Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Окончание следует).




1 Маркарян Э. С. Очерки теории культуры. Ереван, 1969, с. 11 сл.; Файнбург З. И. К вопросу о понятии культуры и периодизации ее исторического развития.— Изв. Северо-Кавказ. науч. центра высш. школы, 1976, № 3.

2 См.: Бромлей Ю. В. Этнос и этнография. М., 1973, с. 47—77; Маркарян Э. С. Теория культуры в системе общественных наук,— Изв. Северо-Кавказ. науч. центра высш. школы, 1976, № 3; ср.: Межуев В. М. Культура и история (Проблемы культуры в философско-исторической теории марксизма). М., 1977.

3 См.: Kroeber A. I., Parsons Т. The Concept of Culture and of Social System Revisited.— In: The Idea of Kultur in the Social Science. Cambridge: The University press, 1973; Berkhofer R. F. Clio and the Culture Concept: Some Impression of a Changed Relationship in American Historiography.— Ibid.; ср.: Кертман Л. Е. К методологии изучения культуры и критике ее идеологических концепций.— Новая и новейшая история, 1973, № 3.

4 Удальцова З. В. Некоторые нерешенные проблемы истории византийской культуры.— ВВ, 1980, 41, с. 46—47.

5 См.: Guillou А. La civilisation byzantine. Р., 1974.

6 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 39, с. 176.

7 Типология и периодизация культуры Возрождения. М., 1978.

8 Удальцова З. В. Некоторые нерешенные проблемы истории византийской культуры..., с. 54—67.

9 Лазарев В. Н. Константинополь и национальные школы в свете новых открытий.— ВВ, 1960, XVII, с. 93—104; Он же. Искусство средневековой Руси и Запад (XI—XV вв.): Доклад на XIII Международном конгрессе исторических наук. М., 1970; Удальцова З. В. Русско-византийские культурные связи: Доклад на XIII Международном конгрессе в Оксфорде в 1966 г.— In: Proceedings of the XIIIth International Congress of byzantine Studies (5—10 September 1966). London, New York, Toronto, 1967, p. 81—91.

10 Даркевич В. П. Связи Восточной Европы со странами Азии и Византии в IX—XIII вв. М., 1976; Он же. Светское искусство Византии. Произведения византийского художественного ремесла в Восточной Европе X—XIII вв. М., 1975.

11 Королюк В. Д. Основные проблемы формирования контактной зоны в Юго-Восточной Европе и бессинтезного региона в Восточной и Центральной Европе.— В кн.: Проблемы социально-экономических формаций. М., 1975, с. 158—184.

12 Удальцова З. В., Щапов Я. Н., Гутнова Е. В., Новосельцев А. П. Древняя Русь — зона встречи цивилизаций.— Вопросы истории, 1980, № 7.

13 Удальцова З. В. Из истории византийской культуры раннего средневековья.— В кн.: Европа в средние века: экономика, политика, культура. М., 1972, с. 260—276; Она же. Идейно-политическая борьба в ранней Византии. М., 1974, с. 3—5, 319— 328; Бычков В. В. Византийская эстетика. М., 1977, с. 5 сл.; Античность и Византия. М., 1975.

14 Weiss G. Antike und Byzanz. Die Kontinuitat der Gesellschaftsstruktur.— Historische Zeitschrift. 1977, 224, S. 529—560; Сюзюмов М. Я. Некоторые проблемы исторического развития Византии и Запада.— ВВ, 1973, 35, с. 3—18; Lemerle P. Le premier humanisme byzantin. Р., 1971, р. 301—305; Idem. Byzance et les origines de notre civilisation.— In: Venezia e ľOriente fra tarde Medioevo e Rinaseimento. Venezia, 1966, p. 1—17.

15 Haussig H. W. A History of Byzantine Civilization. L., 1971, p. 320—350, 361—370.

16 Ahrweiler H. Ľidéologie politique de ľEmpire byzantin. Р., 1955, р. 5 sq.; Pertusi A. In margine alla questione dell’umanesimo bizantino: il pensiero politico del cardinal Bessarione e i suoi rapporti con il pensiero di Giorgio Gemisto Plethone.— RSBN, NS, 1968, 5, p. 96; Guillou A. Op.cit., p. 116, 204, 263.

17 Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 26, с. 55.

18 Библиографию работ по истории византийской культуры и искусства см. в конце книги.

19 На эту тему был проведен в октябре 1968 г. в Венеции специальный коллоквиум, организованный Международной ассоциацией византинистов. См.: Art et société à Byzance sous les Paléologues. Venise, 1971.

1 Мы отсылаем читателя к обобщающим работам по истории Византийской империи, и прежде всего к «Истории Византии» (М., 1967. т. 1).

2 Удальцова З. В. Некоторые нерешенные проблемы истории византийской культуры.— ВВ, 1980, 41, с. 54—56.

3 Lemerle Р. Invasions et migrations dans les Balkans depuis la fin de ľépoque romaine jusqu’au VIIIе siècle.— RH 1954, 211, p. 265—308; Тъпкова-Заимова В. Нашествия и етнически промени на Балканите. София, 1966; Charanis P. Ethnic changes in the Byzantine Empire in the seventh Century.— DOP, 1959, 13, p. 23—44; Idem. Studies on the Demography of the Byzantine Empire. L., 1972; Jacoby D. La population de Constantinople à ľépoque byzantine: un problème de démographie urbaine.— Byz., 1961, 31; Шевеленко А. Я. Демографическая заметка о Европе раннего средневековья.— В кн.: Древнейшие государства на территории СССР: Материалы и исследования, 1980. М., 1981, с. 216—227.

4 Кошеленко Г. А. Полис и город: к постановке проблемы.— ВДИ, 1980, №1, с. 3—28; Утченко С. Л. Политические учения древнего Рима. М., 1977, с. 22—30; Штаерман Е. М. Кризис античной культуры. М., 1975; Dagron G. Naissance ďune capitale. Constantinople et ses institutions de 330 à 451. Р., 1974; Patlagean E. Pauvrété économique et pauvrété social à Byzance 4—7 siècles. Р., 1977.

5 Удальцова З. В. Италия и Византия в VI в. М., 1959.

6 Гутнова Е. В., Удальцова З. В. Генезис феодализма в странах Европы: Доклад на XIII Международном конгрессе историков в Москве. М., 1970.

7 Удальцова З. В. К вопросу о генезисе феодализма в Византии.— В кн.: ВО. М., 1971, с. 18—21; Она же. Генезис и типология феодализма.— СВ, 1971, 34, с. 13—38; Сюзюмов М. Я. Дофеодальный период в Византии.— АДСВ, 1972, 8, с. 3—41; Он же. Некоторые проблемы исторического развития Византии и Запада.— ВВ, 1974, 35, с. 3—18.

8 Сюзюмов М. Я. О правовом положении рабов в Византии.— УЗ СГПИ. 1955, с. 165— 192; Удальцова З. В. Положение рабов в Византии VI в.— ВВ, 1964, XXIV, с. 3—34; Курбатов Г. Л. К проблеме рабства в ранней Византии.— В кн.: Проблемы социальной структуры и идеологии средневекового общества. Л., 1978, вып. 2, с. 3—10; Лебедева Г. Е. Социальная структура ранневизантийского общества. Л., 1980, с. 11—69 (там же литература вопроса).

9 Удальцова З. В. К вопросу о генезисе феодализма в Византии, с. 11—16; Сюзюмов М. Я. О характере и сущности византийской общины по Земледельческому Закону.— ВВ, 1956, X, с. 27—48; Таубеншлаг Р. Сельские общины в романизированных провинциях Востока времени Диоклетиана.— ВВ, 1958, XIII, с. 1—8; Липшиц Е. Э. Византийское крестьянство и славянская колонизация.— В кн.: ВС. М., 1945, с. 111 сл.; Она же. Очерки истории византийского общества и культуры (VIII — половина IX в.). М.; Л., 1961, с. 18—49; Ostrogorskij G. La commune rurale byzantine.— Byz., 1962, 32, p. 139—166; Loos M. Quelques remarques sur les communautés rurales et la grande propriété terriene à Byzance (VII—XI siècles).— BS, 1978, 39.

10 Удальцова З. В. Византия и Западная Европа: (типологические наблюдения).— В кн.: ВО. М., 1977, с. 6—7; Сюзюмов М. Я. Суверенитет, налог и земельная рента в Византии.— АДСВ, 1973, 9, с. 57—65; Beck H.-G. Res Publica Romana. Vom Staatsdenken der Byzantiner. München, 1970, S. 38—41; Ostrogorsky G. Das byzantinische Kaiserreich in seiner inneren Structur.— In: Ostrogorsky G. Zur Byzantinischen Geschichte. Darmstadt, 1973, S. 15—43; Kaplan M. Les propriétés de la couronne et de ľéglise dans ľEmpire Byzantin (V—VIе siècles). Р., 1976; Byzanz im 7. Jahrhundert. Untersucnungen zur Herausbildung des Feodalismus. B., 1978, S. 4—14.

11 Корсунский А. Р. О колонате в Восточноримской империи (V—VI вв.).— ВВ, 1956, IX. с. 45—77; Удальцова З. В. Законодательные реформы Юстиниана.— ВВ, 1965, XXVI, с. 3—45; 1967, XXVII. с. 3—37; Günther R. Coloni liberi und coloni originarii. Einige Bemerkungen zum spätantiken Kolonat.— Klio, 1967; Липшиц Е. Э. К истории закрепощения византийского крестьянства в VI в.: (Эволюция законодательства о колонате в 505—582 гг. н. э.).— В кн.: ВО. М., 1971, с. 98—124; Она же. Право и суд в Византии в IV—VIII вв. Л.. 1976; Лебедева Г. Е. Социальная структура..., с. 60—108: Eibach D. Untersuchungen zum spätantiken Kolonat in der kaiserlichen Gesetzgebung unter besonderer Berücksichtigung der Terminologie. Köln, 1977.

12 Гутнова Е. В., Удальцова З. В. Генезис феодализма в странах Европы, с. 5—33; Курбатов Г. Л. Основные проблемы...; Сюзюмов М. Я. Византийский город (середина VII — середина IX в.) — ВВ, 1967, XVII, с. 38—70.

13 Курбатов Г. Л. Города, ремесло и торговля в Византии IV—V вв. Константинополь и провинции.— В кн.: История Византии, т. 1, с. 101—103.

14 Удальцова З. В., Осипова К. А. Отличительные черты феодальных отношений в Византии.— ВВ, 1974, 36, с. 25.

15 Удальцова З. В. Византия и Западная Европа.— В кн.: ВО. М., 1977, с. 3—65.

16 Пигулевская Н. В. Византия на путях в Индию. М.; Л., 1951, с. 83 сл.; Она же. Производство шелка в Византии и Иране.— ВВ. 1956, X.

17 Talbot Rice D. The Great Palace of Byzantine Emperors. Second Report of Excavations. Edinburgh, 1958.

18 Cruickshank Dodd E. Byzantine Silver Stamps. Washington, 1961: Ross М. С. Byzantine and Medieval Antiquities in Dumbarton Oaks Collection I: Metalwork, Ceramics, Glass, Glypties, Painting. Washington, 1962; Metz D. Elfenbein der Spätantike. München, 1962; Philippe J. Le monde byzantin dans ľhistoire de verrierie. Bologne, 1970.

19 Пигулевская Н. В. Византия на путях в Индию, с. 81—83: Rouge J. Recherches sur ľorganisation du commerce maritime en Méditerranée sous ľEmpire Romain. Р., 1966.

20 Karayannopulos I. Der frühbyzantinische Kaiser.— BZ, 1956, XLIX, S. 369—384.

21 Удальцова З. В. Византия и Западная Европа, с. 43—46; см. также гл. X настоящего издания; Hoffman D. Das spätrömischen Bewegungsheer. Düsseldorf, 1969—1970, Bd. 1—2; Byzanz im 7. Jahrhundert..., S. 211—219; Haldon J. F. Recruitment and Conscription in the Byzantine Army, с. 550—950. A Study of the Origins of the Stratiotika ktemata. Wien, 1979.

22 Lechner K. Hellenen und Barbaren im Weltbild der Byzantiner. München, 1954; Obolensky D. The Byzantine Commonwealth. Eastern Europe 500—1453. L., 1971.

23 Ranciman S. The Byzantine Theocracy. Cambridge, 1977; Ahrweiler H. Ľidéologie politique. p. 15—19; Karayannopulos J. ‛Η πολιτικ θεωρία τν βυζαντινν. — Βυζντινά 1963. I: Tinnefeld F. H. Kategorien der Kaiserkritik in der byzantinischen Historiographie von Procop bis Niketas Choniates, München, 1971, S. 36, 40.

24 Dölger F. Byzanz und die Europaische Staatenwelt. Ettal, 1953; Ostrogorsky G. Die byzantinische Staatenhierrarchie.— SK, 1936, t. 8; Бибиков М. В. Византийские источники по истории Руси, народов Северного Причерноморья и Северного Кавказа (XII—XIII вв.) — В кн.: Древнейшие государства на территории СССР. М., 1981, с. 68—77.

25 Beck H.-G. Geschichte der orthodoxen Kirche im byzantinischen Reich. Göttingen, 1980; Winkelmann F. Die östlichen Kirchen in der Epoche der christologischen Auseinandersetzungen. В., 1980.

26 Meyendorff J. Justinian, the empire and the church.— DOP. 1968. 22, p. 43—60; Magoulias H. J. Byzantine Christianity. Emperor, Church and West. N. Y., 1970: Holweg A. Bishof und Staatherr in frühen Byzanz.— JÖBG, 1971, 20, S. 31—62; Winkelmann F. Kirche und Gesellschaft in Byzanz von Ende des 6. bis zum Beginn des 8. Jahrhunderts.—Klio. 1977, 59, 2, S. 477—489.

27 Wallis R. Т. Neoplatonism. L.. 1972; Gottlieb G. Ost und West in der christlichen Kirche des 4. und 5. Jahrhunderts. München. 1978.

28 Удальцова З. В. Источники по истории Византии IV — первой половины VII в.— В кн.: История Византии, т. 1. с. 9; Kaegi W. Е. Byzantium and the Decline of Rome. Princeton. 1968, р. 95—140.

29 Constantelos D. J. Paganism and State in the Age of Justinian.— Catholic historical Review, 1967, 50. p. 372—380; The Conflict between Paganism and Cristianity in the Fourth Century/Ed. A. D. Momigliano. Oxford, 1963.

30 Rochow I. Zu einigen oppositionellen religiosen Stromungen.— Byzanz im 7. Jahrhundert. В.. 1978. S. 225—288.

31 Удальцова З. В. Церковная политика Юстиниана. Народно-еретические движения в империи.— В кн.: История Византии, т. 1. с. 267—281; Frend W. H. С. The Rise of the Monophysite Movement. Cambridge, 1972; Винкельман Ф. Некоторые замечания к оценке роли монофиситского движения в Египте в послеюстиниановскую эпоху.— ВВ, 1978, 39, с. 86—92; Rochow I. Zum Fortleben des Manichäismus im Byzantinischen Reich nach Justinian I.— BS, 1979, XL, S. 13—21.

32 Удальцова З. В. Церковные историки ранней Византии.— ВВ. 1982, 43; Она же. Филосторгий — представитель еретической церковной историографии.— ВВ, 1983, 44.

33 Удальцова З. В. Законодательные реформы Юстиниана.— ВВ, 1965, XXVI, с. 3—45; Липшиц Е. Э. Право и суд в Византии в IV—VIII вв. Л., 1976.

34 Липшиц Е. Э. Законодательство и юриспруденция и Византии в IX—XI вв. Л., 1981. Wenger L. Die Quellen des römischen Rechts. Wienn, 1953.

35 Coleman-Norton Р. R. Roman State and Christian Church. A Collection of Legal Documents to AD 535. L., 1966.

36 Bidez I. La vie de ľempereur Julien. Р., 1930; Morduch A. The Death and Life of Julian. L., 1960; Browning R. The Emperor Julian. L., 1975.

37 Удальцова З. В. Внутреннее и внешнее положение империи во второй половине VI—VII в.— В кн.: История Византии, т. 1, с. 354—378.

38 Grabar A. Ľâge ďor de Justinien. Р., 1966; Удальцова З. В. Социально-экономическая и административная политика Юстиниана.— В кн.: История Византии, т. 1, с. 219—245.

39 Engelhardt I. Mission und Politik in Byzanz. Ein Beitrag zur Strukturanalyse byzantinischer Mission zur Zeit Justins und Justinians. München, 1974.

1 Подробное изображение этой панорамы см.: The Cambridge History of Later Greek and Early Medieval Philosophy / Ed. by А. Н. Armstrong. Cambridge, 1970. Достоинства плана этой книги — во-первых, обстоятельное рассмотрение предыстории изображаемого периода, «затакта» к нему («от Платона до Плотина») в энергично акцентируемой связи с тем, что пришло после; во-вторых, отказ от разделения единой истории философии на историю языческого неоплатонизма и историю христианской патристики, благодаря чему обнажаются и становятся наглядными соответствия между тем, как реализовывались одни и те же мыслительные возможности в той и другой конфессиональной сфере.

2 Единственный памятник эпикуреизма, вообще дошедший до нас от времен Римской империя (II в.),— надпись Диогена Энандского (Diogenis Oenoandensis Inscriptio / Ed. I. William), и она не содержит ничего, кроме самых общих формул, выбранных из Эпикуровых сочинений, и предваряющей их восторженной похвалы.

3 См.: ВДИ, 1970, № 3, с. 235. Пер. Д. Е. Фурмана.

4 К уточнению понятия «теология» в его отношении к понятию «язычество» см.: Философская энциклопедия, т. 5, с. 189—191, 200—202, 611—612.

5 Ср.: Аверинцев С. С. Предварительные заметки к изучению средневековой эстетики.— В кн.: Древнерусское искусство. Зарубежные связи. М., 1975, с. 371—396, особенно с. 382—387; Lotz В. Sein und Wert... Paderborn, Hf. 1, 1938; De Vogel J. C. Antike Seinsphilosophie und Christentum im Wandel der Jahrhunderte. Baden-Baden. 1958; Körner F. Das Sein und der Mensch... München, 1959: Kremer K. Die neuplatonische Seinsphilosophie und ihre Wirkung auf Thomas von Aquin. Leiden, 1966.

6 Эта потребность находилась в противоречии с наличными возможностями отнюдь не «персоналистической» философской системы понятий, которая была заимствована от античности. Ср.: Lossky V. La notion théologique de la personne humaine.— In: Lossky V. A ľimage et à la ressemblance de Dieu. Р., 1967, р. 109—121.

7 О диапазоне значений слова «философия», употреблявшегося для обозначения аскетической жизни вообще, в частности жизни монашеской, см.: Malingrey А.-М. «Philosophia»: Etude ďune groupe des mots dans la littérature grecque des Présocratiques au IVе siècle après J.-C. Р., 1961; Leipoldt 1. Griechische Philosophie und frühchristliche Askese. В., 1961.

8 Опыты догматизирования в «гимнической» прозе представляют собой речи Юлиана «К царю Солнцу» и «К Матери богов». Чтобы вернее оценить их культурно-исторический фон, полезно помнить, что 1) «вторая софистика» давно вобрала в себя традиционный жанр гимна божеству, усвоив его риторической прозе (ср. речь Ливания «К Артемиде»), и так продолжалось вплоть до нового расцвета поэзии в V в., давшего христианские стихотворные гимны Синесия и языческие стихотворные гимны Прокла (см. ниже главу о литературе IV—VII вв.); 2) нормальное христианское песнопение с точки зрения античных норм также должно быть причислено к риторической прозе; 3) христианские песнопения также соединяли «гимническое» восхваление божества с философствующим догматизированием, подчас довольно сложным; 4) философская проза такого христианского теолога, как Псевдо-Дионисий Ареопагит, также «гимнична». Это ставит речи Юлиана в их реальный контекст. Что касается инструкций жрецам (языческому «клиру») касательно того, как они должны вести себя, какие книги читать, каких мыслей держаться и какие речи держать, они содержатся в письмах Юлиана, скорее похожих на папские «бреве» будущих времен, чем на письма других римских императоров, например в письме 84 (Арсакию, главному жрецу Галатии) или 89б (неизвестному жрецу).

9 Ср.: Downey G. Julian and Justinian and the Unity of Faith and Culture.— Church History. 1959, XXVIII, p. 7—35.

10 То, что обозначается немецким словом «Reichstheologie». Ср.: Dempf А. Sacrum Imperium. Geschichts- und Staatsphilosophie des Mittelalters und der politischen Renaissance. München, 1929; Idem. Geistesgeschichte der frühchristlichen Kultur. München, 1964.

11 Ср.: Beck H.-G. Byzantinistik heute. В.; N. Y., 1977, S. 17—18 u. а.

12 Попытки отрицать эту антиномию, без оговорок отождествляя идеологию христианской теократии с древневосточной и античной идеологией обожествления властителя (например. Ziegler А. W. Die byzantinische Religionspolitik und der sogenannte Cäsaropapismus.— In: Münchener Beiträge für Slavenkunde. Festgabe für P. Diels. München, 1953, S. 89, 90, 97 u. а.), не воздают должного реальной диалектике исторического процесса.

13 Стоит вспомнить, что на Западе в период средневековья одному и тому же ордену доминиканцев была поручена и силлогистическая отработка форм церковной доктрины для диспутального отстаивания последней, и организация насильственной борьбы с ересью; это орден схоластов и орден инквизиторов.

14 Важно, что эти же слова употреблялись для обозначения строгости аскетической жизни (см.: Lampe G. W. Н. А Patristic Greek Lexicon. Oxford, 1956, р. 64—65). Теологическая «акривия» — как бы аскеза ума, но и аскетическая «акривия» — методическая тщательность в поведении; одно отвечает другому. Параллель из другой эпохи — употребление слова «метод», которое в интеллектуальной плоскости было ключевым словом эпохи, начавшейся с «Рассуждения о методе» Декарта, но в религиозно-моралистическом переосмыслении дало имя секте «методистов», основанной в Англии в 1729 г.

15 О приближении византийской мысли к идее Спинозы о философствовании по геометрическому методу см.: Вальденберг В. Философские взгляды Михаила Пселла.— В кн.: Византийский сборник. М.; Л., 1945, с. 249—255.

16 Ср.: Лосев А. Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М., 1976.

17 Античное язычество никогда не было «религией Писания». Собрания оракулов, о которых говорится в Аристофановых «Всадниках», или Сивиллины книги, с которыми справлялся римский сенат, вызывали чисто прагматический интерес, как информация о будущих событиях; в них никогда не искали «слова божия», самораскрытия мира богов, устанавливающего основы вероучения. Нечто вроде Писания было у некоторых восточных религий, вливавшихся в позднеантичный синкретизм, а также у орфиков и пифагорейцев. И все же потребность в сакральных текстах ради теологической борьбы с христианством застала язычество последних веков врасплох. Происходили странные вещи. Все знали, например, что так называемые Халдейские оракулы были сочинены неким Юлианом в царствование Марка Аврелия; это не мешало, возможно, уже Нумению и, во всяком случае, Ямвлиху и Проклу воспринимать их как основополагающее откровение седой древности. Орфические тексты принимаются из обихода замкнутой религиозной группы в обиход неоплатоников; если бы дело Юлиана Отступника победило, они стали бы доктринально-литургическими текстами всеобщей, императорской языческой «церкви». Но, с другой стороны, издавна чтимые памятники культурной традиции, никогда не имевшие религиозного значения, например поэмы Гомера, тоже приравниваются к «богооткровенным» книгам. «В самом деле,— утверждает император Юлиан,— ведь для Гомера и Гесиода, и Демосфена, и Геродота, и Фукидида, и Исократа, и Лисия боги были наставниками во всяком учении. Разве не считали себя одни из них — служителями Гермеса, другие — муз?» (письмо 61с. Пер. Д. Е. Фурмана).

18 По формуле Псевдо-Дионисия Ареопагита, «вещи видимые суть образы (εκόνες — „иконы“) невидимых» (Pseudo-Dionysii Areopagitae ер. X.— PG, t. 3, col. 1117). К. Шнейдер не без основания говорил о византийском понимании власти, как о «платонически-христианской» идеологии (Schneider С. Geistesgeschichte des antiken Christentums. München, 1954, Bd. II, S. 324).

19 Лосев А. Ф. Посидоний.— Философская энциклопедия, т. 4, с. 324.

20 Прежде всего следует назвать: Jaeger W. Nemesios von Emesa. В., 1914; Reinhardt К. Poseidonios. München. 1921; Idem. Kosmos und Sympathie. München, 1926.

21 Ср.: Тарн В. Эллинистическая цивилизация. М., 1949, с. 316—317: «Но Посидоний ли это, или это только имя, условное для духа I века? Его личность, может быть, неясна, чтобы высказать на его счет слишком догматические утверждения; вряд ли можно распутать тот клубок влияний, который носит имя Посидония». Еще более скептически настроен П. Мерлан (The Cambridge History of Later Greek and Early Medieval Philosophy, p. 126—132). Ср. также: Лосев А. Ф. Античный космос и современная наука. М., 1927, с. 454, примеч. 211; В. Йегер оценивал роль Посидония в подготовке неоплатонизма прежде всего в связи с засвидетельствованной Секстом Эмпириком. Плутархом и Феоном Смирнским комментаторской работой Посидония над «Тимеем» Платона. Эта точка зрения была широко принята в науке (ср.: Блонский П. П. Философия Плотина. М., 1918, с. 14: «Историко-философская позиция Посидония определяется тем, что он был стоическим комментатором „Тимея“»). Однако К. Рейнхарт нашел доводы, позволяющие поставить под сомнение самое существование Посидониева комментария к «Тимею».

22 Как известно, Ф. Тютчев воспринял идею «всемирной симпатии» через посредство Ф. Шеллинга и вообще мыслителей немецкого романтизма («Не то, что мните вы, природа»). В психоаналитических теориях К.-Г. Юнга важную роль играет понятие «акаузальной синхронной зависимости».

23 Ср.: Volker W. Fortschritt und Vollendung bei Philo von Alexandria. Leipzig, 1938; Bréhier E. Les idées philosophiques et réligieuses de Philon ďAlexandrie. 2-me éd. Р., 1950; Daniélou J. Philon ďAlexandrie. Р., 1958.

24 Например: De opificio mundi, 17; 20; De confusione linguarum 63; 172; De specialibus legibus, I, 47—48; 329; De Cherubim, 49.

25 Ср.: Lewy H. Sobria Ebrietas. Untersuchungen zur Geschichte der antiken Mystik. Giessen, 1929.

26 Ср.: Блонский П. П. Философия Плотина; Лосев А. Ф. Античный космос и современная наука; Он же. Диалектика числа у Плотина. М., 1928; Он же. Плотин.— Философская энциклопедия, т. 4, с. 275—277; Wundt M. Plotin. Studien zur Geschichte des Neuplatonismus. Leipzig, 1919, I; Mehls G. Plotin. Stuttgart, 1924; Inge W. R. The Philosophy of Plotinus. L., 1929. I—II; Schwyzer H. R. Plotinos.— RE, 1951, XLI Hbbd., Sp. 471—592; Bréhier E. La philosophie de Plotin. Р., 1961.

27 Ср.: The Cambridge History of Later Greek and Early Medieval Philosophy, p. 14.

28 Plot. Enneades. V, 1, 8; VI, 2, 1; 3, 5.

29 Ср.: Блонский П. П. Философия Плотина, с. 260—262.

30 Как известно, Порфирий объединил трактаты учителя по шести девятерицам («Эннеады» — по-гречески «Девятерицы»), которые соответствуют шести основным темам философии Плотина: этика философской жизни — материальный мир — творящая природа — Душа — Ум — Единое. О смысле этого плана см.: Блонский П. П. Философия Плотина, с. 38—40. Допустив в игру мистику чисел (девятерица — квадрат триады, шестерка — «совершенное» число, равное сумме своих множителей). Порфирий, несомненно, обеспечил именно этим полноту, с которой сохранились творения его учителя; невозможно было что-нибудь выкинуть, ибо тогда нарушился бы магический числовой распорядок, действовавший на воображение.

31 Porphyr. Vita Plotini, 2; ср.: The Cambridge History of Later Greek and Early Medieval Philosophy, p. 215.

32 Plot. Enneades, III, 2.2; V,2.1.

33 Ср.: Лосев А. Ф. Диалектика числа у Плотина; Guyot H. Plotin et la génération de ľintelligence par ľUn.— Revue neoscholastique, 1905, p. 55—59.

34 Plot. Enneades, V, 2.1.

35 Как говорится у Мария Викторина, из неоплатоника ставшего христианским богословом, «Отец глаголет молчанием, Сын же — речью» (Ad Candidum, XVII, 23).

36 Эти слова употреблены в известном тропаре Косьмы Маюмского на воскресенье Пятидесятницы Βασιλεΰ Οράνιε, Παράκλητε (Πεντεκοστάριον, 219), употребительном и вне «чинопоследования» этого праздника. Однако еще ранее те же слова составляли рефрен кондака Романа Сладкопевца (см. ниже гл. VI) на среду пятой недели Великого поста (Romanos le Mélode. Hymnes / Texte critique etc. par I. Grosdidiér de Matons. Р., 1967. IV, р. 243—260).

37 Характерно, что одним из наиболее неприемлемых пунктов христианской догматики для неоплатоников был догмат о конкретном боговоплощении (ср. похвалу императора Юлиана Аэтию).

38 Блонский П. П. Философия Плотина, с. 95.

39 Это прежде всего тема знаменитого антигностического трактата Enneades, II, 9.

40 Iustiniani Confessio rectae fidei adversus tria capitula.— PG, t. 86.

41 Leont. Hierosolym. Adversus Nestorianos, I, 6.— PG, t. 86, col. 1421 C.

42 Согласно новозаветному тексту, во Христе «обитает вся полнота (πλήρωμα) божества телесно» (Col., II, 9).

43 Ср.: Kleffner А. J. Porphyrius, der Neuplatoniker und Cristenfeind. Paderborn, 1896; The Cambridge History of Later Greek and Early Medieval Philosophy, p. 283—297.

44 Русский перевод сохранившихся фрагментов в кн.: Ранович А. Б. Античные критики христианства. М., 1935.

45 Plot. Enneades, II, 9.

46 The Cambridge History of Later Greek and Early Medieval Philosophy. p. 210.

47 Ср.: Bidez J. Le philosophe Jamblique et son école.— REG, 1921, XXXII, p. 29—40. Сочинение «О египетских мистериях», принадлежность которого Ямвлиху отрицалась такими авторитетами, как Э. Целлер, в наше время все решительнее связывается с именем Ямвлиха (ср.: Fronte S. Sull’autenticita del «De Mysteriis» de Giamblico.— Siculorum Gymnasiura, n. s., 1954, 7; The Cambridge History of Later Greek and Early Medieval Philosophy. p. 297—301 passim). В любом случае «этот трактат вышел из школы Ямвлиха и принадлежит если не ему самому, то какому-нибудь ближайшему его ученику» (Лосев А. Ф. Статьи по истории античной философии для IV—V томов Философской энциклопедии. Макет на правах рукописи для общественного пользования, с. 76). Поэтому при дальнейшем анализе взглядов Ямвлиха на теургию это сочинение учитывается и привлекается наравне с другими текстами халкидского философа.

48 Porphyr. Vita Plot., 18.

49 Ср.: Geffken J. Der Ausgang der griechisch-römischen Heidentums. Heidelberg, 1920, S. 105.

50 Ср.: Yates F. A. Giovanni Pico della Mirandola and Magic.— Ľopera e il pensiero di Giovanni Pico della Mirandola nella storia dell’humanesimo. Convegno internationale. Firenze, I, 1965. p. 159—196.

51 Ср.: Armstrong A. H. Was Plotinus a Magician? — Phronesis, 1955, I, 1, p. 73—79.

52 Porphyr. Vita Plot. 10.

53 Ср.: Plot. Enneades. III, 4.

54 Porphyr. Vita Plot. 10.

55 Olymp. In Phaed., 123. 3—5 Norwin.

56 Procl. In Timaeum. I. 209, 1 sqq. Diehl.

57 Eunap. Vitae sophist., 15—16, p. 459.28—33 Boissonade.

58 Ibid., 13, p. 458.31—38.

59 Эта тема особенно обстоятельно развивается уже у стоического платоника Плутарха Херонейского. например: De Iside et Osiride. 25. 360 DE; 46. 369 D.

60 Eunap. Vitae sophist., 19—81. p. 461.20—473.14; 501.32.

61 Ibid., p. 473.16—481.25.

62 Ср.: Bidez J. Le philosophe Jamblique et son école. p. 29—40.

63 Procl. In Alcibiadem II. По свидетельству Прокла, Ямвлих утверждал, что в десяти диалогах заключено сполна все учение Платона.

64 Лосев А. Ф. Философская проза неоплатонизма.— В кн.: История греческой литературы. М.. 1960, т. 3, с. 389.

65 См.: Лосев А. Ф. Комментарии к трактату Прокла.— В кн.: Прокл. Первоосновы теологии. Тбилиси. 1972. с. 118—175; Bierwaltes W. Proklos. Grundzüge seiner Metaphysik. Frankfurt/Main, 1965.

66 Suda, ad Συριανός (со ссылкой на Дамаския).

67 См. выше, с. 54—55.

68 Есть русский перевод А. Ф. Лосева (см. выше, примеч. 65).

69 Ср.: The Cambridge History ot Later Greek and Early Medieval Philosophy, p. 305—306.

70 «Апофатические» высказывания были и у Платона, и у платоников, особенно Филона, не говоря уже о Плотине, и сами, по себе составляют идущую сквозь века традицию.

71 Damasc. Vita Isid., 38.— PG, t. 103, соl. 1260 В.

72 Ср.: The Cambridge History of Later Greek and Early Medieval Philosophy, p. 313.

73 Procl. Elementa theologiae, 31; 33. Пер. А. Ф. Лосева.

74 Лосев А. Ф. Критические замечания к диалогу «Тимей».— В кн.: Платон. Соч. М., 1971. т. 3 (I). с. 660; ср.: Лосев А. Ф. Очерки античного символизма и мифологии. М., 1930, с. 643; Он же. Античная философия истории. М., 1977.

75 Procl. In Timaeum, 74 FG.

76 Ibid., 80 В.

77 Procl. In Parmen., V, 240.

78 Ibid., VI, 102—104.

79 Procl. In Timaeum. 80 В.

80 Ср. Аверинцев С. С. Порядок космоса и порядок истории в мировоззрении раннего средневековья (Общие замечания).— В кн.: Античность и Византия. М., 1975, с. 266—285.

81 Procl. In Rem Publicam, I, 127—128 Kroll.

82 Gregor. Naz. Orat., IV, 112.

83 Gregor. Nyss.— PG, t. 45, col. 558.

84 Procl. In Timaeum, 65 F.

85 Изучение путей этой вульгаризации, выяснение того, что реально означали общие места современного философствования и догматы богословия для византийца, который не был ни философом, ни богословом,— одна из самых актуальных и насущных задач истории культуры; понятно без дальнейших слов, что ее решение затруднено скудостью документации. Ср. постановку вопроса на совершенно ином материале: Гуревич А. Я. Проблемы средневековой народной культуры. М., 1981.

86 Ср., например: Shumaker W. The Okkult Sciences in the Renaissance. Berkley, 1972; Wind E. Pagan Mysteries in the Renaissance. Oxford, 1980.

87 Porphyr. Vita Plot., 12.

88 Так называются проповеди, произнесенные перед антиохийским народом в острой ситуации 387 г., когда в городе в связи с повышением налогов имели место беспорядки, сопровождавшиеся низвержением императорских статуй.

89 Сочинения последователей Оригена, работавших в III в. (Дионисия Александрийского, Григория Чудотворца, Феогноста Александрийского, Памфила, учителя Евсевия Кесарийского, и др.), полностью или в значительной мере утрачены; но в свое время они были достаточно влиятельны. Среди противников Оригена, способствовавших, однако, платонизации христианства, достаточно назвать Мефодия Олимпийского (ум. в 312).

90 Ср.: Malingrey А.-М. Ор. cit.

91 Iustin. Apologia, 26, 6; Tatian. Orat. ad Graecos, 35; Athenagor. Legatio pro christ., 2; 4.

92 Dehnkard H. Das Problem der Abhängigkeit des Basilios von Plotin. В., 1964.

93 Ср.: Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1977, с. 167—171.

94 Basilii Magni Hexaemeron, II, 2.— PG, t. 29, col. 33 A.

95 Epiphan. Panarion, 76; Gregor. Nyss. De deitate Filii...— PG, t. 46, col. 857.

96 Plot. Enneades, V, 8. 6.

97 Procl. In Plat. Remp., I, 77. 8-9; I, 72, 2—4 Kroll.

98 Ср.: Balthasar Н. U. v. Présence et pensée: Essai sur la philosophie réligieuse de Grégoire de Nysse. Р., 1942; Daniélou J. Platonisme et théologie mystique. Р., 1953; Gregor von Nyssa und die Philosophie / Hrsg. v. H. Dörrie. Leiden, 1976.

99 Gregor. Nyss. De virginitate.— PG, t. 46. col. 365B.

100 Gregor. Nyss. De hominis opificio, II, 133 B.

101 Stiglmayr J. Der Neuplatoniker Proclus als Vorlage des sogenannten Dionysius Areopagita in der Lehre vom Übel.— Historisches Jahrbuch des Görres-Gesellschaft, 1895, 16, S. 253—273; 721— 748; Koch H. Proklus als Quelle des Pseudo-Dionysius Areopagita in der Lehre vom Bösen;— Philologus, 1895, 54, S. 438—454.

102 Hanssens J. M. De patria Pseudo-Dionysii Areopagitae.— Ephemerides liturgicae, 1924, 38, p. 283—292.

103 Нуцубидзе Ш. И. Тайна Псевдо-Дионисия Ареопагита.— Известия Института языка, истории и материальной культуры Груз. АН, 1944, 14; Он же. Руставели. Восточный Ренессанс. Тбилиси. 1947; Он же. Ареопагитская литература за последнее десятилетие.— ВВ. 1963, 23; Он же. Петр Ивер и философское наследие античности. Проблемы арерпагитики. Тбилиси, 1963; Хонигман Э. Петр Ивер и сочинения Псевдо-Дионисия Ареопагита / Пер. и вступ. ст. Ш. Нуцубидзе. Тбилиси, 1955; Honigmann Е. Pierre ľIbérien et les écrits du Pseudo-Dénys ľAréopagite.— BZ, 1953, 46, S. 445—496.

104 Stiglmayr H. Der sogenannte Dionysius Areopagita und Severus von Antiochien.— Scholastik, 1928, 3, S. 1—27; 161—189.

105 Riedinger V. Petros der Walker von Antiocheia als Verfasser der pseudo-dionysianischen Schriften.— Salzburger Jahrbuch für Philosophie, 1962/63, 5/6, S. 135—156.

106 Balthasar H. U. v. Kosmische Liturgie. Maximus der Bekenner. 2. Aufl. Einsiedeln, 1961, S. 644—672; Hausherr I. Note sur ľauteur du Corpus Dionysiacum.— OChP, 1956, 22, p. 384—385.

107 Ps.-Dionys. Areopagit. De Hierarchia Coelesti, 3, 1—2.— PG, t. 3. col. 164—165 A.

108 Ср.: Goltz H. Hiera Mesiteia. Zur Theorie der hierarchischen Sozietät in Corpus Areopagiticum.— In: OIKONOMIA. Quellen und Studien zur orthodoxen Theologie, 4. Erlangen. 1974. Путь Г. Гольца, рассматривающего философию Псевдо-Дионисия как весьма необычную, но все же философию общества, представляется нам плодотворным — не в последнюю очередь потому, что лишь он позволяет дать членораздельный ответ на вопрос об оригинальности христианского неоплатоника в сравнении с его языческими предшественниками.

109 Ср.: Аверинцев С. С. Порядок космоса и порядок истории..., с. 266—285.

1 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 1, с. 414.

2 Там же, т. 19. с. 307.

3 Донини А. У истоков христианства: От зарождения до Юстиниана. М., 1979; Воиlarand E. Ľhérésie ďArius et la «foi» de Nicée. Р., 1972.

4 Цит. по: Памятники византийской литературы IV—IX веков. М., 1968, с. 13.

5 Белоликов В. Литературная деятельность Бл. Августина против раскола донатистов. Киев, 1912; Markus R. А. Saeculum: History and Society in the Theology of St. Augustine. Cambridge, 1970; Brown P. Religion and Society in the Age of St. Augustine. L., 1972.

6 Thompson E. A. The Visigoths in the Time of Ulfila. Oxford, 1966; Manselli R. La conversione al christianesimo nell’Europa dell’alto Medioevo.— Settimane di Spoleto, 1967, XIV, p. 13—42; Angenendt A. Taufe und Politik im frühen Mittelalter.— Frühmitlelalterliche Studien, 1973, VII, p. 143—168; Cardini F. Alle radici della cavalleria medievale. Firenze, 1981, c. VI.

7 Charanis P. Church and State in the Later Roman Empire. Thessalonike, 1974.

8 Kuhner H. Das Imperium der Papste: Kirchengeschichte. Weltgeschichte. Zeitgeschichte. Zürich; Stuttgart, 1977.

9 Daniélou J., Marrou H.-J. Nouvelle histoire de ľEglise. Р., 1963, v. 1, p. 451—454.

10 Майоров Г. Г. Формирование средневековой философии: Латинская патристика. М., 1979; Бычков В. В. Эстетика поздней античности. М., 1981.

11 Gaiffier В. de. Études critiques ďhagiographie et ďiconologie. Bruxelles, 1967; Agiografia altomedievale / Ac. di S. Boesch Gajano. Bologna, 1976.

12 Голенищев-Кутузов И. Н. Средневековая латинская литература Италии. М., 1972, с. 88, 92.

13 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 7, с. 361.

14 Riché Р. Education et culture dans ľOccident barbare. VIe — VIIIe siècles. Р., 1962; Idem. Les écoles et ľenseignement dans ľOccident chrétien de la fin du Ve siècle au millieu du XIe siècle. Р., 1979.

15 Momigliano A. Pagan and Christian Historiography in the Fourth Century A. D.— In: Essays in Ancient and Modern Historiography. Oxford, 1977; Smolley B. Historians in the Middle Ages. N. Y., 1974.

16 Гуревич А. Я. Проблемы средневековой народной культуры. М., 1981; Manselli R. La religion populaire au Moyen Age. Problèmes de méthode et ďhistoire. Montreal; Р., 1975; Murray A. Reason and Society in the Middle Ages. Oxford. 1978.

17 Bertolini О. I Germani; migrazioni e regni dell’Occidente gia romano. Milano, 1965; The Barbarian Invasions / Ed. by K. Fische Drow. N. Y., 1970.

18 Уколова В. И. Культура Остготской Италии.— СВ, 1983, 46; Foly R.., Guillou А., Musset L., Sourdel D. Origini e formazione dell’Europa medievale. Bari, 1975.

1 Zakythinos D. А. Byz. Geschichte, 325—1071. Wien; Köln; Graz, 1979, S. XI; Ranciman S. The Byzantine Theocracy. Cambridge, 1977, р. 3.

2 Ahrweiler H. ĽEmpire byzantin.— In: Les Grands Empires. Bruxelles, 1973, р. 181—l98.

3 Утченко С. Л. Политические учения древнего Рима. М., 1977, с. 34—38.

4 Андреев Ю. В. Античный полис и восточные города-государства.— В кн.: Античный полис. Л., 1971, с. 27.

5 Утченко С. Л. Указ. соч., с. 203.

6 Stertz S. Θεία βασιλεία. Hellenistic Theory and the foundations of imperial legitimacy AD 270—395. Ann Arbor, 1974.

7 Кошеленко Г. А. Греческий полис на эллинистическом Востоке. М., 1979.

8 Шифман И. М. Сирийское общество эпохи принципата (I—III вв. н. э.). М., 1977, с. 27—30.

9 Кошеленко Г. А. Указ. соч., с. 289.

10 Утченко С. Л. Указ. соч., с. 219.

11 Там же, с. 224.

12 Штаерман Е. М. Кризис античной культуры. М., 1975, с. 21—22.

13 Millar F. The Emperor in the Roman World (31 ВС — AD 337). Ithaca, N. Y., 1977; Runciman S. Op. cit., p. 2—9.

14 Dagron G. Empire Romain ďOrient au IVe siècle et les traditions politiques de ľhellénisme: le témoignage de Themistios.— TM, 1968 3, p. 1—242.

15 Stertz S. Op. cit., p. 656.

16 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 19, с. 313—314.

17 Dagron G. Naissance ďune capitale. Constantinople et ses institutions de 330 à 451 Р., 1974, р. 37—42.

18 Удальцова З. В. Церковные историки ранней Византии. — RB, 1982. 43, с. 5—12; Beck H.-G. Geschichte der orthodoxen Kirche im byzantinischen Reich. Göttingen, 1980.

19 Ahrweiler H. Ľidéologie politique de ľempire byzantin. Р., 1975, р. 56—57.

20 Obolensky D. The Byzantine Commonwealth. Eastern Europe 500—1453. L., 1971.

21 Ahrweiler H. Ľidéologie politique..., р. 15—19.

22 Dagron G. Naissance.... р. 102; Острогорский Г. А. Эволюция византийского обряда коронования.— В кн.: Византия, южные славяне, Древняя Русь, Западная Европа. Искусство и культура. М., 1973, с. 33—44.

23 Pertusi A. La civiltá bizantina dal IV al IX secolo. Aspetti e problemi.— In: ĽImperatore Guistianiano: storia e mito/ Bari, 1977, р. 37.

24 История Византии. М., 1967, т. 1, с. 9.

25 Kaegi W. E. Byzantium and the Decline of Rome. Princeton. 1968, р. 96.

26 Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1977, с. 242—243.

27 Левченко М. В. Синезий. «О царстве».— ВВ, 1953, VI; Piganiol А. ĽEmpire chrétien. P., 1972. 443 f.

28 Удальцова З. В. Идейно-политическая борьба в ранней Византии. М., 1974, с. 131.

29 Там же, с. 173—179; История Византии, т. 1, с. 253—256.

30 PG. t. 86. col. 1163 sq.

31 Маркс К.. Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 21, с. 495.

32 Он был скорее символом единения государства и церкви, чем актом легитимизации власти избранного императора.

33 Острогорский Г. А. Эволюция... обряда коронования, с. 34.

34 Там же.

35 Kaegi W. E. Patterns of Political Activity of the Armies of the Byzantine Empire.— In: On Military Intervention. Rotterdam, 1971, V. 2.

36 См.: Удальцова З. В. Церковная политика Юстиниана.— В кн. История Византии, т. 1, с. 267—282; Meyendorff J. Justinian, the Empire and the Church.— DOP, 1968, 22, p. 43—60; Idem. Byzantine Theology. Historical Trends. N. Y., 1974.

37 Barker J. M. Justinian and the Later Roman Empire. Madison, 1966.

38 Юстиниана не случайно характеризуют как «последнего римского императора». Вопрос об усилении при нем автократии — «самодержавия» — не снимает значения того, что он стремился сохранить и поддержать старые традиции политической жизни.

39 Острогорский Г. А. Эволюция... обряда коронования, с. 33; Чекалова А. А. Народ и сенаторская оппозиция в восстании Ника.— ВВ, 1971, 32, с. 36.

40 Guilland R. Les Demes.— In: Etudes de topographie de Constantinople byzantine. Berlin; Amsterdam. 1969; Stratos A. N. Byzantium in the Seventh Century. Amsterdam, 1968.

41 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд., т. 21, с. 314.

42 Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы, с. 5 сл.

43 Guilland R. Les Demes, p. 434.

44 Grabar A. Ľempereur dans ľart byzantin. Р., 1932.

45 Ираклий смиренно именовал себя «рабом Христа» и «сыном церкви».

46 Удальцова З. В. Некоторые нерешенные проблемы истории византийской культуры.— ВВ. 1980, 41, с. 62.

47 Folz P. ĽIdée de ľempire en Occident du Ve an XIVe siècle. Р., 1953, Ohnsorge W. Abendland und Byzanz. Weimar, 1958.

1 Удальцова З. В. Историко-философские воззрения светских авторов ранней Византии.— В кн.: ВО. М., 1982, с. 3—22.

2 Удальцова З. В. Идейно-политическая борьба в ранней Византии. М., 1974, с. 161— 173.

3 Майоров Г. Г. Формирование средневековой философии. М., 1979, с. 299.

4 Лосев А. Ф. Критические замечания к диалогу «Тимей».— В кн.: Платон. Соч.: В 3-х т. М., 1971. т. 3. ч. 1, с. 660.

5 Удальцова З. В. Идейно-политическая борьба..., с. 75.

6 Как полагает Эванс, различия в мировоззрении христиан и язычников в VI в. еще не были достаточно четкими. См.: Evans J. А. S. Procopius. N. Y., 1972. р. 126.

7 Удальцова З. В. Идейно-политическая борьба..., с. 324—325: Hunger H. Die hochsprachliche profane Literatur der Byzantiner. München, 1978, S. 318.

8 Ensslin W. Zur Geschichtsschreibung und Weltanschauung des Ammianus Marcellinus. Leipzig. 1923; Thompson E. A. The Historical Work of Ammianus Marcellinus. Cambridge, 1947.

9 Stein E. Geschichte des spätrömischen Reiches. Wien, 1928, Bd. 1. S. 33.

10 Vogt J. Ammianus Marcellinus als erzählender Geschichtsschreiber der Spätzeit. Mainz. 1963. р. 194 ff.; Bonfante Z. W. Emperor. God and Man in the IVth Century. Julian the Apostate auf Ammianus Marcellinus.— Parola del Passato. 1964, 19, р. 401 sq.: Удальцова З. В. Идейно-политическая борьба,... с. 7—9.

11 Amm. Marc., 22, 9; 14.

12 Атт. Marc., 17, 4.6; 22, 15.1; 22, 16.17.

13 Ibid., 26, 10.19.

14 Ammianus Marcellinus. Römische Geschichte. Bd. 1/Einführung von W. Seyfarth. B., 1968(далее: Seyfarth W. Einführung), S. 20.

15 Amm. Marc., 14, 6.19.

16 Seyfarth W. Einführung, S. 21—23.

17 Libanii Opera / Rec. R. Foerster. Lipsiae, 1922, v. XI, ep. 983, р. 115.

18 Seyfarth W. Einführung, S. 22.

19 Атт. Marc. Hist., 31, 16.9.

20 Ibid., 14, 6.3—6; 15, 10.13—17.

21 Amm. Marc., 20, 3.11—12; 20, 6.1—7; 22, 9.5—7; 25. 2.5; 26, 1.13—14; 30, 4.3.

22 Соколов В. В. Аммиан Марцеллин как последний представитель античной историографии.— ВДИ. 1959, 4; Tränkle Н. Ammianus Marcellinus als römischer Geschichtsschreiber.— Antike und Abendland, 1962, 11, S. 26—28.

* Файлы vz_c128_*.jpg размещены на вклейке между страницами 128 и 129.— Ю. Ш.

23 Amm. Marc., 15. 1.1.

24 Ibid., 22, 2.4.

25 Удальцова З. В. Мировоззрение Аммиана Марцеллина.—ВВ, 1968, XXVIII, с. 40 сл.

26 Amm. Marc., 22. 16.19—22.

27 Ibid., 21, 14.2—3; 21, 14.5.

28 Ibid., 25, 3.15. Помимо неоплатонизма, на формирование мировоззрения историка, возможно, оказали влияние и другие мистические учения того времени, в частности учение герметистов, связанное с культом бога Меркурия. См.: Ibid., 16, 5.5.

29 Ibid., 21, 1.8.

30 Ibid., 20, 2.12.

31 Ibid., 23. 5.5.

32 Ibid., 23. 5.8; Seyfarth W. Ammianus Marcellinus und das Fatum.— Klio, 1965, 43—45, S. 291—306; Naude С. Fortuna in Ammianus Marcellinus.— Acta classica, 1964, 7, S. 70—88.

33 Amm. Marc., 14. 11.33.

34 Ibid., 14, 11.26—31.

35 Ibid., 14, 11.33.

36 Ibid., 14, 11.25.

37 Ibid., 31, 15.7; 18, 4.1; 29, 2.20.

38 Ibid., 21, 16.14.

39 Ibid., 25, 3.17.

40 Ibid., 21, 1.13.

41 Ibid., 28, 4.14.

42 Ibid. 14, 6.18; 21, 16.18; 22, 3.11—13; 27, 30.14.

43 Ibid., 28, 4.15.

44 Demandt A. Zeitkritik und Geschichtsbild im Werk Ammianus. Bonn, 1965, S. 212.

45 Amm. Marc., 20, 5.5—10; 21, 14, 1.3—5; 25, 2.

46 Ibid., 29, 2.24; 31, 5.11.

47 Vogt J. Ammianus Marcellinus als erzählender Geschichtsschreiber der Spätzeit, S. 819.

48 Amm. Marc., 14, 6.4.

49 Ibid., 14, 6.3.

50 Seyfarth W. Einführung. S. 39; Demandt A. Zeitkritik und Geschichtsbild..., S. 132.

51 Amm. Marc., 22, 4.3; 12. 7.

52 Ibid., 31, 2.11.

53 Ibid., 22, 16.22.

54 Ibid., 22, 11.10.

55 Ibid., 27, 3.14—15.

56 Demandt A. Zeitkritik und Geschichtsbild..., S. 11—12.

57 Amm Marc., 29, 2.18; ср. 29, 2.19.

58 Ibid., 24, 3.4—5.

59 Ibid., 30, 8.9.

60 Ibid.

61 Ibid., 29, 2.20.

62 Ibid., 21, 16.11.

63 Ibid., 22, 14.5.

64 Ibid., 20, 8.11; ср. 21, 16.16.

65 Ibid. 22, 9.9.

66 Ibid. 21, 16.14.

67 Ibid. 20, 8.18.

68 Ibid. 29, 1.39.

69 Ibid. 31, 5.12.

70 Ibid. 29, 2.18.

71 Ibid. 31, 5.10.

72 Ibid. 31, 16.9.

73 Ibid., 14, 10; 6; 12.13; 21, 16.3; 30, 8.14.

74 Ibid., 30, 8.4—6.

75 Ibid., 27, 6.12.

76 Ibid., 26, 4.1—3.

77 Ibid., 30, 8.2.

78 Ibid., 29, 2.18; ср. 21, 16.14.

79 Ibid., 25, 4. Целью создания этого панегирика, возможно, была защита памяти Юлиана от нападок его врагов и хулителей, попытка реабилитировать его перед потомством и показать его истинную, с точки зрения автора, историческую роль. См.: Ibid., 25, 4.23—27.

80 Ibid., 28, 4.8—9, 12.

81 Ibid., 28, 4.26.

82 Ibid., 28, 4.24.

83 Ibid., 28, 4.16.

84 Ibid., 28, 4.26.

85 Удальцова З. В. Идейно-политическая борьба..., с. 63—70.

86 Amm. Marc., 31, 16.9.

87 Ibid., 18, 8.12.

88 Ibid., 19, 1.7—11.

89 См., например, описание торжественного въезда Констанция в Рим или провозглашение Юлиана соправителем Констанция (Amm. Marc., 16, 10.4—17; 15, 8.4—17).

90 Amm. Marc., 19, 11.10—12.

91 Ibid., 25, 9.5.

92 Именно эта черта дала некоторым ученым основание для сравнения литературных образов писателя с памятниками изобразительного искусства IV в. Любовь к пышным церемониям, к театральности, роскоши одежд, статуарности поз, к аккламациям и т. п. была, по их мнению, свойственна не только изобразительному искусству, но и литературе IV в., что нашло свое воплощение в труде Аммиана. См.: MacMullen R. Some Pictures in Ammianus Marcellinus.— Art Bulletin, 1964, 46, р. 440 sq.

93 Amm. Marc., 14, 6.16—17.

94 Ibid., 16, 10.10.

95 Starr Ch. Civilisation and the Caesares. Ithaca, 1954; Samberger Ch. Die Kaiserbiographie in der Res gestae des Ammianus Marcellinus.— Klio, 1969, 51, S. 478—480.

96 Opelt J. Das Nationalitätenproblem bei Eunapios von Sardes.— Wiener Studien, 1969, 3.

97 Eunap., fr. 73.

98 Ibid. fr. l.

99 Photii Opera omnia. t. III.— PG, t. 103. col. 215.

100 Eunap., fr. 1.

101 Ibid., fr. 9.

102 Ibid., fr. 12.

103 Ibid., fr. 18.

104 Ibid., fr. 25.

105 Ibid.

106 Ibid., fr. 59.

107 Ibid., fr. 49.

108 Ibid.

109 Ibid.

110 Ibid., fr. 57.

111 Ibid., fr. 87.

112 Ibid., fr. 64.

113 Olympiod., 13.

114 Ibid., 18. Ср.: Thompson Е. А. Olympiodorus of Thebes.—The Classical Quarterly, 1944, 38. р. 43—52.

115 Скржинская Е. Ч. «История» Олимпиодора.— ВВ, 1956, VIII. с. 223—276; Moravcsik Gy. Byzantinoturcica. В., 1958. I. S. 468—478.

116 Olympiod., 1.

117 Haedicke W. Olympiodoros.— BE. 1939, XVIII. Hb. 1. S. 201—207.

118 Olympiod., 3. 15. 20—22, 24, 26, 31, 34, 40, 46.

119 Ibid., 2, 6, 9.

120 Скржинская Е. Ч. Указ. соч., с. 238.

121 Zosim., I, 57.1.

122 Ibid., I, 1.2.

123 Ibid., II. 30—34; 38.

124 Ibid., IV, 28. 1—4; 29.1; 30.1—5; 33.3—4.

125 Ibid., IV, 59.2—4.

126 Kaegi W. E. Byzantium and the Decline of Rome. Princeton, 1968. р. 132; Ridley R.T. Zosimus the Historian.— BZ, 1972, LXV, p. 285.

127 Zosim, III. 32.6.

128 Ibid., IV, 59.

129 Petre L. La pensée historique de Zosime.— Stud. clas., 1965. 7, р. 263—272; Goffart W. The historian Zosimus as a Witness to his own Time.— AHR. 1971, р. 414.

130 Zosim., V. 23—24.

131 Ibid., II. 37.1—2.

132 Ibid., II. 34.

133 Ibid., IV. 30.1; 33.2—3; 40.2, 56.

134 Ibid., IV. 39.5; 45.5; V, 31.5; VI, 7.5—6.

135 Ibid., III, 3—8.

136 Ibid., VI, 3.5—6.

137 Ridley R. T. The Fourth and Fifth Century civil and military Hierarchy in Zosimus.— Byz., l970, 40, p. 91—104.

138 Ridley R. Т. Zosimus the Historian. p. 288—292.

139 Ibid., р. 285.

140 Rubin В. Procopios von Kaisareia, eine Zentralgestalt des oströmischen Geschichtsschreibung.— Forschungen und Fortschritte, 1955, 29, Heft 1, S. 20 f.

141 Procop. В. Р., I, 1.3.

142 Ibid., 17.11—20.

143 Procop. В. V., I, 12.3—5; 13.1—4.

144 Ibid., II, 7.20.

145 Ibid., II, 7.18.

146 Ibid., II, 8.1—8.

147 Procop. В. Р., II. 8—14; см.: Downey G. The Persian Campaign in Syria in A. D. 540.— Speculum. 1953, 28, р. 340—348.

148 Procop. В. Р., II, 22.1—39; 23.1—20.

149 Удальцова З. В. Прокопий Кесарийский и его «История войн с готами».— В кн.: Прокопий из Кесарии. Война с готами. М., 1950, с. 31—42.

150 Cameron Av. Procopius and the Church of S. Sophia.— HThB. 1965. 58. р. 161 sq.

151 Procop. De aed., I, 1.6—10.

152 Procop. Н. а., XI, 3.

153 Ibid., I, 2.

154 Ibid., XII, 14; XVIII, 1.

155 Ibid., XII, 18—28.

156 Панченко Б. А. О «Тайной истории» Прокопия.— ВВ, 1895, II; 1896, III; 1897, IV.

157 Procop. H. а., XIV, 6—7.

158 Ibid., X, 6.

159 Ibid., XV, 16.

160 Procop. H. a., XXIII, 18; XXVI, 10.11.

161 Procop. B. P., II, 2.15.

162 Procop. B. V., I, 5.50.

163 Procop. В. Р., I, 4.14—17; 26.

164 Procop. В. V., II, 1.16—17.

165 Procop. В. Р., II, 9.4.

166 Procop. В. G., I, 6.10.

167 Procop. В. V., I, 22.10.

168 Procop. В. Р., II, 2.11.

169 Ibid., II; IX.

170 Procop. Н. а., X, 9.

171 Ibid., II, 10.4; 5.

172 Procop. В. Р., I, 14.22.

173 Procop. Н. а., XIII, 4.

174 Procop. В. G., III, 32.9.

175 Procop. H. а., XIII, 7.

176 Ibid., XI, 14.

177 Procop. De aed., V, 7. 3; В. Р., II, 12.22.

178 Procop. B. P., I, 7.22.

179 Procop. В. G., II, 14.22—30.

180 Ibid., I, 2.12; III, 14.26; De aed., IV, 1.5; VI, 5.2.

181 Procop. В. Р., I, 11.18.

182 Procop. В. P., I, 1.4—5.

183 АР, Epigr. 552.

184 Agath., Praef.

185 Ibid., III, 1.

186 Cameron Av. Agathias. Oxford, 1970, р. 10—11.

187 Ibid., V, 21.

188 АР. Epigr. 293.

189 Mattsson A. Untersuchungen zur Epigrammsammlung des Agathias. Lund, 1942.

190 АР, Epigr. 72; Cameron Av. Agathias, p. 3—4.

191 Wifstrand А. Von Kallimachos zu Nonnos. Lund, 1933; Cameron Al. Wandering Poets: a Literary Movement in Byzantine Egypte.— Historia, 1965, 14, р. 470—509.

192 Cameron Av. Agathias, р. 27—29; Cumont F. Recherches sur les symbolismes funeraires des Romains. Р., 1942; Lattimore R. Themes in Greek and Roman Epitaphs. Urbana. Illinois, 1942.

193 Agath., II, 15.

194 Ibid., II, 29—32.

195 Ibid., Praef.; II, 19; IV, 26, 28—30.

196 Agalh., Praef.

197 Ibid.

198 Ibid., I, 7.

199 О6 исторических знаниях Агафия хвалебно отзывается его продолжатель Менандр (Excerpta de legationibus, fr. 7). См. также: Сюзюмов М. Я. Об источниках Льва Дьякона и Скилицы.— В кн.: Византийское обозрение. Юрьев, 1916, т. II, вып. 1, с. 140—141.

200 Agath., Praei.

201 Ibid., II, 10; ср.: Левченко М. В. Агафий и его мировоззрение.— ВВ, 1950, III, с. 188—189.

202 Agath., I, 1.

203 Ibid., V, 6—9.

204 Ibid., II, 30.

205 Ibid., II, 30; V, 20.

206 Ibid., IV, 7.

207 Ibid., V, 20.

208 Ibid., II, 30; Pertusi A. Ľatteggiamento spirituale della più antica storiografia bizantina.— Aevum. 1956, 30, р. 150 sg.

209 Agath., III, 10.

210 Ibid., II, 15.

211 Ibid.

212 Ibid., II, 29.

213 Ibid., II, 15.

214 Ibid., I, 1.

215 Ibid., V, 3—4.

216 Памятники византийской литературы IV—IX веков. М., 1968, с. 175.

217 Там же.

218 Agath., V, 4.

219 Ibid.

220 Ibid., V, 17.

221 Ibid., V, 18.

222 Памятники византийской литературы IV—IX веков, с. 174.

223 Agath., V, 5; ср. V, 10; II, 6.

224 Памятники византийской литературы IV—IX веков, с. 173.

225 Agath., I, 1.

226 Ibid., II, 32.

227 Памятники византийской литературы IV—IX веков, с. 174.

228 Там же, с. 168.

229 Там же, с. 169.

230 Agath,. IV, 23.

231 Ibid., III, 12.

232 Ibid.

233 Ibid., II, 30.

234 Cameron Av. Agathias. р. 57—58; Böhlig G. Untersuchungen zum rhetorischen Sprachgebrauch der Byzantiner. В., 1956; Idem. Reichssprache und Volkssprache im byzantinischen Reich.— In: Byzantinische Arbeiten der DDR, I. В., 1957.

235 Agath., III, 1; Mathew G. Byzantine Aesthetics. L., 1963.

236 Agath., V, 13.

237 Обвинение Агафия в погоне за внешней красивостью, думается, не вполне справедливо. Ср.: Cameron Av. Agathias, p. 37.

238 Cameron Av. Agathias, p. 83—88.

239 Moravcslk Gy. Klassizismus in der byzantinischen Geschichtsschreibung.— Polychronion. Festschrift Franz Dölger zum 75. Geburtstag. Heidelberg. 1966.

240 Theoph. Simoc. Hist., VIII, 13, 12.

241 Jorga N. Médaillons ďhistoire littéraire byzantine.— Byz., 1915, 2, р. 245—248.

241а О Менандре см. ниже, гл. 9.

242 Theoph. Simoc. Hist., Praef., 15.

243 Nissen Th. Das Prooemium zu Theophylaktos Historien und die Sophistik.— BNgJb, 1939, 15, S. 3—13.

244 Theoph. Simoc. Hist., Dialog., 4.

245 Ibid., 6—11.

246 Theoph. Simoc. Hist., VIII, 9.4—9.

247 Ibid., VIII, 11.2—6.

248 Ibid., I, 1.16; 17.

249 Ibid., I, 1.19.

250 Ibid., I, 1.19—20.

251 Ibid., I, 1.18.

252 Ibid., III, 11.8—13.

253 Ibid., III, 11.9—11; см.: Вальденберг В. Е. Речь Юстина II к Тиверию.— Изв. ЛИ СССР. Отдел гуманитарных наук, 1928, т. 2, с. 120—127.

254 Theoph. Simoc. Hist., I, 1.20.

255 Ibid., V, 413.

256 Ibid., III, 9.4.

257 Ibid., I, 5.6—3.

258 Ibid., Praef., 103.

259 Ibid., 3—6.

260 Theoph. Simoc. Hist., VI, 8.2; Menandr. Excerp. de legat. rom., fr. 11.

261 Theoph. Simoc. Hist., VII, 11.4—5.

262 Ibid., III, 8.9.

263 Ibid., VII, 11.4.

264 Ibid., V, 4.10.

265 Ibid., VII, 11.4.

266 Ibid., VI, 10.4; I, 2.7.

267 Ibid., II, 10.11.

268 Ibid., VII, 16.1—9.




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.