2.Формирование патриотизма, гражданской позиции, понимание прав.
3. Развитие нравственных качеств личности: уважительное отношение к окружающим, развитие правильной речи.
Планируемые результаты:
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Формы организации ВУД: диспут, игра, викторина.
Основные понятия: «родина», « символ», «гражданин», «конституция», «права», «обязанности».
Оборудование: ноутбук, интерактивный комплекс, раздаточный материал для работы в группах (вопросы, иллюстрации сказочных героев, карточки с правами человека, кружки и флажки 3 цветов), музыкальная запись гимна Российской Федерации, презентация к занятию.
Технологическая карта занятия.
Этап занятия
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Ожидаемый результат
1.Мотивационный этап
-Здравствуйте ребята
-Ребята, прежде, чем мы с вами начнем наше занятие, давайте встанем все в круг.
-Мне хотелось бы узнать, с каким настроением вы пришли сегодня?
-Я прошу улыбнуться тех, кто пришел с хорошим настроением.
-Хлопните в ладоши, если вы не любите конфликтовать и спорить.
-Пожмите друг другу руки, если стараетесь уважительно относиться друг к людям.
Думаю, что теперь можно начать работу.
- На парте лежат кружочки красного, белого, синего цвета. Вы сейчас по очереди берете один кружок и садитесь за стол , где стоит флажок этого же цвета.
- У нас получилось три группы. Не забудьте о распределении обязанностей в группе и правилах поведения.
-Здравствуйте.
Учащиеся встают в круг.
-Отличное, хорошее, и т.д
Улыбаются учащиеся у кого хорошее настроение.
Учащиеся хлопают в ладоши.
Учащиеся пожимают друг другу руки.
Учащиеся подходя, выбирают любого цвета кружок и проходят за стол, где стоит флаг такого же цвета.
Регулятивные УУД:самостоятельно организовывать свое рабочее место.
2. Подготовка к основному этапу занятия
3.Основной этап
Знакомство с Конституцией
«Путешествие» по стране Правознайке.
Работа с иллюстрациями.
4.Обобщение и систематизация информации
Игра «Нас с тобой объединяют обязанности…»
5.Рефлексия
Учитель задает вопросы:
- Как называется планета, на которой мы живем?
- А кто мы – жители этой планеты?
- Как называется наша страна?
- А кто мы – жители этой страны?
- Прочитайте, пожалуйста, тему нашего занятия.
- Что интересного заметили?
- Попробуйте догадаться, какое слово пропущено.
- Тема нашего занятия «Я – гражданин России».
- Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на занятии?
- Каждый гражданин должен знать основные символы своего государства, законы, свои права и обязанности
- Ребята, у нас необычное занятие. Оно очень важно для каждого из нас, поэтому мне бы хотелось, чтобы вы были очень внимательны, и чтобы каждый открыл для себя что-то новое, интересное.
Сегодня нашу с вами встречу освещает солнышко. И это не случайно.
- Ребята, какое значение имеет солнце для всех жителей нашей планеты?
И сегодня это доброе и ласковое солнышко поможет нам понять, что же самое важное для человека, что он должен ценить и беречь.
-У каждой страны есть символы .На уроках окружающего мира мы с вами уже знакомились с ними.
- Напомним друг другу, какие государственные символы имеет наша страна.
- А зачем стране нужна своя символика?
- О символах мы уже говорили, сейчас предлагаю поговорить о другом. Давным-давно тысячи лет назад на Земле появились люди, одновременно с ними появились главные вопросы: Что люди могут делать и чего не могут?
На что они имеют право и на что не имеют?
Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху. Очень долго решались эти вопросы, когда их решили, появились законы, которые помогали устранить кошмар и неразбериху. - Что же это такое - законы? Эту информацию нам подготовили Сережа и Аня . (Информацию подготовили дети предварительно обговорив с учителем)
- Итак, Конституция(показывает брошюру) — основной закон, по которому мы с вами живём.
У каждого из вас есть права и обязанности. Право жить, право на семью, на учебу, отдых т.д
Познакомиться с некоторыми правами, вспомнить их нам поможет народная мудрость - сказки. В них человеческие пороки выставлены на позор и смех, осуждены хитрецы и лжецы, лентяи и невежды. В сказках добро побеждает зло. Мы с вами отправляемся в путешествие по стране Правознайке. Мы отправимся в путь, чтобы найти и узнать, какие герои сказок нарушают права других героев, уничтожают и обижают их.
Включили фантазию, настроились на встречу со сказочными героями.
Каждая группа получает вопрос, постарайтесь определить название сказки и героя.
Учитель задает вопросы учащимся:
1. В какой сказке и кто нарушал право на свободу и свободный труд за вознаграждение, держал кукол в рабстве?
2. В какой сказке «хлебобулочный» герой несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным?
3. Кто из сказочных женщин пользовался правом на свободное перемещение на метле?
-Сейчас каждой группе я раздам сказочных героев .
На доске листы с надписями:
Право на жилье, право на отдых, свободу, заботу, право на свободу передвижения, право на жизнь, право на учебу, право на лечение. Посовещайтесь и распределите героев напротив каждого права.
- Какими правами воспользовались герои этих картинок?
Животные из сказки «Айболит», Незнайка, «Белоснежка и 7гномов»
-Теперь встаньте все в круг.
- Ребята, кроме прав, у человека есть еще и обязанности.
-А какие есть обязанности у ученика?
-А сейчас ребята мы с вами поиграем в игру
Игра «Нас с тобой объединяют обязанности…»
-Наш разговор подходит к концу. Я думаю, что он был полезен для вас.
-Сейчас кому я брошу воздушный шар, тот отвечает на мой вопрос.
-Мы граждане какой страны?
-Что должно иметь обязательно каждое государство?
-Как называется книга, в которой записаны все законы и обязанности граждан России?
- Расправьте плечи. Поднимите выше подбородок и с чувством гордости произнесите: «Я - гражданин России»! Помните: именно от вас зависит завтрашний день страны, будущее нашего государства.
- Сейчас прозвучит гимн России, вспомните, как нужно слушать гимн?
Каждой группе выдается лист бумаги А4.
-Ребята я попрошу вас разделить лист на 2 части, на одной вы рисуете что вам понравилось на уроке, на второй половине вы рисуете, что вам не понравилось.
- А теперь я вам всем предлагаю воспользоваться правом на отдых.
Учащиеся отвечают на поставленные вопросы:
Земля
Земляне
Россия
Россияне
Учащиеся читают тему занятия на слайде:
Слайд 1Я – гражданин…Пропущено слово…(России)Ответы учащихся: о России, о правах человека, о обязанностях человека, и т.д
Учащиеся видят на слайде солнышко.
(Слайд 2).Солнце дает жизнь всему живому.
Группы по очереди перечисляют символы РФ.
(слайд 3)
Герб, флаг, Гимн
Учащиеся отвечаю: каждая страна отличалась друг от друга, у каждой страны должны быть свои собственные символики, и т.д.
Учащиеся рассказывают о законах и конституции РФ.
Ученик. Законы- это правила, которые устанавливает государство. Их должны выполнять все граждане нашей страны. Ученица. Законы бывают разные, но главный (основной) закон нашей страны называется Конституцией. Наша Конституциябыла принята 12 декабря1993 года. С тех пор этот день является государственным праздником нашей страны.
Учащиеся смотрят на брошюру Конституции
(слайд 4)
Учащиеся смотрят на страну «Правознайка»
(слайд 5)
(Слайд 6).
(«Приключения Буратино». Карабас Барабас.)
(Слайд 7).
(«Колобок».)
(Баба Яга.)
(Слайд 8).
Учащиеся работают в группах:
( 1 группа):
Право на жилье-Карабас Барабас, право на отдых- Карабас Барабас, свободу-Карабас Барабас, заботу-Баба Яга, на свободу передвижения -Баба Яга, на жизнь-Колобок, на учебу-Карабас Барабас, на лечение-Баба Яга.
( 2 и 3 группы)
Айболит- парво на лечение. Незнайка-право на обучение. Белоснежка и 7 гномов- право на жилье.
Учащиеся встают в круг.
Учащиеся отвечают: обязанность учиться, не шуметь, не отвлекать одноклассников от учебного процесса, и т.д.
Жмут руку друг другу со словами : «Нас с тобой объединяют обязанности…» «Спасибо, я согласен», «Спасибо, я подумаю»
( хорошо учиться, бережно относиться к природе, проявлять уважение к одноклассникам)
Учащиеся поймавшие шар отвечают на вопросы:
России
Флаг, герб, гимн
Конституция
Учащиеся выполняют гимнастику следуя подсказкам учителя.
Учащиеся отвечают: нужно слушать в полной тишине, серьезно, стоя, и т.д.
Учащиеся слушают отрывок гимна России.
Дети рисуют в группах свое настроение.
Личностные УУД: ценить и принимать базовые ценности « родина», «символ». Уважение к своей родине, ее символам, , радость и гордость от того, что мы родились и живем в России.
Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге, высказывать свою точку зрения, оформлять свои мысли в устной речи.
Регулятивные УУД:
определять цель учебной деятельности.
Познавательные УУД:
определять круг своего незнания, самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию.
Личностные УУД:
Ценить и принимать следующие базовые ценности: «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого», «родина», «терпение». Уважение к своей родине, ее символам, радость и гордость от того, что мы родились и живем в России.
Коммуникативные УУД:участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом,слушать и понимать других, читать про себя информацию и понимать прочитанное.
Познавательные УУД:
перерабатывать, систематизировать информацию, выбирать нужную информацию.
Регулятивные УУД:самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий, определять цель учебной деятельности, план выполнения задания,
самоконтроль.