Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Регулирование занятости и государственная политика в этой сфере



Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Государственное регулирование занятости представляет собой системы мер целенаправленного воздействия на спрос, предложение, цену товара „рабочая сила” с целью стабилизации общества, повышения эффективности общественного воспроизводства, обеспечения устойчивого экономического роста.

В соответствии с рекомендациями МОТ и нормативными актами о занятости населения при разработке государственной политики занятости необходимо руководствоваться такимипринципами:

1)обеспечение равных возможностей всем гражданам Украины независимо от национальности, пола, возраста, социального положения, политических убеждений и отношения к религии в реализации права на добровольный труд и свободный выбор занятости;

2)содействие эффективной занятости, которая предупреждает безработицу, создание новых рабочих мест и условий для развития предпринимательства, поддержка трудовой и предпринимательской инициативы граждан, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду;

3)добровольность труда, в соответствии с которой занятость базируется на свободном желании граждан (каждый человек имеет право самостоятельно решать вопрос: принимать или не принимать участие в общественном труде, выбрать наиболее благоприятный для себя режим занятости и др.);

4)содействие трудовой мобильности (связано с развитием системы общеобразовательной и профессиональной подготовки с учетом новых требований к качеству работника в условиях рынка, а также с формирование ориентации людей на беспрерывное совершенствование профессионального мастерства, готовность на переобучение в случае необходимости;

5)обеспечение социальной защиты в области занятости, создание специальных мер для граждан, испытывающих трудности в поиске работы;

6)сочетание местных мер с централизованными в области занятости и др.

Совокупность мер и специальных институтов, посредством которых государство осуществляет свое воздействие на занятость населения, называется механизмом регулирования рынка рабочей силы. Эти меры могут быть классифицированы следующим образом.

1.По масштабам воздействия – общие и селективные. Общие охватывают все трудоспособное население. Селективные распространяются на отдельные группы трудоспособных, например, молодежь, или трудоспособных лиц, проживающих в определенном регионе, который в результате структурных преобразований оказался районом экономического бедствия.

2.По способу воздействия – прямые и косвенные. Прямые меры непосредственно направлены на создание дополнительных рабочих мест, установление минимальной заработной платы, регламентацию рабочего времени. Косвенные меры влияют на рынок рабочей силы посредством изменения условий хозяйствование через осуществление государством соответствующей налоговой, денежно-кредитной, бюджетной политики.

3.По типу воздействия – активные и пассивные. К активным мерам относятся те, которые направлены на содействие скорейшему возвращению к активному труду. Сюда относится: помощь в трудоустройстве, содействие в повышении профессиональной и региональной мобильности трудоспособных граждан, организация общественных оплачиваемых работ, развитие самозанятости, создание малого предпринимательства. Пассивная политика предполагает ответственность государства за положение работников и работодателей на рынке труда. В пассивную политику включаются следующие меры: регистрация ищущих работу, определение размера пособия по безработице, организация системы предоставления пособия по безработице, осуществление не денежных форм поддержки безработных и членов их семей, оформление досрочного выхода на пенсию с условием наличия трудового стажа.

4.По содержанию – экономические, административные, идеологические меры. Экономические включают предоставление кредитов, субсидий, льгот и дотаций предпринимателям, регулирование уровня налогов и др. К административным мерам относятся законодательные акты, регламентирующие рабочее время, пенсионный возраст, ограничение иммиграции. Идеологические меры направлены на формирование общественного мнения, облегчающего проведением государства определенной политики на рынке рабочей силы.

5.По объекту воздействия – направленные на количественные параметры (динамика соотношения спроса и предложения рабочей силы), качественные характеристики (уровень образования и профессиональной подготовки, территориально-отраслевой структуры), организационный аспект рынка. Как правило, в период кризиса акцент делается на регулирование государством количественных параметров и организационных аспектов рынка рабочей силы, а в период оживления – на совершенствование его качественного состояния.

На Государственном уровне регулирование обеспечивает унификацию системы социального и трудового законодательства, устанавливает объем прав работодателей и наемных работников, возможность их участия в управлении производством. Законодательная власть представлена Верховным советом Украины, где сформированы комитеты по вопросам занятости, социальной защиты населения. Исполнительную власть осуществляет правительство (Кабинет Министров Украины), который формируется Президентом Украины.

Центральным органом исполнительной власти по вопросам обеспечения единой государственной политики занятости, социальной защиты является Министерство труда и социальной политики Украины, а также отделы труда областных и районных Советов народных депутатов.

Основные сферы деятельности Министерства труда и социальной политики Украины приведены в таблице 1.6. 1.

Таблица 1.6.1. Основные сферы деятельности Минтруда и социальной политики

Сфера деятельности Направления деятельности
Оплата и мотивация труда работников в производственных отраслях и в бюджетной сфере Изучение перпективных и межотраслевых проблем оплаты труда в разных производственных отраслях; подготовка предложений о минимальном уровне оплаты труда; установление тарифных ставок и должностных окладов для работников бюджетной сферы
Уровень жизни и социальная защита населения Проведение мониторинга уровня жизни, доходов, условий и охраны труда, анализ структуры и динамики доходов, разработка минимальных потребительских бюджетов и социальных льгот, компенсаций; изучение общих вопросов пенсионного обеспечения
Политика на рынке труда и занятости населения Анализ и регулирование рынка труда, разработка политики занятости, изучение и прогнозирование миграции населения и социальных проблем занятости
Организация труда Разработка форм и методов организации и нормирования труда, тарификация труда
Подготовка и переподготовка кадров Разработка видов и методов подготовки, переподготовки кадров для рыночной экономики, прогнозирование рынка профессий и профориентации населения, разработка межрегиональных и межотраслевых программ в этой сфере
Охрана и условия труда Разработка и согласование норм и правил по охране и условиям труда
Трудовые отношения и социальное партнерство Разработка порядка составления Генерального и отраслевых соглашений. Организация социального партнерства, решение трудовых конфликтов; разработка нормативно- методических документов по вопросам трудовых отношений и социального партнерства
Правовое регулирование труда и социальных вопросов Подготовка и экспертиза проектов нормативных актов, систематизация и анализ трудового законодательства
Международное сотрудничество Разработка предложений по вопросам двухстороннего сотрудничества, координация работ с МОТ, изучение проектов зарубежной технической помощи

На региональном уровне составляется программа занятости населения, изучается состояние рынка труда, соотношения спроса и предложения рабочей силы с учетом специфики каждого региона.

Программа занятости населения направлена на:

- содействие развития и структурной перестройки экономики, расширению сферы занятости за счет создания новых рабочих мест путем прямого инвестирования приоритетных отраслей и регионов;

- стимулирование новых форм хозяйствования, наукоемких производств, предпринимательской деятельности, развитие малых и средних предприятий и организаций;

- улучшение системы воспроизводства рабочей силы в совокупности с развитием рабочих мест;

- организацию оплачиваемых общественных работ, добровольное переселение граждан в пределах Украины, социальную поддержку и социальную защиту граждан, не способных на равных конкурировать на рынке труда;

- разработку мер содействия занятости сельского населения.

С целью реализации государственной политики занятости населения, профессиональной ориентации, подготовки и переподготовки, трудоустройства и социальной поддержки граждан, которые временно не работают, в порядке, который определяется Кабинетом Министров Украины, создается государственная служба занятости (ГСЗ), деятельность которой осуществляется под руководством Министерства труда и социальной политики Украины, местных государственных администраций и органов местного самоуправления.

Основные задачи ГСЗ – это разработка и осуществление мер по реализации государственной политики занятости.

Государственная служба занятости выполняет такие функции:

- анализирует спрос и предложение на рабочую силу, информирует население и государственные органы о состоянии рынка труда;

- консультирует граждан, предприятия и организации о возможности получения работы и обеспечения рабочей силой;

- осуществляет учет свободных рабочих мест и граждан, обратившихся в ГСЗ;

- предоставляет помощь гражданам в подборе работы и собственникам предприятий в подборе работников;

- организует профподготовку и переподготовку граждан;

- предоставляет услуги по трудоустройству и профориентации высвобожденным работникам;

- регистрирует безработных и предоставляет им помощь;

- принимает участие в подготовке государственных и территориальных программ занятости

- подготавливает предложения по определению территорий приоритетного развития, где увеличение количества рабочих мест поощряется государством;

- информирует население о наличии учебных заведений, центров, курсов, технических школ, курсов подготовки и переподготовки кадров;

- разрабатывает статистическую отчетность;

- осуществляет учет и составляет отчеты о затратах средств Государственного фонда.

Услуги, связанные с обеспечением занятости населения, предоставляются ГСЗ бесплатно.

На уровне предприятия регулированию подлежат: рабочие места и трудовые процессы, планирование в сфере кадров, профессиональное обучение и социальная защита и др.

Мировая практика регулирования рынка рабочей силы располагает значительным арсеналом мер, которые изменяются в зависимости от уровня экономического развития и целей экономической политики. Они могут и должны быть использованы в процессе реформирования экономики в нашей стране.

 

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.