Мои Конспекты
Главная | Обратная связь


Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Особенности формирования морали в замкнутых идеологизированных системах.



Подбор членов замкнутой системы ведётся с учётом наличия необходимых для деятельности личных нравственных качеств. Однако есть несколько качеств, которые должны присутствовать у членов такого рода систем всегда, независимо от конкретных целей и средств их достижения. Это является следствием их определённой закрытости от общества, проистекающей от сути системы, ибо в основе лежит идея несогласия со сложившейся социальной практикой. Степень этой закрытости может быть различной: от почти полной (масонские ордена) до весьма относительной (ряд партий и общественных движений), но в той или иной степени эта закрытость есть всегда. Причиной является нежелание опорочить идею негативными впечатлениями, производимыми конкретными людьми, причастными к её реализации, стремлением скрыть некоторые цели, которые могут быть не восприняты обществом и т.д.

Основные качества, определяемые сказанным, следующие: преданность идее, преданность организации и товарищам, определённая степень аскетизма в личной жизни (чтобы не привлекать внимания к организации) и т.п.

Однако, как бы постепенно, последовательно, не вёлся отбор – приглашение к сотрудничеству новых членов, всегда есть возможность, во-первых, ошибиться в наличии у человека тех или иных качеств, они могут быть недостаточно выражены с точки зрения системы, могут быть негативные личностные качества, которые полностью девальвируют то хорошее или нужное для организации, что есть у человека. В связи с этим, все замкнутые идеологизированные системы имеют, как правило, многоступенчатую систему приёма новых членов. Например, вступлению в монастыри чаще всего предшествуют ступени воспитанников, затем послушников. В масонских структурах имеется не менее шести ступеней посвящения, в КПСС – кандидаты в члены партии, члены партии и т.д.

На первой ступени закрытой идеологизированной системы, как правило, весьма ограничено знакомство вступивших с большинством окончательных целей, с деталями структуры, иногда и с большим числом членов организации. Делается это в целях сохранения замкнутой идеологизированной системы, если вновь принятые окажутся по своим нравственным личностным качествам неподходящими и с ними придётся расстаться.

Кроме того, все замкнутые идеологизированные системы имеют внутренние структуры, подсистемы, задача которых отслеживать нравственное состояние членов организации, формировать и углублять уже имеющиеся нравственные качества, необходимые для успешного достижения стоящих перед такой структурой целей. Часто имеется и хорошо проработанная практика наказаний, действующая внутри замкнутой идеологизированной системы, в том числе нечто вроде тюрем, ссылок, и даже иногда смертная казнь.

Например, в КПСС структурой, ответственной за соблюдение норм морали членами партии были партийные комиссии, в качестве одной из норм наказания одно время существовал перевод из членов партии ВКП (б) назад, в кандидаты в члены партии. В церковной практике существует как мера наказания перевод в более отдалённый приход, приход с меньшим числом прихожан, перевод в отдалённые монастыри с более строгими уставами, в Русской православной церкви существовала также практика заключения в монастырях. Такого рода функции религиозной тюрьмы около двух столетий исполнял Соловецкий монастырь. Смертная казнь обычно используется только в сверх замкнутых системах: например, террористические организации, партизанские отряды, вольные суды в Германии, которые существовали с XIII до XVIII века.

Существует и практика назначения специальных официальных лиц, ответственных за нравственность членов организации. Так, в секте мормонов священнослужители делятся на две группы: первые отвечают за культовую, обрядовую деятельность и за финансовую деятельность общины, вторые – за нравственность членов общины, причём вторые по своему статусу выше первых.




Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.