Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Трудовая функция



Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Необходимые умения:

- Разрабатывать (осваивать) и применять современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности и поведения в реальной и виртуальной среде.

- Использовать и апробировать специальные подходы к обучению в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе с особыми потребностями в образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся способности; обучающихся, для которых русский язык не является родным; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Необходимые знания:

- Основы методики преподавания, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных педагогических технологий.

Есть такое понятие «фасилитирующее преподавание», но до того, как фасилитацию стали использовать в педагогике, эта технология разрабатывалась и применялась как особый процесс, повы­шающий эффективность работы больших групп в сфере бизнеса. Совместное обсуждение вопросов и проблем, возникающих в ежедневной практике бизнеса, часто вызывает разногласия и непонимание между участниками. Кто-то много говорит, а чьи-то идеи не услышаны; тратится много времени на обсуждение вопросов, не касающихся основной темы встречи; решения не принимаются... Чтобы прийти к конструктивным решениям, процессом обсуждения необходимо управлять и координировать действия участников встречи. Такой процесс осуществляет фасилитатор, который управляет процессом обсуждения, вовлекает участников и структурирует работу группы.

 

 

1. Технология фасилитации как одна из технологий организационного развития и как подход к повышению групповой эффективности.

 

Технология фасилитации

Рассмотрим фасилитацию как одну из технологий организационного развития и как подход к повышению групповой эффективности.

В настоящее время не существует единого, общепринятого определения организаци­онного развития.

Т. Каммингc и К. Уорли [Cummings, Worley, 2009] приводят обобщающее определе­ние, которым мы воспользуемся в качестве рабочего.

Итак, организационное развитие – это применение знаний социальных наук, которое связано с планированием развития, совершенствования стратегий, структур и процессов, охватывающих всю систему, ведет к повышению эффек­тивности организации. Организация становится эффективной, когда:

• все ее подразделения и отдельные сотрудники действуют исходя из четко постав­ленных целей, в соответствии с разработанными планами для достижения этих целей;

• форма следует за функцией (проблема, задача или проект определяют, как будут организованы человеческие ресурсы);

• решения принимаются людьми, обладающими информацией, независимо от того, где они располагаются в системе иерархии организации;

• система вознаграждения в компании предусматривает стимулирование управ­ленцев не только за получение прибыли, но и за рост и развитие своих подчинен­ных, создание креативных и жизнеспособных рабочих групп;

• горизонтальные и вертикальные коммуникации в организации эффективны: сотрудники открыты и общаются лицом к лицу, обмениваются всей имеющей отношение к делу информацией, включая чувства;

• между отдельными индивидами и группами существует минимум взаимодей­ствий, ориентированных на выигрыш/проигрыш;

• на всех уровнях конфликтные ситуации в организации успешно разрешаются с помощью методов принятия решений;

• в организации отсутствуют межличностные столкновения, энергия тратится на обсуждение идей;

• организация рассматривает себя как открытую систему, все части которой взаи­модействуют друг с другом и с окружающей средой;

• ценности организации разделяются всеми ее членами и поддерживаются страте­гией управления;

• превращается в обучающуюся компанию. В компании выстраивается механизм обратной связи, позволяющий ее сотрудникам и группам учиться на собственном опыте [Beckhard, 2006, p. 5].

Теории и практики организационного развития связаны с личностными и социальными аспектами системы (концепции лидерства, групповой динамики, организация выполняемой работы, стратегия, структура организации, межнациональные отношения). В то время как другие подходы (управленческое консультирование, технологические инновации, операционное управление) сфокусированы на экономических, финансовых и технологических аспектах организации. Организационное развитие предполагает разработку, внедрение и усиление изменений посредством введения новых способов действия, например, посредством самоорганизующихся и само­управляемых команд.

Г. Буше и Р. Маршак [Bushe, Marshak, 2009] выделяют 2 основных направления в рамках современного ОР – диагностическое и диалогическое. Некоторые различия между направлениями представлены в табл. 1.

Таблица 1.Диагностическое и диалогическое направления в ОР [приводится по: Bushe, Marshak, 2009, p. 357]

Критерий Диагностическое направление в ОР Диалогическое направление в ОР
Понимание организационной реальности Реальность – это объективный факт. Реальность может быть исследо­вана, опираясь на рациональные, аналитические процессы. Реальность социально конструируется. Реальность создается путем переговоров и может вовлекать властные и политиче­ские процессы.
Подход к изменениям Проблемно-центрированный подход. Изменения могут быть создан­ными, спланированными и управ­ляемыми. Изменения эпизодические, линейные и ориентированные на цель. Подход, ориентированный на возмож­ности. На изменения можно воодушевить и вдохновить, но в своей основе они само­организующиеся. Изменения могут быть непрерывными и/ или циклическими.
Этапы процесса изменений Диагностика – основа для после­дующего процесса изменений. Предварительный сбор объектив­ных фактов, связанных с командой или компанией, – необходимый и ключевой шаг. Полученные данные затем соотносятся с предписанной моделью или желаемым будущим состоянием организации. Изменения достигаются с помощью методов решения проблем. Поиск того, что означают «факты» для участников, и затем поощрение их к осмыслению этих фактов. Но не суще­ствует данных, собираемых независимо от того, во что люди верят, их предполо­жений, их историй и нет попыток диа­гностировать систему. Изменения происходят за счет распро­странения новых идей, моделей, метафор и теорий, которые бросают вызов существующей культуре, поднимают фундаментальные вопросы, усиливают пересмотр того, что считается само собой разумеющимся, и тем самым снабжают новыми альтернативами для социальных действий всех участников, имеющих отношение к системе.
Роль консультанта Помогать проектным группам в сборе данных и постановке диагноза, чтобы затем предложить изменения, повышающие органи­зационную эффективность. Создать пространство и/или необхо­димые условия, которые помогут всем участникам, взаимосвязанным с орга­низацией, разделить их взгляды о соци­альной реальности и прийти к общему соглашению в реальном времени о необходимых изменениях и способах их достижения.

В качестве технологий, относящихся к направлению диалогического ОР, Буше и Маршак называют следующие методы фасилитации больших групп: «Позитивные перемены» (Appreciative Inquiry), «Конференция «Поиск» (Search Conferences), «Поиск будущего» (Future Search), «Технология открытого пространства» (Open Space Technology), «Технология участия» (Technology of Participation), «Мировое кафе» (World Café).

Данные методы, а также некоторые другие будут рассмотрены далее, а пока дадим определение фасилитации, выделим ее уровни и рассмотрим основные критерии, которые позволяют говорить о различных моделях фасилитации.

Фасилитация (от англ. facilitate — помогать, облегчать, способствовать) — стиль управления.

Фасилитацию можно определить с точки зрения процесса и результата.

С точки зрения процесса – это разработка, а также управление групповой структурой и процес­сами, которые помогают группе эффективно выполнять свою работу, минимизируя общие проблемы, с которыми сталкиваются люди, работая вместе. Фасилитация – это процесс, фокусирующийся на следующих вопросах:

• чего необходимо достичь;

• кто должен быть вовлечен;

• разработка процесса, в котором участвует группа, и последовательности выпол­няемых заданий;

• коммуникация;

• достижение соответствующего уровня участия и использования ресурсов;

• групповая энергия, движущие силы и способности участников;

• физическая и психологическая среда [Justice, Jamieson, 2006].

Основная цель фасилитации – повышение групповой эффективности. С точки зрения результата– это помощь группе в том, чтобы стать лучше, а именно:

• повысить качество решений;

• повысить ответственность в отношении принимаемых решений;

• значительно сократить время реализации решений;

• улучшить отношения в группе;

• усилить личную удовлетворенность участников группы;

• способствовать организационному обучению [Schwarz, 2005a].

Таким образом, в процессе работы с группой фасилитатор вносит свой вклад:

• помогая группе определять ее общие цели и специфические задачи;

• помогая участникам оценить их потребности и разработать планы по их удовлет­ворению;

• создавая процесс, который поможет членам группы эффективно использовать время для принятия высококачественных решений;

• управляя групповой дискуссией и поддерживая ее в нужном направлении;

• делая аккуратные записи, которые отражают идеи участников группы;

• помогая группе понять ее собственные процессы, чтобы работать более эффек­тивно;

• обеспечивая уверенность в том, что обнаружены и проверены все предположения;

• поддерживая участников в оценке имеющихся у них навыков и выработке новых;

• используя консенсус, чтобы помочь группе принять решение, учитывающее мнение каждого из членов группы;

• поддерживая участников в управлении их собственной межличностной динамикой;

• обеспечивая обратную связь группе, что позволяет ей оценить собственный прогресс и сделать необходимые корректировки;

• управляя конфликтом;

• помогая группе оценить источники вне и внутри группы;

• создавая позитивную среду, в которой участники могут работать продуктивно для достижения групповых целей;

• поощряя лидерство в других членах группы через разделение ответственности по управлению группой;

• обучая и воодушевляя других членов группы использовать процесс фасилитации

 

Основные уровни процесса фасилитации

Э. Дэвидсон [Davidson, 2005a] выделяет 3 уровня в групповом процессе. Под групповым процессом понимается совокупность шагов или активностей, которые делают участники, выполняя задачу.

Первый уровень – уровень макропроцесса, отражающий общую цель(или несколько целей), которую должна достичь группа в процессе всей фасилитации или отдельной части мероприятия. Примерами таких целей могут служить выработка миссии и видения, разработка стратегического плана, развитие команды, выработка решения проблемы, разрешение конфликта и т.д.

Второй уровень – уровень методов. Методы– специфические процессы, используемые для того, чтобы провести группу через определенную серию шагов. Примерами таких методов являются, например, 9-, 7-, 5-шаговые модели решения проблемы, составление карты процесса, «Конференция «Поиск», «Поиск будущего», «Динамическая фасилитация», «Саммит позитивных перемен» и др.

Третий уровень представляет собой микропроцессы или отдельные техники(такие как мозговой штурм, анализ Парето, мысленные карты и пр.), используе­мые на уровне методов.

Работая с группами, фасилитатор:

- в первую очередь определяет цель, которую необ­ходимо достичь.

- исходя из поставленной цели и количества участников, которые должны быть включены в процесс, разрабатывает дизайн предстоящего мероприятия: в соответ­ствии с целью выбирается тот или иной подходящий метод, который комбинирует те или иные техники.

Так, например, если в качестве цели выбирается стратегическое планиро­вание, то далее фасилитатору важно понять, какое количество участников будет привле­каться к работе. Будет это малая (до 15 чел.) или большая группа (>15 чел.). Некоторые методы фасилитации специально разработаны для работы больших групп (от 15 до 500 чел. и более), но в маленькой группе они неприменимы, и наоборот. В табл. 2 пред­ставлен пример, как можно выбирать метод и технику фасилитации в зависимости от цели группового процесса и размера группы.

Таблица 2.Выбор метода фасилитации в зависимости от цели процесса и размера группы

Цель группового процесса Рекомендуемый размер группы Метод фасилитации Техника фасилитации
Развитие группы Малая (3–12 чел.), большая (не более 50 чел.) «Базовая фасилита­ция» [Schwarz, 2005a] - Карта групповой эффектив­ности - Базовые правила коммуника­ции - Ментальные модели
Большая (от 10 до 2000 чел.) «Стратегические изменения в реальном времени» [Jacobs, 1997] - Списки «чем мы гордимся и о чем сожалеем» - Выделение приоритетов - Групповые нормы - Упражнение на визуализацию и др.
Стратегическое планирование Большая (20–35 чел.) «Конференция «Поиск» [Emery, 1996] - Анализ трендов - Мозговой штурм - Истории о прошлом - «Волна» - Техника «желаемое будущее» и др.
Большая (от 30 до 1000 чел.) «Саммит позитивных перемен» [Ludema, 2003] - Карта «позитивное ядро успеха» - Мысленные карты - Выделение приоритетов - Упражнения на визуализацию - Создание «структурной карты» и др.

 

Краткий обзор некоторых методов фасилитации

Таблица 3.Методы фасилитации для работы с большими и малыми группами

Название метода фасилитации Размер группы, чел.
«Саммит позитивных перемен» (Appreciative Inquiry Summit) [Ludema, 2003] 30–3000 (большая)
«Мировое кафе» (World Café) [Brown, 2005] 12–1000 (малые, большие)
«Поиск будущего» (Future Search) [Weisbord, 1992] 40–100 (большая)
«Динамическая фасилитация» (Dynamic facilitation) [Rough, 2002] 2–40 (малая, большая)
«Развивающая фасилитация» (Developmental facilitation) [Schwarz, 2005a] 2–30 (малая, большая)
«Конференция «Поиск» (Search Conference) [Emery, 1996] 15–50 (большая)
«Выход за рамки» (Work-Out) [Ulrich et al., 2002] 20–100 (большая)
«Стратегические изменения в реальном времени» (Real Time Strategic Change) [Jacobs, 1997] 10–1000 (малая, большая)
«Технология участия» (Technology of Participation) [Spencer, 1989] 5–1000 (малая, большая)
«Технология открытого пространства» (Open Space Technology) [Оуэн, 2008] 5–2000 (малая, большая)

 

Описание модели фасилитации «Мировое кафе»

 

Авторами метода являются Х. Браун и Д. Исаакс [Brown, Isaacs, 2005].

Цели. Метод идеально подходит, когда необходимо собрать информацию, органи­зовать обмен мнениями большого количества людей по важным для организации или сообщества вопросам и проблемам; изучить возможности для дальнейших действий и принятия решений. В табл. 4 представлено описание модели фасилитации «Мировое кафе».

Участники процесса. Спонсор кафе (человек или группа, заинтересованные в про­ведении), «хозяин кафе» (фасилитатор или группа, помогающие управлять процессом), команда дизайна (помогает организовать и провести мероприятие), участники.

Обзор процесса. Метод требует минимальной подготовки – определение темы и вопросов для обсуждения, но этот этап является важнейшим и определяет успех всего мероприятия. Приглашением участников, организацией пространства для проведения кафе занимается группа дизайна.

Мероприятие:

Начало. Разделение участников на группы, формулирование обсуждаемых вопросов, объяснение правил работы кафе, назначение «хозяина стола».

Основная часть. Несколько (минимум 3–4) раундов бесед с переходом за разные столики. «Хозяева» остаются за своим столиком. Остальные участники переходят за другие столики. Задача «хозяев стола» – знакомить новых участников обсуждения с результатами предыдущей работы группы и фиксировать новые идеи.

Завершение. Возвращение участников за свой столик, обобщение идей «хозяевами стола»; создание галереи идей, консолидация основных идей, кластеризация основных идей.

Примеры проектов. Использование обсуждения в стиле «Мирового кафе» для вопросов повышения безопасности производства помогло существенно снизить коли­чество производственных травм в компании HP. В фармацевтической компании Sanofi- Sintelabo команда дизайна из 60 человек совместно с Д. Исааксом подготовила и провела «Стратегическое кафе» для обсуждения будущего развития компании. После этого успешного мероприятия в компании стали регулярно проводиться кафе для обсужде­ния различных бизнес-вопросов долгосрочного планирования, составления бюджета, взаимодействия с бизнес-партнерами и клиентами. И. Бастиен (Yvon Bastein), президент и генеральный директор канадского подразделения Sanofi-Sintelabo, так оценил резуль­ таты регулярного применения данного метода фасилитации в компании: «За последние несколько лет мы очень быстро росли и развивались, наши показатели удвоились. Мы превзошли ожидания корпорации. Я не могу сказать, что это прямой результат наших разговоров в кафе или результат других вещей, которые мы также делали и которые также пришли благодаря обсуждениям в кафе. Но я хочу подчеркнуть, что «Мировое кафе» было уникальным опытом, так как я обнаружил, что это единственный процесс, который после­довательно связывает интеллект и эмоции в контексте бизнеса. А это является ключевым стратегическим преимуществом»[Brown, Isaacs, 2005, p. 32].

Таблица 4.Описание модели фасилитации «Мировое кафе»

Критерий Описание модели
Особенности процесса Структурированная фасилитация, 3 основные стадии: начало, основная часть, завершение. Длительность: подготовка (1 день – несколько месяцев), мероприятие (1.5 часа – несколько дней), внедрение (определяется участ­никами); отсутствие спланированных интервенций. Мировое кафе может хорошо комбинироваться с другими методами и техниками фасилитации.
Спонтанное распределение ролей. В процессе обсуждений каждый столик выбирает «хозяина», который остается за своим столом в течение всего времени мероприятия, в то время как остальные участники переходят за другие столы.
Шкала охвата проблем Кафе может быть организовано как одноразовое мероприятие либо как серия обсуждений. Кафе может быть как посвящено рассмотрению узких, конкретных вопросов, так и охватывать широкий спектр, например, вопросы стратегического развития и т.д.
Тип интервенций Интервенции фасилитатора связаны с процессом работы группы. Основная задача – создать гостеприимное и дружелюбное пространство для диалога участников, объяснив цель мероприятия и правила работы кафе, а в завер­шение помочь обобщить и, если необходимо, консолидировать и кластери­зировать полученные идеи.
Тип продукта Инструментальный: идеи для стратегических направлений развития орга­низации, предложение инновационных решений важных вопросов.
Тип аудитории Малые и большие группы: от 12 до 1200 чел.
Группа может быть как однородной, так и разнородной. Даже если участники принадлежат к одной организации, сообществу, т.е. группа является однородной, для получения инновационных результатов важно обеспечить разнообразие в составе участников (интересы, возраст, пол, уровень образования, место в иерархической структуре и пр.) [Schieffer et al., 2004].
Сфокусированность воздействия Метод не предполагает последующих обязательных структурных или про­цессных изменений в системе заказчика (в организации или сообществе), поэтому может рассматриваться как метод управления изменениями.

 


2. Технологическая карта урока по теме «Мастерство учителя в управлении собой. Основы техники саморегуляции» в формате «World cafe»

Данные об учителе: Головизнина Валентина Ивановна, имеющаяся высшая категория, БПОУ УР «Увинский профессиональный колледж».

Учебная дисциплина:ОП 07. Основы педагогического мастерства учителя начальных классов ОПОП по специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах»

Тема урока:Мастерство учителя в управлении собой. Основы техники саморегуляции. Тип урока:Урок систематизации и обобщения знаний и умений.

Оборудование:ватман (3 листа), маркеры, тезисы В.А. Сухомлинского, опора «Типы уроков», вопросы на столах, плинтуса – рамки. ноутбук, телевизор, проектор, презентация.

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений студентов, для которых проектируется урок:З 1, З 2, ОК 4, ОК 6.

Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень их достижений:

Главная дидактическая цель: обобщение и систематизация знаний, воспроизведение и коррекция полученных знаний и умений, самостоятельное выполнение определённых типов заданий, анализ изученного и показ возможности переноса полученных знаний в другие ситуации.

Результаты освоения темы 1.4. Мастерство учителя в управлении собой. Основы техники саморегуляции. Уровень освоения
З 1. З 2. З 4. З 7. З 8. Сущность педагогического мастерства; Приёмы педагогического воздействия и взаимодействия, технику их применения; Особенности и специфику педагогического общения; Педагогическую технику современного урока; Технологии организации групповой деятельности (метод «Мировое кафе» технологии фасилитации)  
У 1. У 4. У 5. У 6. Управлять своим самочувствием и эмоциями; Владеть техникой информативного демонстрационного и речевого воздействия; Невербально выражать свои реакции; Грамотно и эффективно пользоваться своим психофизическим аппаратом; 2-3
ОК 4.   ОК 6. ОК 9. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий. 2-3
ПК 1.1. ПК 4.3.   ПК 4.4. Определять цели и задачи, планировать уроки. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области НОО на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений. 2-3

 

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

 

Этап урока Задачи этапа Методы, приемы обучения Формы учебного взаимодействия Деятельность учителя Деятельность ученика Формируемые знания, умения, компетенции
Мотивационно-целевой этап: Орг. момент   Организовать самоопреде- ление студентов к деятельности на уроке. Беседа. Метод «Мировое кафе» (технология фасилитации). Презентация. Фронтальная Приветствует. Дает эмоциональный настрой на урок. «Погружает» в атмосферу «кафе». Приветствуют. Кратко описывают настроение. Принимают информацию о новой технологии. З 8. Технологии организации групповой деятельности; У 1. Управлять своим самочувствием и эмоциями;
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.   Обеспечить эмоциональ- ное переживание и осознание студентами неполноты имеющихся знаний и умений. Сформулировать задачи. Подводящий диалог. Прогнозирование. «Мозговой штурм». прием «Ключ» - «Типы уроков», Презентация. Фронтальная Приводит тезисы из статьи «Ретроспектива: В. А. Сухомлинский» Автор: Телегин М.В., подводит к теме. Просит определить тип и задачи урока, предлагая воспользоваться опорой «Типы уроков» Слушают, высказывают предположения, формулируют тему. Работают с опорой, определяют тип и задачи урока. З 2. Приёмы педагогического воздействия и взаимодействия, технику их применения; З 7. Педагогическую технику современного урока. ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать уроки.
Подготовка к обобщенной деятельности   Познакомить с правилами «Мирового кафе». Выучить речевку. Научить поддерживать друг друга. Повествование. Игровая импровизация.   Фронтальная. Групповая. Сообщает о правилах «Мирового кафе». Предлагает выбрать «Хозяек столов». Разучивает речевку. Знакомятся с правилами «Мирового кафе». Выбирают кандидатов на роль «Хозяек столов». Учатся эмоционально поддерживать друг друга взглядом, тактильными прикосновениями, произнося речевку З 8. Технологии организации групповой деятельности; У 1. Управлять своим самочувствием и эмоциями; У 5.Невербально выражать свои реакции У 6. Грамотно и эффективно пользоваться своим психофизическим аппаратом;
Обобщение и систематизация знаний и умений.   Воспроизведение знаний на новом уровне (перефор мулированные вопросы). Метод «Мировое кафе» (технология фасилитации). Групповая.   Предлагает 3 раунда бесед с переходом за разные столики. Работают с вопросами. Фиксируют идеи. Переходят от стола к столу. «Хозяйка стола» знакомит новых участников обсуждения с результатами предыдущей работы группы.   З 4. , З 8. У 4. Владеть техникой информативного демонстрационного и речевого воздействия; ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и соц.партнерами. ОК 9. ПК 4.3.
Контроль, обсуждение, коррекция. Анализ содержания итогов работы групп, консолидация и кластеризация идей.   Метод «Мировое кафе» (технология фасилитации), презентация. Групповая. Предлагает участникам познакомиться с идеями предыдущих групп, обобщить идеи, презентовать «скатерти». Обращает внимание на тезисы, говорит об актуальности В.А. Схомлинского. «Хозяева стола» обобщают идеи. Презентуют «скатерти». Создают галерею идей. ПК 4.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области НОО на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов. ПК 4.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.
Рефлексивный Рефлексия   Сформули- ровать вывод по уроку Беседа, самооценивание, взаимооценивание Фронтальная работа Предлагает вновь обратиться к задачам урока. Задает вопросы на рефлексию. Предлагает использовать самооценку, взаимооценку Анализ урока на соответствие с поставленными в начале урока задачами. Делятся впечатлениями. ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, проф. и личностного развития.

3. Проект самоанализа урока

Данные об учителе: Головизнина Валентина Ивановна, имеющаяся высшая категория, БПОУ УР «Увинский профессиональный колледж».

Учебная дисциплина:ОП 07. Основы педагогического мастерства учителя начальных классов ОПОП по специальности 050146 «Преподавание в начальных классах»

Тема урока:Мастерство учителя в управлении собой. Основы техники саморегуляции. Тип урока:Урок систематизации и обобщения знаний и умений.

Оборудование:ватман (3 листа), маркеры, тезисы В.А. Сухомлинского, опора «Типы уроков», вопросы на столах, плинтуса – рамки. ноутбук, телевизор, проектор, презентация.

Характеристика учебных возможностей и предшествующих достижений студентов, для которых проектируется урок:З 1, З 2, ОК 4, ОК 6.

Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень их достижений:

Главная дидактическая цель: обобщение и систематизация знаний, воспроизведение и коррекция полученных знаний и умений, самостоятельное выполнение определённых типов заданий, анализ изученного и показ возможности переноса полученных знаний в другие ситуации.

 

Этапы урока Уровень достижения планируемого результата Возможные риски Коррекция
Организационный момент   З 8. Технологии организации групповой деятельности – 1 уровень У 1. Управлять своим самочувствием и эмоциями- 2 уровень Эмоциональное напряжение; Нежелание поделиться своим настроением. Доброжелательный тон, улыбка; Первой поделиться своим настроением
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.   З 2. Приёмы педагогического воздействия и взаимодействия, технику их применения – 1 уровень З 7. Педагогическую технику современного урока – 1 уровень ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать уроки – 3 уровень   Трудности в прогнозировании темы; Ошибка в определении типа и задач урока;   Использование подводящего диалога; Использование опоры «Типы уроков»
Подготовка к обобщенной деятельности   З 8. Технологии организации групповой деятельности – 1 уровень; У 1. Управлять своим самочувствием и эмоциями – 2 уровень; У 5.Невербально выражать свои реакции – 3 уровень У 6. Грамотно и эффективно пользоваться своим психофизическим аппаратом – 2 уровень; Не услышали правила «Мирового кафе»; Пассивны по выбору «хозяйки стола»; Стесняются произносить речевку. Обратить внимание на презентацию;   Предложить самой кандидатуру на данную роль; Демонстрация личного примера поддержки друг друга, эмоциональное произношение речевки.
Обобщение и систематизация знаний и умений.     З 1. Сущность педагогического мастерства – 1 уров. З 4. Особенности и специфику педагогического общения – 1 уровень; З 8. Технологии организации групповой деятельности – 1 уровень; У 4. Владеть техникой информативного демонстрационного и речевого воздействия – 3 уров.; ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития – 3 ур.; ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами – 2 уровень; ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий – 2 уровень; ПК 4.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области НОО на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов – 2 уровень.   Угасание активности «хозяек стола»; Затягивание раундов по времени; Хаотичная фиксация идей; Напомнить им о правилах радушного приема; Контроль времени (песочные часы); Подсказать решение оформления.
Контроль, обсуждение, коррекция. ПК 4.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области НОО на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов – 2 уровень. ПК 4.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений – 3 уровень. Трудности в обобщении идей; Незавершенность презентации «скатерти»; Консультирование отдельной группы Рефлексия
Рефлексия   ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития – 3 уровень. Трудности анализа решенных задач на уроке на соответствие с поставленными задачами в начале урока; Затруднение объективно оценить свою деятельность и деятельность внутри группы. Установление взаимно однозначного соответствия;   Использование критериев оценивания.

 

 


Цель урока достигалась через решение задач по усвоению определенной системы знаний и умений, формированию общих и профессиональных компетенций.

На уроке использован деятельностный и компетентностный подход к обучению, что имеет отражение в самостоятельном определении темы, типа урока, в постановке значимых для самих студентов задач на данный момент времени, в самостоятельной совместной деятельности студентов.

Урок целостный, все структурные элементы урока связаны технологией фасилитации. Фасилитирующее преподавание на данном уроке является пропедевтикой, знакомством с технологией «изнутри», что подводит студентов к изучению теоретических аспектов современных образовательных технологий. Наряду с современными инновациями, выдержками из профессионального стандарта педагога урок включил в себя частицу ценного педагогического опыта В.А.Сухомлинского.

Урок насыщенный, плотный, содержательный.

На протяжении всего урока студенты вовлечены в активную познавательную деятельность, была возможность высказаться всем и каждому. Стоит отметить то, что участники образовательного процесса приняли правила предложенной технологии, что находит подтверждение в эмоциональном состоянии, работоспособности, творческом подходе студентов.

Оцениванию преподавателя предшествовала самооценка и взаимооценка студентов.

Урок имел практическую значимость.

 

 

Литература

1.Зубизаррета Р.Пособие по методу динамической фасилитации Джима Рафа / Пер. с англ. консалтинговой компании «Имидж персонал». 2010 г. [Электронный ресурс] URL: http://intertraining.ning.com/forum/attachment/download?id=3616458%3AUpload edFile%3A10500 (дата обращения 01.07.2011).ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ. 2011. Т. 1. № 2 www.orgpsyjournal.hse.ru 89

2.Фасилитация как технология организационного развития и изменений

МАРТЫНОВА Александра Вячеславовна

Кандидат психологических наук, старший преподаватель, Национальный исследователь­ский университет «Высшая школа экономики» (Москва)

3. Марчук Е.А. «Поиск Будущего» и «Открытое Пространство» как методы привлечения людей к разработке программ социально-экономического развития и их реализации [Электронный ресурс] // Информационный портал «Женщина и Общество», 2002. URL: http://www.owl.ru/cgi/Content/runbroker.cgi?broker=Brokers::Showcontent&action =printversion&id_news=2073 (дата обращения: 01.07.2011).

 

 

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.