Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Цели и задачи





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Главной цельюстатистики туризма является статистическое обследование явлений как ограниченных рынками отдыха, так и охватывающих мировой рынок путешествий во взаимосвязи различных характеристик туризма, как для самостоятельного анализа деятельности в этой области, так и для использования в качестве источника данных для разработки связанных с туризмом показателей платежного баланса и составления счетов СНС.

Основнымизадачами статистики туризмаявляются организация статистического наблюдения за потоками туристов, местами их размещения, характеристиками поездок, оптовой и розничной торговлей, транспортом, строительством, занятостью, финансовым посредничеством, доходами и расходами, связанными с туризмом на основе единой научной методологии, соответствующей международным правилам и стандартам.[5]

В статистике туризма существуют три главные проблемы. Первая из них - сопоставимость баз данных. Она предполагает возможность сравнения информации в целях выявления тенденций, закономерностей развития туризма, изменений, происходящих в нем, в пространстве и во времени; оценки соотношения величин одноименных показателей, относящихся к разным странам, и т.п. Статистические данные часто оказываются несопоставимыми в силу различий их предметного содержания, методики расчета или единиц измерения. Однако во многих случаях несравнимые данные можно привести к сопоставимым.

Еще совсем недавно путаница имела место в туристской терминологии и классификации путешествующих лиц. Неодинаково трактовалось, например, такое ключевое понятие, как "турист". Расхождения касались длительности пребывания вне постоянного местожительства (от 1-5 ночевок и более) и возраста путешествующих лиц (от 14 лет и старше), а также цели поездки. Некоторые разночтения сохраняются по сей день. Около 40% стран не учитывают экскурсантов в числе посетителей, а 10% стран исключают из них лиц, путешествующих с деловыми целями. В одних случаях регистрация прибытий ведется по странам постоянного проживания посетителей, в других - по гражданству. Все это затрудняет международные сравнения.

Другая проблема статистики туризма - полнота и достоверность статистической информации. Иными словами, каким образом можно получить всю необходимую информацию о международном туризме и как заполнить пробелы в собранном массиве ванных достоверными сведениями.

В 1998 г. ВТО опубликовала "Экономический отчет по туризму", в котором обобщила свой многолетний опыт в области статистики туризма. Один из его разделов посвящен проблемам сбора и сводки статистической информации. ВТО представила методику расчета недостающих первичных данных для получения обобщающей информации о международном туризме. В качестве примера приведены показатели международного туризма за 1995 г., значения которых были получены с использованием этой методики.

В настоящее время ни одно государство не ведет систематического наблюдения за туризмом в полном объеме. Согласно отчету ВТО, 18 стран (территорий) мира, в которых проживает 0,5% населения планеты, не предоставили никакой информации о международном туризме. Большинство их экономически слабо развиты и имеют незначительную долю на мировом туристском рынке. 202 страны (территории) были включены в статистический ежегодник. Хотя они и собирают сведения о международном туристском обмене, но по весьма ограниченному перечню показателей. Даже во Франции, в стране с хорошо налаженным статистическим делом, учет осуществляется с большими пробелами. В статистике туристских потоков информация об экскурсионных и краткосрочных деловых поездках носит фрагментарный характер; статистика туристских расходов также не является исчерпывающей.

Анализ материалов статистических наблюдений показал, что учет въездного туризма поставлен лучше, чем выездного. Лишь в трех из 202 стран (территорий) отсутствовали данные о международных туристских прибытиях и 12% доходах от международного туризма. Выездной туризм хуже отражается в статистических формах отчетности. Половина стран (территорий) не имеет информации о количестве поездок населения за границу или величине расходов на международный туризм. Не везде собираются "ведения о доходах от международных транспортных перевозок и расходах на них. Только 80 из 202 стран (территорий) смогли предоставить все данные о развитии международного туризма, запрашиваемые ВТО.

Недостающую информацию ВТО получает расчетным путем, применяя методику поэтапной оценки. Первоначально все страны разбиваются на сравнительно однородные группы. Они объединяются по субрегионам мира, а внутри них - по уровню жизни (ВНП на душу населения). Для каждой группы рассчитываются средний доход с одного прибытия и средние расходы на одну поездку за границу, на основе которых с помощью несложных математических операций эксперты ВТО определяют значения главных показателей статистики туристских потоков и статистики туристских доходов и расходов.

Для стран, не располагающих данными о поступлениях от международного туризма, их объем находят как произведение количества международных туристских прибытий на средний доход с одного прибытия для соответствующей группы стран. Если требуется определить число международных туристских прибытий в страну, поступления от международного туризма делят на среднюю величину дохода с одного прибытия для соответствующей группы стран.

Поскольку информация о въездном туризме отсутствует лишь в некоторых странах, как правило, небольших, с отсталым туристским сектором экономики, полученные оценочные данные о туристских прибытиях и доходах не вносят серьезных поправок в итоговые значения этих показателей для регионов и мира в целом. В 1995 г. количество международных туристских прибытий в мире после уточнения увеличилось на 0,02%, а поступления от международного туризма на 1,5 млрд. ам. долл., или 0,4% (табл. 13). Эти цифры свидетельствуют о том, что статистическая отчетность является надежным источником информации о въездном туризме.

Показатели статистики выездного туризма рассчитываются на основе средних расходов на поездку. Общий объем расходов на международный туризм в стране можно представить как произведение количества туристских поездок за границу на средние расходы на поездку для соответствующей группы стран. Показатель туристских отбытий, значения которого также часто отсутствуют в формах статистической отчетности, есть отношение расходов на международный туризм к средним расходам на поездку для соответствующей группы стран.

Эти формулы используются для определения одного из показателей - расходов на международный туризм или числа отбытий, когда известно значение второго показателя. Но многие национальные туристские администрации вообще не ведут статистику выездного туризма и не располагают никакими сведениями о нем. В таких случаях величину расходов на международный туризм получают как произведение численности населения страны на средние расходы на поездку на душу населения для соответствующей группы стран. Затем по уже известной формуле рассчитывается количество отбытий.

Методика поэтапной оценки помогает ВТО получить информацию о выездном туризме по каждой стране, а затем подвести итог в общемировом масштабе. По уточненным данным, в 1995 г. количество отбытий достигло 576 млн. поездок. Поправка в сторону увеличения составила 5,9%. Она оказалась несколько выше, чем по въездному туризму, но по-прежнему оставалась несущественной.
Отрасль экономики представляет собой сложившуюся совокупность предприятий и организаций, объединенных общностью функций, выполняемых ими в системе общественного разделения труда. В статистической практике предприятие относят к той или иной отрасли, исходя из вида деятельности и назначения производимого продукта.

Показатели туристских: прибытий, доходов и расходов, содержащие ценные характеристики покупательского поведения посетителей, не дают представления о туристском продукте и его составляющих, видах деятельности, включаемых в индустрию туризма. Узость информационной базы, отсутствие методологического единства и сопоставимости с показателями других отраслей приводят к недооценке экономической роли туризма. Хотя значимость туристского сектора для экономики очевидна, она не нашла должного отражения в статистике.

Серьезную работу по совершенствованию статистического учета ведут международные организации. Выше уже говорилось о той роли, которую играет ВТО в обеспечении полноты и достоверности статистической информации о туризме. При ее руководящем органе - исполнительном совете - создан Комитет по статистике, а в состав секретариата входит сектор статистики. На эти структурные подразделения возложено упорядочение понятийного аппарата, разработка принципов и методов статистических исследований применительно к сфере туризма, оказание помощи в проведении опросов и обработке данных, осуществление обмена опытом и специалистами на всех уровнях. Ими подготовлены методические материалы по сбору данных, формам отчетности и другим вопросам статистики международного и внутреннего туризма.

Знаменательным событием стала Международная конференция по статистике путешествий и туризма 1991 г. в Оттаве, организаторами которой выступила ВТО совместно с Правительством Канады. На ней были представлены пособия, рекомендации и руководства, одобренные Генеральной ассамблеей ВТО. Наиболее известными среди них являются учебное пособие "Методология выполнения статистического анкетирования в области туризма" и базовые директивы ВТО "Формирование и деятельность службы по вопросам статистики в составе национальной туристской администрации (НТА)".

По итогам Оттавской конференции ВТО подготовила "Рекомендации по статистике туризма",которые представила на рассмотрение Статистической комиссии ООН. Принятие и опубликование соответствующего пакета документов явилось важной вехой в деле совершенствования статистической деятельности в сфере туризма.

Главное внимание в рекомендациях уделено проблеме сопоставимости статистической информации на национальном и международном уровнях. С этой целью в них дано определение туризма, выделены основные его типы (внутренний, въездной, выездной), уточнены дефиниции международного и внутреннего посетителей. В научный оборот были введены новые понятия "национальный туризм" и "туризм в пределах страны". Специальный раздел посвящен туристским расходам, их постатейному составу и отражению в платежном балансе. В пакет документов вошла также Стандартная международная классификация видов деятельности в туризме.
Наряду с программными документами ВТО распространяет и периодические издания. Она выпускает "Ежегодник туристской статистики" ("Yearbook of Tourism Statistics"), "Статистический сборник" ("Compendium of Tourism Statistics"), а также "Зарубежный туризм - пограничные формальности" ("Travel Aboad - Frontitr Formalities") и ежемесячник "Новости ВТО" ("WTO News"). В последние годы стали выходить конъюнктурно-исследовательские сборники, содержащие новейшую информацию по всему спектру туристских проблем, например "Отчет о развитии туризма (политика и направления)" ("Tourism Development Report (polisy and trends)"), "Современные направления развития туризма и путешествий" ("Current Travel Tourism Indicators"), "Экономическое ревю мирового туризма" ("Economic Review of World Tourism"). Печатную продукцию можно заказать, направив заявку в ВТО по адресу: 42, Сарitan Науа, Маdrid, Espana 28020. Е-mail: pub@world-tourism.org http://www.world-tourism.org/books.htm Tel. (3491)5678100 Fах: (34 91) 57 13 733.


Тема 2.2. КЛАССИФИКАЦИЯ ТУРИСТИЧЕСКИХ МАРШРУТОВ, ТУРОВ И ПАКЕТОВ ТУРУСЛУГ

Классификации в туризме. Виды, формы туризма. Определение понятия «туристический маршрут».

Классификация туристических маршрутов и туров по признакам: сезонность действия, построение трассы маршрута, продолжительность путешествия.

Классификация пакетов туруслуг в зависимости от программы, потребительского сегмента, технологических особенностей, видов туризма и его организационных форм.

Туристическая путевка и ваучер. Туристско-экскурсионная организация. Туроператор. Турагент. Их цели и функции на туристическом рынке.

Под классификацией туристических маршрутов понимается категорирование маршрута и его определяющих препятствий (факторов).

Единая спортивная классификация (категорирование) туристских маршрутов (ЕСКМ) определяет основные принципы, требования и технологию классификации спортивных маршрутов и определяющих препятствий (факторов) по всем видам туризма.

В зависимости от трудности преодолеваемых препятствий, района похода, автономности, новизны, протяженности маршрута и ряда других его факторов, характерных для разных видов спортивного туризма, по возрастающей сложности походы разделяются на походы выходного дня, походы от I до III степени сложности и категорийные походы - от I до VI категории сложности (к.с.). Кроме того маршруты разделяются по видам туризма: пешеходные, водные, горные, лыжные, велосипедные, автомобильные, мотоциклетные, спелео, парусные, конные, а также могут представлять их сочетание - комбинированные маршруты.

По мере развития спортивного туризма и появления иных средств и способов передвижения человека в природной среде возможно появление других видов туризма и расширение данной "Классификации".

Классификация туров

Основным продуктом потребления рынка туристических услуг является тур. По российскому законодательству туром является комплекс услуг по размещению, питанию, перевозке туристов, экскурсионные услуги, а также услуги гидов-переводчиков, а также другие услуги, предоставляемые в зависимости от целей путешествия.

Возможна следующая классификация туров, выстроенная по экономическому критерию:

- фирменные туры (optimal class),

- стандартные туры (standart class),

- эксклюзивные туры (exclusive class).

Фирменные экскурсионные туры предполагают:

- размещение в отелях категории 3-4* в центре основных посещаемых городов;

- отсутствие ночных переездов;

- насыщенную экскурсионную программу;

- обязательное наличие свободного времени в основных посещаемых городах для самостоятельного знакомства с достопримечательностями.

Классические экскурсионные туры предполагают:

- размещение в отелях категории 2-3*, как правило, рядом со станцией метро;

- отсутствие ночных переездов;

- экскурсионную программу, знакомящую с основными достопримечательностями;

- по возможности, наличие свободного времени в основных посещаемых городах для самостоятельного знакомства с достопримечательностями.

Эксклюзивные экскурсионные туры предполагают:

- размещение в отелях категории 3-4* в центре основных посещаемых городов;

- отсутствие ночных переездов;

- насыщенную экскурсионную программу;

- обязательное наличие свободного времени в основных посещаемых городах для самостоятельного знакомства с достопримечательностями.

Эксклюзивные туры отличаются необычной экскурсионной программой, проводятся всего несколько раз в год и рассчитаны на опытных путешественников.

В зависимости от мотивации выезда туристов туры подразделяются на:

курортно-лечебные, рекреационные, культурно-познавательные, спортивные, деловые, научные, религиозные, этнические и другие.

В зависимости от организационных основ туры распределяются на 2 вида:

индивидуальный тур (инклюзив-тур) - предусматривает создание пакета туристических услулг в соответствии пожеланиям отдельного туриста;

комплексный тур - создается туристической фирмой и включает в себя конкретный набор стандартных услуг (проезд, ночлеги, питание, экскурсионное обслуживание, культурная программа).

По форме организации туры распределяются на организованные, самодеятельные.

В зависимости от набора услуг различают полный пансион, полупансион, кровать-завтрак.

В зависимости от маршрута туры обычно разделяют на линейные и кольцевые.

По средствам преодоления туры бывают транспортные и пешеходные.

По масштабам туры делят на внутренние и международные.

Туристический пакет услуг - пэкидж-тур, включает не менее трех услуг, сюда входят комплексные туруслуги: питание, проживание, экскурсионно-развлекательное обслуживание, спортивно-оздоровительные, бытовые, медицинские, визовые и т. п. В пэкидж-тур входят также дополнительные услуги (аренда автомобиля, услуги гида-переводчика и т.д.

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.