У подростков первой группы величина показателя самооценки была следующая: с заниженным уровнем — у 2 учеников, средним уровнем — у 9 подростков. В среднем показатель равен — 25,0±1,4 балла.
У подростков второй группы величина показателя самооценки была следующая: с заниженным уровнем — у 16 подростков, со средний уровнем — у 33 учеников. В среднем показатель равен — 25,67±1,05 балла.
Таким образом, не выявлено отличия самооценки зависимых подростков от независимых.
Получены средние показатели уровня личностной самооценки у обследуемых подростков: в первой группе показатель равен 25±1.4, что говорит о среднем уровне самооценки группы склонных к зависимости от компьютерных игр, во второй группе 25,9±1,05, что говорит о нормативном уровне реалистической оценки своих возможностей.
Сопоставляя эти показатели не было выявлено достоверного отличия между группами, p>0,05.
Выводы:
1. Уровень компьютерной зависимости у обследованных подростков различается: было выделено две группы: с повышенным уровнем зависимости - первая группа (19%), с нормальным уровнем - вторая группа (78%). У подростков с повышенной зависимостью отмечался достоверно более высокий показатель компьютерной зависимости, достоверно большая периодичность нахождения за компьютерными играми; большее время нахождения за компьютером; достоверно большая степень тяжести отрывания от игр; достоверно большие затраты свободного времени на игры; они достоверно чаще думают об играх в реальной жизни; игры играют в их жизни достоверно большую роль; игры начинаются сразу после прихода домой, что достоверно чаще, чем у подростков без признаков компьютерной зависимости.
2. Уровень коммуникабельности у обследуемых подростков достоверно не различался между группами: в первой группе отмечается нормальный уровень; во второй группе - повышенный уровень коммуникабельности.
3. Уровень скрытого стресса у обследованных подростков достоверно не различался между группами, соответствовал нормальному уровню.
4. Уровень смысложизненных ориентаций у подростков различался: у лиц с признаками компьютерной зависимости показатель по шкале "Цели в жизни" был достоверно ниже; по шкале "эмоциональная насыщенность" показатель был достоверно ниже по сравнению с подростками без признаков компьютерной зависимости.
5. Уровень самооценки достоверно не различался между группами подростков с различным уровнем компьютерной зависимости, соответствовал среднему уровню самооценки.
Таким образом, у подростков с признаками компьютерной зависимости, были выявлены следующие психосоциальные проблемы:
§ большая периодичность нахождения за компьютером, большее время нахождения за компьютером, большая тяжесть отрывания от игр, большая затрата свободного времени на игры, постоянные мысли об играх, игры играют большую роль в их жизни;
§ показатель смысложизненных ориентаций по шкале "Цель в жизни" и "Эмоциональная насыщенность жизни" снижены по сравнению с подростками второй группы.