Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Основные понятия и аксиомы нейролингвистического программирования





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Нейролингвистическое программирование - это одна из самых современных технологий коммуникации и изменения человека или группы, представляющая собой оригинальный синтез уже известных теоретических и практических разработок: эпистемологии, когнитивной психологии, лингвистики, неврологии, кибернетики.

История возникновения НЛП достаточно любопытна. Его основатели - американцы Джон Гриндер и Ричард Бэндлер стремились раскрыть тайну исключительного успеха в человеческих взаимоотношениях. Они изучали математику и лингвистику, эпистемологию и неврологию, наблюдали за работой психологов и психотерапевтов. Лучшими в США и во всем мире в 70-х годах были Милтон Эриксон, автор широко известного сегодня «недирективного гипноза», Вирджиния Сатир, практиковавшая семейную терапию, и Фриц Перлз - основатель гештальттерапии, которые поразительно превосходили своими умениями других специалистов в этой области. Их мастерство было настолько тонким, что невольно возникали вопросы: «Как им это удается? Не волшебники ли они? Можно ли освоить это головокружительно сложное и такое легкое в их исполнении искусство?» Наблюдая за процессами взаимодействия и изменения, происходящими в кабинетах корифеев человеческой коммуникации, основатели НЛП испытывали чувство удивления и восхищения, когда, облегчая страдания и недуги клиентов, психотерапевты удивительным образом использовали свое тело, голос, глаза, руки - в придачу к словам. Записывая блистательные сеансы на видеопленку, а затем тщательно анализируя каждый шаг живого, реального и тем не менее кажущегося магическим взаимодействия, Дж. Гриндер и Р. Бэндлер обратили внимание на то, что делали талантливые психотерапевты и как происходили изменения в людях. Теоретические постулаты психотерапевтических подходов уходили при этом на второй план. В фокусе анализа был процесс позитивного изменения обратившегося за помощью человека. Может быть, именно поэтому математику и лингвисту удалось сделать то, в чем неоднократно терпели фиаско профессионалы, которые не могли понять, «как они делают то, что делают».

Документально представив процесс изменения во взаимодействии между психотерапевтом и клиентом, Дж. Гриндер и Р. Бэндлер сумели выделить в нем структурные элементы, позволяющие ответить на вопросы: «Как добиться успешных изменений?», «Как изменить взаимоотношения к лучшему?» В центре внимания при этом оказывается сам процесс взаимодействия, который приводит к совершенным результатам.

На основе длительных и тщательных наблюдений были получены операциональные схемы, сложным образом связанные с математикой, физикой, нейрофизиологией и лингвистикой. Однако сами по себе схемы успешного взаимодействия и изменения коммуникации оказались не только удивительно эффективными, но и достаточно простыми. Сегодня тысячи психологов, социальных работников, менеджеров и просто любознательных людей, заинтересованных в совершенствовании коммуникации, могут использовать знаменитые техники НЛП и добиваться эффективных результатов.

И все-таки что же такое НЛП? Непросто понять с первого раза, о чем идет речь.

Сам по себе термин «НЛП» достаточно сложен. Слово программирование пришло из информатики, однако по аналогии оно вполне адекватно используется и при описании функционирования мозга. Ведь и мозг, и программа ЭВМ действуют согласно записанной последовательности операций. Когда ребенок учится говорить или ходить, он усваивает определенную цепочку действий и движений. Вся наша жизнь - это постижение более или менее эффективных программ: вождения автомобиля, владения иностранным языком или кулинарным искусством.

Термин нейро - из неврологии. И его использование вполне правомерно, поскольку в науке доказано, что, когда человек думает или действует, имеет место активная деятельность нейронов мозга.

Слово лингвистическое отсылает нас к языку - средству кодирования мышления, благодаря которому мы можем не только структурировать мысли, но и выражать их. Лингвистика позволяет узнать, как строятся и разворачиваются наши программы.

Что же стоит за целостным термином «НЛП»? Существует четыре весьма распространенных определения:

технология коммуникации и изменения;

изучение структуры субъективного опыта;

набор инструментов;

методология.

Все эти грани тесно и весьма логично связаны друг с другом. НЛП рассматривает любые возможности человека как обыкновенные и доступные каждому навыки и открывает путь к их пониманию и освоению.

Что же помогает НЛП сохранять такую гармоничную целостность и стройность? Ответ и прост, и сложен одновременно: гармонию создает особый способ мышления. В чем его исключительность? Секретов много, но главный состоит в том, что в фокусе анализа лежит процесс взаимодействия как таковой, а не его содержание. Ключевой вопрос, который помогает проникнуть в суть процесса, - «Как?», а не «Почему?».

Р. Бэндлер и Дж. Гриндер не ставили своей целью создать какую-то уникальную теорию или изобрести абсолютно новую терапевтическую технику. Они хотели разработать модель исключительно успешного поведения, которую можно было бы воспроизводить и использовать. Сегодня тысячи психологов, социальных работников, менеджеров и просто любознательных людей, заинтересованных в совершенствовании коммуникации, могут использовать знаменитые техники НЛП и добиваться эффективных результатов.

Возвратимся к моделированию. Вторую ступень этого процесса - отбор специалистов - мы не можем воспроизвести в чистом виде. Да этого и не надо делать, поскольку Дж. Гриндер и Р. Бэндлер уже изучили модели поведения специалистов человеческой коммуникации, раскодировали техники их работы, описали критерии эффективного взаимодействия.

Исключительность психотерапевтов, которые покорили создателей НЛП, состояла, прежде всего, в том, что они мастерски владели процессом и технологией успешного общения.

Но чтобы прийти к этому, необходимо было понять, как проблема клиента зарождается, живет, изменяется. Психологи в первую очередь пытались понять, каким образом человек формирует свои уникальные представления о жизненной реальности. Ведь мы все живем в одном мире, а наше видение его подчас абсолютно разное: одно и то же событие может вызвать совершенно противоположные реакции. Субъективный мир человека, существующий в неповторимых формах и конструкциях и составляющий «собственный» опыт индивида, в НЛП стали называть «картой реальности». Исследование уникального мира человека называют в НЛП изучением структуры субъективного опыта.

Раскодировав структуру этого опыта, изучив его схемы, создатели НЛП познали секреты и алгоритмы средств воздействия на внутренний субъективный опыт человека. Была описана технология вмешательства, основанная на моделях «краткосрочной терапии», быстро избавляющей клиента от проблем. Поэтому мы и говорим сегодня, что НЛП - это набор инструментов. Этот аспект НЛП представляет собой прагматическую составляющую и отвечает на вопрос: «Что и когда делать?» Речь идет о наборе эффективных техник, которые приводят к значимым изменениям. В руках социолога появляется дополнительный арсенал методов, критерием валидности которых является лишь эффективный результат. Но при этом остается открытым вопрос: «Каким образом выбирается тот или иной инструмент?»

Ответ дает методология НЛП. Именно методология, в зависимости от поставленной цели, позволяет выбрать путь изменений и получить результат в работе с отдельным индивидом или группой. НЛП предлагает метод рефлексии и действия, который мы можем с успехом использовать как в профессиональной деятельности, так и в повседневной жизни. Итак, НЛП - это технология коммуникации и изменения, основанная на изучении структуры субъективного опыта человека, включающая в себя набор эффективных инструментов и методологию их использования. Это не просто модное течение или игрушка, хотя оно не избежало и такой участи. Это мощное средство изменения, заслуживающее внимания, тщательного обращения и осторожности. Поэтому стоит с особой тщательностью отнестись к третьей ступени познания НЛП - сбору информации о верованиях и критериях, а также о его основных моделях. Нас, конечно, в первую очередь интересуют техники НЛП. Но прежде, чем их освоить, необходимо познакомиться с философией НЛП, отраженной в его базовых постулатах или аксиомах. Они-то, собственно, и представляют собой обобщенные верования и критерии изучаемой нами магии.

Дух НЛП составляют его основные положения: гармония и согласованность; гибкость; выбор; открытость и толерантность; ориентированность на результат; точность и позитивное видение мира. Познакомимся с ними поближе.

Гармония и согласованность. Поскольку человек - это целостная система, его внешнее поведение (действия) воздействует на внутренние процессы (мысли) и внутренние состояния (эмоции). В то же самое время внешнее поведение (действия) испытывает на себе влияние со стороны внутренних процессов (мыслей) и внутренних состояний (эмоций). Эта целостная система способна гармонично (конгруэнтно) функционировать при согласованном (когерентном) взаимодействии указанных элементов.

Гармония (в НЛП используется слово «конгруэнтность» - от латинского слова «congruens» - «встретиться и прийти к соглашению») - это состояние соответствия между элементами системы, проявляющееся в согласованном сочетании вербальных и невербальных действий. Если внешнее поведение, внутренние процессы и внутренние состояния соответствуют друг другу, мы говорим, что человек действует гармонично, конгруэнтно.

Гармония является результатом особого процесса - согласованного взаимодействия действий, мыслей и эмоций. Понятие «гармония» («конгруэнтность») описывает результат: состояние безукоризненного соответствия элементов системы («Что?»), а «согласованность» («когерентность») иллюстрирует процесс: согласование внутренних мыслей, чувств и внешних действий («Как?»).

При этом можно говорить о внутренней и внешней гармонии и согласованности. Если я буду выстраивать свою жизнь в соответствии с главными целями, можно говорить о внутренней согласованности целей и устремлений. Когда мне это удастся, я обрету гармонию и смогу согласованно взаимодействовать с вами. Таким образом, внутренняя гармония инициирует внешнюю согласованность - процесс согласования взаимоотношений с другими и приводит к результату - гармоничному взаимодействию, о котором в народе говорят: «живут душа в душу».

Итак, в соответствии с идеей системного подхода человек и его коммуникация - это гармонично функционирующая система согласованных элементов.

Гибкость. Второе важное философское положение НЛП связано с понятием гибкости. Речь идет о гибкости поведения и мышления. Вместо того, чтобы делать то же самое снова и снова, НЛП учит действовать иначе, искать альтернативные способы. Если педагог испытывает трудности в работе с учеником, то ему не следует все время повторять одно и то же, а стоит изменить способ поведения, чтобы получить позитивный результат. В этом и состоит гибкость поведения и мышления.

Выбор. Третья философская составляющая НЛП - концепция выбора - непосредственно связана с понятием гибкости и побуждает нас думать в терминах альтернатив и искать разнообразные варианты решения проблем. В НЛП не осуждают ни человека, ни его поведение, а утверждают: что бы он ни сделал в данный момент - это его самый лучший выбор, часто единственно возможный. Ведь даже если с точки зрения других поступок неэффективен, неуклюж или аморален, важно в следующий момент не столько заблокировать поведение, сколько открыть другие альтернативы. В соответствии с положениями НЛП, чем больше выборов, тем удачнее жизнь. Лучший выбор — это то, что у меня получается в данный момент.

Открытость и толерантность. Открытость и толерантность лежат в основе умения слушать и понимать другого. НЛП учит выходить из собственной модели мира и наблюдать, что делают и говорят другие. Только отбрасывая предрассудки и априорные суждения, мы можем понять модель мира собеседника. Любознательность живет рядом с открытостью и толерантностью. При этом подчеркивается одна важная деталь: понимать - это еще не значит соглашаться.

Ориентированность на результат. Считая прагматический аспект важной ценностью, НЛП ставит во главу угла достижение результатов и оперирует конкретными и реальными терминами цели. В самом деле, можно сколько угодно говорить о том, что мы хотим или собираемся сделать. В конечном итоге всех интересует лишь получаемый результат.

Точность. Вместо того, чтобы оставаться в атмосфере неясности, в НЛП ищут точность. Услышав: «Я скоро к вам зайду», обязательно спросят: «Когда именно?» А вместо расплывчатого: «Совещание было долгим» - вам скажут: «Я был на совещании, которое длилось 3 часа». Точность в НЛП связана с постижением секретов языка.

Позитивное видение мира. Утверждение: «В каждом из нас имеются все необходимые ресурсы» - не только вселяет доверие и оптимизм, но и развивает позитивное видение себя и других. Такая позиция ведет нас к открытости, принятию другого, любви. Эта позитивная ориентация намного шире, чем простое противопоставление оптимизма пессимизму, потому что ведет к созиданию и творчеству.

Итак, гармония и согласованность, гибкость, выбор, открытость и толерантность, ориентированность на результат, точность и позитивное видение мира. Эти основные положения отражены в базовых постулатах, или аксиомах, НЛП. Они имеют, скорее, вероятностную, чем теоретическую, природу. Но в них - и философия НЛП, и его дух. Некоторые постулаты заимствованы из других наук, теорий и техник. Они не являются авторскими открытиями, но удачно дополняют модель НЛП. При этом один и тот же постулат может касаться сразу нескольких областей. Итак, что же это за аксиомы?

1. Смысл коммуникации - в ответной реакции собеседника.

2. Карта реальности - это не сама реальность.

3. Язык - лишь вторичное представление опыта.

4. Невербальный язык - самый правдивый источник информации.

5. Поведение - это еще не сам человек.

6. Каждый выбирает и делает лучшее из того, на что он способен.

7. Человек способен к адаптации.

8. Поведение изменяется в соответствии с контекстом.

9. Каждое действие имеет позитивное намерение и поэтому полезно и значимо.

10. Тело и разум - единая кибернетическая система.

11. Чем больше выборов, тем больше свободы.

12. У каждого есть ресурсы для изменения.

13. Все, что возможно в этом мире, возможно и для меня.

14. Взгляните на неудачу как на обратную связь.

Рассмотрим в деталях наиболее важные из этих положений.

Каждый выбирает и делает лучшее из того, на что он способен. То, что человек делает, - это его лучший выбор из всего поведенческого репертуара. Глубинный смысл этого постулата заключается в праве каждого выбирать свой путь. Кроме того, утверждается позитивная основа каждого действия и поступка. На этой не новой, но очень важной идее построена модель возможности выбора - одна из самых популярных в НЛП.

Каждое действие имеет позитивное намерение и поэтому значимо. Этот постулат разводит понятия намерения и результата и помогает взглянуть по-новому на поведение человека. В любом действии есть позитивный, иногда подсознательный смысл, хотя способ достижения цели иногда может быть неприемлемым, причины поступка непостижимыми, а результат отрицательным. И все-таки, что бы мы ни делали, мы поступаем так во имя себя самих или для пользы других. Какое-то важное, значимое для нас намерение лежит за любым поведенческим актом. Например, дети могут делать глупости, чтобы обратить на себя внимание родителей. Даже несчастные случаи имеют свое значение. Если мы задаемся вопросом о намерениях человека, то смысл его поведения - плохого, а иногда и зловредного - становится понятным.

Чем больше у человека выборов, тем более он свободен. Этот постулат связан с законами действия информационных систем. У каждого человека есть определенный спектр возможностей, которые рассматриваются как некое число выборов. Поведение человека напрямую связано с количеством имеющихся в его распоряжении выборов. Чем их больше, тем выше его активность. Так, турист, владеющий иностранным языком, будет чувствовать себя в чужой стране свободнее, чем его коллега, умеющий изъясняться только на родном языке.

У этого постулата есть два примечательных следствия. С первым: чем больше выборов, тем лучше - трудно не согласиться, поскольку от количества выборов зависит гибкость поведения, т. е. способность легко адаптироваться к обстановке и изменяться в зависимости от конкретных обстоятельств.

Второе следствие: если что-то не получается, надо попробовать другой способ - непривычно для нас. Этот совет совсем не похож на тот, который мы привыкли слышать в подобных обстоятельствах: «Не получилось - сделай то же самое еще раз; пробуй снова и снова, пока не добьешься результата». Однако пословица: «Умный в гору не пойдет, умный гору обойдет» - хорошая иллюстрация мудрой стратегии: использовать разные способы для достижения цели.

У каждого есть ресурсы для изменения. Вопреки расхожим убеждениям о том, что мы - дети Случая, невольники каких-то Высших сил и Обстоятельств, НЛП утверждает обратное: личность способна изменить свою жизнь и себя в ней, стоит только захотеть. Многое зависит исключительно от самого человека. И он располагает всеми необходимыми ресурсами для изменения.

Что же это за ресурсы? Прежде всего, речь идет о позитивных внутренних состояниях благополучия, комфорта, доверия, безопасности и т. п. Они совершенно не похожи на внутренние переживания страха, грусти, тревоги, вины и прочих ограничивающих эмоций. В зависимости от характера человека, его намерений и контекста ситуации эмоциональное состояние подлежит оценке, одобрению и корректировке. Однако у каждого есть доступ к внутренним позитивным состояниям, которые являются источником ресурсов изменения.

Взгляните на неудачу как на обратную связь. В кибернетике системы функционируют и регулируются с помощью обратной связи, которая выдает либо позитивную, либо негативную реакцию. Если обратная реакция позитивна, действие продолжается. При негативной реакции необходима коррекция или поправка. Наша жизнь тоже состоит из проб и ошибок, т. е. из верных и неверных выборов, альтернатив, возможностей. Обратные связи или ответные реакции помогают внести коррективы и служат полезным уроком. Именно так мы учимся.

Даже беглое знакомство с основными базовыми постулатами позволяет почувствовать, что НЛП - это не просто сумма технических приемов и инструментов, предназначенных для терапевтов или специалистов по общению. Нам предлагают ключи к «живой» системе коммуникации, которая ориентирована на позитивное видение мира и в своем стремлении к успешному результату способна функционировать согласованно, гибко, точно, используя максимум альтернативных выборов.

Любопытно, что ценности и базовые постулаты НЛП можно воспринимать, как голограмму, из различных точек: одно видение при этом не исключает другого. Что это - снова магия? Нет, искусство, которому можно при желании научиться. Стоит лишь познакомиться и освоить модели НЛП.

 

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.