Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Познание





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Великое благо тому, кто научился учиться

Менандр

В системе многообразных форм отношения человека к миру важное место занимает познание -приобретение знания об окружающем человека мире, его природе и структуре, закономерностях развития, а также о самом человеке и человеческом обществе.

Познание (в самом общем виде) –это процесс получения человеком нового знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование. Результативность познания достигается в первую очередь активной ролью человека в этом процессе, чем и вызвана необходимость его философского рассмотрения. Философские проблемы познания составляют предмет теории познания или гносеологии. «Гносеология» – слово греческого происхождения (гнозис – знание и логос – слово, учение). Теория познания отвечает на вопросы, что такое познание, каковы его основные формы, каковы закономерности перехода от незнания к знанию, что такое субъект и объект познания, какова структура познавательного процесса, что такое истина и каков ее критерий, а так же на многие другие. В философию термин “теория познания” ввел шотландский философ Дж. Феррьер в 1854 г.

 

1.Субъект и объект познания

 

Если рассматривать процесс познания в целом, то в качестве его элементов в первую очередь следует выделить субъект и объект познания.

Субъект познания – это тот, кто осуществляет целе­направленную познавательную активность, или, проще, тот, кто познает что-либо. Субъект познания имеет социальную природу, т.е это человек, включённый в систему общественных отношений, усваивающий достижения культуры и цивилизации. В качестве субъекта познания может выступать как отдельный человек (индивид), так и различные социальные группы в том числе общество в целом и человечество. Успешная познавательная деятельность может быть осуществлена при условии активной роли субъекта в познавательном процессе.

Объект познания – это то, что противостоит субъекту, на что направлена его практическая и познавательная деятельность. Объект не тождественен объективной реальности, это только та её часть, которая вовлечена в деятельность человека. Субъект в каком – то смысле порождает объект или, точнее, превращает предмет в объект познания. Таким образом, субъект – это тот, кто познаёт, а объект – это то, что познаётся.

Со времени возникновения философии проблема отношения субъекта к объекту, как отношения познающего к познаваемому, всегда находилась в центре внимания философов, поэтому в истории философии она получила название «второй стороныосновного вопроса философии». Познаваем ли мир? Способен ли человек достигать достоверного и глубокого знания, т.е. знания сущности? При решении этой проблемы выделяют три философских направления. Первое из них – познавательный (гносеологический) оптимизм. Согласно ему, объект полностью доступен постижению субъекта, поэтому мир познаваем до уровня сущности (причин и законов) явлений, непознаваемых сущностей нет. Хотя в силу неисчерпаемости мира есть вещи ещё непознанные или мало познанные.

Второе направление – скептицизм (от греч. «скептикос» - исследующий, критикующий) оно основано на представлении, что объект частично доступен постижению субъектом, поэтому для него характерно сомнение в возможности познания, представление о том, что, возможно, человек может иметь правильное знание, а, возможно, и нет.

И третье направление – агностицизм (от греч. «а» -не, «гносис» - знание), представители которого считают, что объект недоступен постижению субъектом и признают возможность достижения неглубокого, поверхностного знания на уровне явлений, но отрицают возможность постижения сущности. Скептицизм и агностицизм иногда объединяют в познавательный (гносеологический) пессимизм

2.Практика - основа, движущая сила и цель по­знания.

Процесс познания во всех своих существенных моментах связан с практикой. Практика и познание тесно связаны друг с другом: практика име­ет познавательную сторону, а познание практическую. Познавательное и практическое взаимосвязаны, друг без друга не существуют.

Практика - это целенаправленная чувственно - предметная деятельность субъекта по преобразованию окружающего мира. Важнейшими чертами практики является: l) целенаправленность 2) предметно - чувственный характер 3) преобразование окружающего мира. Имеются следующие формы практики: общественно - производственная, социально - политическая, научно - эксперементальная, врачебная или медицинская, семей­но - бытовая, повседневная, хозяйственная. Эти формы практики являются основными, поскольку охватывают важнейшие сферы жизнедеятельности человека. Практика может быть либо созида­тельной (конструктивной) либо разрушительной (деструктивной) по своим результатам (даже вандалистской)

Практика оказывает мощное воздействие на познание. Практика есть

- источник

- основа

-цель познания

-критерий истины

1.Практика является источником познания потому, что все знания вызваны к жизни главным образом её потребностями. В частности математические знания возникли из необходимости измерять зе­мельные участки, вычислять площади, измерять время. Астроно­мия была вызвана к жизни потребностями торговли и мореплава­ния и т.п. Однако не всегда, конечно, открытия делаются непосред­ственно «по заказу» практики; в познании существуют и собствен­ные «внутренние» законы развития. Однако, в конечном счёте, и они обусловлены практикой.

2.Практика выступает как основа познания, его движущая сила. Она пронизывает все стороны моменты, формы, ступени познания от его начала до конца. Весь познавательный процесс, начиная от элементарных ощущений и заканчивая абстрактными теориями, обуславливается в конечном счёте задачами и потребностями прак­тики. Она ставит перед познанием определённые проблемы и тре­бует их разрешения. Практика служит основой познания также и в том смысле, что обеспечивает его техническими средствами, обо­рудованием и т. п. без которых оно не может быть успешным.

3.Практика является, опосредовано, целью познания, ибо оно осу­ществляется не ради простого любопытства, а для того, чтобы на­править и соответствующим образом, в той или иной мере, регули­ровать деятельность людей. Все наши знания возвращаются в ко­нечном итоге обратно в практику и оказывают активное влияние на её развитие. Задача человека состоит в том, чтобы познавать и объ­яснять мир, а в том, чтобы использовать полученные знания в качестве «руководства к действию» по его преобразованию, для удовлетворения материальных и духовных потребностей людей, для улучшения и совершенствования их жизни.

4.Практика представляет собой решающий критерий истины Т.е. позволяет отделить истинные знания от заблуждений.

Познание, в свою очередь, имеет несколько функций по отношению к практике:

1.Познание выступает средством практической деятельности.

2.Познание регулирует практику, обеспечивает управление практикой, практическим действием.

3.Познание выполняет прогностическую функцию, т.е. с помощью знаний можно предвидеть ход практической деятельности.

Таким образом, практика и познание, практика и теория взаимо­связаны и воздействуют друг на друга. Их взаимоотношения со­держат в себе противоречия. Стороны противоречия могут находится в соответствия, гармонии, но могут приходить к отрицанию, доходящему до конфликта.­

 

 

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.