются первичными органами, кот наделяют их необх-ми полномочиями 2) По объему властных полномочий делятся на высшие и местные. Высшие органы гос-ва наиболее полно олицетворяют гос-венную власть, распространяющуюся на территорию всего гос-ва. Местные органы гос-ва распространяют свои полномочия только на территорию соответствующего региона. 3) По широте компетенции выделяются органы общей и специальной компетенции. Органы общей компетенции правомочны решать широкий круг вопросов Органы спец (отраслевой) компетенции специализируются на выполнении какой-то одной функции одного вида деят-ти 4) По способу решения вопросов м.б. коллегиальными (Парламент) и единоличными (Президент) 5) Также выделяют органы, кот действуют в обычных и чрезвычайных условиях 6) В федер-х гос-х принято деление на общефед.органы и органы субъектов фед.

 

13. Форма гос-ва: понятие, признаки, элементы.Форма гос-ва – это способ организации и осуществления гос. власти Форма гос-ва зависит от многих факторов, среди которых наиболее значимы конкретно-исторические условия возникновения и развития данного гос-ва, историчекие традиции, территориальные размеры страны, национальный состав населения и др Элементы формы гос-ва: форма правления; делятся на: монархию и республику. 2) форма гос. устройства – отражает территориальную структуру гос-ва, соотношение м/у гос-вом в целом и его составными территориальными единицами; по форме гос. устройства гос-ва делятся на: унитарные, федеративные и конфедеративные. 3) политический (гос-ый) режим – предст собой систему методов, способов и средств осуществления гос. власти; в зависимости от особенностей набора данных приемов гос. властвования различают: демократический и антидемократический политические режимы.

 

14. Форма гос. правления: понятие, признаки, класс-я.Форма гос-ва – это способ организации и осуществления гос. власти Различают 2 осн формы правления: монархическую и республиканскую. Монархия - верховная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству. Признаки:- наличие единоличного правителя;- наследование власти; - пожизненность правл; концентрация в руках монарха всей полноты власти; -отсутствие отв-ти монарха. монархия делится на:- абсолютную;- ограниченную; -дуалистическую - теократическую; - конституционная. При дуалистической монархии Юрид-и и фактически власть разделена м/у прав-вом, формируемым монархом, и парламентом. конституционная – где власть монарха законодательно ограничена во всех сферах деят-ти Респ - это такая форма правления, при кот верховная власть осуществляется выборными органами, на опр. срок. Различают 2 основных вида: - президентскую и парламентарную республики. Президентская респ имеет особенности – соединение в руках президента полномочий главы гос-ва и главы прав-ва; Парл республика – прав-во формируется парламентом из числа депутатов партии, имеющей большинство в парламенте. Прав-во несет отв-ть перед парламентом. – верховная власть принадлежит парламенту; - президент избирается не всенародно, а парламентом; - глава прав-ва не президент, а лидер правящей партии.

 

15. Монархия как форма гос правления: пон., приз., виды.это такая форма правления, при кот верховная власть осущ единолично и переходит, как правило, по наследству. Признаки : - наличие единоличного правителя; - наследование; - пожизненность пр; концентрация в руках монарха всей полноты власти; - отсутствие отв-ти монарха. М делится на: - абсолютную; - ограниченную; - дуалисти ческую - теократическую; - парламента рную. Перечисленные признаки хар-ны неограниченной монархии, кот была присуща рабовл или феод обществам. При дуалистической Юрид-и и фактически власть разделена м/у прав-вом, формируемым монархом (наделен правом вето), и парламентом. Прав-во формируется независимо от партийного состава в парламенте и не ответственно перед ним. В некоторых гос-вах монарх возглавляет не только светское, но и религиозное управление страной. Такие монархии – теократ Парл –власть монарха законодательно ограничена во всех сферах деят-ти Для парл характерны след. черты: - власть монарха ограничена во всех сферах гос. власти; - исп власть реализуется прав-вом, кот ответственно перед парламентом; - прав-во формируется на представителей партии, победивших на выборах в парламент; - глава прав-ва лидер партии; - законы принимает парламент, их подписывает монарх, правом вето он не обладает

 

16. Республика как форма гос. правления: понятие, признаки, виды.- это такая форма правления, при кот верховная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок. Различают 2 основных вида правления: - презид и парл республики. През респ – соединение в руках президента полномочий главы гос-ва и главы прав-ва; - выборы президента на основе всеобщих выборов; - президент обладает значит полномочиями, он самост формирует прав-во, кот несет отв-ть перед президентом. Парламентарная республика – прав-во формируется парламентом из числа депутатов партии, им большинство в парламенте; - прав-во несет отв-ть перед парламентом; – верховная власть принадлежит парламенту; - президент избирается не всенародно, а парламентом; - глава прав-ва не президент, а лидер правящей партии. Парламентарная республика харся сильной законодательной властью и подчиненностью ей исполнительной власти. Как правило в парл респ президент не обладает правом вето на законы, правом проведения референдума, введения ЧП.

 

17. Форма гос. (гос.-терр.) устройства: пон., признаки, класс-я.Форма гос. устройства – это политико – терр.организация гос-ва, Сущ 2 разновидности гос. устройства: Унитарноегос-во – единое, гос-во, не имеющее в своем составе гос-х образований. Черты: - единый центр гос. власти (парламент, прав-во, верховный суд); - одна сист зак-ва; - единое гражданство; - единая судебная сист; - одноканальная сист налогов, - адм-но-террит. единицы не обладают полит.сам-тью, Унитарные гос-ва м.б. централиз – отсутствует местное самоуправление, а во главе местных органов стоят назначенные из центра чиновники; и децентрализ – местные органы власти избираются населением Ф – сложное гос. устройство, для кот характерно наличие в составе гос-ва других гос-х образований. Черты: - полит. и юр. Самост-ть субъектов 2хуровневая сист органов гос. власти (наряду с фед. органами имеются органы власти субъектов Ф); - 2 системы зак – общ федеральная и субъектов; - в двухпалатном парламенте одна из палат предст интересы субъектов; - двухканальная сист налогов; -разграничение предметов ведения Ф и ее субъектов. Входящие в Ф субъекты не обладают суверенитетом, Различ национальную - считаются непрочными (СССР,); и террит Ф - способствует укреплению госуд-ти, стимулирует процессы интеграции (США) ; Симметричные – это Ф, где субъекты имеют одинаковое прав. положение и полномочия; и асимметричные Ф – субъекты имеют разный прав.статус. (Россия)

 

18. Пон. и признаки унитарного гос-ва.Унитарное гос-во – единое, слитное гос-во, не имеющее в своем составе гос-х образований. Признаки унитарного гос-ва: - единый центр гос. власти, т.е. единая, общая для всей страны сист высших и центральных органов власти (парламент, прав-во, верховный суд); - одна сист зак-ва; - единое гражданство; - единая судебная сист; - одноканальная сист налогов, т.е все налоги собираются по стране и аккумулируются в центре;- адм-террит единицы не обладают полит. самостоятельностью, но наделяются компетенцией в эк-кой, соц., культурной сферах. Унитарные гос-ва м.б. централизованными – отсутствует местное самоуправление, а во главе местных органов стоят назначенные из центра чиновники; и децентрализованными – местные органы власти избираются населением и пользуются значительной самостоятельностью.

 

19. Понятие и признаки федер.гос-ва.Федерация – сложное гос. устройство, для кот характерно наличие в составе гос-ва других гос-х образований. Гос-ые образования, входящие в федерацию, носят название субъектов. признаки федерации: - полит. и юр. самостоятельность субъектов - двухуровневая сист органов гос. власти (наряду с федеральными органами имеются органы власти субъектов федерации); - две системы зак-ва – общефедеральная и субъектов; - в двухпалатном парламенте одна из палат предст интересы субъектов; - двухканальная сист налогов; -разграничение предметов ведения федерации и ее субъектов. Различают национальную - считаются непрочными (СССР); и террит - способствует укреплению гос-венности, стимулирует процессы интеграции (США) ; Симметричные – это федерация, где субъекты имеют одинаковое прав. положение и полномочия; и асимметричные федерации – субъекты имеют разный прав. статус. (Россия)

 

20. Политич.режим: понятие, признаки, класс-я..— это методы осуществления пол власти, итоговое пол состояние в обществе, кот складывается в результате взаимодействия и противоборства разл. пол сил, функционирования всех пол институтов и хар демокр или антидемокр. Для демокррежима хар-ны след. черты: - народовластие; свобода личности в эк. сфере; гарантированность прав и свобод чел-ка и гражданина; осущ гос. власти на основе принципа разделения властей; выборность и сменяемость органов гос. власти; наличие политико-прав. мехов; наличие различают либерально – дем и собственно дем режимы. Либерально-дем режим харся плюрализмом во всех сферах общ жизни. Собственно дем режим – исходит из признания равенства и свободы всех людей. Среди антидем режимов выделяют тоталитарный и авторитарный. Тотал режим – предст собой всеобъемлющий контроль гос-ва над населением, всеми формами и сферами жизни общества и опирается на применение насилия или угрозу его применения. Авторитарный режим – главная специфика состоит в том, что гос-вом руководит узкий круг – правящая элита, кот возглавляется лидером и пользуется большими привилегиями и льготами.

 

21. Демократические полит.режимы и их хар-ка.Демократия – народовластие, власть народа. Демокр режим – это такой режим, кот обеспечивает широкое участие населения в управлении делами общества и гос-ва. Признаки: 1) народовластие, 2) свобода личности в эк. сфере, т.е. свобода предпринимательства и признание частной собственности; 3) гарантированность прав и свобод чел-ка и гражданина; 4) осущ гос. власти на основе принципа разделения властей; 5) выборность и сменяемость органов гос. власти; 6) наличие политико-прав. мехов, обеспеч возможность участия граждан в формировании, деят-ти органов гос-ва и контроле над ними; 7) наличие легальной оппозиции; 8) политический плюрализм (т.е. отсутствие единой общеобяз идеологии; свобода мнений, убеждений, многопартийность); 9) децентрал гос. власти; 10) учет интересов меньшинства, исп метода согласования при принятии решений Среди демократических режимов различают либерально – демокр и собственно демокра режимы.

 

22. Антидемокр полит режимы и их хар-ка.Среди антидем-х режимов выделяют тотал и автор. Тотал режим – предст собой всеобъемлющий контроль гос-ва над населением, всеми формами и сферами жизни общества и опирается на применение насилия или угрозу его применения. Тоталит режиму характерны след. черты: - идеологизация всей общественной жизни; - нетерпимость ко всякому инакомыслию; - монополия на информацию; - подавление человеческой индивидуальности, массовый террор против своего населения; - слияние гос-го и партийного аппарата; - жесткая централизация власти; упразднение местного самоупр-я;- отрицание частной жизни и частной собст-ти. тоталитаризм имеет 3 разновидности: левый тоталитаризм (коммунизм), правый тоталитаризм (фашизм), религиозный тоталитаризм (исламский фундаментализм). Авторитарный режим – главная специфика состоит в том, что гос-вом руководит узкий круг – правящая элита, кот возглавляется лидером и пользуется большими привилегиями и льготами. ар-но:- власть элиты не ограничена законом; - народ отстранен от управления гос-м и не может контролировать деят-ть правящей элиты; - в полит. жизни допускается многопартийность, оппозиционнные партии запрещены; - имеются сферы, свободные от полит контроля – эк-кая,и частная жизнь. Контролю подлежит – полит. сфера жизни общества; - устан-ся приоритет интересов гос-ва перед личными интересами;- принуждение и насилие применяются в отношении открытых противников строя.

 

23. Полит сист общества: понятие, призн., элем.. Место и роль гос-ва в полит системе общества.– это совокупность гос-х и негос-х институтов, посредством которых осущ полит власть и управление обществом. Осн место и роль гос-ва в полит. системе общества определяется рядом особенностей, позволяющих говорить о том, что гос-во – основной элемент системы. 1) гос-во выступает в качестве единственного представителя всего народа, объединяемого в пределах его территориальных границ по признаку гражданства; 2) явл. единственным носителем суверенитета;3) обладает специальным аппаратом (публичной властью), предназначенным для управления обществом; имеет силовые структуры 4) обладает монополией на правотворчество; 5) владеет специфическим набором материальных ценностей (гос. собст-ть, бюджет,.);6) определяет главные направления развития общества. Гос-во выступает не только самостоятельным субъектом политики, но и призвано регулировать поведение иных субъектов полит отношений. Таким образом, гос-во занимает особое место в полит. системе общества и играет в ней осн роль.

 

 

24. Полит партии: пон., функ. класс-и. Пон. и виды парт. систем. - это полит. общств организация кот борется за власть или за участие в осуществлении власти. Каждая партия создавалась для защиты интересов опр. соц. групп. По характеру доктрин: революц, реформ, консерват, реакц По месту и роли партий в полит. системе: гос (партийная идеология становится гос, партия формирует гос. систему управления); авторитарные (не сливающиеся с гос-вом, но составляющие основу полит режима и пользующиеся его поддержкой); парламентские) Организация избир процесса, отбор и выдвижение политических лидеров. служить началом связи м/у гражд.обществом и гос-вом – фуекц . Полит партии, кот имеют реальные возможности участвовать в формировании гос органов, воздействовать на внутреннюю и внешнюю политику страны, в совокупности составляют партийную систему общества. осни типами партийных систем явл: 2хпартийная и многопартийная системы.. три типа партийных систем: буржуазно-демок: в обществе идет легальная борьба за власть; власть осущ.партия или группа партий, кот обеспечили себе поддержку парламентского большинства; постоянно сущ легальная оппозиция; м/у партиями внутри партийной системы сущ согласие относительно соблюдения этих правил. В буржуазной системе сформир множество видов партийных коалицийсоциалист. сущ только одна легальная партия; партия руководит гос-вом на всех уровнях гос-венного аппарата; Возникновения такой полит. системы связано с кризисом демократ или авторитарных систем правления. авторитарная здесь доминирующим фактором выступает гос-во, а не партия, кот играет второст. роль в процессе осущ власти.

 

25. Сущность и хар-ка теории разделения властей.(Учение Монтескье— одна из ведущих полит доктрин и принципов буржуазного конституционализма. Гос власть понимается не как единое целое, а как совокупность разл. властных функций (законод-й, исп. и суд.), осущ-ых независимыми друг от друга гос органами. Теория раздел-я властей противопоставлялась концепциям единовластия, сосредоточения власти в руках одного лица или органа. Учение Монтескье возникло в середине 18 в. Цель учения — гарантировать безопасность граждан от произвола и злоупотреблений властей, обеспечить полит. свободу. Вместе с тем разделение властей в рассматриваемой теории — не только полит разделение труда, закрепленное в конституциях, но и распределение ее м/у разл. соц. слоями, отражающее сложившееся их соотн. Ее осн назначение — выявить право и сформулировать его в виде полож. законов гос-ва, обязательных для всех граждан. Законод. власть целесообразно вручить собранию представителей народа и собранию знатных. Исполн. власть в рассматриваемом проекте выступает в качестве органа, реализующего общую волю гос-ва, касается всех граждан. Ее предназначение — лишь исп законов, устан-х законодат.властью. Монтескье предлагает передать суд. власть лицам, из народа, кот созывались бы по мере необх-ти для осуществления суд. полномочий. Последние не д.б. связаны с профессией, богатством, знатностью.

 

26. Гражданское общество: понятие, сущность, признаки, структура.– это совокупность общест отношений, главным образом имущественных, товарно-рыночных, семейных, нравственных и иных, относительно независимых от гос-ва. Гражданским явл. Общество способное противостоять гос-ву, контролировать его и заставить служить обществу. Это общество, кот может сформировать прав. гос-во. Признаки гр. общества: - обеспечение прав и свобод чел-ка и гражданина; - самоуправляемость; - конкуренция образующих его структур и разл. групп людей; - свободно формирующееся общств мнение и плюрализм; - всеобщая информированность и др. Составляющими частямиструктуры выступают различные общности и объединения людей и устойчивые отношения м/у ними. Например: 1) личность; 2) семья; 3)школа; 4) церковь; 5) собственность и предпринимательство; 6) соц. группы, слои, классы; и др.

 

27. Возникн. и развитие учения о прав. гос-ве. Осн приз. прав. гос-ва. Прав.гос-во – это организация полит.власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод чел-ка и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права гос.власти в целях недопущения злоупотр-й. Сначала человек пытался уяснить и усовершен-ть формы общения с себе подобными, понять суть собственной и чужой свободы и несвободы, добра и зла, справед. и несправ-ти, порядка и хаоса. Постепенно осознавалась необх-ть ограничения своей свободы, формировались стереотипы и общие для данного общества (рода, племени) правила поведения (обычаи, традиции), обеспеченные укладом жизни. Предпосылками учения о прав. гос-ве можно считать идеи о верховенстве закона, о его божественном и справед.содержании, о необх-ти соответствия закона праву. Теории:1.Теологическая-Бог создал гос-во (Аквинский и др.)2.Договорная – гос-во – продукт соглашения м/у людьми(Гоббс, Руссо и др.),3.Патриархальгая –гос-во продукт развития семьи(Аристотель и др.), 4.Органическая т.–Гос-во– специф. разновидность биолог. ораганизма (Спенсер и др.)5.Материалистическая т. – Госво продукт соц-эконом.развития (Маркс, Энгельс, Ленин и др.). Психологич.т.- Гос-во возникло в силу особенностей челов.психики (Петражицкий, Фрейд и др.). Признаки прав.гос-ва:1)верховенство права (в прав.гос-ве высшей юр.силой обладает только закон, кот.подчин.граждане гос-во и гос.органы. Конст-я – осн.закон, другие прав.акты д.соотв-ть закону);2)пр.разделения властей, т.е. сам-е и независимое функционирование 3х ветвей власти: законод. исполн., суд. (данное создание необх-мо для исключ-я произвола власти, для создания противовесов);4)и прав. организация системы гос. власти; 3)приоритет прав и свобод граждан и единство их прав и обяза-ей;5)взаимная отв-ть гос-ва и личности.

 

28. Соц. гос-во: понятие, признаки, функции, типы.Соц. гос-во – хар-ка, относящаяся к конституционно-прав.у статусу гос-ва, предполагающая конституционное гарантирование экономических и соц. прав и свобод чел-ка и гражданина и соотв-ие обязанности гос-ва. Означает, что гос-во служит обществу и стремится исключить или свести к минимуму неоправданные соц. различия. условиями существования соц. гос-ва и его характерными признаками являются: 1. Демократ. организация гос власти. 2. Высокий нравственный уровень граждан 3. Мощный экономический потенциал, 4Прав. развитие гос-ва, наличие у него качеств прав. гос-ва. 6. Ярко выраженная социальная направленность политики гос-ва, что проявл в разработке разнообразных соц. программ и приоритетности их реализации. 10. Закрепление формулы «соц. гос-во» в конституции страны. Говоря о функциях 1. поддержка социально незащищенных категорий населения; 2. охрана труда и здоровья людей; 3. поддержка семьи, материнства, отцовства и детства; 4. сглаживание социального неравенства 5. поощрение благотворительной деят-ти 6. финансирование и поддержка фундам.научных исследований и культ.программ; 7. борьба с безработицей, обеспечение трудовой занятости населения и др.

 

29.Прав. статус личности: понятие, структура, виды.– это юрид-и закрепленное положение личности в обществе. Прав. статус фиксирует по сути дела фактический (социальный) статус лица, его реальное положение в обществе. Прав. статус есть признанная Конституцией и зак-вом совокупность прав и обязанностей субъектов, а также полномочий гос-х органов и должностных лиц, с помощью которых они выполняют свои соц. роли. Именно права и обязанности составляют ядро прав. статуса. В структуру этого понятия входят след элементы: •права и обязанности; • законные интересы; •правосубъек; •гражданство; •юр. отв-ть; •правовые принципы и т.п. 3 вида: - общим; - специальным; - индивидуальным. Эти виды отражают собой соотн таких философских категорий, как общее, особенное и отдельное. Общий статус – это статус лица как гражданина гос-ва, закрепленный в К. Специальный фиксирует особенности положения определенных категорий граждан Индивидуальный статус – определяется особенностями отдельного лица (пол, возраст, семейное положение, должность, стаж и т.п.) и предст собой совокупность персонифицированных прав и обязанностей личности.

 

30. Понятие и виды прав чел-ка. Соотн понятий «права чел-ка» и «права гражданина».Права чел-ка – это соц. и юр-кие возможности пользоваться материальными, соц. и др. благами. Права гражданина – это охраняемая законом мера юр-ки возможного поведения. Права гражданина обязательно закрепляются в конституциях и иных законодательных актах и также обязательно гос-вом декларируется и обеспечивается их защита. Одним из общепринятых критериев их классификации явл. сферы жизнедеят-ти общества, в которых реализуются те или иные интересы и потребности личности. В соответствии с данным критерием различают: 1) естественные права, гражданские (личные)- Право на жизнь, право на охрану чести и достоинства, неприкосновенность личности и ее жилища, частной жизни, свобода передвижения и выбора места жит-ва, свобода совести, право на национальную принадлежность. 2) политические - свобода мысли, слова, информации, право на объединение, 3) социально – экономические – право частной собст-ти, свободу эк. деят-ти, свобода труда, защита от безработицы, право на жилище, на охрану здоровья и благоприятную окруж. среду, право на образование, на свободу творчества и культурную деят-ть.

 

 

31. Теории происх-я права. теория естеств. права (Г.Гроций, Т.Гоббс и др.). Г.Гроций утверждал, что наряду с изменчивым полож. правом, создаваемым волей бога или людей (гос-ом), сущ неизменное естественное право, т.е. то, «что согласно с природой общества разумных существ». Оно не обусловлено ни временем, ни местом, никем не может быть изменено. Человек рождается с естественными неотъемлемы-ми правами –истор.школа права (К.Савиньи). Право- продукт «народного духа», творч.деят-ти целого народа в его единстве. Право стоит в тесной связи со всей остальной культурой народа: его нравами, учреждениями, искусством и т.д. – и развивается вместе с развитием последних. Перемены в одной сфере ведут к переменам в др. Источниками права являются не закон и законодатель, а обычай и наука. -марксистская теория (К.Маркс, Ф.Энгельс, В.Ленин) основывается на правильном матер.подхо-де к этому процессу, но при этом преувеличивается связь права с гос-ом, с экономич.строем, с принуждением и насилием. Утверждалось, что право – ничто без аппарата, способного принудить к исп норм права. -примирительная теория права (Г.Берман) – право возникло не для урегул-я отношений внутри рода, а для упорядочения отношений м/у родами. Сначала м/у враждующими родами возникли договоры о примерении, затем опред. правила, кот-е устанавливали разл.санкции, все это усложнялось, и таким образом возникло право. -регулятивная теория права. Этой теории придерживаются азиатские научные круги. Право возникает для установления и поддержания единого порядка для всей страны, прежде всего для урегул-я сельскохоз-го произв-ва.

 

32. Осн черты норматив., социолог. и философ. подходов к поним права.Г.Кельзен, 1. Теория права должна быть свободна от идеолог-х и оценочных характеристик, т. е. Представлять собой «чистую науку». 2. Право должно быть познано из самого права и только. 3. Независимые от реальной действительности нормы права порождают одна другую в зависимости от своей значимости. Социолог. Е.Эрлих, Ф.Кони и др. 1. Теория подходит к праву не формально-юрид-и, а с пози реальной жизни. 2. право в действ – это не столько сист офиц. норм, сколько факт уклад жизни общества, кот придерживаются его члены. Он охватывает и повседневную практику отправления юстиции. 4. Социол теория права придает прав. значимость интуиции, и др. Философ. подход. В основе лежат идеи понимания права как меры свободы и справедливости и разграничения права и закона. право понимается как опр. гуманные идеи и принципы, мера, масштаб свободы вне зависимости от того, признано оно гос-вом или не признано в качестве закона. В. Д. Зорькин, Мальцев и др. Данный подход направ-лен на поиск «хорошего», «справедливого» права. К достоинствам философского подхода относятся постановка и исследование в юрид-ой науке вопроса о соотношении права и закона, их возможном несоответствии, а также разработка приемлемых критериев такого соответствия – проблема, имеющая большое практич. значение.

 

33. Пон. и признаки права. Классовый и соц. подходы к поним сущности права.В современной юр науке термин «право» исп в неск подходах. 1) Нормативный: Право – это сист общеобязат формально опред-х норм, исходящих от гос.-ва, им регулируемых, и регулирующих общств отношения. 2) Философский: Право – это совок неотчуждаемых прав чел-ка, принадлеж ему от рождения. 3) Социолог-й подход: Право – это, то что установлено самим обществом, гос-во только наз эти нормы. Признаки права: 1) волевой хар-р .2) общеобязат, 3) нормативность права 4) право принимается, применяется и обеспеч гос. властью; 5) формальная определенность права – закл в том, что нормы права имеют письменную форму,; 6) системность права Сущность права –хар права, кот раскрывает природу и назначение права в обществе. 2 подхода 1) право выражает волю господствующего класса и навязывает эту волю другим классам 2) право есть средство достижения компромисса, средство поиска договоренности, средство согласия, взаимных уступок, а в целом – мех управления делами общества. Сущность права содержит 2 стороны: - общесоц.(право выражает общую волю населения) и классовую (это воля господствующего класса). Сущность права отождествляется с правопорядком. Сущность права предст собой нормат. форму упорядочения и стабилизации общ отн, охраняемую гос-м принуждением.

34. Функции права: понятие и класс-я.Функции права – это осн направления прав. воздействия на общств отношения в целях их упорядочения, урегул-я и придания им необходимой стабильности, единства и динамизма.. Внутр– это способы юр. воздействия на людей и обществ отношения, кот лежат в рамках самого права. Внешн– находятся как бы за пределами самого права и характеризуют право как социальный регулятор. К внешним ф. относят общесоц-е. Среди них выделяют: - культурно – истор – право аккумулирует духовные ценности и достижения мир.культуры; - воспитат – направлена на воспитание правосознания и формирование правомер.поведения; - соц контроля – удерживает от совершения неправомер-х действий; - информ – регулир – информирует о возможности социально значимого поведения. Регулятивная ф. – вытекает из основного назначения права для жизни общества – упорядочить, регулировать общ-ые отношения, устанавливать позитивные правила поведения.. Охранит ф. – направлена на охрану и защиту значимых общ-ых отношений и вытесняет нежелательных данному обществу отношений. Компенсационная ф. – направлена на ограничение некот-х действий лиц, ущемляющих права других. Ограничитф. – направлена на огранич некоторых действий лиц, ущемляющих права других. Права и свободы м.б. ограничены законом в интересах защиты основ конст. строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов др. лиц и т.д. Восстановит ф. – направлена на восст наруш права

-

35. Понятие и виды соц норм. Особ-ти права как регулятора общ отн.Соц. нормы регул. отнош. м/ду людьми и их коллективами. Они объединены тем, что созд. и развив. на протяж. всей истории человеч-ва, выраж. потребность соц. систем в саморегуляции, входят в структуру обществ. сознания и обусловлены уровнем цивилизац. общ-ва, его потребностями и интересами.Виды: - обычаи; - традиции; - деловые обыкновения); - религиозн. нормы; - политич. нормы; - нормы обществ. объедин.; - моральные; - правовые Особ-ти права как регулятора обществ. отнош. Нормы права, не просто суще и действуют в обществе, а регулируют общ отношения, поведение людей, нормируют жизнь общества. Действующие нормы делят на 2 большие группы: соц. и технические. Соц. нормы – предст собой связанные с волей и сознанием людей общие правила регламентации формы их соц. взаимодействия, возник в процессе истор. развития и функц общества. Технические нормы регулируют отношения м/у людьми и внешним миром – природой, техникой. три функции соц. норм. Регулятивная. Эти нормы устанавливают правила поведения в обществе, регламентируют соц. взаимодействие. Оценочная. Соц. нормы выступают в обществе ной практике критериями отношения к тем или иным действиям, основанием оценки социально значимого поведения конкр. субъектов Трансляционная. Можно сказать, что в соц. нормах сконцентрированы достижения человечества в организации общест.жизни, созданная поколениями культуры отношений, опыт общест. устройства.

 

36. Объект. и субъект.право: понятия, признаки, соотн.Объективное право – исходное понятие при рассмотрении и анализе всех прав. явлений. Оно определяет юр возможности и др. субъектов общест. отношений. Как объективное явление объективное право обладает качествами: 1) всеобщности 2) общеобязательность 3) способность определять рамки юр свободы участников общест. отношений; 4) стабилизатора общест. отношений, правопорядка Право предст собой единство объективного и субъективного. Субъект. право – это конкретные права (правомочия), кот принадлежат каждому субъекту в отдельности Субъективные права возникают на основе объективного права, т.е. норм права, закрепленных в законах и др. НПА. Для субъективного права характерны: 1) совокупность наличных прав конкретного субъекта общест. отношений; 2) определение меры возможного и необходимого поведения субъекта;3) возникновение в результате п/о как его содержания; 4) защита и охрана гос-м. М/у субъект и объект правом сущ тесная связь: объектив право служит прочной опорой, фундаментом для появл субъект права, а субъект право есть результат реализ объектив права.

 

37. Пон. и признаки нормы права. Нормаправа – это общеобязат-е, формально опр. правило поведения, установленное либо санкционир-ованное гос-м и направленное на урегулирование общест. отношений.. Признаки: 1)носит общий хар-р, т.е. правило поведения; норма права отличается нормативностью; 2) содержит обязат правило поведения – оно распространяется на всех, кто вступает в сферу действия; 3) хар-тся унифицированностью, т.е. распространяет свое действие на всех или на большую группу людей; 4) рассчитана на неопределенное число случаев реализации,; 5) облекается в письм., документальную форму, связана с опр. процедурой применения 6) имеет гос-но властный хар-р.; 7) гарантирована со стороны гос-ва, т.е. в случае несоблюдения нормы права гос-во может применить принуждуние; 8) обладает представит – обязыв содержание, т.е. предоставляя права, норма права одновременно возлагает на данное лицо соответствующие обязанности, а возлагая обяз-ти предоставляет конкретные права; 9) системна, Для хар-ки нормы права и определения ее понятия важно указать, что это: 1) правило поведения; 2) исходит от гос-ва; 3) закреплено в опр.форме; 4) общеобязательно; 5) регулирует общств отношения; 6) выполнение нормы права обеспеченно гос-ми средствами.

38. Структура нормы права: понятие, хар-ка и класс-я элементов.– это совокупность составляющих ее элементов, обеспечивающих ее функциональную самостсоятельность. Для хар-ки нормы права и определения ее понятия важно указать, что это: 1) правило поведения; 2) исходит от гос-ва; 3) закреплено в определенной форме; 4) общеобязательно; 5) регулирует общств отношения; 6) выполнение нормы права обеспеченно гос-ми средствами элементы нормы права – гипотезу, диспозицию и санкцию. Гипотеза указывает на условия или обст-ва, при наличии которых реализуется диспозиция нормы. Диспозиция содержит само правило поведения, права обязанности субъектов прав. общения, т.е. определяет меру дозволенного и должностного поведения. Диспозиции бывают: абсолютно – определенные, относительно – определенные и бланкетные (в статье закона устанавл отв-ть за нарушение определенных правил). Санкция– указание на неблагоприятные последствия для ее нарушителей. Это меры принуждения, наказания, иного воздействия на правонарушителей, реакция гос-ва на такого рода деяния. Санкция содержит меры не только наказания, но и предупред. хар-ра Санкции бывают: абсолютно – определенные, относительно – опред. и альтернативные.

 

39. Класс-и норм права и их хар-ка. По функциям 1.исходные нормы, т.е. те, из к-рых проистекают все другие юр.нормы 2.нормы – правила поведе-ния (регулятивные, охранительные, общие нормы, спец. нормы). Б) По предмету прав рег 1.отраслевые ПН (констит право, гражд.); 2.нормы материал права (угол, гражде.); 3.нормы процесс права 4.нормы публичного права (все нормы, к-рые рег отн м/у субъектами, одним из к-рых выступает гос-во как властная сторона); 5.нормы частного права (нормы гражд, сем). В) По методу рег 1.императивные (директивные нормы, к-рые прямо требуют от адресата действия или воздержания от него); 2.диспозитивные (в отдельных сферах обществ.жизни вступают в действие, если участники этих отно-шений сами не вырабатывают иных способов и форм решения своих споров); 3.поощрительные 4.рекоменд-е. Г) Формы выражения предписания юр.нормы: 1.управомоч; 2.обязыв; 3.запрещ. 5) По времени действия. Постоянные –без опред срока действия, Временные – заключительные и переходные поло-жения. 6) По кругу лиц, Общие – распростр на всех, кто находится на территории данного гос-ва. Спец – только на опред круг лиц (военнослужащих, 7) Выделяют также локальные – приним на отд предприятиях, в орг, и действуют только в пределах данной организации 8). Компенсац – рег общств отношения, связ с возмещ ущерба и др. потерь направл на защиту граждан и их законных интересов. Коллизионные– предназн разрешать столкновения м/у различ нормами, кот по разному регул. одни и те же общств отн.

 

40. Способы изложения норм права в статьях НПА.Н.п.а – это прав.акт, принятый полномочным на то органом и модержащий прав.нормы., т.е. предписания общего хар-ра постоянн.действия, расчит.на многократное действие.Норма права и статья закона не тождественны, они могут как совпадать, так и не совпадать. Статья нпа – это форма выражения, способ изложения прав. нормы. Излагая правило поведения, законодатель может:1)все 3 элемента логич.структуры н.п. включить в одну статью нормат.акта.2)в 1 статью н.а. включить неск-ко прав.норм, 3) элементы НП изложить в неск.статьях одного и того же н.а., 4) элементы НП изложить в неск-х статьях разл.норм.актах. Норма права – это правило поведения, состоящее из гипотезы, диспозиции и санкции, а статья закона – это форма выражения гос. воли, средство воплощения нормы права. 3 способа изл. норм права в ст. закона: 1)Прямой – норма права непосредственно излагается в ст. закона. (ст. закона содержит одну норму, причем все ее элементы сразу).2) Отсылочный способ – состоит в том, что ст. закона содержит не все структурные элементы нормы, но в тексте статьи имеется отсылка к другим статьям того же акта 3) Бланкетный способ – в статье закона устан-ся отв-ть за нарушение опр. правил, а те правила, кот нарушены, в статье не изложены.

 

41. Форма права: пон., виды, общая хар-ка.Форма права – это способ выражения вовне гос-ной воли, юр-ких правил поведения. Следует понимать под источником права 3 фактора: 1) источник в материальном смысле (матер. условия жизни общества; форма собст-ти; интересы и потребности людей); 2) источник в идеологическом смысле (правовые учения и доктрины, правосознание); 3) источник в формально-юрид-ом смысле – это и есть форма права. Источники права – это исходящие от гос-ва или признаваемые им формы выражения и закрепления норм права. Выделяют 4 осн формы права: 1) Нормативный акт – это прав. акт, содержащий нормы права и направленный на урегулирование определенных общест. отношений 2) Прав. обычай - это исторически сложившееся правило поведения, содержащееся в сознании людей и вошедшее к прав. последствиям 3) Юрид-ий прецедент – это судебное и адм. решение по конкретному юр. делу, коту придается сила нормы права и кот руководствуются при разрешении схожих дел 4) Нормативный договор – соглашение м/у правотворческими субъектами, в результате кот возникает новая норма права.

 

42. Понятие, признаки и общая хар-ка НМА.НПА – это прав. акт, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы, т.е. предписания общего хар-ра и постоянного действия, рассчитанные на многокр. примен. НПА – это акт правотв. органов гос-ва, кот содержит нормы права, принимается в особом порядке, в конкретной письм.форме и состоит в отн подчиненности с другими актами. признаки: 1) письм. форма; 2) содержание составляют правила поведения; 3) исходят от гос-ва: гос-ых органов и должностных лиц, наделенных правом принимать нормы права, изменять или дополнять их; 4) принимаются в особом порядке, наз «правотворч процесс»; 5)иерархич подчиненность актов. По юр. силе подразд: законы и подзак.акты. Виды законов: 1) Конституция 2) ФКЗ – приним по вопросам, предусм и связанным с Конституцией; 3) ФЗ – это акты текущего зак-ва, посвященные соц-но-эк-кой, полит. и дух. жизни общества; 4) Законы субъектов фед – издаются их представит органами и распространяются только на соотв-щую территорию. Виды подзак актов: 1) указы и распор Президента РФ; 2) постан и распоряж Прав-ва РФ; 3) приказы, инструкции, полож министерств, ведомств, гос-ых комитетов; 4) реш и постанов местных органов власти;5) решения, распоряж, постановления местных органов гос. Упр.; 6) НА муницип органов; 7) Лок НА – это нормат предписания, прин на уровне конкр предприятия

 

43. Действие НПА по предмету, во времени, в пространстве и по кругу лиц.НПА – это прав. акт, принятый полномочным на то органом и содержащий правовые нормы, т.е. предписания общего хар-ра и постоянного действия, рассчитанные на многократное применение. По времени обусловлено вступлением его в силу и утратой силы. Здесь важно учитывать принцип, согласно коту закон обратной силы не имеет, Придание закону обратной силы возможно в 2-х аспектах: 1)если в самом законе об этом сказано; 2) если закон смягчает или вовсе устраняет отв-ть . в пространстве определяется территорией, на которую распространяются властные полномочия органа, его издавшего. по кругу лиц.На территории РФ НА действуют в отношении всех её граждан, гос-х органов, общест. организаций, иностранцев, лиц без гражданства. Вместе с тем сущ специальные НА, распространяющиеся только на отдельные категории граждан и должностных лиц.

 

44. Закон как форма (источник) права: пон., признаки, виды.Закон – это НПА, пр инятый представительным законодательным органом власти в особом порядке, регулирующий наиболее важные общств отношения и обладающий высшей юр. силой. Закон явл. несущей конструкцией и системообразующим фактором всей системы зак-ва гос-ва. Виды законов: по юр.силе:1) Конст-я РФ –2) Фед.констит.з. - принимаются по вопросам, предусм и связанным с Конституцией; 3)Федер.з.4) З.субъектов Фед. По субъектам законодат-ва:1)Законы, прин в порядке референдума – обладают высшей юр. силой и м.б. отменены только реф., 2) принятые законодат.органом. По предмету: конституц., админс., гражд, уголов-е. По сроку действия: постоянные и временные. Закон о поправке к К. РФ – обладает особой юр. силой и принимается в порядке предусмотренным для ФКЗ, т.е. не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов ГД и 3/4 - от общего числа членов Совета Фед.. Кодекс – самая распростр форма закона 6) Законы о ратификации м/унар. договоров выделяются в качестве разновидности закона. Признаки:принимается только органом законодат.власти ли референдумао, особый порядок подготовки и принятия. Должне выражать волю и интересы народа, обладает высшей юр.силой, регулирует наиболее важные обществ.отношения.

45. Подзаконные НПА как форма права: пон., признаки, виды. Подзаконные НПА – это принятые компетентн. орг. и устанавл. нормы права юр. акты, котор. основаны на законе и не протвореч. ему. Вся сист таких актов строится на строгой их соподчиненности м/ду собой. Их юр. сила зависит от положения соответ. органа, издающего подзаконный НА, в общей иерархич. системе органов гос-ва. По содержанию ПЗА, как правило, являются актами разл. органов исполни-тельной власти. По субъектам1.Общие Это НПА общей компетенции, действия которых распространяются на всех лиц в пределах территории страны. К общим ПЗА относятся нор-мотворческие предписания высших органов исполнительной власти. В системе подзаконных актов они обладают высшей юрид-ой силой и издаются на основе и в развитие законов. 2. Местные подзаконные акты. Это НПА органов представительной и исполнительной власти на местах. 3. Ведомственные НПА (приказы, инструкции). 4. Внутриорганизационные подзаконные акты.

 

46. Принципы права: понятие и класс-я.Принципы права – это осн, исходные начала, положения, идеи, выражающие сущность права как специфического социального регулятора. Принципы подразделяются на свойственные праву в целом: - общеправовые; - отраслевые; - межотраслевые. К общеправ. относятся: - п. справедливости (соразмерность труд и его оплата, нанесение вреда и его возмещение, преступление и наказание ); - демократизм (право исходит от власти народа); - гуманизм (человечность, нет пыток, наказания); - юр-кое равенство всех перед законом и судом; - единство прав и обязанностей; - п. законности; - неотвратимость наказания. К отраслевым относится: - свобода труда (в трудовом праве); - принцип индивидуализации наказания (в УП); - всеобщность защиты гр. прав (ГП); - презумпция невиновности (в УПП). К межотраслевым относят: - принцип состязательности и гласности (в ГПП и УПП); - неотвратимость отв-ти (в ГП, УП, админ. праве); - равенство сторон (в ГП и Семейном праве).

 

47. М/ун нормы как форма внутригосуд права. Соотн норм м/ун и внутригос права.М/ународное право – часть прав. системы, общечеловеческая ценность, аккумулирует достижения чел цивилизации, совокупный опыт многих стран. Осн источником м/ун права явился договор. Конститу РФ установлено, что общепризн принципа и нормы м/ун права и м/ун договоры РФ являются составной частью росс. прав. системы. Еще одним источником явл. М/ун обычай – доказательство всеобщей практики гос-в, признанной в качестве прав. нормы. М/ун право не явл отраслью нац права или отраслью нац зак-воа. Центром для внутригос прав. системы служит Конституция РФ, а другим центром – м/унар.договоры и соглашения. Конституция РФ закрепляет: если м/унар. договором установлены иные правила, чем предусм. законом, то применяются нормы м/ун договора Соотн. Межд. право становится частью прав. системы, это понятие шире, чем сист права, но это не часть системы права и не часть системы зак-ва России, т.к. межд. право не явл. отраслью нац права или отраслью нац. зак-ва. Его нормы и институты закрепляются в межд. договорах, соглашениях, уставах, конвенциях, декларациях, документах ООН. Нац право - право, целиком нах в компетенции одного гос-ва. М/унар. договор, как источник права, показывает мех-м соотношения и взаимодействия м/ун и нац права. Соотн и взаимодействие двух прав. систем объясн единством предмета прав рег, а также едиными представл о справедливости и незаконности, правосудии.

48. Прав. обычаи, прав. прецеденты и религ.нормы как ф. права: пон., признаки, хар-ка.Прав. обычай – санкционированный гос-вом обычай, приобретший в силу этого хар-р юридич. нормы. Юридич. норма Прав.. прецедент – решение судебного или администрат. органа по конкрет. вопросу, приобретшее силу юридич. нормы и ставшее общеобязательным. Виды прецедента: - судебный (реш суда по конкрет. делу, котор. затем становится образцом, обязат. правилом для решения аналогичных дел в будущем); - адм (реш, приним адм органом или администр судом). – кассационный (реш, принятое в рез кассации, т.е. обжалования). Религ нормы. Религ тексты (свящ. книги и сборники, котор. применяются в суд. и иной юрпрактике). В некот гос-вах религ нормы играют важную роль, и приним законы не могут им противоречить. Такое полож вещей хар для теократ гос-в.

 

49. Правотворчество(П): понятие, призн., виды.– это деятть гос.органов, осуществл-я в рамках устан-х процесс.процедур, по принятию, изм., отмене НПА. Правотворчество предст собой: монопольную деятть гос-ва; созидательно-интелл. деятть; процесс.деят-ть. Субъетами П. выступают гос.органы, негос.структуры(органы местного самоупр., профсоюзы и т.п. Принципы П.-это основопол.идеи, руководящие начала, исходные положения деят-ти, связанной с принятием, отменой юрид.норм, это ориентир для органов, творящих право. П. деят-ть основана на опр. принципах: - законности демократизма, научности, профессионализма гласности системности, оперативности.Виды прав-ва(П):1)В зав-ти от субъектов: П. народа в процессе проведения референдумов, П.гос.органов, П.отдельных должностных лиц, П.органов местного самоупр-я, П.обществ.организ-й.2)В зав-ти от значимости:Законотворчество, делегированное П., подзаконное П. Стадии: Конституция РФ выделяет 4 стадии з/процесса:1) законод.инициатива; 2) обсуждение законопроекта в ГД и в Совете Федерации; 3) принятие закона; 4) промульгация и вступление закона в юр. силу.

 

50. Законодат. процесс: понятие, принц., стадии.Законы принимаются палатами Фед. Собрания в особом порядке, кот реализуется в законод. процессе, представляющем собой совокупность действий, посредством которых осуществляется законод деятть ФС. Принципы: - законности демократизма научности профессионализма гласности системности стадий: 1) законод инициатива сводится к внесению на рассм Гос Думы законопроекта. 2) предварит. Рассм - Законопроект, подлежащий рассм Гос Думой, направляется ее Советом в соответств комитет палаты, кот назначается ответственным по законопроекту, а в опред случаях назначается комитет-соисполнитель. Одновр законопроект направляется в комитеты, комиссии и депутатские объединения, 3) рассмотрение и принятие законопроектов в Госдуме и Совете Фед - Рассм законопроектов Гос Думой осущ в 3х чтениях, в первом чтении обсуждается его концепция, дается оценка. В случае принятия или одобрения законопроекта в первом чтении Гос Дума в своем пост устанавливает срок представления поправок к законопроекту. Принятый Гос Думой и одобренный Советом Фед федер закон и постан Совета Фед в 5-дн срок со дня принятия постан Председ Совета Ф направл Президенту для подписания и офиц. опубликования.; 4) подписание и обнародование закона Президент РФ, коту направлен фед. закон, в течение 14 дней подписывает его и обнародует.. Офиц.опубл. закона считается первая публикация его полного текста в «Росс. газете» или «Собрании заква РФ»

 

51. Пон. и состав. Элем. системы права.Сист права – это внутр.структура права, состоящая из взаимосогласованных норм, институтов, подотрас-лей и отраслей права. Осн структурные элементы системы прав: - отрасль права. (Нормы, объединённые в отрасль права, регулируют опр. область обществ-х отноше-ний, кот отличается своей спецификой. Нормам, принадлежащим к опр. отрасли права, присуще общее для них своеобразие, кот и явл основой для объединения их в отрасль); подотрасль права (родств. институты одной и той же отрасли права. Например.: конституц гражд, угол право); институт права (обособленная группа юрид-их норм, регулирующих однородные общств отношения и входящих в соответствующую отрасль права.. Элементы Н. п. — гипотеза, диспозиция, санкция. В зависимости от отраслей права различают: адм-о-, гражданско-, уголовно-прав. Н. п., нормы трудового, эколог., м/ународного и других отраслей права).. Черты системы права: - ее первичным элементом выступают нормы права, кот объединяются в более крупные образования – институты, подотрасли, отрасли; - ее элементы непротиворечивы, внутренне согласованы, взаимосвязаны, что придает ей целостность и единство;- она обусловлена социально-эк-ими, полит, нац, религ, культур, истор факторами; - имеет объективный хар-р, ибо зависит от объективно существующих общест-х отн и не может создаваться по чисто субъект. усмотрению людей. Прав. сист и сист права соотносятся как целое и часть.

 

52. Понятия и соотн матер. и процесс., частного и публ. права.К частному праву относят те отрасли, кот призваны обеспечить интересы частных лиц (гражд, банковское). К публичному праву относят отрасли гос-в, администр, уголовного права. Частное право состоит из отраслей гр-го, предприним-го, семейного права, а публичное – из отраслей конституционного, адм-ого, финансового, уголовного и др. Мат право - это совокупность норм права, непосредственно регулирующих те или иные общств отношения. Объектом матер. права выступ.: имущ., трудовые, семейные и иные отношения. Процесс право - право, устанавливающее порядок разрешения споров м/у субъектами, порядок привлечения к ответственности лиц совершивших правонарушение, формы и методы защиты прав граждан. Взаимосвязь мат и процесс начал обеспеч. важнейшее свойство права – его системность. Только в сочетании матер. и процесс. право обеспеч. регулятивную роль права, позволяют в необходимых случаях реализов. санкции правов. нормы, иные ее элементы. Процесс.право состоит из гражданско-процесс и уголовно-процесс права.

 

53. Пон. и признаки отрасли права. Соотн отр. права и отрасли зак-ва. Отраслью права явл совокупность обособленных юрид-их норм и прав. институтов, кот рег опред область общ отн, отлич своеобразием. Специфическим признаком отрасли права явл то обст-во, что данная группа прав. норм способна взаимодействовать с другими отраслями права как элементами единой системы. Важным признаком для выделения отрасли права явл наличие у нее специф. метода прав. регул-я.Соотн отрасли зак-ва и отрасли права Отрасль системы права: группируется по признаку един-ства предмета и метода прав. регул-я общест. отношений. Отрасль зак-ва: комплекс законов и подзаконных нормативны актов, содержащих нормы одной или нескольких отраслей права. Отрасли зак-ва формируются в зависимости только от предмета прав. регул-я и не обладают самостоятельным методом. Они делятся на несколько самостоятельных видов. Во-первых, имеются отрасли, в основном совпадающие с одноименными отраслями права. отрасли зак-ва складываются на базе опред частей крупных отраслей права с добавлением некоторых норм близкого содержания, взятых из других О.п. В систему отраслей зак-ва входят так называемые комплексные отрасли, кот регулируют отношения в той или иной сфере гос деят-ти

54. Предмет и метод прав. регул-я как основания разгран. НП по отраслям права. Предмет правов. регул-я – это качественно однород. вид обществ. отношений, на котор. воздействуют нормы опре-дел. отрасли права. Предмет реул-я явл. главным, объективным основанием для распредел-я правов. норм по отраслям права. Нормы права регул. разл. по своему содерж. обществ. отнош-я разл. методами (способами). Каждая отрасль имеет свой специфич. метод пра-вов. регул-я. В одних отраслях преоблад. метод властного связывания, в др. – равенства сторон (дозволение), в третьих – запрещ недозвол-х действий (запрет). Отрасли права использ. методы правов. воздействия в разл. сочетании в зависим-ти от хар-ра обществ. отнош. Метод правов. регул-я – это способы воздействия норм отрасли права на определ. вид обществ. отнош., являющийся предметом ее регул-я. Виды метода правов. регул-я: - директивный (императивный) – характерен для властных отнош-ий; - диспозитивный (предоставл. выбор).

 

55. Понятие и элементы системы зак-ва.Сист зак-ва– это совокупность НПА, в которых объективируются содержательные и структурные хар-ки права. Элементы системы зак-ва (по сферам общ отн): От-раслевое зак-во содержит нормы, регулирующие качественно опред вид общ отн явл предметом одной отрасли права (земельное, семейное зак-во). Внутриотр зак-во сод нормы подотрасли или института права, регулирующих разновидности отраслевых правоотн (авторское в составе гражданского) Комплек зак-во включает нормы нескольких отраслей права, регулирующих различные по своему содержанию общств отношения, составляющие самост сферу общественной деят-ти (хозяйственное, транспортное, военное). (по уровню юрй силы, в зав от органа, гос власти, издавшего НА): Парламентские законы • Нормативные указы главы гос-ва (Президента) • Постановления Прав-ва • НА министерств и ведомств • НА муницип органов власти. Соотн системы права и системы зак-ва. Сист зак-ва – это совокупность НПА, в которых объективируются содержательные и структурные хар-ки права. Сист права - это внутренняя структура права, состоящая из взаимосогл норм, институтов, подотраслей и отраслей права.

 

56. Сист зак-ва: понятие, принципы, виды.Сист-я зак-ва — это целенаправленная работа законодателя по упорядочению и приведению в единую систему действующих закон актов с целью их доступности, лучшей обозримости и эффективного прим. осн принципы полнота охвата НПА, единообразие терминологии, единство критерия упорядочения НПА, расположение НП материала в опред порядке, обеспеч единства регул-я отношений и полноценности такого регул-я, лежат в основе систтики зак-ва, определяются последней. 3 вида систематизации: Инкорпорация — вид систтизации, в ходе кот действующие НА сводятся воедино без изм их содержания, переработки и редактирования. Результатом инкорпорации явл издание разл. сборников или собраний, кот формируются по тематическому принципу Инкорпорация подразд на: официальную и неофиц. К офиц можно отнести СЗ РФ. К неофициальной отн сборники Н материалов по отраслям права, издаваемых в учебных целях, Консолидация – это сведение множества НПА в один укрупненный акт. Новый акт заменяет вошедшие в него акты, поскольку принимается правотвор. органами и имеет собственные реквизиты. Кодификация предполагает переработку норм права по сод и их сист, научно обоснов излож в новом законе Кодиф — это сист работа более высокого уровня, чем инкорпорация, т. к. в ходе кодиф происх кач переработка действ юр. норм, устраняются несогласов, дублир

57. Правовые семьи: пон. и виды. Прав.семья – это группа прав. систем, объективных сходными условиями исторического развития и поэтому имеющих существенные «общие особенности», отличающие их от других прав. семей. Наиболее распространенное в наст. время получила класс-я, построенная на основе 3-х главных критериев: особенности исторического развития прав. систем; источники права; структура права. Соответственно выделяют 9 прав. семей: романо-германская; семья общего права (англосаксонская); славянская; латиноамериканская; скандинавская; мусульманская; индусское право; семя обычного (традиционного) права; дальневосточная; социалистическая. Каждая из названных прав. семей отличается своеобразием и в то же время общими чертами. Прав. сист - совокупн источников права и юрисдикционных органов конкретного гос-ва (а иногда и его обособленной части). В более широком смысле включает также ряд других компонентов - прав. культуру, прав. идеологию, прав. науку, иные, в т.ч. негос правовые институты (адвокатура, нотариат, юрид-ие фирмы, профессиональные сообщества юристов). Следует различать понятия "П.с." и "сист права";

58. Осн черты романо-германской прав. семьи.Сложилась на основе рецепции (восприятия, заимствования) римского права в 12-16 вв. и получила распространение в континентальное Европе. (Германия, Франция, Россия, Испания, Польша и др.) Особенности: 1) осн источником права служит – НПА (закон); 2) единая иерархарическая сист источников права; 3) сист признает деяние на публичное и частное право, а также на отрасли права; 4) зак-во носит кодифицированный хар-р; 5) сходство основных понятий и категорий; 6) единая сист прав. принципов; 7) в законодательстве ведущая роль принадлежит К., обладающей высшим юр-ким авторитетом. Сущ и сист кодексов, например, гр-кий, уг-ый, процессуальный. Среди источников права отводится подзаконным актам, обычаям, судеб. практики.

 

59. Осн черты англосаксонской прав. семьи.Главный источник – судебный прецедент, т.е. норма, сформулированная судьями в процессе рассмотрения дела (главные творцы права – судьи). (Великобритания, Канада, Новая Зеландия, Австралия) Особенности: 1) своеобразное поним норм права – они не отделены от судебного решения, поэтому носят казуистический хар-р. Создавать прецеденты вправе ВС Англии, состоящий из Высокого суда, Суда короны и Апелляционного суда. Также прецеденты может создавать палата лордов, выполняющая и судебные функции. 2) специфика структуры права: ей не известно деление на частное и публичное, а отрасли права не выражены четко. В структуре английского права выд: 1) прецедентное право; 2) право справедливости 3) статусное права (это право парламентарного происхождения). 3) Придание важного значения формам судопроизводства, процессуальным нормам, источникам доказательств; 4) большая автономия суд. власти по отн к другим ветвям власти (отсутствие прокуратуры и адм-ой юстиции); 5) некодифицир хар-р зак-ва.

 

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.