Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Урок 4. Внутренний конфликт





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Задача урока - научиться осознавать внутренний конфликт между желанием быть самим собой, открыто выразить свои чувства и желания и стремлением соответствовать одобряемому авторитетами образу жизни, идеям, эталонам.

Мы уже знаем: основными причинами непродуктивности стиля взаимодействия выступают:

1 - идентификация личности с неконструктивными, эмоционально насыщенными социальными установками семьи и других референтных для человека групп;

2 - отчуждение во взаимоотношениях, формирующее негативное представление о себе и других.

Известно нам и то, что основной предпосылкой непродуктивности стиля взаимодействия выступает противоречивая природа личности. Противостояние неповторимой сущности человека и его общественного существования, единичного и всеобщего выступает источником внутреннего конфликта личности между стремлением отстоять свою собственную сущность и стремлением соответствовать или противостоять требованиям и нормам социума.

Травмирующее состояние внутреннего конфликта обусловлено внутренними и внешними факторами. К внутренним можно отнести социальные установки; к внешним - формирующие их отношения.

До сравнительно недавнего времени конфликт было принято считать негативным явлением в системе человеческих взаимоотношений. Однако в последнее время в исследованиях наметилась новая тенденция. Конфликтное состояние системы межличностных отношений связывается с некоторой возможностью личностного развития и познания людьми друг друга. При этом разводятся понятия когнитивного и межличностного конфликтов. Подчеркивается: когнитивный конфликт, выполняющий позитивную функцию в группе, генерируя мыслительные процессы, превращается в межличностный конфликт в тех случаях, когда человек не способен осознать и аргументировать путь принятия решения, критерии выбора и еще когда он ощущает угрозу своей самооценке.

Последнее положение позволяет утверждать: негативное представление о самом себе выступает достаточным основанием для экстраполяции внутреннего конфликта в пространство межличностного взаимодействия.

При этом решающую роль играет самосознание, включающее в себя, согласно В.С. Мухиной, пять основных звеньев: осознание своего имени и физического облика; притязание на признание, чувство половой принадлежности (половая идентификация); психологическое время личности (индивидуальное прошлое, настоящее и будущее); социальное пространство личности (права и обязанности).

Центральным звеном в структуре самосознания выступает притязание на признание. Нереализованная потребность в признании затрудняет продуктивное взаимодействие личности в группе, побуждая человека занимать позицию «выше» или «ниже» партнера, обусловливая, таким образом, один из основных критериев непродуктивности стиля взаимодействия[86].

Согласно Б.Ф. Поршневу, выбору человека «предшествует не только наличие двух объективных возможностей... в форме представлений, понятий или идей»; «вся тайна выбора состоит в том, что ему предшествует сосуществование в субъекте обоих исключающих друг друга тенденций»[87]. Считая функцию выбора основой личности, Б.Ф. Поршнев утверждает, что всякому новому выбору предшествует состояние «дипластии» - «одновременности, единства двух психических элементов» - состояние, подобное равновесию, побуждающее личность к раздвоению. Это состояние в легкой, кратковременной форме, свойственное каждому нормальному человеку, «психологически проявляется во внутреннем диалоге, во внутреннем разладе», который при переходе в действие «поневоле превращается в антагонизм»[88].

Разрушение дипластии, согласно Б.Ф. Поршневу, происходит посредством выбора: одна из возможностей отвергается, подавляется, а другая, высвобождаясь, становится предпочитаемой. Выбор, таким образом, осуществляется посредством отрицания «плохого» и предпочтения «хорошего». Следуя этой логике, можно предположить: взаимодействуя с другими, человек с негативным представлением о себе самом сделает выбор в пользу другого человека, подавляя свои собственные потребности. И наоборот, человек с негативными представлениями о других совершит выбор в свою пользу, отвергая нужды партнера. Негативные представления о себе и о других людях провоцируют, на наш взгляд, затяжной внутренний конфликт, который дезорганизует всю систему взаимодействий человека с другими людьми.

Итак, конфликт между стремлением человека быть самим собой, отстоять свою позицию и необходимостью или стремлением быть «социальной единицей», соответствовать требованиям и нормам социума свойственен каждому человеку. Эти две тенденции всегда присутствуют в личностной мотивации и определяют выбор, который совершает личность, взаимодействуя с другими.

Осознание указанного конфликта обнаруживает и снижает негативные проявления сопутствующих ему внутренних процессов: сомнения и неуверенности в себе, неспособности отстоять свое мнение и оказывать влияние на других; переживаний грусти, тоски, интенсивной тревоги, страха, боли, гнева. Таким образом, предотвратить переход от нормального конфликтного существования к болезненному конфликтному сосуществованию поможет рефлексия. Обратимся снова к ее урокам.

 

Упражнение «Анализ внутреннего конфликта»

 

Чтобы обнаружить внутренний конфликт, задайте себе вопросы: Как я согласую свою жизнь с другими? и Что я хочу изменить в своем общении с людьми? Запишите ответы, а затем проанализируйте их, например, вот так.

1. «Как дать себе большую автономию? Не так быстро входить в положение другого человека? Я угождаю другим людям, отказываясь от себя, и они этим пользуются». (Татьяна С., педагог, 44 года.)

Мы видим, что закрепощенность, от которой стремится избавиться Татьяна, проявляется в ее постоянном стремлении пойти навстречу другому человеку, войти в его положение, угодить. Татьяна невольно дает разрешение другим людям вторгаться в ее личностное пространство и отвергать ее собственные насущные потребности. Характер ее стиля взаимодействия с людьми выражен в высказывании: «На меня наезжают» (модель отвержения избегательной стратегии контакта).

2. «Я несвободна. В мои отношения с людьми все время врываются какие-то схемы. Я чувствую, что все, что я делаю, не согласуется с моими чувствами. Я ни в чем себя не могу отпустить. Мне говорят: «Надо так!» Я послушаю, сделаю, хотя хочется сделать все назло. Но в последнее время назрел кошмарный бунт. До того стало тошно быть хорошей девочкой!» (Маша Г., студентка, 20 лет.)

Здесь мы видим, что ощущение внутреннего конфликта сопряжено со склонностью беспрекословно подчиняться авторитетному «надо». При этом гипертрофия долга сочетается с гипертрофированной потребностью в признании.

3. «У меня нет компании, где бы я чувствовала себя своей. Нет места, куда бы я могла пойти и отдохнуть душой. В жизни я плыву по течению, зависима от обстоятельств. В принципе у меня хорошие отношения с людьми, но я иногда чувствую, что я никому не нужна. Хочется большего. Хочется доказать самой себе, что я действительно что-то из себя представляю. Но получается, что я ничего не довожу до конца. Теряюсь, когда человек эффектнее, сильнее меня. Нет ни сил, ни желания бороться. Ухожу и теряю все, потому что не хочу цепляться. Иногда я бываю, как «зомби»: не могу думать, говорить, ощущаю состояние полной пустоты. Боюсь дня, а не ночи, так как ночью не видно людей...» (Инна Т., учительница, 28 лет.)

 

В этом отрывке констатируются: наличие отчуждения во взаимоотношениях с людьми («нет компании, где бы я чувствовала себя своей»), признаки эмоциональной закрепощенности («Иногда я бываю, как «зомби»: не могу думать, говорить, ощущаю состояние полной пустоты»; «плыву по течению, зависима от обстоятельств»). Индикатором внутреннего конфликта является слово «в принципе» и союз «но» в предложении: «В принципе у меня хорошие отношения с людьми, но я иногда чувствую, что я никому не нужна». Высказывания: «Хочется доказать самой себе, что я действительно что-то из себя представляю» и «Теряюсь, когда человек эффектнее, сильнее меня» - свидетельствуют о депривации потребности в признании, сопряженной с переживанием страха («боюсь дня, а не ночи, так как ночью не видно людей»), побуждающего клиентку к неконструктивным моделям прерывания («я ничего не довожу до конца»), ухода («ухожу и теряю все»; «не хочу цепляться»).

Проанализированные случаи иллюстрируют наличие внутреннего конфликта, проявляющегося в крайних формах идентификации - обособления: отказе от своих истинных желаний, стремлении идти на поводу у авторитетов, избегать доверительного контакта с людьми, использовать подавляющие и избегательные модели взаимодействия.

А теперь задайте себе самому вопросы: «Как я согласую свою жизнь с другими?» и «Что я хочу изменить в своем общении с людьми?» - и задумайтесь о склонности к конфликтам или к переживанию негативных эмоций.

 

Для того чтобы научиться узнавать внутренний конфликт «в лицо», полезно знать его невербальные признаки. Тело не умеет лгать. Оно выдает все неосознанные тайны человека. Научиться понимать знаки бессловесной мысли - умение, доступное каждому человеку. Маленькие дети отлично понимают друг друга без слов, а взрослым, подзабывшим значение безмолвных знаков тела, достаточно немного потренироваться, чтобы восстановить утраченные навыки.

 

Упражнение «Невербальные знаки конфликта»

 

Сигналами внутреннего конфликта могут быть: подавленная или смущенная улыбка, покашливания, покачивания тела из стороны в сторону.

Внутренние противоречия могут повергнуть человека в крайнюю степень утомления или печали, и он сядет, облокотившись на стол локтями, в отчаянии зажав голову ладонями. Отчаяние часто смешивается с гневом, и человек колотит себя кулаком по голове, бедру, сжимает пальцы рук.

Еще одно характерное невербальное действие - похрустывание суставами пальцев. Подобное щелканье не просто дурная привычка или дань моде. Человек при этом переживает острые противоречивые чувства (например, агрессию и вину), часто вытесненные глубоко в подсознание. Налицо лишь факт, что подавляющие чувства обращаются против себя самого.

Типично женский знак внутреннего конфликта - игра с кольцом или с сумочкой. Женщина крутит колечко на пальце, передвигая его сверху вниз и обратно, снимает с одного пальца, надевает на другой - и так до бесконечности. Все эти действия ослабляют напряжение и помогают найти выход из противоречивой ситуации. Той же цели служат беспрестанное открывание и закрывание сумочки, особенно если она с застежкой или молнией.

Сопутствующими состояниями внутреннего конфликта являются: сомнение, беспокойство, беспомощность.

Сомнение можно прочитать по особой улыбке. Так, если уголки рта лишь слегка приподнимаются, улыбка несмело вспыхивает и быстро гаснет - это сигнал неуверенности и колебаний. В другом варианте неопределенность, смешанную с удивлением, выдают: нижняя губа, обнимающая нижние зубы улыбающегося, неподвижные мускулы вокруг глаз и слегка приподнятые брови. Наконец, улыбка сомневающегося может быть кривой, когда один уголок рта приподнят, а другой опущен.

Другие выразительные знаки сомнения: рука, касающаяся или легко потирающая нос, либо прикрывающая его рукой; пальцы, подергивающие кончик уха; указательный палец, прижатый к губам или касающийся глаз, рта, подбородка; медленное стирающее движение по лбу; массирующие друг друга пальцы рук.

Беспокойство, вызванное внутренним конфликтом, сопровождается мышечным напряжением, которое сковывает все тело. Движения при этом торопливые, угловатые, неритмичные. Стоя, человек приподнимается и опускается на носках, сидя слегка раскачивается. Голова при этом втянута в плечи, иногда чуть вытянута вперед, словно предчувствуя опасность. Лицо напряжено, рот сжат.

Когда обеспокоенный человек разговаривает, он отводит взгляд, рассматривая кончики пальцев, носки туфель, одежду, окружающие предметы. Некоторые очень часто моргают, особенно когда рассказывают о значимых ситуациях, когда чувство тревоги усиливается.

Руки при этом тоже достаточно выразительны. Они буквально не находят себе места: касаются лица, шеи, волос (при этом характерны поглаживающие или расчесывающие движения). Поглаживания, потирания лба, век, подбородка помогают успокоиться и сообщают тому, кто рядом, о потребности в защите, ласке, прикосновении.

Сигналы особо интенсивной напряженности: покусывание суставов пальцев, ногтей, накручивание волос на палец. Если руки не касаются тела, они заняты чем-то другим: играют часами, карандашом, теребят край одежды, пуговицу и т. п.

О крайней степени беспокойства говорят крепко сжимающие, иногда тискающие или пощипывающие друг друга руки, пальцы, часто переплетенные, а порой даже побелевшие от напряжения.

Иногда руки переплетены на груди, ладони при этом сжимают плечевые суставы или спрятаны в карманы. Руки могут быть заведены за спину, одна при этом с силой сжимает другую за запястье, предплечье или плечо.

Ноги скрещены, сжаты, переплетены или цепляются за ножку стула.

Одна нога или обе носком или пяткой отбивают такт напряженной мелодии, звучащей внутри.

Речь обеспокоенного человека прерывиста, неритмична, слишком тихая или слишком громкая. Покашливания, паузы - тоже знаки внутреннего напряжения.

Беспомощность выражает крайнюю степень конфликта. Беспомощный человек похож на спущенный воздушный шарик: все черты лица - уголки глаз, губ и даже щеки - как будто устремлены вниз. Расслабленная вялая осанка, ниспадающие вперед плечи, сутулая спина, шаркающая «провисающая» походка дополняют картину беспомощности.

Полуприкрытые «занавешенные» глаза, носогубные «складки нужды», неопределенное пожимание плечами, неравномерный ритм речи, неясное произношение - все это сигналы беспомощности: человек устал от борьбы (часто внутренней) и «опустил руки».

 

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.