Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Направленность как стержневое свойство личности.



Направленность личности –это совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций. Это понятие включает, прежде всего, убеждения человека, его ценности, мировоззрение, идеалы, интересы, установки, а также желания, влечения и потребности.

Убеждения -это система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением. Наличие убеждений свидетельствует о высоком уровне активности личности. Ради своих убеждений человек готов поступиться многим и даже ценой жизни. Мировоззрение – упорядоченная и внутренне организованная система воззрений (философских, этических, эстетических, естественно-научных и др.), которая определяет отношение человека к миру и свое место в нем. Различают разные виды мировоззрения: естественно- научное, религиозное, житейское.

Ценности - то, что человек особенно ценит в жизни, чему он придает особый, положительный жизненный смысл. Система ценностных ориентацийпредставляет собой иерархию ценностей, их упорядоченность как устойчивых мотивов поведения. Она характеризуется:1. Социальной значимостью, т.е. уровнем общественной ценности; 2. Широтой, т.е. разнообразием стрежневых потребностей и интересов личности: 3. Степенью устойчивости, т.е. цельностью и последовательностью личности. Различают терминальные ценности (ценности –«цели»), например, семья, интересная работа, материальное благополучие, здоровье, творчество, и инструментальные ценности (ценности-«средства»), например, образованность, воспитанность, честность, чуткость.

Идеал –образ, характеризующийся совокупностью разнообразных качеств человека (внешних, нравственных, интеллектуальных, волевых и др.), к которому стремится личность, который служит для нее примером, стимулом для личностного роста. Идеалом для человека может быть реальный человек, художественный образ, кино-герой или собирательный образ. Интерес это одна из форм направленности личности, выражающаяся в эмоционально окрашенном стремлении личности к познанию какого-либо предмета или явления. Интересомназывают особое мотивационное состояние познавательного характера, которое, как правило, напрямую не связано с какой-либо одной, актуальной в данный момент времени потребностью. Интерес к себе может вызвать любое неожиданное событие, непроизвольно привлекшее к себе внимание, любой новый появившийся в поле зрения предмет, любой частный, случайно возникший слуховой или иной раздражитель. Интересу соответствует особый вид деятельности, которая называется ориентировочно-исследовательской. Чем выше на эволюционной лестнице стоит организм, тем больше времени занимает у него данный вид деятельности и тем совершеннее ее методы и средства. Высший уровень развития такой деятельности, имеющийся только у человека, — это научные и художественно-творческие изыскания.

Интересы можно характеризовать по различным критериям, в частности:

• по направленности – материальные, духовные, общественно-политические, эстетические и профессиональные;

• по цели – непосредственные (прямые) и опосредованные (косвенные);

• по объему – широкие и узкие;

• по глубине – глубокие и поверхностные;

• по силе (действенности) – активные и пассивные;

• по устойчивости – устойчивые и неустойчивые.

Интересы имеют существенное значение в жизни и деятельности человека. И.П. Павлов рассматривал интерес как то, что тонизирует, вызывает деятельное состояние коры головного мозга. Интересы побуждают к деятельности и активизируют личность.

Установка – неосознанное внутреннее состояние готовности человека определенным образом воспринимать, оценивать и действовать по отношению к объектам и явлениям окружающей его действительности. Например, в эксперименте двум группам показали фотографию молодого человека, одну группу предупредили, что они увидят портрет героя, а другой группе сказали, что на ней изображен преступник. Оказалось, что люди целиком находятся во власти установки: «Этот зверюга понять что-то хочет. Стандартный бандитский подбородок, мешки под глазами, очень злой взгляд. Неопрятно одетый, непричесанный, опустившийся человек». Совсем по-другому увидели то же лицо испытуемые, которые считали, что перед ними изображение героя: «Лицо волевое, мужественное, с правильными чертами. Взгляд очень выразительный. Волосы всклокочены, небрит. Видимо, это герой какой-то схватки, хотя у него и не военная форма...»

Желание— состояние актуализированной, т.е. начавшей действовать, потребности, сопровождаемое стремлением и готовностью сделать что-либо конкретное для ее удовлетворения.




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.