Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Сознание и язык





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Следующий существенный признак, который выделен в определении, указывает на взаимосвязь сознания и языка.

В широком смысле слова языкэто любая система знаков, позволяющая осуществлять коммуникацию, хранить и транслировать информацию. Знак – предмет, выступающий заместителем и представителем другого предмета, процесса или явления. В узком смысле слова термин «язык» используют для обозначения «словесного языка», характерного только для человека. Этот смысл используется и для трактовки другого понятия «речь». Во избежание путаницы далее мы будем употреблять понятия «язык» и «речь» в следующих значениях

Язык – социокультурно детерминированная система знаков, служащая средством мышления, познания, коммуникации, хранения и передачи информации, а также управления человеком.

Речь – это деятельность, которая осуществляется с помощью языка. Существует устная, письменная, внутренняя речь, однако это обстоятельство не меняет её природы исключительно человеческой формы деятельности. Основные элементы речи – слово и предложение. Слова могут передавать информацию благодаря тому, что они обладают значением. Значение слова – это образ предмета, обозначенного данным словом.

Существует тесная связь сознания языка и речи. Ощущения, чувства, эмоции, интуиция могут существовать вне языка, однако мышление неразрывно с ним связано. В самом общем виде мышление можно определить как процесс оперирования конкретно-чувственными и понятийными образами.

По отношению к мышлению язык выполняет несколько функций

Во-первых, язык служит формой выражения мыслей. Идеальное содержание мышления материализуется в языке, что одновременно служит основой его объективизации. В процессе осознания мысль отливается в логические формы, облекается в словесную оболочку. Без языка нет понятийного мышления. Вместе с тем язык не мог возникнуть без способности людей абстрактно мыслить. Слово, по удачному выражению психолога Л.С.Выготского, является не только фиксатором, но и оператором: мысль в слове не просто выражается, но и совершается в том смысле, что благодаря самосознанию направляется её дальнейший ход. Эту функцию можно назвать мыслеобразующей.

Другим важным свойством языка является то, что с его помощью человек может общаться с другими людьми, запоминать или передовать какую-либо информацию. Это так называемая коммуникативная функция языка.

Язык, как средство мышления, служит, одновременно, и средством получения нового знания. В этом проявляется его гносеологическаяфункция.

С помощью языка сохраняется и передаётся культурно-исторический опыт поколений, осуществляется обучение и воспитание подрастающего поколения. Эта функция языка называется социокультурной.

Язык и мышление образуют противоречивое единство. Они обуславливают друг друга, что порождает известную формулу: «Как нет языка без мышления, так не бывает и мышления без языка». Однако это не означает, что язык и мышление тождественны друг другу. Мышление отражает бытие, а язык обозначает его и выражает мысли. В этом единстве определяющей стороной служит мышление, сознание. Будучи отражением действительности, мышление обуславливает структуру языка. Ясная и стройная мысль выражает в понятной и последовательной речи. «Кто ясно мыслит, тот ясно говорит», - гласит народная мудрость. В свою очередь, речь воздействует на мышление: сложившиеся языковые структуры влияют на построение мысли.

Ведущая роль мышления по отношению к речи заключается ещё в том, что содержание мышления всегда богаче по содержанию текущей речи. Есть основания полагать, что новая оригинальная мысль всегда зарождается во вне словесной форме, часто в виде интуитивной догадки, а уже затем обретает словесную форму. На это указывает факт, который можно назвать «муками слова», когда, говоря словами поэта, «изводишь единого слова ради тысячи тонн словесной руды». Если в процессе творчества происходит выбор подходящеё словесной формы, то, следовательно, есть то, что управляет данным процессом. Этим управляющим фактором и является рождённая, но ещё несловесная мысль. В процессе словесного оформления мысли происходит её дальнейшее уточнение и шлифовка.

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.