Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Социальный контроль и способы его осуществления в группе и обществе. Социологическая теория отклоняющегося (девиантного) поведения



Отклонение от социальных стандартов и норм называется девиацией. К ней традиционно относят преступность, алкоголизм, наркоманию, проституцию, суицид и прочее.

Усилия общества, направленные на предотвращение девиантного поведения, наказание и исправление девиантов описываются понятием «социальный контроль». Оно включает в себя совокупность норм и ценностей общества, а также санкции, применяемые в целях их осуществления.

Социальный контроль осуществляется следующими способами:

· через социализацию: люди должны делать то, что объективно необходимо обществу. Социализация, формируя привычки, желания, традиции, является важным фактором социального контроля и установления социального порядка в обществе. Она облегчает трудности при принятии решений, подсказывая, как одеваться, как вести себя, как действовать в той или иной жизненной ситуации. При этом любое решение, идущее вразрез с тем, которое принимается и усваивается в ходе социализации, кажется нам неуместным, незнакомым и опасным;

· через групповое давление: индивид, входящий в определенную группу, должен разделять принятые данной группой нормы, правила, обычаи, кодекс его поведения. Каждое отклонение от такого порядка немедленно приводит к осуждению поведения индивида группой (это может быть, например, простое замечание или изгнание из данной группы);

· через принуждение, осуществляемое государством во исполнение законов с помощью санкций (угроза, наказание и т.п.).

По мнению Т. Парсонса, наиболее часто используются следующие методы социального контроля:

1. Изоляция, т.е. отлучение девианта от других людей (например, заключение в тюрьму).

2. Обособление - ограничение контактов девианта с другими людьми, но не полная его изоляция от общества. Это позволяет девиантам вернуться в общество, когда они готовы выполнять его нормы. К таким методам относятся, например, подписка о невыезде, домашний арест, помещение в психиатрическую больницу.

3.Реабилитация, т.е. подготовка девиантов к возвращению к нормальной жизни и к исполнению присущих им социальных ролей в обществе (например, группы "анонимных алкоголиков" осуществляют реабилитацию лиц, страдающих пьянством).

Социологические объяснения причин девиации берут свое начало с работ Э. Дюркгейма (1858- 1917), который сформулировал концепцию аномии, т.е. массового отклонения от существующих в обществе норм, как главной причины девиации.

Общество обладает многими системами норм, в которых отдельному индивиду трудно ориентироваться. Аномия, таким образом, по Дюркгейму, это состояние, при котором личность не имеет твердого чувства принадлежности, никакой надежности и стабильности в выборе линии нормативного поведения.

Люди обнаруживают, что им трудно координировать свое поведение в соответствии с нормами, которые в данный момент становятся слабыми, неясными или противоречивыми. В периоды быстрых общественных перемен люди перестают понимать, чего ждет от них общество, и испытывают трудности в согласовании своих поступков с действующими нормами. Прежние нормы уже не представляются подходящими, а новые, зарождающиеся нормы еще слишком туманны и нечетко сформулированы, чтобы служить эффективными и значимыми ориентирами в поведении. В такие периоды можно ожидать резкого возрастания количества случаев девиации.

Девиантное поведение, по мнению Э.Дюркгейма, необходимо для общества, поскольку выполняет в нем две важные функции. Во-первых, отклонение от норм выполняет адаптивную функцию: вводя в общество новые идеи и проблемы, девиантность выступает как фактор обновления и осуществления изменений. Во-вторых, девиантность способствует сохранению границы между «хорошим» и «плохим» поведением в обществе: отклоняющееся поведение может вызвать такую коллективную реакцию, которая укрепит групповую солидарность и прояснит социальные нормы.

 

Вопрос 9. Социологический анализ сущности общественного мнения: общественное мнение как специфический общественный институт; структура общественного мнения. Некоторые аспекты формирования и управления общественным мнением. Эффективность убеждения.

ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ КАК СПЕЦИФИЧЕСКИЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

В данном контексте общественное мнение в структуре общественных отношении и может рассматриваться через категории: 1) «деятельность» и 2) «социальный институт». В первом случае под общественным мнением в широком смысле понимается коллективная заинтересованно ценностная, оценочная и практическая деятельность субъектов, а также результат этой деятельности.

Во втором случае общественное мнение рассматривается как социальная сила, которая через механизмы общественного воз- действия, передачу норм, ценностей, традиций участвует в регулировании общественных отношений. Следовательно, его (общественное мнение) можно определить как специфический социальный институт, обладающий своими функциями. Социальный институт – определенная организация деятельности и социальных отношений. Это определенный набор целесообразно ориентированных стандартов поведения людей в определенных ситуациях.

Характеризуется наличием цели, конкретными функциями, набором социальных позиций и ролей, а также определенной системой поощрения (или наказания).

Социальные институты обеспечивают устойчивость социальных связей и отношений в обществе. В зависимости от видов (политические, экономические, культуры и т.д.) институтов определяются и их функции.

Функция (в переводе с латинского – исполнение, совершение) в рамках социологии понимается как:

1) роль, которую выполняет тот или иной элемент социальной системы в ее организации как целого;

2) зависимость между различными социальными процессами, выражаемая в функциональных взаимосвязях переменных;

3) социальное действие, ставшее стандартизированным, регулируемое определенными нормами и социальными институтами.

Можно выделить следующие функции общественного мнения, как социального института:

- адаптирующая (включая функции социализации и воспитательную). Возможность прививать индивидам нормы, ценности, правила поведения в изменяющихся условиях;

- регулятивная. Обеспечивает реализацию определенных норм общественных отношении;

- консультативная. Общественное мнение может давать со- веты, рекомендации другим социальным институтам по выбору способов разрешения тех или иных проблем;

- контрольная. Контролирует деятельность органов власти и управления по вопросам, затрагивающим интересы субъектов общественного мнения;

- защитная. Общественное мнение «берет под опеку» либо отдельных лиц, либо официальные институты;

- директивная. Через референдум или путем прямого давления, предписывает способы проведения политики в интересующих общественное мнение вопросах;

- номенклатурная. Возможность общественного мнения участвовать в формировании политической и управленческой номен-клатуры.

Общественное мнение, реализуя совокупность функций, действует во всех сферах жизни общества. Наиболее значимыми характеристиками общественного мнения являются такие как распространенность, интенсивность, стабильность.

Степень распространенности зависит от субъекта общественного мнения, т.е. той социальной общности, которая инициирует это общественное мнение и зависит от актуальности, остроты проблемы.

Стабильность общественного мнения определяют общественные потребности и интересы. Интенсивность – со степенью выражения оценки (от остроты проблемы).
Можно утверждать, что общественное мнение – сложное социальное явление, которое вполне может быть отнесено к системным объектам. Оно, в основном, отвечает большинству признаков и критериев, принятых в системном анализе: целостность; наличие различных типов внутренних связей; иерархичность структуры; наличие цели и целесообразный характер существования; самоорганизация; функционирование и развитие.
Рассматривая общественное мнение как целостное, способное институализироваться, имеет цель – удовлетворение определенных потребностей и интересов. Оно не появляется неожиданно и так же вдруг исчезает, т.е. имеет свой цикл развития. Общественное мнение имеет свою внутреннюю структуру и иерархическое построение, функционирует как социальный институт.

СТРУКТУРА ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ

Исходя из того, что общественное мнение – система, то следует рассмотреть его структуру, его содержательные и сущностные начала. Сущностная структура включает три компонента – рациональный, эмоциональный и волевой.

Рациональный (познавательный, интеллектуальный) компонент – это знания людей о событиях, явлениях, фактах, являющихся объектом общественного внимания. Во многом зависит от уровня образованности, информированности субъекта.

Эмоциональный компонент тесно связан с рациональным. Это настроения, чувства, образующиеся по поводу объекта общественного мнения. По соотношению рационального и эмоционального в общественном мнении можно говорить о возможности им манипулировать. Преобладание эмоциональной составляющей делает общественное мнение более доступным для психологического давления. Результатом взаимодействия этих двух компонентов (относящихся к духовной части феномена) является социальная оценка. Но общественное мнение - не только оценка, но и практическая деятельность по удовлетворению потребностей и интересов.

Поэтому третьей составляющей будет волевой компонент, т.е. определенные действия субъектов общественного мнения. Все эти компоненты взаимосвязаны и дополняют друг друга, наделяя общественное мнение качеством специфической духовно- практической целостности.

Если же рассматривать внутреннюю структуру общественного мнения, то можно увидеть последовательную смену присущих ему стадий: от зарождения до исчезновения. Это принято называть динамической структурой общественного мнения. Внутри этой структуры выделяют несколько стадий:

- зарождения: проявление широкого интереса множества людей к проблеме и активный поиск информации. У человека появляется потребность выразить свое мнение (оценку), обменяться им с другими людьми и, таким образом, уже складывается групповое мнение;

- формирования: в ходе обмена мнениями, словами между группами с различными оценками формируются уже большие группы (массы) людей.

Идет активная работа по поиску и сплочению единомышленников; выявляются доминирующие противоположные мнения, вокруг которых и концентрируются основные силы; — функционирования: доминирующее мнение узаконивается и способно выступать партнером (противником) управляющих органов и организаций, создавших какую-либо проблему. Она (проблема) в фокусе внимания. Позиции большинства четко очерчены;

- спад: это снижение массового интереса к проблеме (она становится для большинства людей не актуальной (либо решение проблемы на данный момент невозможно, либо решена, либо появилось что-либо, перекрывающее данную проблему). Сужается социальный состав, теряется острота противостояния. Но проблема еще вызывает интерес;

- отмирание: мнение теряет качество общественного (массового), превращается в разрозненные суждения отдельных людей и групп. Социальная оценка сходит «на нет». Границы между этапами подвижны, размыты. Одновременно может существовать несколько общественных мнений по разным проблемам (имеют различные объекты) и находиться на разных этапах.

Общественное мнение имеет свои каналы выражения:

- поведение во время выборов (всех уровней);

- участие в законодательной деятельности через референдумы, плебисциты, сходы, собрания и т.п.;

- посредством средств массовой информации и коммуникации (включая и слухи);

- митинги, протесты, демонстрации, забастовки и т.д. (т.е. массовые поведенческие проявления общественного мнения);

- через лоббистские структуры и группы давления.
И есть еще один, специфический, специально организованный - социологический.
Распределение по каналам зависит от социально-политической ситуации и определяется закономерностью самокомпенсации. Ее смысл состоит в том, что в случае перекрытия какого-либо из множества каналов выражения общественного мнения, происходит перераспределение потоков по оставшимся каналам. Даже при наличии жесткого репрессивного режима, сделавшего все для подавления негативного (для режима) общественного мнения, оно продолжает функционировать по таким каналам как:

- межличностное общение;

- взаимодействие малых групп;

- обучение и воспитание и т.д.

И если «народ безмолвствует», то идет просто процесс накопления потенциала общественного мнения. Это его особая и крайне опасная форма из-за невозможности прогнозировать поведенческую составляющую, с одной стороны, и место социального (политического, экономического) «взрыва», с другой. Выявление тенденций изменения общественного мнения, системный анализ его изменения и возможность прогноза реакций на внедрение тех или иных управленческих решений, в первую очередь, относятся к самим основам жизни людей – экономической, политической и социальной.

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННЫМ МНЕНИЕМ

Еще раз вспомним, что общественное мнение – это выражение определенной позиции (оценочного мнения) общности людей на какую-либо проблему. Общественное мнение непостоянно и неоднородно. Социальным психологом Х. Кэнтрил были сформулированы некоторые законы, управляющие формированием общественного мнения.
1. Мнение людей чувствительно к важным проблемам.
2. Необычные события могут временно колебать общественное мнение от одной крайности к другой. Мнение не стабилизируется, пока не будет видна перспектива.
3. На мнение сильнее действуют события, чем слова, если сами слова не интерпретируются как события.
4. Словесные утверждения и действия максимально значимы тогда, когда мнение еще не сформировалось или когда люди поддаются внушению и доверяют надежному источнику.
5. Если присутствует личный интерес, то мнение изменить трудно.
6. Когда мнение принадлежит незначительному большинству или когда оно не структурировано, то на его принятие влияет совершенное действие.
7. В критическое время люди более чувствительны к своему лидеру. Если они доверяют ему, то проявляют более чем простую ответственность, а если нет - то менее терпимы, чем обычно.
8. Люди лучше воспринимают и легче формируют мнение по отношению к целям, чем к методам их достижения.

9. Общественное мнение так же, как и индивидуальное, окрашено желанием (интересом); и когда оно базируется на нем, а не просто на информации, то наиболее остро реагирует на события.

10. Важными психологическими характеристиками мнения являются направленность, интенсивность, широта и глубина.

Нельзя говорить о законах применительно к такому сложному явлению, как общественное мнение, но существует 5 основных идеи, которые присутствуют во всех исследованиях общественного мнения:

1. На мнение наибольшее влияние оказывают сами события.

2. Обычная реакция общественного мнения – требование что-то сделать.

3. Личный интерес оказывает сильное влияние на мнение людей.

4. Лидерство высоко ценится, хотя не всегда объективно и критично.

5. Трудно оценить правоту общественного мнения.
При формировании общественного мнения следует не забывать, что:

а) надо поддерживать активных сторонников;

б) попытаться склонить на свою сторону нерешительных;

в) нейтрализовать или сильно ослабить оппозицию;

г) ориентироваться не на отдельных людей, а на большинство. Хотя, если есть сильный лидер и в «вашем стане», то можно работать и через него. Если чьи-то позиции (убеждения) сильны, не тратьте время. Работать нужно с неопределившимися.

Есть 3 пути влияния на людей: власть, покровительство и убеждение. Здесь мы подошли к вопросу о путях, средствах и методах убеждения. Итак:

1. Власть держится на авторитете. Один источник власти - законы; другой - влияние друзей, их просьбы и т.п.

2. Покровительство, например, включать плату кому-либо ради рекламы, вклад в какой-либо проект и т.д.

3. Убеждение. Здесь решающим фактором будет информация (или ее нехватка), а также способ, каким она подается (или сокрыта). Информация должна тщательно отбираться. Очень важным является вопрос что, кому и как говорить; правильный выбор средства связи доведения информации до людей.

Таким образом, например, пользуется популярностью, обращает внимание на какие-то изменения (в обществе, городе, районе), показывает, где искать информацию. Но если нужно детализировать информацию, то лучше использовать печать. Для убеждения нужно использовать рациональные и иррациональные методы (например, курить вредно, натощак тем более, но...). СМИ тем больше влияют на значимость информации, чем больше они отводят времени на нее, чем чаще повторяют. При формировании общественного мнения используются разные методы и не все они честные. Есть много путей для обмана, известных как пропаганда.
Например: 1. Наклеивание ярлыка. Может быть позитивным и негативным.
2. Звучные выражения, хотя и туманные («энтузиазм масс», «толпа приветствующих»).
3. Свидетельство. Известные люди (артисты, спортсмены говорят, что они голосуют за...; используют такой-то крем для бритья...).
4. Простота. «Я такой же простой человек», как и вы, несмотря на свое положение.
5. Подтасовка. Односторонняя подача фактов.
6. Эмоциональные стереотипы. Использование образов всех видов (добрый человек, отличная хозяйка...).
7. Умалчивание (намеки, клевета и пр.).
8. Уничтожение с помощью риторики (дискредитация мотивов личности ради оболгания идеи. Например, глава администрации хочет построить мост потому, что на другом берегу живут его родственники).
Но слово «пропаганда» нельзя воспринимать лишь негативно. За ним –конструктивизм мышления и поведения (пропагандисты учат что думать, а преподаватели - как думать).

ЭФФЕКТИВНОСТЬ УБЕЖДЕНИЯ

Обращаясь к побуждениям людей, необходимо учитывать две вещи:

1. Возможен так называемый «познавательный диссонанс» (когда под давлением власти или агитации действия людей расходятся с их убеждениями, пытаются оправдать свои поступки, изменить представления).

2. Истина имеет личностную окраску (например, мировые религии. Все они провозглашают истину, хотя в учениях немало путаницы).
Возникает вопрос о манипуляции общественным мнением. Связан ли он с коммуникационным мастерством или широтой знания? Не всегда. Когда есть возможность «давления» на СМИ, можно получить обратный эффект. Следует отличать агитацию человека человеком и через СМИ. Первое более эффективно, потому что опирается на прямые и обратные информационные связи, на возможность одобрять (поощрение) и быть недовольным (наказывать). Задача же СМИ - формировать установки и образцы поведения в определенном направлении.
Существуют устные и письменные средства убеждения. Через речь оказывается личностное эмоциональное воздействие на людей. Его сила связана с простотой, точной адресностью и гибкостью благодаря обратной связи. Нет нейтральных речей. Все они в чем-то убеждают (преподаватель, например, в правильности теории, а продавец - в качестве своего товара). Слово несет одновременно и информацию, и воздействие. Малая информативность, но частая повторяемость простых и привлекательных истин связана с пропагандой, которая внушает то, что нужно агитатору.
Работа с общественностью предполагает цивилизованные формы убеждения, основанные на партнерстве и взаимной выгоде. Но, вместе с тем, партнеры всегда имеют личный интерес и стремятся отстоять его. Поэтому в устном сообщении следует четко представлять свои цели и говорить только то, что нужно и только тогда, когда нужно. Еще одним залогом успеха является эмоциональная и логическая убедительность. Речь должна быть простой и эмоционально яркой (без избытка). Но самый главный «двигатель» убеждения - логическая доказательность, аргументированность.

 




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.