Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА



Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

Как помочь детям стать здоровыми? Учителя физической культуры, родители должны знать, что ответы на этот вопрос помогут вам найти решение многих проблем в деле воспитания - здорового ребёнка.

Ребенок - наше продолжение, наша любовь, вера и надежда, наш повседневный труд и тяжёлая работа. Да, именно работа, ибо для здоровья ребенка надо потрудиться. Только рационально осуществляемый совместными усилиями родителей, учителей, специалистов комплекс мероприятий по укреплению здоровья средствами физической культуры, методов и способов решения воспитательных задач здоровьесбережения может помочь сохранить ребёнку здоровье.

Комплекс здоровьесбережения состоит из нескольких видов деятельности:

- систематизация структуры здоровья, особенностей физического развития здорового организма и перенесшего заболевания;

- перенесение средств, методов и форм адаптивного физического воспитания для детей с ослабленным здоровьем;

- применение методов исследования физического развития, физической подготовленности детей с ослабленным здоровьем;

- организация и формы отбора детей с ослабленным здоровьем в спецмедгруппы на уроках физической культуры; - организация учебных занятий в специальных медицинских группах;

- применение комплектов физических упражнений для детей с различными заболеваниями.

В российском образовании наметилась перспектива развития системы мер по сохранению и укреплению здоровья детей. Одним из новых направлений в педагогической деятельности учителя и методиста физкультуры является адаптивное физическое воспитание (АФВ), изучающее аспекты физического воспитания детей и подростков, которые в связи с перенесенными заболеваниями не могут в полной мере использовать все возможности общепринятой системы физического воспитания. В основу АФВ положена совокупность медико-психолого-педагогических установок, направленных на восстановление здоровья и адаптацию (приспособление) детей с ослабленным здоровьем к условиям современной жизни.

Особенно актуальной является проблема физического воспитания в настоящее время, т.к. существенного улучшения здоровья и физического развития детей и подростков за последние годы не отмечается. Детям, которые перенесли какие-либо заболевания или часто длительно болеющим, особенно необходима двигательная активность, соответствующая функциональному состоянию организма.

Такие дети, относящиеся по медицинским показателям к специальным медицинским группам, не должны заниматься по программам физического воспитания, разработанным для здоровых детей, а должны заниматься в специальных медицинских группах. Для учащихся спецмедгруппы применяют специальные, многообразные методики, учитывающие специфику их заболеваний.

Применяя средства лечебной физкультуры (ЛФК), адаптивное физическое воспитание решает проблему интеграции детей с ограниченными физическими возможностям;' в общество и непосредственно связано с философией гуманизма.

Родители и учителя должны помочь детям воспитывать утраченное здоровье после болезни и адаптировать их к жизни. Для этого необходимо знать основные положения учения о здоровье, болезни, сроки восстановления здоровья детей после перенесённых заболеваний; уметь применять эти знания в школе на уроках физической культуры в специальных медицинских группах и дома при выполнении специальных физических упражнений.

Оздоровительное значение АФВ для детей с нарушениями в состоянии здоровья, занимающихся в специальных медицинских группах, будет эффективным при правильно подобранных технологиях здоровьесбережения:

изучение особенностей организма, перенёсшего заболевание;

оценка состояния здоровья;

методы исследования физического развития и функциональных особенностей детей с ослабленным здоровьем;

современные подходы к формам организации занятий в специальных медицинских группах;

систематические занятия физическими упражнениями; рациональный гигиенически обоснованный режим:

разнообразные методы реабилитации и адаптации больных де1ей после разных заболеваний.

Технологии здоровьесбережения предполагают строгий контроль и оценку каждого тактического шага, соответствие его с выбранной стратегией и индивидуальными возможностями детского организма. Важное значение приобретает индивидуализация дозировок с учетом специфики заболевания, а также динамика резервных возможностей организма. Специальные физические упражнения, определённые приёмы и методы воздействий средств АФК при многих заболеваниях представляют различные способы: в одних случаях необходимо снизить величину нагрузки, а в других - оказать преимущественное воздействие на нуждающуюся в стимуляции систему или звено регуляции.

Ребенок в своем развитии проходит ряд этапов, каждому из которых соответствует уровень зрелости физиологических функций организма, что необходимо учитывать при выборе педагогических методик. Поэтому уровень психофизической, функциональной зрелости организма и адаптации к внешним факторам среды может быть главным критерием, определяющим способность ребенка приспосабливаться к условиям жизни.

Здоровьесберегающие технологии, применяемые в СМГ. представляют собой комплекс различных средств, методов, форм. Чем разнообразнее формы занятий в СМГ. тем больше выбор возможностей проведения этих занятий. При этом надо учитывать главное условие- подготовку кадров для работы с часто и длительно болеющими детьми В институтах и университетах физической культуры готовят учителей физклльтуры. специалистов, владеющих медицинскими, педагогическими знаниями и умениями применять средства АФК для восстановления здоровья детей, но до сих пор не! че!ко отлаженной системы оздоровления нации.

Решающее значение в реализации задач АФК является разработка государственных программ оздоровления подрастающего поколения, создание материально – технической базы, обеспечение школ медицинскими и педагогическими кадрами, укрепление института семьи.

Коллектив школы работает над одной из главных задач: построение здоровьесберегающего пространства образовательного учреждения. Подобная работа уже более 10 лет ведется в школе. В соответствии с этим у нас функционирует программа «Здоровье». (Слайд)

В школе создан соответствующий коллегиальный орган (Совет), который включает секторы, соответствующие определенным направлениям работы по формированию безопасной здоровьесберегающей образовательной среды.

В первую очередь внимание обращено на рациональное распределение учебных нагрузок. Все учебные занятия проводятся в первую смену, во второй половине дня для учащихся 1-6 классов организована работа группы продлённого дня. Учебное расписание строится с учетом трудности уроков в течение дня, трудоемкости учебных дисциплин в течение недели. Запрещается проведение более чем одной контрольной или проверочной работы в классе в течение дня. Во 2-4 классах дополнительно введен 1 час физической культуры, в 1 классе третий час проводится за счет динамической паузы. Педагоги активно интегрируют основные проблемы здоровьесбережения в преподавание учебных дисциплин с целью формирования понятия "культура здоровья". Они осуществляют дифференцированный подход в обучении. Воспитание культуры здоровья, обучение здоровой и безопасной жизнедеятельности осуществляется на специальных занятиях (курс «Культура здоровья»), основные темы которого: формирование системы гигиенических навыков и умений; применение систем упражнений, направленных на совершенствование навыков и умений по уходу за собой; отказ от вредных пристрастий; предупреждение заболеваний; использование оздоровительных факторов окружающей среды; социальное окружение; духовно-нравственное благополучие; культура движений; рациональное питание. На занятиях педагоги обучают учащихся правильно планировать свой режим дня, используют индивидуальные задания разных типов и уровней, индивидуальный темп работы, обучающие игры, проектную деятельность, коллективную деятельность, профилизацию образования. В 2007-08 уч. году родители и учащиеся выбрали оборонно-спортивный профиль обучения. В 10 классе с 2007 года отведено 4 часа, в 11 классе за счет часов регионального компонента – 4 часа физической культуры. Нормативы имеют индивидуальную ориентацию. Успеваемость по физической культуре составляет 100%, 97% учащихся занимаются на «4» и «5».

В воспитании культуры здоровья учащихся образовательное учреждение широко использует возможности воспитательной работы: выставки, стенгазеты, устные журналы, театрализованные представления, кукольный театр, конкурсы, выступления агитбригад. Проведены мероприятия по культуре здоровья: «Разговор о правильном питании», «Чтобы не случилось беды», «Познай себя», «Уроки здоровья», «Жизнь- это движение»; классные часы по проблеме сохранения здоровья : «Табак и верзилу сведет в могилу», «Не дай себе погибнуть на острие иглы», «Папа, мама, я – дружная, веселая, спортивная семья». Среди учащихся прошел конкурс на создание компьютерной презентации на тему здоровья.

Социальный педагог организует лектории. В старшем звене проведены мероприятия на темы «Горькие плоды сладкой жизни» ( устный журнал ), «Мы – за здоровый образ жизни!» (выступление агитбригады), «Музей восковых фигур» (агитбригада), в среднем звене – мероприятие «Курить или не курить?», театрализованное представление «Как мальчики победили Табачный Дым», постановка сказки «Теремок на новый лад», риск-версия «Хочешь быть здоровым – будь им!», викторина «В объятиях табачного дыма», в начальном звене – уроки чистоты, театрализованное представление «Секреты здоровья» (слайд), мероприятие «Скажем «нет» курению!» (слайд), по безопасности жизни «Правила движения достойны уважения» (слайд). Многие мероприятия сопровождаются постановкой кукольного театра (слайд).

По результатам мониторинга наблюдается динамика снижения табакозависимых. Особое внимание уделяется сохранению здоровья детей «группы риска». Дети принимают участие в акциях: районном конкурсе на лучшую творческую работу средствами компьютерного дизайна «Здоровый образ жизни – наш девиз!», областной акции «Спорт вместо наркотиков», областной антинаркотической акции «Здоровье детей – неприкосновенный запас нации». (Слайд - 3) Эффективным в воспитании культуры здоровья и привитии навыков безопасного поведения оказывается привлечение детей к участию в определенных социальных акциях: борьба с курением, озеленение поселка, очистка прудов и обустраивание родников, уход за памятником погибшим воинам, уборка мусора в поселке, в акции «От школьного двора к двору родного дома» в масштабах поселка и района.

Особое значение придается приобщению учащихся к целенаправленной поисковой активности - исследовательской работе ( изучение условий, вредящих здоровью; рациональная организация жизнедеятельности школьника; место двигательной активности в режиме школьника; роль режима и рациона питания школьника в обеспечении здоровья).

Сформирован актив организации «За здоровый образ жизни» под руководством Совета старшеклассников. Он выпускает «Листки здоровья»; оформляет выставку «Здоровый образ жизни», следит за соблюдением гигиенических требований; готовит и проводят акции.

Мы тесно сотрудничаем с организациями и предприятиями поселка и района: администрацией поселка, Советом ветеранов, ДК, лесхозом и лесокомбинатом; организациями р.п.Земетчино. Но активно работают и Управляющий совет школы, родительский комитет, Совет отцов и школьное самоуправление. (Слайд) На базе Юрсовского лесхоза десятки лет функционирует школьное лесничество, которое принимает участие в областном конкурсе школьных лесничеств (2 место в 2003-2004 уч. году), юных друзей природы (3 место в 2003-2004 уч. году), экологов ( 2 место в 2006-07 уч. году).

В целях просвещения родителей применяются такие формы как Родительские университеты здоровья, анкетирования.

В школе создан кабинет мониторинга (Слайд), в котором проводятся тестирования, диагностика, тренинговые занятия, разрабатываются индивидуальные оздоровительные программы, создается банк данных по уровню здоровья. (Слайд) Нами используется известная программа ндивидуально- типологического мониторинга в виде «Индивидуальных карт развития».

Серьезное внимание обращается на оптимизацию двигательного режима. За 15 минут до начала занятий проводится гимнастика (слайд), на уроках – физкультминутки (слайд). В начальной школе вошли в практику утренние прогулки (слайд). Введена динамическая перемена 25 минут, школьники могут посетить актовый зал, поиграть на музыкальных инструментах, в теннис, шахматы, подвижные игры, просто прогуляться или поиграть на свежем воздухе. В поселке прекрасные условия для организации Дней здоровья (слайд - 2), которые вот уже несколько лет проводятся в один из дней осени и весны. Мы проводим Праздники здоровья, экскурсии и походы в природу, соревнования, походы в музеи соседних населенных пунктов.

В нашей школе накоплен опыт по разработке и внедрению физкультурно-оздоровительных программ, методик и технологий. На основании Постановления Губернатора Пензенской области в школе разработана и реализуется с 2007-08 уч. года комплексно-целевая программа «К здоровью через движение». В рамках программы работают проекты: «Здоровье в порядке – спасибо зарядке!», «Скажи спорту – да, вредным привычкам – нет», «Класс без курения», «Тесты Губернатора», «Самый спортивный класс», «Обаятельные и привлекательные».

Инновационный педагогический опыт здоровьесбережения опубликован в районной газете «Ваш собеседник» в статьях «Организация спортивной работы в школе п. Пашково», «Оборонно-спортивный профиль действует!» На базе школы проходят районные семинары учителей-предметников и директоров школ района по обобщению опыта по освоению современных технологий организации физкультурно-оздоровительного блока здоровьесберегающей деятельности школы (участники: Лебедева В.М., Штырлова О.П., Лизунов Ю.Ф., Суркова Т.Р., Лебедев В.М.), районный семинар руководителей ОБЖ по теме «Наркомания – глобальная проблема современности», районный семинар учителей биологии «СПИД: его сущность и проблемы». Учитель физкультуры Лизунов Ю.Ф. в 2007-08 уч. году в районном конкурсе «Учитель года» занял призовое место, в областном конкурсе «Педагогический Олимп» стал победителем в номинации «Лучший организатор спортивно-оздоровительной работы».

В программе - различные внеклассные и дополнительные занятия: проводятся спортивные часы, спортивные конкурсы, олимпиады по физической культуре, туристические походы, дни здоровья, спортивный час в группе продленного дня, гимнастика, оздоровительная аэробика, занятия на тренажерах, среди педагогов – смотр-конкурс на лучшую организацию физкультурно-оздоровительной работы с учащимися. С 2006-2007 учебного года организована экспериментальная площадка по внедрению инновационных оздоровительных и физкультурно-спортивных технологий в образовательное учреждение.

С целью пропаганды физической культуры и спорта совместно с администрацией поселка и предприятиями-спонсорами традиционным стало проведение массовых спортивных мероприятий со всеми жителями поселка. (Слайд) Наши дети - участники областных и районных мероприятий за честь школы, игры «Орленок» (много лет занимают 2-3 места) - слайд; спортивных соревнований между школами , военно-спортивной игры «Зарница». Второй год подряд школа занимает 1 место в районной Спартакиаде среди сельских школ, районных соревнованиях призывной и допризывной молодежи, победителем районных соревнований и призером областных по военизированному кроссу, легкой атлетике. Высок процент учащихся, выполнивших нормативные разряды. Широко используются такие формы оздоровительной работы, как спортивные секции по волейболу, футболу, лыжам, ОФП (слайд).

В течение каникул образовательное учреждение предлагает учащимся различные мероприятия, имеющие оздоровительную направленность. На протяжении 11 лет функционирует оздоровительный лагерь « Стреличка» (слайд), который работает две смены и принимает 100 учащихся школ района на отдых, 2 года – летний лагерь «Сосенки» (слайд). В них создаются оптимальные условия, обеспечивающие полноценный отдых детей, организована система оздоровительных мероприятий, разработана четкая организация режима дня.

Мы считаем, что главным результатом реализации программы является улучшение показателей здоровья учащихся школы. По данным ежегодной плановой диспансеризации учащихся выявлена положительная динамика (слайд).

 

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.