Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Оценка эффективности бизнес-процессов на предприятии



Говорить об эффективности процессов и процессного подхода, не затрагивая вопросов эффективности функционирования предприятия и реализации стратегии, невозможно. Даже эффективно работающие процессы, но не нацеленные на решение общекорпоративных задач, способны привести организацию к краху. Для внедрения процессного подхода в практику управления (а также для его дальнейшего эффективного использования) предприятию необходимо определиться со стратегией развития.

Для того чтобы настроить процессы на достижение общекорпоративных целей, высшему руководству компаний следует обратиться к активно завоевывающей доверие концепции Balanced Scorecard. Balanced Scorecard – это система стратегического управления организацией на основе измерения и оценки ее эффективности по набору показателей, подобранному таким образом, чтобы учесть все существенные аспекты ее деятельности («финансы», «рынок/клиенты», «обучение/развитие», «бизнес-процессы»).

Определение целевых значений показателей эффективности соответствующих процессов должно производиться, прежде всего, исходя из общефирменных целевых значений показателей эффективности. В этом случае необходимо говорить именно о направлении «сверху вниз», а не наоборот.

В настоящее время вопрос оценки эффективности деятельности предприятия и процессов является не решенным, но чрезвычайно важным и актуальным. Анализируя проблемы, с которыми сталкивается большинство предприятий на практике, можно констатировать, что наиболее актуальной проблемой измерения и оценки эффективности деятельности организации и функционирования процессов для большинства управляющих является определение показателей эффективности указанных объектов (организации и процессов).

Поскольку предприятие представляет собой многофункциональный объект и является объектом ожиданий со стороны многих социально-экономических субъектов, понятие эффективности должно дробиться в соответствии с разнообразием этих субъектов и их точек зрения (рисунок 3). Поэтому эффективность предприятия должна оцениваться многокритериальным образом, включая требования всех его контрагентов и самого предприятия как экономического субъекта, осуществляющего протяженное во времени объединение производственных, рыночных и инновационно-воспроизводственных процессов.

 
 

 

 

 


Рисунок 3 – Взаимосвязь показателей общекорпоративной эффективности

и показателей эффективности процессов

 

Если предприятия в функциональном или институциональном смысле не гармонизированы с социально-экономической или институциональной средой, то любые проведенные преобразования неизбежно окажутся либо неустойчивыми, либо неэффективными. Методика определения показателей эффективности процесса управления предприятием выглядит следующим образом (рисунок 4). По сути, установленные целевые значения по выбранным в соответствии с этой методикой показателям являются стратегией предприятия.

 
 

 


 

 

Рисунок 4 – Методика разработки системы показателей
эффективности деятельности предприятия

 

Исследование вопроса оценки эффективности процессов целесообразно начать с рассмотрения предлагаемых классификаций показателей процессов. Надо сказать, что встречающиеся на сегодняшний день в литературе по менеджменту качества классификации показателей процессов не лишены недостатков. Следует отметить, что показатели результативности и эффективности процессов действительно являются производными. Показатели результативности получаются, когда важные характеристики процесса соотносятся с целевыми (заданными) или нормативными. Показатели экономической эффективности получают, когда сопоставляют добавленную ценность процесса с его добавленной стоимостью, причем справедливости ради надо отметить, что показатели экономической эффективности можно рассчитать далеко не по всем видам процессов, поэтому для целей управления более всего важно создание классификации первичных показателей процесса.

Таким образом, предлагается следующий вариант классификации показателей процессов:

- показатели качества процесса (удовлетворенность клиента, точность процесса, надежность процесса);

- показатели длительности (время выполнения процесса, отдельных его частей и т. д.);

- показатели стоимости (стоимость отдельных операций и процесса в целом, удельные затраты на единицу продукции, затраты на качество и т. д.);

- показатели управляемости (характеризуются величиной реакции процесса на управляющее воздействие);

- показатели производительности (характеризуются количеством выпущенной продукции за выбранный период).

Для решения конкретной практической задачи, такой как определение набора наиболее важных показателей по каждому из выделенных процессов, конечно, необходимо знать, какие виды показателей существуют, но гораздо более важно знать, каким образом можно выделить по каждому из процессов наиболее существенные показатели.

Кроме того, с помощью анализа информации о затратах на процессы, а также учета затрат вследствие несоответствия может поддерживаться процесс постоянных улучшений. Сначала этот процесс может быть ориентирован на устранение потерь. Как только существенные потери устранены и доля затрат вследствие несоответствия в объеме полных затрат становится несущественной, работа по улучшению может заключаться в перепроектировании исследуемого процесса.




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.