Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

ТЕМА 1. «Личность. Характеристика свойств личности ».





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

1. Человек настолько многогранен и сложен, что на современном этапе развития психология еще не достигла полного познания тайн человеческой души. Каждая из существующих теорий и концепций раскрывает лишь какую-то одну из граней психики человека, выявляет те или иные закономерности, но не всю сущность человеческой психики. Поэтому абсолютизировать какую-то одну теорию и отвергать другие недопустимо. Полезно знать и учитывать существующие концепции и подходы, рассматривать психику человека с разных сторон, выявляя и изучая различные ее грани.

Не существует единого общепринятого понимания его природы:

Г. Олпорт: Личность — то, что индивидуум представляет собой на самом деле — внутренне нечто, детерминирующее характер взаимодействия человека с миром.

По Э. Эриксону, личность — результат прохождения кризисов.

По Р. Кеттеллу, ядро личности образуют 16 исходных черт.

А.В.Петровский считает что «личность — это человек как субъект социальных отношений и сознательной деятельности». Личность это социальная сущность человека.

В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев утверждают, что многогранность человека отражается комплексом понятий: индивид, субъект, личность, индивидуальность, универсум (Слободчиков Е. К, Исаев Е. И. Психология человека. М.: Школа-Пресс, 1995).

Индивид — человек как представитель рода, имеющий природные свойства; телесное бытие человека.

Субъект — человек как носитель предметно-практической деятельности; распорядитель душевных сил.

Личность — человек как представитель общества, определяющий свободно и ответственно свою позицию среди других.

Индивидуальность — человек как уникальная, самобытная личность, реализующая себя в творческой деятельности

Универсум — высшая ступень духовного развития человека, осознающего свое бытие и место в мире.

 

2. Индивид —> индивидуальность —> личность. Индивидом
рождаются, индивидуальность приобретают, личностью становятся.

Характеристики индивида:

- целостность психофизиологической организации;
- устойчивость во взаимодействии с окружающим миром;

- активность индивида.

3. Основные элементы личности: темперамент, характер, способности, направленность. Развитие личности осуществляется в деятельности, управляемой системой мотивов и проходит следующие фазы:

1) адаптация;

2) индивидуализация;

3) интеграция

4. Системообразующие признаки личности:

- эмоциональность;

- активность;

- саморегуляция;

- побуждение

5. Структура личности по В.С. Мерлину

 

Организм 1. Физическая индивидуальность (строение тела, цвет глаз,волос, рост, вес). 2. Биологическая индивидуальность (кровь, белки, жиры). 3. Соматическая (наследственные заболевания)..
Индивид 4. Первичные индивидуальные свойства: ощущение, восприятие, внимание. 4.1. Возрастно -половые. 4.2. Индивидуальные типичные (возбуждения). 5. Вторичные индивидуальные свойства: мышление, речь,воля. 5.1. Темперамент. 5.2. Задатки.
Личность 6. Характер. 7. Способности. 8. Личность «в узком смысле» 9. Социальный статус.

 

6. Основные направленности личности (по К.К.Платонову):

- мировоззрения;

- идеалы;

- склонности;

- интересы;

- желания;

- влечения;

- убеждения.

7. Основные теории исследований личности

Психологическая теория Зигмунда Фрейда

Это психодинамический подход к изучению личности. Развитие личности рассматривалось Фрейдом в психосексуальном плане, и им была предложена трёхкомпонентная структура личности:

· Ид – «оно» - в нём содержится всё унаследованное и заложенное в конституции человека. Каждый индивид обладает базовыми инстинктами: жизни, смерти и сексуальными, важнейшим из которых является третий.

· Эго – «я» - это часть психического аппарата, находящаяся в контакте с окружающей реальностью. Основная задача на этом уровне – самосохранение и защита.

· Супер эго – «сверх я» - это так называемый судья деятельности и мыслей эго. Здесь выполняются 3 функции: совесть, самонаблюдение и формирование идеалов.

Теория Фрейда, пожалуй, самая популярная из всех теорий психологии. Она широко известна, потому что раскрывает глубинные особенности и стимулы человеческого поведения, в частности сильное влияние сексуального влечения на человека. Основное положение психоанализа заключается в том, что человеческое поведение, опыт и познание во многом определены внутренними и иррациональными влечениями, и эти влечения преимущественно бессознательны.

Применяйте знания Фрейда и в личной жизни: в исследовании своих отношений с любимым человеком вы можете применить на практике понятия «трансфер» и «контр-трансфер». Трансфером называется перенос чувств и привязанностей двух людей друг на друга. Контр-трансфер – это обратный процесс. Если разобраться в этой теме более подробно, то можно выяснить, почему в отношениях возникают те или иные проблемы, что делает возможным их скорейшее разрешение.

Аналитическая теория Карла Густава Юнга

Юнг считал, что каждый человек рождается с набором определённых личностных характеристик и что внешняя среда не даёт возможности человеку стать личностью, но выявляет уже заложенные в ней характеристики. Также он выделил несколько уровней бессознательного: индивидуальное, семейное, групповое, национальное, расовое и коллективное.

Согласно Юнгу, есть определённая система психики, которую наследует человек при рождении. Она развивалась сотни тысячелетий и заставляет людей переживать и реализовывать весь жизненный опыт вполне конкретным образом. И конкретность эта выражается в том, что Юнг называл архетипами, влияющими на мысли, чувства и поступки людей.

Типологию Юнга на практике можно применить для определения своего типа установки или типов установки окружающих. Если, к примеру, вы замечаете за собой/другими нерешительность, замкнутость, остроту реакций, преобладающее состояние защиты от внешнего, недоверчивость, это говорит о том, что ваша установка/установка других относится к интровертированному типу. Если же вы/другие открыты, легко идёте на контакт, доверчивы, включаетесь в незнакомые ситуации, пренебрегаете осторожностью и т.п., то установка относится к экстравертированному типу. Знание своего типа установки (по Юнгу) даёт возможность глубже понять себя и других, мотивы действий и реакции, а это, в свою очередь, позволит повысить свою эффективность в жизни и выстраивать отношения с людьми наиболее продуктивно.

Аналитический метод Юнга можно использовать и для анализа своего поведения и поведения окружающих. Исходя из классификации сознательного и бессознательного, можно научиться выявлять те мотивы, которым руководствуетесь в поведении вы сами и окружающие вас люди.

Ещё пример: если вы замечаете, что ваш ребёнок по достижении определённого возраста начинает вести себя враждебно по отношению к вам и старается абстрагироваться от людей и окружающего мира, то можно с большой долей уверенности заявить, что начался процесс индивидуации – становления индивидуальности. Это происходит, как правило, в юношеском возрасте. Согласно Юнгу, есть и вторая часть становления индивидуальности – когда человек «возвращается» в мир и становится его неотъемлемой частью, не стараясь себя от мира отделить. Для выявления подобных процессов прекрасно подходит метод наблюдения.

Теория личности Уильяма Джемса.

Он подразделяет анализ личности 3 части:

· Составные элементы личности (которые сгруппированы по трем уровням)

· Чувства и эмоции, вызываемые составными элементами (самооценка)

· Поступки, вызываемые составными элементами (самосохранение и забота о самом себе).

Индивидуальная психология Альфреда Адлера

Адлер ввёл понятие «стиль жизни» - он проявляется в установках и поведении конкретной личности и формируется под влиянием общества. Согласно Адлеру, структура личности едина, а главным в её развитии является стремление к превосходству. Адлер различал 4 типа установок, которые сопутствуют стилю жизни: Управляющий тип, Получающий тип, Избегающий тип, Социально полезный тип.

Также он предложил теорию, целью которой является оказание помощи людям в понимании самих себя и окружающих. Идеи Адлера явились предвестниками феноменологической и гуманистической психологии.

Диспозициональное направление Гордона Олпорта.

Олпорт выдвинул 2 общие идеи: теория черт и уникальность каждого человека. По Олпорту, каждая личность уникальна и её уникальность может быть понята посредством определения конкретных черт личности. Этот учёный ввёл понятие «проприум» - то, что признаётся своим во внутреннем мире и является отличительной чертой. Проприум направляет жизнь человека в позитивном, творческом, стремящемся к росту и развивающемся русле в соответствии с человеческой природой. Идентичность здесь выступает в роли внутреннего постоянства. Также Олпорт подчёркивал неделимость и целостность всей структуры личности.

Интрапсихологический подход. Теория Курта Левина.

Левин предположил, что движущие силы развития личности находятся внутри неё самой. Предметом его исследования были потребность и мотивы поведения человека. Он старался подойти к изучению личности как к некоторому целому и выступал сторонником гештальтпсихологии. Левин предложил свой подход к пониманию личности: в нём источник движущих сил поведения человека находится во взаимодействии человека и ситуации и определяется его отношением к ней. Данная теория получила название динамической или типологической.

Феноменологические и гуманистические теории

Главным причинными средствами личности здесь является вера в положительное начало в каждом человеке, его субъективные переживания и стремление к реализации своего потенциала. Основными сторонниками этих теории были:

Абрахам Харольд Маслоу.

Карл Рэнсом Роджерс.

Философско-психологическая концепция Эриха Фромма

В данной концепции первостепенное значение сводится к полному выражению индивидуальности и не проявляется особого интереса к приспособлению личности к социуму.

 

Задание II.1.1.

Укажите, какие качества, из приведенных, в списке характеризуют человека как личность и как индивида.

Добросовестность _________________________________________________

Низкая адаптация к темноте__________________________________________

Хорошая координация обеих рук_____________________________________

Общительность____________________________________________________

Большая эмоциональная возбудимость____________________________

Аккуратность__________________________________________

Высокая слуховая чувствительность__________________________________

Упрямство________________________________________________________

Реактивность______________________________________________________

Честность_________________________________________________________

Малая чувствительность к общественной оценке________________________

Задание II.1.2.

Р. Кеттелл утверждает, что личность — это набор человеческих черт. По результатам тестирования (с помощью методики 16-факторный личностный опросник Р. Кеттелла) дайте описание вашей личности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Леонтьев А.Н.Лекции по общей психологии.М.,2000.

Мерлин В. С.Очерк интегративного исследования индивидуальности. - М., 1986.
Немов Р.С.Психология. Т. 1,2, 3. - Т. 1. - М., 1991.

Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в психологию.М.,2001.

Краснощеченко И.П. Общая психология. -.М.,2005

Нуркова В.В. Психология: Учебник.- М.,2004.

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.