Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Расчет показателей экономической эффективности



Экономическая эффективность – это мера целесообразности принятия решения в отношении осуществления капвложений или инвестиций. Данный расчет производится по второму мероприятию дипломного проекта.

 

При расчетах показателей экономической эффективности на уровне предприятия в состав итогов проекта включаются:

­ производственные результаты – выручка от реализации производственной продукции за вычетом расходов на соответственные нужды;

­ социальные экологические результаты, относящиеся к работникам предприятия и членам их семей (воздействие проекта на здоровье и т. п.);

­ косвенные финансовые результаты (это изменение рыночной стоимости земельных участков, зданий и иного имущества; затраты на консервацию или ликвидацию производственных ценностей; потери природных ресурсов и имущества от чрезвычайных ситуаций и т. п.).

В состав затрат при этом включаются только единовременные и текущие затраты предприятия.

Основными общими показателями экономической эффективности деятельности подразделений управления персоналом являются:

­ рост производительности труда;

­ годовой экономический эффект (экономия приведенных затрат).

При расчетах экономической эффективности кадровых мероприятий могут использоваться и другие (частные) показатели, в том числе:

­ снижение трудоемкости продукции;

­ относительная экономия (высвобождение) численности работников;

­ прирост объемов производства (продаж), экономия по элементам себестоимости продукции;

­ экономия рабочего времени.

Прирост производительности труда (П) определяется через показатели:

- выработки продукции на одного работающего;

- экономии численности работников;

- снижения трудоемкости продукции.

Прирост производительности труда (П, %) в результате экономии численности работников рассчитывается по формуле:

П = Эч × 100/(ЧсрЭч),(74)

 

где Эч – относительная экономия (высвобождение) численности работающих после внедрения мероприятия, чел.;

Чср – расчетная среднесписочная численность работающих (исчисленная на объем производства перспективного периода по выработке базисного периода), чел.

Влияние снижения трудоемкости на рост производительности труда определяется по формулам:

П = 100 ×Т/(100Т)(75)

 

или

П = 1/ Т21) ×100, (76)

 

где Т – процент снижения трудоемкости выпускаемой продукции в результате внедрения мероприятия;

Т1 и Т2 – трудоемкость продукции до и после внедрения мероприятия, чел. ч.

Годовой экономический эффект (экономия приведенных затрат) г, руб.) рассчитывается по формулам:

 

Эг = 1С2)×В2 – Ен×Звнедр (77)

 

или

 

Эг = ΔЗэк – Ен×Звнедр, (78)

 

где С1 и С2 – себестоимость единицы продукции (работ) до и после внедрения мероприятия (текущие затраты), руб.;

В2 – годовой объем продукции (работ) после внедрения мероприятия в натуральном выражении, ед.;

Ен – нормативный коэффициент сравнительной экономической эффективности (величина, обратная нормативному сроку окупаемости Тн). Для кадровых мероприятий равен 0,15, а нормативный срок окупаемости Тн – 6,2 года;

Звнедр– единовременные затраты, связанные с разработкой и внедрением мероприятия, руб.;

ΔЗэк– экономия (снижение) затрат (себестоимости) за счет внедрения мероприятия, руб.

 

Статический срок окупаемости единовременных затрат (Тед) и обратная ему величина – коэффициент эффективности (Е) – определяются по формулам:

 

Тед = Звнедр/(С1С2)×В2, (79)

Е = 1С2)×В2внедр= 1/ Тед.(80)

 

Статический срок окупаемости единовременных затрат можно рассчитывать, если окупаемость проекта происходит в первый же год после внедрения, т. е. когда можно пренебречь инфляционным фактором.

Частные показатели экономической эффективности кадровых мероприятий в зависимости от используемых данных рассчитываются по следующим формулам.

Снижение трудоемкости продукциит, нормо-ч):

 

Ст = ∑ (t1 – t2)×В2, (81)

 

где t1 и t2– трудоемкость единицы продукции (работ) после внедрения мероприятия, нормо-ч.

Относительная экономия (высвобождение) численности работающихч, чел.):

а) за счет сокращения потерь рабочего времени и непроизводительных затрат труда:

 

Эч = 211)×Ч1,(82)

 

где Ф1иФ2 – фонд рабочего времени в среднем на одного работающего до и после внедрения мероприятия, ч;

Ч1– численность работающих до внедрения мероприятия, чел.;

б) за счет сокращения потерь рабочего времени:

 

Эч = [(Б1Б2)/(100 Б2)]×Ч1, (83)

 

где Б1 и Б2– потери рабочего времени до и после внедрения мероприятия, %;

в) за счет прироста объема производства:

 

Эч = Ч1× (1 + Р /100)Ч2, (84)

 

где Ч1 и Ч2– численность работающих в данном подразделении до и после внедрения мероприятия, чел.;

Р – прирост объема производства в результате внедрения мероприятия, %;

г) за счет прироста выработки на одного рабочего в результате повышения квалификации (при неизменных нормах выработки):

 

Эч = Чнв× Рнв/100, (85)

 

где Чнв – численность рабочих, повысивших процент выполнения норм выработки (времени) в результате повышения квалификации, чел.;

Рнв– прирост процента выполнения норм выработки (времени), %:

Рнв = (Рнв 2 – Рнв 1)/ Рнв 1×100,(86)

 

где Рнв 1 и Рнв 2 – выполнение норм выработки (времени) до и после повышения квалификации, %.

Экономия рабочего времени в связи с сокращением потерь и непроизводительных затрат временивр, чел. ч):

Эвр = d×Ч×Ф, (87)

 

где d– сокращение потерь и непроизводительных затрат времени на одного рабочего в течение смены, ч;

Ч – численность рабочих, у которых сокращаются потери и непроизводительные затраты времени, чел.;

Ф– годовой фонд рабочего времени одного рабочего, дни.

Прирост объема производства (Р, %):

Р = 2В1)/В1×100,(88)

где В1 и В2 – годовые объемы выпуска продукции до и после внедрения мероприятия, натур. ед.

Экономия от снижения себестоимости продукциис, руб.), в том числе:

* годовая экономия заработной платы за счет уменьшения численности работников, руб.:

Эс = Эч×Зср – ∆Фср, (89)

 

где Эч – абсолютное высвобождение численности работников, чел.;

Зср – среднегодовая зарплата одного работника до внедрения мероприятия, руб.;

Фср – прирост фонда зарплаты, вызванный внедрением мероприятия, руб.;

 

* экономия от сокращения текучести рабочей силы, вызванной неудовлетворительностью организацией и условиями труда:

 

Эс = Ут×(1Кт 2/ Кт 1),(90)

где Ут– среднегодовой ущерб, причиняемый предприятию текучестью рабочей силы, руб.;

Кт 2 – ожидаемый коэффициент текучести, %;

Кт 1– фактический коэффициент текучести, %.

 

Экономия в связи с сокращением профессиональной заболеваемости и производственного травматизман, руб.):

Эн = (Н1 – Н2)×Уср, (91)

 

где Н1 и Н2 – потери рабочего времени по временной нетрудоспособности в течение года до и после внедрения мероприятия, дни;

Уср– средний дневной размер ущерба предприятия в связи с травмами и производственно обусловленными заболеваниями, руб. (в том числе выплата пособий по нетрудоспособности, пенсий по инвалидности, затраты на приобретение оборудования и пр., расходы на санаторно-курортное лечение и пр.).

Экономия от снижения себестоимости на условно-постоянных расходахсу):

 

Эсу = У ×(В1В2)/В1 (92)

 

или

 

Эсу = У × Р /100, (93)

 

где У – годовая сумма условно-постоянных расходов в себестоимости продукции базисного периода, руб.;

Р – прирост объема производства, %.

 

Экономия от снижения удельных капиталовложений в результате лучшего использования оборудованияку):

Эку = Ен×Фб× Р /100,(94)

 

где Фб– балансовая стоимость оборудования, на котором увеличился выпуск продукции в результате внедрения мероприятия, руб.

 

Оценка эффективности производственной деятельности с помощью показателя эффективности затрат труда, в частности, производительности труда (Пт):

 

Пт = Оп/Т,(95)

 

где Оп – объем произведенной продукции в течение определенного календарного периода (руб.);

Т– затраты труда (чел. ч, чел. дн, средняя списочная численность работников).

Общая экономическая эффективность затрат на персоналз. п, %) определяется как отношение результата деятельности персонала за период к соответствующим затратам или обратным ему показателем:

 

(96)

 

(97)

 

В качестве результата деятельности можно при этом рассматривать: объем произведенной продукции, валовую или чистую прибыль, а в качестве затрат – фактический фонд заработной платы либо сумму прямых выплат персоналу, отчислений в централизованные фонды (социальное страхование, медицинское страхование и т. п.), расходы на социальные мероприятия. Эти показатели целесообразно прослеживать за ряд лет, а также сравнивать с результатом родственных предприятий.

Срок окупаемости статическим методом (Ток) за счет экономии затрат по заработной плате и иных социальных выплат (при условии, что все остальные текущие затраты останутся без изменений):

 

(98)

 

где К1и К2 – капитальные вложения по первому и второму вариантам;

ЗП1 и ЗП2 – заработная плата, социальные отчисления по соответствующим вариантам.

Оценка эффективности через приведенные затратыпр)

Для реализации выбирается вариант проекта с наименьшей величиной приведенных затрат:

 

(99)

 

где ЗП – заработная плата, социальные отчисления;

Е – нормативный коэффициент, обратный сроку окупаемости;

К – величина инвестиций.

При расчетах с помощью данной формулы предполагается, что величина текущих материальных затрат не изменяется. В качестве норматива Е могут быть использованы самые различные коэффициенты, например ставках банковского процента, нормы амортизации и пр. Здесь необходимо учитывать такое важное обстоятельство, как разновременность осуществления капитальных вложений. Для устранения этого обстоятельства их необходимо привести к одинаковому периоду (обычно к завершающему). Это делается путем умножения годовой суммы капитальных вложений (К) на выражение , где п – количество лет осуществления капвложений.

 

Оценка эффективности через изменение темпа прироста продаж (DТпр, %):

 

(100)

 

где – темп прироста продаж по внедряемому мероприятию, %;

– темп прироста продаж до мероприятия, %.

Сложность оценки эффективности мероприятий в местах продажи обусловлена одновременным действием нескольких факторов, имеющих влияние на объем продаж.

Оценка эффективности POS-материалов (фирменного торгового оборудования). Оцениваются прибыль (П), рентабельность ( ) и срок окупаемости (tок):

 

(101)

 

гдеП– прибыль, руб.;

ΔQ – прирост продаж в месяц, руб.;

Педприбыль с единицы, руб.;

Зразм – затраты в месяц на размещение, руб.;

tразм – срок размещения, мес.;

 

(102)

 

где – рентабельность POS, %;

– прибыль от размещения POS, руб.;

– затраты на POS, руб.;

 

(103)

где tок – срок окупаемости, мес.;

Пмес– прибыль в месяц от прироста, руб.

Рассчитанный срок окупаемости сравнивается с плановым результатом, при определении которого необходимо учитывать срок службы POS-материала. Плановый результат должен быть меньше или равен сроку службы материала.

Оценка эффективности «временных» POS-материалов (например, шелфтокеров, вобблеров). По ним срок окупаемости не рассчитывается, так как, исходя из характера таких материалов, они должны окупаться в пределах одного месяца. В данном случае рассчитывается прирост продаж и прибыль от размещения:

 

(104)

 

где – прибыль от размещения, руб.;

– прибыль от прироста в месяц, руб.;

– стоимость комплекта материалов в месяц, руб.;

Зразм – затраты в месяц на размещение, руб.

 

Оценку POS-материалов рекомендуется проводить только на этапе их появления, обновления или изменения условий размещения. Определив показатели эффективности по каждому POS-материалу, в дальнейшем оценка либо проводится автоматически, либо не проводится при отсутствии информации. Целью POS-материалов может быть не прирост, а сохранение продаж (предупреждение падения продаж). При таком подходе компания устанавливает плановые расходы на поддержание продаж, например, в процентном выражении от стоимости продукта. Работа POS-материалов является эффективной, если объем продаж сохраняется, а затраты не превышают плановых.

Оценка эффективности мерчандайзинга проводится при его внедрении, расширении количества обслуживаемых магазинов, при внедрении или изменении системы премий. Мерчандайзинг относится к числу мероприятий, которые имеет смысл проводить, если затраты окупаются в течение месяца. Срок окупаемости мерчандайзинга не рассчитывается, а определяются показатели «прирост продаж» (DQ) и «прибыль» (ПМЧД) от мерчандайзинга в месяц:

 

(105)

 

где – объем продаж в месяц с внедрением мерчандайзинга, ед.;

– объем продаж в месяц до внедрения мерчандайзинга, ед.;

 

, (106)

 

где Ппр. мчд – прибыль от прироста за месяц, руб.;

Змчд. мес – затраты на мерчандайзинг в месяц, руб.

Величина прироста продаж зависит от качества мерчандайзинга и от того, насколько хорошо в магазине была построена система выкладки товара в целом и конкретного товара в частности до внедрения мерчандайзинга. При оценке эффективности мерчандайзинга выводы следует делать по результатам трех месяцев работы мерчандайзинга.

Оценку промо-акций производят по периодам: «во время акции», «сразу после акции», «после акции».

Оценка «во время акции». Во время акции наблюдается значительный рост продаж, превышающий обычные показатели в несколько раз. Однако в большинстве случаев за время акции затраты на нее не окупаются:

 

(107)

 

гдеПпромо-акц – прибыль (убытки) во время акции, руб.;

Зпромо-акц – затраты на промо-акции, руб.;

Ппр. промо-акц – прибыль от прироста продаж во время акции, руб.

Оценка «сразу после акции».В зависимости от типа продукта и акции, продолжительности и качества прохождения акции «сразу после акции» (от нескольких дней до месяца и более) по сравнению с периодом до акции могут наблюдаться: падение, сохранение или рост продаж. В связи с этим на основе оценки изменения продаж в данный период нельзя делать выводы об эффективности акции. Необходимо зафиксировать убытки/прибыль, полученные за этот период.

Оценка «после акции». Прирост продаж «после акции» является основным результатом, на основе которого происходит оценка эффективности акции. Цель промо-акции будет достигнута только в том случае, если через месяц после акции объем продаж будет выше, чем объем продаж до акции.

Срок окупаемости промо-акции складывается из продолжительности акции и срока окупаемости после акции:

 

(108)

 

где tок – срок окупаемости после акции, мес.;

Пакц – прибыль (убытки) от акции во время акции, руб.;

П1 мес. после – прибыль (убытки) в 1-й месяц после акции, руб.

П2 мес. после – прибыль во 2-й месяц.

 

Оценка экономической эффективности комплекса маркетинговых коммуникаций (Ек) определяется как отношение прироста дохода,эффекта (Эi), полученного от использования этого сочетания форм продвижения товара, к сумме затрат, необходимых для осуществления этих форм продвижения (Зi пр):

 

(109)

 

где i = 1...n – число элементов комплекса.

Следует учитывать, что в ходе разработки дипломного проекта могут предлагаться к реализации другие новации, имеющие направленность повышения устойчивости и конкурентоспособности исследуемого предприятия (организации). В данном пособии невозможно охватить все гипотетические варианты проектируемых изменений в организации и производственных процессах. Исходя из этого, перечень рассмотренных выше расчетов экономической эффективности не является закрытым и студенту следует проявлять самостоятельность, выбирая методику расчетов и определения экономической эффективности проекта.

Примеры расчетов экономической эффективности различных мероприятий приведены в приложениях Н, П, Р, С, Т, У, Ф, Х.




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.