Система контроля свободности участков пути методом счета осей (ЭССО) разработана и выпускается научно-производственным центром «промэлектроника». Первые опыты по контролю состояния путевых участков методом счета осей проводились на предприятиях промышленного транспорта в 1945 году. В 2000 году система ЭССО получила сертификат соответствия, и началось широкое внедрение системы ЭССО на магистральном транспорте. Система ЭССО успешно эксплуатируется на всех 17-ти железных дорогах России, на железных дорогах Республики Казахстан и предприятиях промтранспорта.
Система контроля участков пути методом счёта осей (ЭССО) предназначена для контроля свободности или занятости участков пути, стрелочных секций или перегонов методом счёта осей, т.е. она выполняет такие же функции, что и рельсовые цепи (РЦ), и первоначально предназначалась для их замены в тех случаях, когда применение РЦ было невозможно (например, использование металлических шпал) или затруднено вследствие низкого сопротивления изоляции между рельсами. Использование ЭССО не требует установки на рельсах изолирующих стыков, и, следовательно, на электрифицированных участках дроссель-трансформаторов, сопротивление изоляции между рельсами не влияет на работу системы, что позволяет сократить количество отказов в работе по сравнению с РЦ. Это открывает достаточно широкие перспективы по использованию ЭССО в системах ж. д. автоматики.
Система ЭССО состоит из рельсовых датчиков (РД), установленных на границах контролируемых участков и соединенных с напольными электронными модулями (НЭМ), которые размещаются в непосредственной близости от РД в путевом ящике (ПЯ). НЭМы связаны но двухпроводной линии с постовыми устройствами. По этой двухпроводной линии НЭМы получают питание и передают информацию о количестве осей, проследовавших через РД, либо зафиксированных отказах. Постовые устройства состоят из плат постовых устройств (ППУ), установленных в кассете, источника питания с системой сбора данных (ИП) и пульта сброса ложной занятости (ПСЛЗ). ППУ связаны с напольными электронными модулями и обеспечивают включение контрольно-путевого реле при свободности контролируемого участка от подвижного состава.
СХЕМА ВКЛЮЧЕНИЯ ПУТЕВОГО РЕЛЕ В ЭССО
Включение реле происходит через схему первого класса надежности, приведенную на рис. 3.5.
Рис. 3.5. Схема включения путевого реле
Для первого участка в случае его свободности микроконтроллер ВВ1 по выходу Р1.6 выдает прямоугольные импульсы с частотой 2 кГц на регистр ВВ10, с которого они поступают на оптрон ВВ9.1 и управляют транзисторами УТ5 и УТ6. Одновременно зажигается светодиод УВЗО, сигнализирующий о свободности участка (выведен на лицевую панель ППУ). Во время импульса открывается транзистор УТ5 и от источника +11р1 через диод УВ11 и диод УВ12 заряжается конденсатор С6, причем плюс будет на левой обкладке. Во время интервала УТ5 закрывается и открывается транзистор УТ6 током разряда этого конденсатора. Ток протекает от плюсовой обкладки С6 через переход эмиттер-база УТ6, резистор К.12, С7, УВ13 к минусовой обкладке Сб. Через открытый транзистор УТ6 конденсатор С6 разрежается на конденсатор С7, поддерживая его в заряженном состоянии в течение всего времени поступления частоты.
Если конденсатор С7 заряжен, через оптопару ВВИЛ на входы Р3.2 и РЗ.З микроконтроллера подается нулевой уровень сигнала, контролируя тем самым нормальную работу выходного каскада.
Точно такая же схема собрана в ППУ1, но питание на выходной транзистор оптрона и транзисторы УТ5, УТ6, через которые заряжаются конденсаторы С6 и С7 в ППУ1 подается от плюсового полюса конденсатора С7 (рис. 3.5). Путевое реле подключается к конденсатору С7 ППУ1, как это показано на рис. 3.5. Такое каскадное включение обеспечивает отключение путевого реле при прекращении поступления частоты 2 кГц на оптроны ВВ9.1 в ППУ0 и ПУ1, т. е. реализует функцию «И» - фиксирует свободность и ППУ0 и ППУ 1.