Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Потребление, сбережение, инвестиции и их взаимосвязь с доходом.





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Потребление — использование продукта в процессе удовлетворения потребностей. В экономике потребление приравнивается к приобретению благ или услуг. Потребление становится возможным вследствие получения дохода или траты сбережений. Сбережения — накапливаемая часть денежных доходов населения, предназначенная для удовлетворения потребностей в будущем. Сбережения используются для покупки ценных бумаг и других финансовых инструментов, или размещаются в виде банковских вкладов. Сбережение - это та часть дохода, которая не потребляется. Инвестиции — долгосрочные вложения капитала с целью получения прибыли. Инвестиции являются неотъемлемой частью современной экономики. От кредитов инвестиции отличаются степенью риска для инвестора (кредитора) — кредит и проценты необходимо возвращать в оговорённые сроки независимо от прибыльности проекта, инвестиции возвращаются и приносят доход только в прибыльных проектах. Если проект убыточен — инвестиции могут быть утрачены полностью или частично.

42.Финансы - это экономические отношения, возникающие в процессе распределения, перераспределения в денежной форме части стоимости национального продукта, создания и использования на этой основе денежных фондов, необходимых для удовлетворения общественных потребностей. Финансы выполняют две основные функции: распределительную и контрольную. Совокупность финансовых отношений и институтов, их реализующих, образуют финансовую систему. Известны два основных принципа построения финансовых систем: демократический централизм и фискальный федерализм. Первый был положен в основу финансовых систем СССР и ряда стран Восточной Европы. Принцип демократического централизма заключался, во-первых, в том, что значительная часть финансовых ресурсов (более 50 %) сосредоточивалась в руках государства, а оставшаяся часть была децентрализована, т.е. находилась в распоряжении предприятий, учреждений. Во-вторых, централизованное руководство финансами со стороны союзных гос органов сочеталось с предоставлением определенных прав и самостоятельности республикам, предприятиям, учреждениям в использовании имеющихся у них денежных средств. В-третьих, статьи доходов и расходов государственного бюджета, республиканских и местных бюджетов в основном совпадали. Фискального федерализма предполагает разделение полномочий в финансовой сфере между разными уровнями власти. Доходы федерального правительства, штатов, местных органов власти здесь формируются за счет разных источников. Штаты, муниципальные власти имеют Право вводить новые виды налогов, которые поступают в их бюджеты в разных штатах существуют значительные расхождения в видах используемых налогов и т.д. Принципы построения финансовой системы в значительной мере определяют ее структуру. В финансовую систему входят государственные и децентрализованные финансы. Последние, к которым относят финансы предприятий (учреждений, организаций), являются ее исходным звеном. В финансовой системе они занимают определяющее положение, так как, во-первых, обслуживают основное звено экономической системы, где создаются товары и услуги, во-вторых, образуют основную массу финансовых ресурсов страны.

43.Государственный бюджет — важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну. Доходы формируются за счет налогов, взимаемых как центральными, так и местными органами власти; неналоговых доходов, складывающихся из доходов от внешнеэкономической деятельности, а также доходов от имущества, находящегося в государственной собственности; доходов целевых бюджетных фондов. Все расходы можно подразделить на следующие группы: военные; экономические; на социальные нужды; на внешнеполитическую деятельность; на содержание аппарата управления. Расходы обусловлены рядом факторов:- природой и функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны, разветвленностью связей бюджета с народным хозяйством, формами предоставления бюджетных средств, административно-территориальным делением государства и т.д. Сочетание этих факторов порождает ту или иную систему расходов бюджета любого государства на определенном этапе социально-экономического развития.

44. Налоги- обязательные платежи, взимаемые государством с юридических и физических лиц. Налоговая система — основанная на определенных принципах система урегулированных нормами права общественных отношений, складывающихся в связи с установлением и взиманием налогов и сборов. Функции налога: 1.формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций. 2. Контрольная, состоит в том, что появляется возможность количественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями гос-ва в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, появляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Суть ее в том, чтобы налогоплательщики своевременно и в полном объеме уплачивали установленные законодательством налоги. 3. Распределительная функция налогов обладает радом свойств (регулирующее, стимулирующее, воспроизводственное), характеризующих многогранность ее роли в воспроизводственном процессе. 4. Экономическая функция налогов состоит в воздействии через налоги на общественное воспроизводство, т.е. любые процессы в экономике страны, а также социально-экономические процессы в обществе. Классификация налогов:Прямые налоги — это налоги, взимаемые непосредственно с дохода или имущества налогоплательщика. Косвенные налоги — это налоги, взимаемые в процессе оборота товаров (работ и услуг), при этом включаемые в виде надбавки к их цене, которая оплачивается в итоге конечным потребителем. Налоги с имущества - это налоги, взимаемые с организаций или физических лиц по факту владения ими определенным имуществом или с операций по его продаже (покупке). Налоги с дохода - это налоги, взимаемые с организаций или физических лиц при получении ими дохода. Налоги с потребления— это налоги, взимаемые в процессе оборота товаров (работ, услуг), подразделяемые в свою очередь на индивидуальные, универсальные и монопольные. Налоги с использования ресурсов {рентные) — это налоги, взимаемые в процессе использования ресурсов окружающей природной среды. Налоги, взимаемые с юридических лиц, физических и смешанные. Налоги с твердыми (специфическими) ставками — это налоги, величина ставки которых устанавливается в абсолютной сумме на единицу измерения налоговой базы. Налоги с процентными (адвалорными) ставками — это налоги, величина ставки которых устанавливается в процентном исчислении от стоимостной оценки объекта налогообложения (налоговой базы). В налогах с пропорциональными ставками размер налоговых платежей прямо пропорционален размеру дохода, прибыли или имущества налогоплательщика. В налогах с прогрессивными ставками размер налоговых платежей находится в определенной прогрессии к размеру дохода, прибыли или имущества налогоплательщика. В налогах с регрессивными ставками размер налоговых платежей находится в определенной регрессии к размеру дохода, прибыли или имущества налогоплательщика. Налоги федеральные,региональные и местные. Срочные —это налоги, уплата которых не имеет систематически регулярного характера, а производится к сроку при наступлении определенного. Периодические —это налоги, уплата которых имеет систематически регулярный характер в установленные законом сроки. Кривая Лаффера:при росте ставки налогообложения от 0 до t0 общая сумма налогов растет, если рост ставки продолжится, то сумма налогов начнет уменьшаться, пока не достигнет нулевого значения при ставке 100%. Кривая Лаффера — графическое отображение зависимости между налоговыми поступлениями и динамикой налоговых ставок.

45.Фискальная политика – это политика регулирования правительством прежде всего совокупного спроса. Регулирование экономики в этом случае происходит с помощью воздействия на величину совокупных расходов. Однако некоторые инструменты фискальной политики могут использоваться для воздействия и на совокупное предложение через влияние на уровень деловой активности. Фискальную политику проводит правительство. Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы государственного бюджета, а именно: 1) государственные закупки; 2) налоги; 3) трансферты (это выплаты, не связанные с покупкой товаров и услуг). Выделяют два вида фискальной политики: 1) стимулирующую и 2) сдерживающую. Стимулирующая фискальная политика применяется при спаде (рис. 10.1(а)), имеет целью сокращение рецессионного разрыва выпуска и снижение уровня безработицы и направлена на увеличение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами выступают: а) увеличение государственных закупок; б) снижение налогов; в) увеличение трансфертов. Сдерживающая фискальная политика используется при буме (при перегреве экономики) (рис.10.1.(б)), имеет целью сокращение инфляционного разрыва выпуска и снижение инфляции и направлена на сокращение совокупного спроса (совокупных расходов). Ее инструментами являются: а) сокращение государственных закупок; б) увеличение налогов; в) сокращение трансфертов. Кроме того, различают фискальную политику: 1) дискреционную и 2) автоматическую. Дискреционная фискальная политика представляет собой законодательное изменение правительством величины гос. закупок, налогов и трансфертов с целью стабилизации экономики. Автоматическая фискальная политика связана с действием встроенных стабилизаторов. Встроенные стабилизаторы представляют собой инструменты, величина которых не меняется, но само наличие которых автоматически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при перегреве. К автоматическим стабилизаторам относятся: 1) подоходный налог 2) косвенные налоги 3) пособия по безработице; 4) пособия по бедности.

46.Государственный бюджет может быть профицитным или дефицитным, когда величина государственных доходов соответственно больше или меньше его расходов. Структурный дефицит (излишек) государственного бюджета — это разность между расходами и доходами бюджета в условиях полной занятости. Циклический дефицит определяется как разность между фактической величиной бюджетного дефицита и структурным дефицитом. К внутренним источникам покрытия дефицита бюджета относят:1) государственные займы, осуществляемые посредством выпуска государственных ценных бумаг; 2) дополнительную денежную эмиссию 3) кредиты получаемые правительством от кредитных организаций; 4) бюджетные кредиты и бюджетные ссуды, 5) поступления от продажи государственного имуществат;6) остатки по государственным запасам и резервам;7)профициты прошлых лет. К внешним источникам финансирования бюджетного дефицита относят:1) государственные займы в иностранной валюте; 2) кредиты правительств иностранных государств, международных финансовых организаций, банков и фирм, выраженные в иностранной валюте. Государственный долг — результат финансовых заимствований государства, осуществляемых для покрытия дефицита бюджета. Государственный долг равен сумме дефицитов прошлых лет с учётом вычета бюджетных излишков.[ Государственный долг тесно связан с понятием «государственный кредит». Если валюта государства не является конвертируемой, то различают два типа государственного долга: Внутренний — задолженность государства владельцам государственных ценных бумаг (ГЦБ) и иным кредиторам, выраженная в национальной валюте. Внешний — задолженность государства другим странам, международным экономическим организациям и другим лицам, выраженная в иностранной валюте. Погашается за счёт экспорта товаров или новых заимствований. Последствия накопления государственного долга: 1.Переложение налогового бремени на будущие поколения. 2.Перераспределение доходов среди населения. 3.Вытеснение (сокращение) частных инвестиций в силу выпуска государственных ценных бумаг

47.Деньги – особый товар, всеобщий эквивалент (равностоимость) или всеобщая эквивалентная форма стоимости всех др. товаров. Специфическое свойство денежного товара — выражать стоимость любого др. товара, служить всеобщим орудием обмена. Первая функция денег — деньги как средство обращения). Главное свойство денег — абсолютная ликвидность. Ликвидность — это мера того, насколько быстро можно обменять какой-либо актив на наличные деньги. Второй функцией денег выступает то, что они являются измерителем ценности всех товаров и услуг, единицей счета. Пока деньги не начали выполнять эту функцию, стоимость каждого товара должна была измеряться в определенных количествах всех других товаров, производимых в экономике. Третья функция денег – это функция средства платежа, которая проявляется в использовании их при оплате отложенных платежей (уплате налогов, выплате долгов, получении доходов). Отличие этой функции от функции средства обращения заключается в том, что использование денег в качестве посредника в обмене предполагает одновременное движение товаров и денег, а при выполнении функции средства платежа либо движение товаров и движение денег по времени не совпадают (например, коммерческий кредит, т.е. кредит под товары), либо нет движения товаров, а есть только движение денег (например, банковский кредит). Четвертая функция денег состоит в том, что деньги представляют собой запас ценности (средство сохранения ценности). Деньги являются финансовым активом, обладающим ценностью. Закон количества денег, необходимых для обращения сформулировал К. Маркс. PQ - K + a – b , M = ------------------ , где PQ - ? цен реализованных товаров и услуг; M - количество денег , необходимых для обращения. Из закона вытекает принцип денежного обращения (ДО)- ограничение денежной массы потребностями оборота. Отклонение от общего закона обращения обусловлено функционированием не полноценных денег , а знаков стоимости. В результате выпуск бумажных денег, превышающий пределы потребностей, влечет за собой повышение общего уровня товарных цен. Потребность хозяйства в деньгах зависит от спроса предприятий, государства и частных лиц на покупательные и платежные средства, а также на средства накопления. Количество денег в обращении зависит от цен товаров, так как последние, являясь денежным выражением товарных стоимостей, складываются до обращения, в обращение же поступает количество денег, необходимое для реализации данной суммы товарных цен.

48.По характеру собственности банки могут быть государственные, акционерные, кооперативные, частные, муниципальные, смешанные. В банках государственного типа признак государственности с позиции собственности на банковский капитал является основополагающим. По характеру выполняемых операций банки могут быть эмиссионными и коммерческими. Главной задачей эмиссионных банков является укрепление позиций денежной единицы как внутри страны, так и за рубежом. Эмиссионный банк осуществляет надзор над всей кредитной системой; осуществляет кредитно-денежную политику государства; Коммерческие банки - наиболее универсальный тип банков - занимаются широким кругом операций. Но их специфическими функциями являются: приём депозитов, предоставление ссуд, проведение расчетов. По срокам выдаваемых кредитов могут быть банки, предоставляющие преимущественно долгосрочные или краткосрочные ссуды. Их задача - обеспечить на возвратной основе потребности заемщиков в доп. ресурсах, в которых они нуждаются в ходе своей коммерческой деятельности. По хозяйственному признаку различают промышленные, торговые, сельскохоз., внешнеторговые. В мировой практике выделяются также сберегательные, депозитные банки, в задачи которых входит аккумуляция свободных денежных средств, привлечение депозитов (вкладов)и их использование для кредитования других кредитных учреждений. По территориальному признаку банки делятся на местные (региональные) и обслуживающие потребности ряда регионов, страны в целом, международные. На практике в чистом виде тот или иной банк почти не встречаются. В современном денежном хозяйстве чаще встречаются комбинации выполняемых банком операций при сохранении главного направления их деятельности, что и позволяет выделять отдельные их типы.

Банковская система государства - это совокупность различных финансово-кредитных институтов в стране в их взаимосвязи, действующая в рамках общего денежно-кредитного механизма в определенный исторический период. Основной целью банковской системы является обслуживание оборота капитала в процессе производства и обращения товаров. Банковская система является главным звеном финансово-кредитной системы государства, так как на нее падает нагрузка по кредитно-финансовому обслуживанию хозяйственного оборота страны.

Существует два основных типа построения банковской системы: одноуровневая; двухуровневая.

49.Денежно-кредитная (монетарная) политика — это политика государства, воздействующая на количество денег в обращении с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости населения и роста реального объема производства. Конечные цели денежно-кредитной политики: рост объема национального производства, полная занятость, стабильный уровень цен. Промежуточными целями денежно-кредитной политики является регулирование денежно-кредитной системы, а именно объема денежного предложения, процентных ставок, курса национальной валюты и других параметров. Конечные цели кредитно-денежной политики реализуются как итог экономической политики государства в целом. Промежуточные цели кредитно-денежной политики непосредственно относятся к деятельности центрального банка. Достижение основных целей денежно-кредитной политики осуществляется посредством общих и селективных инструментов. Общие инструменты кредитно-денежной политики влияют на рынок ссудных капиталов в целом. Селективные инструменты кредитно-денежной политики регулируют конкретные виды кредита или кредитование отдельных отраслей, крупных фирм и т. д. Общими инструментами регулирования выступают: учетная политика; проведение операций на открытом рынке; Установление норм, обязательных резервов коммерческих банков. Селективными методами регулирования являются:1. Контроль по отдельным видам кредитов, 2. Регулирование риска и ликвидности банковских предприятий, 3. Предписываемая законом маржа. Фондовая биржа — необходимый институт рыночных экономических отношений. Маржа — минимальная пропорция стоимости покупаемых ценных бумаг, которая оплачивается из собственных средств покупателя. Например, при марже в 60 %, приобретая пакет ценных бумаг на сумму в 1 млн долл., покупатель должен своими деньгами заплатить 600 тыс. долл. и только 400 тыс. долл. могут составлять средства, полученные в кредит. 4. Увещевания. Руководящие кредитно-денежные институты могут «настоятельно рекомендовать» коммерческим банкам следовать определенной политике. Например, ограничить ежегодное расширение кредита, поскольку это может иметь негативные последствия для банковской системы и экономики в целом.

50.Социальная политика – согласованная деятельность институтов государства, экономических субъектов, направленная на управление социальным развитием, обеспечение благоприятных условий жизни и труда членов общества.

Цель – формирование социально стабильного и высокоразвитого общества, способного обеспечивать достойный уровень жизни и ее качество при достаточной степени общественного согласия, без противоречий и социальных конфликтов нейтрализовать негативные последствия рыночной экономики.

Основные направления:

развитие отраслей социально-культурного комплекса;

общие вопросы политики доходов населения;

политику в сфере труда и трудовых отношений;

социальную защиту нетрудоспособных и малоимущих слоев населения;

демографическую и миграционную политику

охрану окружающей среды.

51.Уровень жизни – уровень благосостояния населения, потребления материальных и духовных благ, услуг, совокупность показателей и условий, характеризующих меру удовлетворения основных жизненных потребностей людей в сравнении с исторически обусловленными социальными нормативами потребления.

Существует верхний уровень потребностей и низший. Верхний зависит от образованности, знаний, культуры, менталитета. Низкий, как правило, задается минимумом средств существования, обеспечивающих жизнедеятельность человека в конкретных исторических условиях.

Показатели уровня жизни:

реальные доходы населения;

жизненно-бытовые условия;

уровень медицинского обслуживания;

возможность получения образования;

развитие социального обеспечения и социального страхования;

уровень культурного и коммунального - бытового обслуживания;

продолжительность рабочего дня;

обеспеченность работой

Под качеством жизни понимается социально-экономическая категория, включающая в себя не только уровень потребления материальных благ и услуг, но и удовлетворение духовных потребностей, интересы людей, интересы большинства населения, закрепленные законодательством и одобренные большинством населения и их полномочными представителями.

показатели качества жизни:

здоровье людей;

продолжительность жизни;

условия и безопасность труда;

физическое и культурное развитие населения;

условия среды, окружающей человека;

содержание, характер, интенсивность труда;

морально-психологический климат;

взаимоотношения внутри трудовых коллективов.

52.Доходы граждан представляют собой сумму натуральных и денежных поступлений.

Денежные доходы:

заработная плата;

предпринимательский доход;

дивиденды;

социальные трансферты (пенсии, пособия, стипендии);

поступления от продажи личного и домашнего имущества;

доходы от сдачи внаем или продажи недвижимости;

доходы от продажи сельскохозяйственной продукции.

Натуральные доходы:

оплата труда продукцией;

натуральные поступления от личного подсобного хозяйства в стоимостной оценке;

товары и услуги, потребляемые без денежного возмещения.

Реальные доходы населения – это денежный доход граждан, исчисленный с учетом реальных цен на товары и услуги и взимаемых налогов, или количество предметов потребления(товаров, услуг), которые могут быть фактически приобретены человеком на свой доход.

Социальное неравенство заключается в неодинаковом доступе различных категорий населения к социальным благам, дефицитным ресурсам, недвижимости. Экономическое неравенство состоит в том, что меньшинство, как правило, владеет большой частью национального богатства, то есть между уровнем доходов и числом их преимущественного накопления всегда существует обратная зависимость.

Для измерения уровня неравенства в распределении доходов используются кривая Лоренца.

Чрезмерное неравенство в доходах не только отрицательно влияет на качество жизни людей, но обуславливает относительно большую долю бедных граждан в стране.

53.Социальная защита — система мер, осуществляемых обществом и государством по обеспечению устойчивого нормального (принятого в обществе) материального и социального положения граждан.

По формам можно выделить материальную, социальную и правовую защиту. При этом материальная защита может осуществляться в виде денежных адресных выплат, индексации доходов, натуральной помощи (продовольствие, одежда, жилье, лекарства), а также льгот и гарантий, информации, предоставления рабочего места и др.

Основными направлениями формирования эффективной системы социальной защиты считаются: поддержка беднейших слоев населения; гарантия права на труд; регулирование занятости населения.

54.Под экономическим ростом в масштабе всей национальной экономики принято понимать увеличение объема производства товаров и услуг за определенный период времени.

Экономическая наука выделяет два основных типа экономического роста: экстенсивный и интенсивный.

При этом типе экономического роста прирост продукции достигается за счет количественного роста численности и квалификационного состава работников, а также за счет увеличения мощности предприятия, то есть увеличения установленного оборудования.

Экстенсивное расширение производства (расширяющий)предполагает наличие в стране достаточного количества трудовых и природных ресурсов, за счет которых могут увеличиваться масштабы экономики.

Важнейший фактор интенсивного экономического роста(напряжение) – повышение производительности труда. Главный отличительный признак этого типа экономического роста – повышение эффективности производственных факторов на базе технического прогресса.

три фактора производства: труд, капитал и земля (природные ресурсы).

Важным фактором экономического роста является земля, а точнее, количество и качество природных ресурсов.

Научно-технический прогресс является важным двигателем экономического роста любого государства и включает в себя совершенствование технологий, новые методы и формы управления и организации производства.

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.