Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Организационный блок инфраструктуры отрасли правовых работ





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

 

1. Понятие и содержание организационного блока. Он должен развиваться в интересах общества и включать те элементы организации отрасли правовых работ на социальном и индивидуальном уровнях, которые так или иначе обеспечивают ее соответствие изначальным целям, закону, рациональность осуществления, равно как и поддерживают состояние иных необходимых параметров. При этом собственно элементы организации рассматриваются именно с этой обеспечивающей стороны, т.е. выявляется их воздействие на профессиональную деятельность юриста в самых различных ее проявлениях. В ходе проведения правовой и ряда политических реформ сложились некоторые позитивные, как бы их ни оценивать, условия для развития организационного блока отрасли правовых работ. Позитивным оказался опыт функционирования судейского сообщества, усилились информационные связи, причем нередко через посредство СМИ. В то же время возникли или сложились новые научные течения, позволяющие с иных позиций подойти к организации отрасли правовых работ*(83). Но "невидимая рука закона" все же недостаточно обеспечивает необходимое единство отрасли правовых работ, хотя бы потому, что и сам закон толкуется неоднозначно.

Существует острая необходимость усиления координации и правовой практики, и правовой политики, обеспечения прозрачности отрасли правовых работ и соблюдения необходимых поведенческих стандартов.

В организационный блок инфраструктуры входят:

а) организационные, основные и обслуживающие структуры в институциональном значении, т.е. различные учреждения, ведомства, объединения, союзы, неформальные структуры, в качестве которых могут рассматриваться тесно связанные между собой группы специалистов;

б) организационные, формальные и неформальные связи и взаимодействия, которые устанавливаются между отдельными юридическими структурами, специалистами-юристами и теми, для кого или с кем они работают;

в) общая организационная основа правовой отрасли, сложившаяся в стране, как некоторая сфера взаимодействия и взаимовлияния (то, что сейчас принято называть пространством).

Организационный блок инфраструктуры анализируется в статике как устоявшиеся институты и связи, а в динамике - как организующая деятельность, включающая формальное управление и неформальное взаимодействие, которое также носит, в сущности, управленческий характер.

Таким образом, в данном случае используется комплексное, интегративное понятие организации, охватывающее как институциональный, собственно структурный аспект (проблема выбора лучших структур из возможных), так и функциональный, т.е. управленческо-организующий аспект (проблема максимального улучшения деятельности).

2. Воздействие организационного блока инфраструктуры на работу юристов. В принципе организационные структуры и связи создаются для обеспечения решения задач, внутренне присущих отдельным видам или направлениям профессиональной юридической деятельности. Всем ясно, что судебная и прокурорская системы должны быть организованы, построены по-разному. Значит, проблема связи задач и организации явно носит сущностный, а не формальный характер. Характер организованности может сильно повышать или снижать эффективность работы юристов. Можно выделить следующие линии воздействия организации, взятой в ее интегративном понимании, на профессиональную юридическую деятельность:

а) она обеспечивает либо не обеспечивает полное и беспрепятственное осуществление технологического процесса юридической деятельности в целом и отдельных ее направлений, т.е. должное сочетание между правовой помощью, правовым консультированием и информированием, правовым разрешением конфликтов, принудительным осуществлением правовых норм, рас смотрением юридических дел в порядке общего, арбитражного и конституционного судопроизводства, или по другим критериям обеспечивает должное соотношение принуждения и поощрения, помощи и обязывания;

б) она позволяет оптимизировать взаимодействие различных структур и юристов, установить полезные и снять, нейтрализовать вредные связи между ними; добиться необходимого разделения труда, предполагающего определенное сочетание взаимопомощи и взаимоконтроля;

в) она создает условия для необходимого сочетания дисциплины и инициативы, самостоятельности и подконтрольности юристов, выполняющих те или иные функции, для адаптации их к меняющимся социальным условиям, для профессиональной и социальной защиты, т.е. соблюдения условий, необходимых для реализации возложенных на них задач, обеспечения достойного уровня жизни;

г) она позволяет оптимизировать работу юристов за счет ресурсного обеспечения, т.е. по существу использования овещественного труда в виде оргтехники, переработанной информации, упрощения коммуникаций, устранения ненужных действий, снятия излишних энергетических затрат при выполнении трудовых операций и действий;

д) она обеспечивает прозрачность и наблюдаемость деятельности юристов-профессионалов, что создает гарантии как для участников профессиональной деятельности - юристов, так и для всего общества.

Организационный блок инфраструктуры должен обеспечить сбалансированное развитие экспертных учреждений, структур, исполняющих решения суда, нотариата, адвокатуры, промышленного правового аудита и других технологически связанных структур, правильное профессиональное соотношение групп юристов - специалистов в сферах экономики, налоговой системы, следователей и судей, правовых консультантов и юристов, оказывающих различные услуги правового характера. Он должен на основе оптимального построения организационных связей содействовать устранению недопустимых конфликтов между следствием и судом, адвокатурой и прокуратурой, снять саму возможность обмена недоказуемыми публичными обвинениями. Оптимизация организационных связей должна упредить возникновение профессиональной клановой структуры и, напротив, способствовать возникновению профессиональной элиты, основанной на признании позитивных ценностей.

В целом организационный блок инфраструктуры должен обеспечить правовую стабильность деятельности отдельных организационных структур и каждого юриста, упредить возможность деформации их деятельности, перерождения, распада.

3. Нормативное регулирование организации отрасли. Основные направления нормативного регулирования организационного блока инфраструктуры отрасли правовых работ, а значит, профессиональной юридической деятельности:

а) определение статусов отдельных оргструктур и юристов, занимающих определенное должностное положение либо выступающих от своего имени;

б) установление субъектов и процедур управления;

в) определение направленных во вне прав и обязанностей оргструктуры, должностных лиц, самостоятельных юристов.

В настоящее время основные вопросы организации профессиональной деятельности юриста решаются упомянутыми законами о судебной системе Российской Федерации, об арбитражных судах в РФ, о мировых судьях, о присяжных заседателях, о судебных приставах, об органах судейского сообщества, статусе судей, прокуратуре, милиции и пр. По-видимому, пока сложно обеспечить на практике прямое действие их предписаний, крайне важных для общества.

В прессе поднимается вопрос о необходимости разработки и принятия межведомственных или вневедомственных нормативных актов, определяющих общие условия оказания правовой помощи гражданам, закона об оплате правовых услуг и пр. При этом вполне может быть использован начальный опыт юридической регламентации организационных проблем правовой информатизации. На наш взгляд, необходимо продолжить неспешную разработку нетрадиционного закона о правоохранительной системе России (название может быть и иным). Наряду с этим требуется и нормативное регулирование методов организационного воздействия, в частности определения различной компетенции фактического и правового контроля (это очень важно для ситуации совместного ведения Федерации и субъектов Федерации в сфере профессиональной юридической деятельности, ответственности за ошибочные указания и пр.).

4. Изучение организационно-управленческой проблематики профессиональной деятельности юриста. В советской, а ныне российской правовой литературе особенно подробно изучались и дискутировались проблемы организации судебной, прокурорской, следственной системы, адвокатуры и пр. Эти дискуссии не получили сколько-нибудь удовлетворительного завершения даже по поставленным вопросам. Кроме того, не были даже обозначены многие организационные проблемы построения необходимой и достаточной инфраструктуры, упреждения деформации деятельности правоохранительных органов. Очевидна необходимость для нужд практики найти организационные средства нейтрализации неправильных управленческих решений, принятых на высоком уровне, предупреждения самой возможности антиправового использования прерогатив правоохранительных органов и должностных лиц, лишения граждан правовой помощи и пр. Это новые вопросы, решение которых призвано предупредить отклонение работы юристов от задач, поставленных в законе.

5. Организационные статусы деятельности юристов. Здесь выделяют статусы деятельности: лица свободной профессии (самостоятельного юриста); должностного лица государственного органа; работника предприятия, действующего на частной, смешанной или государственной форме собственности. Практически более определенным является только правовое положение государственных служащих - работников государственных учреждений, которое дифференцируется в зависимости от их компетенции, круга выполняемых задач, полномочий и степени самостоятельности, а также адвокатов*(84). Среди государственных служащих особым статусом обладают судьи, прокуроры, следователи. Последние три категории имеют сквозной статус, установленный законом, независимо от их ведомственной (в случае со следователями) принадлежности. Остальные государственные служащие должны, по-видимому, иметь самостоятельные, но дифференцированные статусы иного характера.

Поскольку закон регулирует статусы юристов - государственных служащих, то соответственно должна быть выстроена и организация ведомств. В настоящее время статусная характеристика относительно соблюдается только в законодательстве о судах; нерасчлененность полномочий прокуроров вела и ведет к их фактической беззащитности перед волей начальника.

Статусная характеристика юристов и нормативное определение их обязательных и принимаемых на себя задач влечет: а) определение степени самостоятельности; б) организационную характеристику рабочего места; в) возможность принудительного исполнения собственных решений; г) защиту против деформаций и неверных приказов; д) пределы и содержание ответственности за свои действия вовне и внутри оргструктуры.

В принципе следует признать необходимым более четкое и развернутое определение: а) ответственности отдельных должностных лиц, самостоятельных юристов и юристов-работников за результаты своей работы, принципиально выходящей за пределы современного понимания ответственности должностных лиц*(85); б) их обязанности обеспечивать определенный уровень решения профессиональных задач на основе соблюдения законодательства и принятых в обществе нравственных норм; в) их права требовать определенного ресурсного обеспечения своей работы, а не только вознаграждения за нее.

Игнорирование этих начал имеет место в сфере судейской профессиональной деятельности. Расширение компетенции суда, провозглашение независимости судей организационно не подкреплено их возросшей ответственностью и возможностями самостоятельного (но через так называемые силовые структуры) исполнения своих решений. Организационно судья независим лишь формально; фактически его решения - это бумага, исполнение которой зависит от иных структур. Это простое соображение и привело к созданию службы судебных приставов, могущих реально исполнять решения суда.

6. Классификация организационных взаимодействий в сфере профессиональной юридической деятельности. Прежде всего, их можно подразделить на формальные, урегулированные правом, и неформальные, основанные на сложившихся обычаях.

Формальные взаимодействия возникают в процессе вертикального управления и горизонтальной ведомственной и межведомственной координации. Это целеполагание, надзор и контроль, корректировка и прочие операции. В ходе координации происходит согласование позиций, передача материалов, обязывание или управомочие к производству последующих технологических операций. Эти организационные взаимодействия изучены слабо и далеко не всегда учитываются специалистами-практиками.

Формальные вертикальные взаимодействия реализуют обычно функцию управления работой юристов. Однако они вполне способны ее деформировать, подавив инициативу и самостоятельность юристов. При потере определенной степени самостоятельности отдельного юриста система, в которой он работает, неизбежно начинает разрушаться.

Горизонтальные взаимодействия, как правило, опосредуют технологические переходы от одной стадии производства по юридическому делу к другой и (или) отражают сложившееся разделение труда. Следователь, передавая дело прокурору, а затем в суд, которые оценивают качество его работы, находится в технологической зависимости от них. Это неизбежно. Однако было бы желательным отразить это обстоятельство в законе, упреждая постоянно возникающие при этом коллизии. Особую функцию выполняют обеспечивающие взаимодействия. В идеале личное обеспечение юриста должно быть сведено только к денежной оплате, порядок которой следует урегулировать законом дифференцированно для различных организационно-правовых форм профессиональной юридической деятельности. По действующему законодательству в соответствии со сложившейся практикой, например, вышестоящие прокуроры устанавливают денежные надбавки своим подчиненным. И все же здесь возникает излишняя зависимость по вертикали. Подобные правила не стоит, может быть, обличать, но стоит обдумать.

Столь же настойчиво необходимо добиваться прозрачности и автоматизма обеспечения рабочего места и общих условий работы юриста. Зависимость от обеспечивающих условий в принципе вносит разрушающий характер, даже если различные вознаграждения осуществляются государственными органами.

Неформальные взаимодействия, как уже отмечалось, образуют единое сообщество юристов и предопределяют принятые в данной стране способы осуществления профессионального юридического труда. В этой связи необходимо изучать виды такого воздействия, их каналы, механизмы, цели и эффективность. Способами или видами неформальных взаимодействий на практике являются: взаимные рекомендации или возражения при профессиональном продвижении; оказание помощи при решении профессиональных задач (выделение средств, выполнение работ); согласие или несогласие с различными правовыми и административными решениями; формирование общественного мнения и др. Такие взаимодействия существуют повсюду. Проблема состоит в их оптимизации, подчинении закону, правильном использовании.

 

Глава IV. Юристы

 

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.