Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Культура как социальное явление. Структура и функции культуры. Формы и разновидности культуры. Виды субкультур. Контркультура.



 

Общество - это социально консолидированный устойчивый коллектив людей, преследующих столь же устойчивые цели и интересы.

Культура - это совокупный способ реализации целей и интересов людей, основные технологические и социальные параметры которого определены сложной системой «социальных конвенций» (договоренностей), достигнутых этим обществом на протяжении многих поколений его интегрированного существования, что может быть названо социальным опытом данного коллектива.

Культура практически не может воспроизвести саму себя. Это общество воспроизводит себя в следующих поколениях как специфическую социальную целостность посредством трансляции своей культуры.

Свой вклад в постановку проблемы культуры как социального феномена внесли Э. Дюркгейм и М. Вебер.

Дюркгейм определил культуру как «коллективное, или общее, сознание». Последнее имеет, с его точки зрения, специфические черты, превращающие это «сознание» в особую реальность: совокупность верований и чувств, общих в основном для одного и того же общества.

Автор понимающей социологии М. Вебер считал, что «понять» поведение социальных субъектов невозможно без постижения переживаемого самим субъектом «смысла» своего поведения. По Веберу, первичная реальность общества есть культура, которая может проявляться как в социальных структурах типа семьи, государства, так и в духовных формах — религии, искусстве, науке. Культура, в отличие от технологической цивилизации, эмоциональна, личностна, социальноориентирует субъекта. Вебер подчеркивал, что «предполагаемый смысл» реального поведения в подавляющем большинстве случаев самим действующим субъектом осознается смутно или вовсе не осознается.

Говоря о концепциях культуры, нельзя обойти вниманием социально-психологическую схему 3. Фрейда, согласно которой выделяются три уровня психики: «Оно» — сосредоточение бессознательного (инстинктов, влечений, вытесненных идей и образов), стремящегося вырваться из своих «подвалов»; «Я» — сосредоточение нашего сознания, осуществляющего функции подавления и сублимации бессознательного; «Сверх-Я» — сосредоточение совести, норм и ценностей, «представитель социума в психике». По Фрейду, культура — это динамическая система, выполняющая своего рода функцию обратной связи между личностью и обществом как по линии «бессознательное — сознательное — нормативно-ценностное — социально-поведенческое», так и в обратном направлении (корректировка поведения — переоценка ценностей, ревизия норм — вытеснение образцов и идей в бессознательное). С точки зрения Фрейда, сохранение прошлого в душевной жизни есть скорее правило, нежели исключение.

Своеобразный подход к проблеме взаимодействия культуры и общества, отражающий стилевые особенности культуры XX в., развит в теории И. Хейзинги, рассматривающей игру как важнейший источник и способ существования культуры. В «игровое пространство» Хейзинга помещает не только искусство, но и науку, быт, юриспруденцию, военное искусство. Он показывает, что способность играть глубоко связана с культурностью, которой противостоят отрицание игры, угрюмая серьезность, базирующаяся на отсутствии воображения, представления об относительности, временности, зыбкости. Вместе с тем для подлинной культуры необходимо равновесие игрового и неигрового начал.

 

Структура

Структура включает в себя: систему образования, науку, искусство, литературу, мифологию, нравственность, политику, право, религию, сосуществующих между собой и составляющих единое целое. Кроме того в рамках культурологии сегодня исследуются и такие ее структурные элементы, как мировая и национальная культура, классовая, городская и сельская, профессиональная и др, духовная и материальная.

В свою очередь каждый из элементов культуры может делиться на другие, более дробные.

Материальная культура связана с историческим подходом. Чаще всего рассматриваются в этом плане древние культуры.

Духовная культура - наука, мораль, нравственность, право, религия, искусство, образование; материальная - орудия и средства труда, технику и сооружения, производство (сельскохозяйственное и промышленное), пути и средства сообщения, транспорт, предметы быта.

Функции культуры:

Культура объединяет людское сообщество во времени и пространстве. Предначертанная культуре задача - связывать людей в общество и общества - находит выражение в целом ряде ее конкретных функций. В основном это такие функции культуры, как: а) функция приспособления к среде, б) познавательная, в) информативная, г) коммуникативная, д) регулятивная, е) оценочная, ж) разграничения и интеграции человеческих групп, з) социализации (или человекотворческая).

1. Функция приспособления к среде может считаться самой древней и едва ли не единственно общей для человека и животных, хотя в отличие от них Гомо сапиенс в деле своей защиты от стихийных сил пошел неизмеримо дальше других существ и вынужден приспосабливаться к двум видам обстоятельств — природным и социальным.. Все, что помогает человеку выжить и благоденствовать в окружающей ее естественной среде, будучи порождением культуры выполняет функцию приспособления.

2. Познавательная (или гносеологическая) функция находит свое выражение прежде всего в науке, в научном поиске. Наиболее ярко это проявилось в современной научно-технической революции. У познавательной функции культуры двойная направленность: с одной стороны, на систематизацию знаний и раскрытие законов развития природы и общества; с другой — на познание человеком самого себя. Как это ни парадоксально, на нынешнем этапе развития цивилизации первое направление неизмеримо преобладает над вторым. Человек постиг окружающий мир гораздо лучше, чем глубины собственной души, собственного интеллекта.

3. Информативная функция обеспечивает историческую преемственность и передачу социального опыта. У человечества нет иного пути сохранения, приумножения и распространения во времени и пространстве накопленных духовных богатств, как через культуру, Культура не наследуется генетическим и биологическим путем. Иными словами, человек приходит в этот мир как в той или иной степени чистый лист бумаги, на котором старшие поколения - носители предшествующей культуры - пишут свои письмена.

4. Коммуникативная функция культуры неразрывно связана с информативной. Носителями коммуникативной функции выступают, главным образом, словесный язык, специфические "языки" искусства (музыки, театра, живописи, кино и т.п.), а также язык науки с ее математическими, физическими, химическими и другими символами и формулами. Если первоначальные знаковые системы в течение длительного времени существовали и передавались из поколения в поколение, от человека к человеку лишь устно и графически, на сравнительно небольшие дистанции во времени и пространстве, то с развитием техники, новейших транспортных средств и средств массовой информации (печати, радио, телевидения, кино, аудио и видеозаписи) коммуникативные возможности культуры, т.е. ее способность сохранять, передавать и тиражировать культурные ценности, неизмеримо возросли.

5. Регулятивно-нормативная функция проявляется прежде всего как система норм и требований общества ко всем своим членам во всех областях их жизни и деятельности — труде, быте, межгрупповых, межнациональных, межличностных отношениях. Главная задача этой функции — поддерживать социальное равновесие в том или ином обществе, а также между отдельными группами людей в интересах выживания человеческого рода или любой его части.

Нормативно-регулятивная функция культуры осуществляется ею на целом ряде уровней: высшим из них являются нормы морали, которые изменяются в ходе истории и от народа к народу. Следующим уровнем, на котором осуществляется регулятивная функция культуры, являются нормы права. Если нормы морали содержатся, главным образом, в религиозных текстах и документах, а также в светской морализаторской литературе, то нормы права, неизменно основываясь на нормах морали и конкретизируя их (сравните убийство из ревности и убийство при отягчающих обстоятельствах), подробно излагаются в конституциях и законах. При этом они приобретают не только нравственную, но уже и юридическую силу. Различия в нормах права у разных народов гораздо более заметны, чем в нормах морали. Это объясняется конкретной историей каждой нации, ее темпераментом, достигнутым уровнем культуры и другими факторами.

Помимо норм морали и права, регулятивная функция культуры проявляется и в нормах поведения на работе, в быту, в общении с другими людьми, в отношении к природе. К этому уровню относятся правила воспитания, этикета, личной гигиены, культура общения с людьми и т.п.

6. Оценочная функция культуры выражается в том, что представляющие ее люди в теории и на практике стремятся ответить на вопрос, поставленный еще Сократом: "Что есть благо?". На протяжении всей истории человечества его наиболее светлые умы как бы классифицируют все предметы и явления окружающего мира с. точки зрения их "полезности" или "вредности" для выживания грядущих

поколений. В ходе практической деятельности происходят естественный отбор ценностей, производимых человеческим интеллектом как основной движущей силой культуры. По мере накопления опыта многие ценности пересматриваются и "отпадают", появляются новые, обогащающие уже сложившуюся традицию. У разных народов на разных этапах развития понятия о "добре" и "зле" и выработанные системы ценностей различны, однако все они имеют и некое общечеловеческое "ядро", которое постепенно расширяется.

7. Функция разграничения и интеграции человеческих групп сводится к следующему: как нельзя себе представить языка "вообще", ибо он существует лишь в виде множества конкретных языков, так и культура всегда предстает перед нами в какой-то определенной национально-исторической форме. Больше того, именно в этом многообразии и состоит богатство мировой цивилизации. В действительной жизни этносы, нации и страны разделены не столько географией и политическими границами, которые легко преодолимы и изменяемы, сколько своими культурно-психологическими особенностями, имеющими многовековую историю и огромную сопротивляемость к ассимиляции и чужеродным влияниям. Весь ход мировой история учит: несмотря на утрату и экономической, и политической независимости, несмотря на попытки создания огромных "империй", малые этносы и народы сохранялись и возрождались как таковые именно благодаря верности своей культуре, психологическому складу, образу жизни, нравам и обычаям, вере и т.п.

8. Функция социализации (или человекотворческая), по существу, связана с выполнением одной единственной и важнейшей задачи: сделать из биологической особи разумного общественного человека. Иными словами, все перечисленные выше функции культуры — от функции приспособления до функции разграничения и интеграции человеческих групп — объединяются в этой одной синтетической функции и подчиняются ей. Процесс социализации заключается в усвоении человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему действовать в качестве полноправного члена общества. При этом речь идет не только о том, что каждого из нас формирует и воспитывает окружающая общественная среда, но и о необходимости активной внутренней работы самого человека, стремящегося в любых условиях сохранить и усовершенствовать свою неповторимость.

Раздельное рассмотрение основных функций культуры в обществе, конечно, весьма условно. В реальной жизни разграничить их невозможно. Они тесно сплетены, переходят одна в другую и практически представляют собой единый процесс, в целом обеспечивая культурно-историческое движение человечества.

 

Формы культуры

Культура — это целостное образование, но оно предстает в разных формах, регулирующих взаимоотношения человека со средой его обитания отношения людей друг к другу, их по­ведение и деятельность, их идеи и ценности:

— материальная,

— социальная,

— духовная.

Материальная культура — совокупность материальных ценностей; куль­тура производства материальных благ, культура быта, т.е. материальная куль­тура — все, что относится к взаимоотношениям человека со средой его обита­ния, к удовлетворению его потребностей для дальнейшего существования; его техническая, технологическая сторона жизнедеятельности.

Социальная культура — отношение людей друг к другу, система их ста­тусов, ролей, а также взаимодействие социальных институтов, это живая человеческая деятельность по их формированию, распространению, сохранению и развитию. Социальная культура — это характерный для каждого человека, социальной общности, общества как системы образ действий, проникающий во все сферы, виды человеческой жиз­недеятельности. Именно взаимодействие людей посредством деятельности и символизма (информирование словом, знаком, символом) осуществляет взаи­мосвязь, взаимозависимость материальной и духовной культур.

Духовная культура — субъективные аспекты жизни: идеи, установки, ценности и ориентирующиеся на них способы поведения людей. Духовная культура: виды, формы и уровни общественного сознания (идеи, язык, обычаи, знания, нормы, которые люди создают, а затем поддерживают); культурные системы (образования, воспитания, учреждения культуры); виды, формы позна­ния (религия, наука, литература, искусство, нравственность). Духовная культура характеризует уровень, глубину познания природы, общества, человека.

Между этими формами существуют промежуточные культуры: религиоз­ная, светская, экологическая, физическая и др.

 

Виды культуры:

· элитарная, или высокая культура представляет собой совокупность культурных творений, сложных по содержанию и мало понятых для неподготовленного человека. Такие произведения рассчитаны на узкий круг людей, тонко разбирающихся в искусстве. Элитарная культура не ставит перед собой цель получения коммерческой выгоды. В ней создатели стремятся к самовыражению и художественному воплощению своих идей. С ростом уровня образования круг потребителей высокой культуры расширяется;

· народная культура - это совокупность произведений народного творчества (фольклор), которые созданы анонимными авторами, не имеющими профессиональной подготовки. Круг ее потребителей - малоимущие люди. Процесс создания народных творений отличается демократизмом, поскольку предоставляет возможность участия в нем всем желающим. Народная культура тесно связана с традициями этноса, региона;

· массовая культура - общепризнанный набор культурных образцов и представлений, поддерживаемых средствами массовой информации. Они понятны и доступны всем возрастам, всем слоям общества независимо от уровня образования. Массовая культура не обладает высокой художественной ценностью; вырабатывает стереотипы, которые формируют сознание, определяют поведение людей, их образ жизни. Продукция массовой культуры носит коммерческий, а не культурный характер;

· доминирующая культура представляет собой совокупность ценностей, верований, традиций и обычаев, которыми руководствуется большинство членов общества;

· субкультура - часть общей культуры, система ценностей, традиций, обычаев, присущих большой социальной группе. Субкультура формируется у каждой группы общества и отличается от доминирующей культуры языком, взглядами на жизнь, манерами поведения, прической, одеждой, обычаями;

· контркультура - это субкультура, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но и противостоит ей, находится в конфликте с господствующими ценностями.

 

Виды субкультур

· Национальные (субкультура большинства нации или национальных меньшинств);

· Конфессиональные (субкультура на основе вероисповедания);

· Субкультуры социальных слоев;

· Субкультура организаций.

Существование субкультур связано с тем, что практически каждое конкретно-историческое сообщество внутренне неоднородно, включает в себя помимо основного этнического и социального ядра и определенные вкрапления — группы со специфическими этнографическими, сословными, конфессиональными, функциональными и иными признаками. Специфика этих признаков может быть порождена и накоплена в связи с относительно изолированным от основного ядра проживанием данной группы (например, русские камчадалы), особым вероисповеданием (старообрядцы), особыми сословно-профессиональными функциями (степные казаки волжско-азиатского района), иным этническим происхождением (кубанские казаки).

 

Помимо субкультур, отличающихся от основной культуры какими-либо этническими, лингвистическими или конфессиональными признаками, существует множество субкультур, основанных на социальной или возрастной специфике. Например, молодежная субкультура, субкультура пенсионеров и людей пожилого возраста, субкультура среды инвалидов.

 

Контркультура

Контркультура обозначает такую субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит, находится в конфликте с господствующими ценностями.

Примером контркультуры, по мнению известного американского социолога Н. Смелзера, служит культура богемы. «Среди других ценностей богемы выделяются стремление к самовыражению, желание жить сегодняшним днем, требование полной свободы, поощрение равенства мужчин и женщин и любовь к экзотике. Это подразумевает отрицание таких ценностей господствующей культуры, как самодисциплина, самоограничение в настоящем ради награды в будущем, материализм, успех в соответствии с общепринятыми правилами».

Возникновение контркультуры на самом деле — явление вполне обычное и распространенное. Доминирующая культура, которой противостоит контркультура, упорядочивает только часть символического пространства данного общества. Она не способна охватить все многообразие явлений. Оставшиеся делят между собой суб- и контркультуры. Те и другие крайне важны доминирующей культуре, хотя на одних она смотрит с недоверием, а на других — с враждебностью. Контркультурами были раннее христианство в начале новой эры, затем религиозные секты, позже средневековые утопические коммуны, а затем идеология большевиков.

Иногда провести четкие различия между субкультурой и контркультурой затруднительно или невозможно. В таких случаях на равных правах к одному явления применяют оба названия.

Социальная структура общества. Основные модели социально-классовой структуры современного общества. Теория социальной стратификации. Динамика социальной стратификации современного российского общества

 

Общество, как целостная система структурировано, т.е. обладает определенным строением, взаиморасположением и связями составляющих частей. Так же общество представляет собой сложную систему социальных взаимодействий, в которые вступают между собой индивиды, нормы, ценности. Но в процессе социального взаимодействия индивиды объединяются в определенные группы, общности которые и образуют исходные компоненты социальной структуры.

Одни социологи определяют и исследуют социальную структуру с точки зрения статусных и ролевых значений, влияющих на содержание и направленность социальных отношений, а другие напротив анализируют социальную структуру исходя из различных моделей социальных отношений, из которых выводятся статусные и ролевые различия между людьми. И в первом и во втором случаях речь идет о социальных отношениях, возникающих только в пределах взаимодействия людей, объединяющиеся в те или иные социальные группы. Из этого следует определение:

Социальная структура общества – это есть совокупность различных по численности, социальному положению в системе общественных отношений относительно устойчивых форм социальных групп, общностей, их социальных позиций и взаимодействий между ними.

Социальная структура многогранна и многокомпонентна, но основой ее составляющих является социальная группа. Согласно определению Р. Мертона социальная группа – это совокупность людей, которые определенным образом взаимодействуют с друг другом, осознают свою принадлежность к данной группе и считаются членами этой группы с точки зрения других.

Характерными особенностями и признаками социальной группы являются:

1.Определенный способ взаимодействия между членами. (Например, члены одной спортивной команды, готовящиеся к соревнованиям по художественной гимнастике вместе обсуждают упражнения, вместе тренируются. Взаимодействуют друг с другом в процессе выполнения этих упражнений и исполняют в то же время свои собственные упражнения, т.е. их связывает общий интерес и общее дело).

2. Осознание членства, чувство принадлежности к данной группе. (Гимнастки должны хранить верность своему коллективу, отстаивать его честь на соревнованиях и в негласных соперничествах).

3. Осознание единства. (Гимнастки одного коллектива воспринимаются как целостность не только ими самими, но и окружающими их людьми: судьями, зрителями, болельщиками, которые рассматривают участников этой группы как единое целое. Например гимнасток тренирующихся в клубе «Динамо» называют «динамовцами» и т.д).

 

Социально-классовая структура общества

В социологии существует большое множество концепций социальной структуры общества, исторически одной из первых является марксистское учение. В марксистской социологии ведущее место отводится социально-классовой структуре общества. Социально-классовая структура общества, согласно этому направлению, представляет собой взаимодействие трех основных элементов: классов, общественных прослоек и социальных групп. Ядром социальной структуры являются классы.

Марксизм делит классы на основные и неосновные.

--- Основными классами являются такие, чье существование непосредственно вытекает из господствующих в данной общественно-экономической формации экономических отношений, прежде всего, отношений собственности: рабы и рабовладельцы, крестьяне и феодалы, пролетарии и буржуазия.

--- Неосновные – это остатки прежних классов в новой общественно-экономической формации или зарождающиеся классы, которые придут на смену основными и составят основу классового деления в новой формации. Помимо основных и неосновных классов структурным элементом общества являются общественные слои (или прослойки).

Социальные слои – это промежуточные или переходные группы, не имеющие ярко выраженного специфического отношения к средствам производства и, следовательно, не обладающие всеми признаками класса. Социальные слои могут быть внутриклассовыми (часть класса) межклассовыми. К первым можно отнести крупную, среднюю,. Мелкую, городскую и сельскую монополистическую и немонополистическую буржуазию, промышленный и сельский пролетариат, рабочую аристократию и т.д.

 

Теория социальной стратификации

Социальное неравенство в обществе чаще всего понимается как стратификация - распределение общественных групп в иерархически упорядоченном ранге (по возрастанию или убыванию какого-либо признака).

Термин «социальная стратификация» ввел в научный оборот наш бывший соотечественник, а затем известный американский социолог П. Сорокин, который заимствовал это понятие из геологии. Стратификация обязательно подчеркивает упорядочение социальных слоев и имеет русский понятийный аналог - расслоение по какому-то критерию (богатство, власть, престиж и т.д.).

Теории социального неравенства подразделяются на два принципиальных направления: функционалистское и конфликтологическое (марксистское).

Функционализм, в традициях Э. Дюркгейма, выводит социальное неравенство из разделения труда: механического (природного, половозрастного) и органического (возникающего вследствие обучения и профессиональной специализации).

Поскольку стратификация рассматривается как продукт разделения труда, функционалисты считают, что социальное неравенство определяется в первую очередь значимостью и престижем функций, выполняемых для общества.

Если под этим углом зрения проанализировать стабильные общества современного типа, этот вывод окажется подтвержденным в высокой степени. Действительно, профессия стала определяющим критерием социального расслоения и профессиональный статус отдельного человека или социальной группы тесно связан с такими основаниями стратификации, как доходы (собственность), власть (положение в системе управления) и престиж (признание социальной значимости этой работы).

В марксизме основное внимание уделяется проблемам классового неравенства и эксплуатации. Неравенство определяется разным отношением к собственности. Социальная структура: 2 основных класса - пролетарии и буржуазия + остаточный класс - крестьянство. Один класс эксплуатирует другой - в результате между двумя классами возникает социальный антогонизм, который можно преодолеть через социалистическую революцию, которая уничтожит частную собственность.

Теория М. Вебера. Он поддерживал идею К. Маркса по поводу деления общества на 2 класса. В основе этого деления лежит экономический фактор, его дополняет еще ряд факторов: престиж профессии, квалификация, уровень дохода, наличие диплома, статус человека, партийность.

Эмпирическая теория социальной стратификации. В рамках ее выделяются три подхода:

самооценочный или метод классовой идентификации: социолог представляет респонденту определить свое место на определенной шкале.

метод оценки ситуации: социолог предлагает респонденту выступить в качестве эксперта и оценить классовую принадлежность другого человека.

«объективный» метод: социолог оперирует некоторыми объективными критериями социальной дифференциации. Чаще всего престиж профессии, уровень власти, уровень дохода.

Существенным недостатком данной теории является отсутствие разработанной теоретической базы, присутствие элементов субъективизма.

Западногерманский социолог Р.Дарендорф предложил в основу соц стратификации положить понятие «авторитет», которое, по его мнению, наиболее точно характеризует отношение власти и борьбу между соц группами за власть. На основе этого понятия Д. Делит все современное общество на управляющих и управляемых. В свою очередь управляющих делит на 2 подгруппы: управляющих собственников и управляющих несобственников, т.е. бюрократов-менеджеров. Управляемые делятся тоже по крайней мере на 2 подгруппы: высшая - рабочая аристократия и низшая - низко квалифицированные рабочие. Между этими двумя социальными группами находится промежуточный «новый средний класс» - продукт ассимиляции рабочей аристократии и служащих с управленцами.

В живом, динамичном обществе всегда есть внутреннее движение, поскольку отдельные люди и образуемые ими общности, как правило, стремятся занять более высокое социальное положение. Это внутреннее движение, изменяющее индивидуальные или статусные (априорные, институциональные) позиции, называют социальной мобильностью. Социальная мобильность - совокупность социальных перемещений людей, т.е. изменений индивидом или группой социального статуса, места , занимаемого в стратификационной структуре общества.

 

Динамика социальной стратификации современного российского общества

Ответ на основе исследования, проведенного в 2009 году под руководством Федорова В.В. (ген.дир. ВЦИОМ).

Целью исследования является изучение социальной структуры современного российского общества, выявление существующих в нем социальных групп и построение их условной иерархии, выявление и анализ основных тенденций динамики социальной структуры.

Проект «Социальная стратификация современного российского общества», реализованный в январе-феврале 2009 г. Полученные эмпирические данные были обработаны статистическими методами и сопоставлены с результатами 2004 г., что позволило не только выявить структуру современного российского общества, но и проследить основные изменения за пять лет.

В основу построения социальной структуры были положены три ключевых критерия: образование, профессиональный статус, материальное положение. В результате получена социальная структура общества, состоящая из 10 социальных групп, различающихся по уровню дохода, образования, социально-профессиональному статусу, а также по социальной психологии.

По уровню дохода эти группы позволяют выделить несколько иерархических уровней социальной пирамиды. Наверху получившейся социальной пирамиды стоят управляющие и высококвалифицированные интеллектуалы – «белые воротнички» (10,4%) – это топ-менеджеры, владельцы собственных небольших предприятий и высококвалифицированные специалисты.

Далее следуют «синие воротнички» (12,2%) – к этой категории относятся люди, чьей сферой деятельности является физический труд, высококвалифицированный и просто квалифицированный. Высокий уровень материальной обеспеченности представителей этой группы позволяет расположить их на второй ступени социальной пирамиды.

Достаточно большую долю населения страны, как и ранее, составляет социальный слой, который мы обозначили как «интеллигенция», или «голубые воротнички». К этому слою мы отнесли людей, которые определили свой род занятий как «работники преимущественно интеллектуального труда», квалифицированные и высококвалифицированные.

Большую прослойку (24,2%) составляют «серые воротнички» – люди, которые определяют род своих занятий как низкоквалифицированный труд. Это наименее образованный слой российского общества с низким уровнем дохода, который находится на грани нищеты.

В самом низу социальной пирамиды расположены группы «неработающие» (8,7%), «учащиеся» (5,1%), «пенсионеры» (29%).

Полученная социальная структура позволила выделить и описать средний класс, объем которого оценивается нами в 22,5% всего населения страны. Год назад объем среднего класса составлял 25%. Таким образом, за период кризиса объем среднего класса уменьшился на 2–3%. Изменение объема среднего класса сопровождалось также изменением его структуры: к 2009 г. за его пределы вышла «интеллигенция», одновременно его ряды значительно пополнили квалифицированные работники физического труда (работники строительства, транспорта, торговли).

Есть предположение, что тенденция к расширению среднего класса прервалась в 2008–2009 гг. в связи с мировым экономическим кризисом. Кризис, по признанию 27% представителей среднего класса, оказал сильное негативное влияние на их положение.

Современный средний класс формирует свою внутреннюю структуру, которая сегодня выглядит следующим образом.

Верхний средний класс (1,5%) – топ-менеджеры, частные предприниматели, высококвалифицированные специалисты. Большинство в группе находятся в зоне капитала, это в основном жители крупных городов с высоким уровнем потребления и образа жизни.

Средний средний класс (11,5%) – менеджеры среднего звена, образованные интеллектуалы, высококвалифицированные рабочие. В группе наблюдается постоянный рост уровня качественного потребления, хотя кризис существенно отразился на доходах группы (те, кто имеет доход от 10 тыс. рублей + живет в собственном доме или квартире + большая площадь жилья + наличие дополнительного жилья или те, кто имеет доход от 30 тыс. рублей).

Нижний средний класс (10%) – в основном квалифицированные рабочие, квалифицированные специалисты и служащие (доход 15 тыс. рублей и более или наличие любых 5 предметов, или авто + доход от 10 тыс.рублей).

Кроме того, результаты исследования показали, что в России до сих пор существует слой бедных, составляющий около 18% населения – почти пятую его часть. Половину этого слоя составляют пожилые люди пенсионного возраста, которых размер пенсии и отсутствие накоплений обрекает на нищее существование. Представители этого слоя практически равномерно распределены по всем типам населенных пунктов. Как правило, это люди с невысоким уровнем образования, работники государственных предприятий. Этот слой отличает не только низкий уровень доходов и потребления, но и социальная пассивность. Его представители рассчитывают на государство. Они не склонны к участию в деятельности общественных организаций в надежде улучшить социальную ситуацию. Они не склонны даже менять место жительства в поисках лучшей жизни. Среди ценностей этой группы качества, характеризующие активную жизненную позицию, такие как интеллект, ответственность, энергия, уверенность в себе, стоят на последних местах. Философия этой группы сосредоточена в высказываниях «Просто живу как живется» и «Жизнь – это непрерывная борьба за выживание».

Результаты исследования позволили проанализировать влияние экономического кризиса на основные социальные группы современного российского общества, а также оценить изменение уровня общественной активности этих групп в связи с кризисом.

Большинство россиян остаются политически пассивными. Только ничтожно малое количество из них (4%) считают необходимым участвовать в деятельности различного рода общественных движений и организаций, а еще 22% допускают для себя такую возможность. Примерно столько же не считают возможным участвовать в работе общественных организаций (17%) или вовсе относятся к их деятельности негативно (10%). Главным инструментом для вывода России из нынешнего положения россияне видят сильную государственную власть (56%).

Исследование показало, что при наличии определенных различий в социальной психологии выделенных групп изменение ценностей происходит очень медленно. Подавляющее большинство населения (80%) считает, что государство в первую очередь должно обеспечивать порядок в стране, и только 15% полагает, что первоочередная задача государства – обеспечивать свободу граждан. Такое же соотношение было и пять лет назад, тогда 78% респондентов выбирали порядок и только 16% – свободу.

 




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.