Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ИСТОРИИ ПИСЬМА





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Письмо сравнительно со звуковой речью является д о п о л н и т е л ь н ы м с р е д с т в о м

о б щ е н и я. Письмо возникло в глубокой древности из-за необходимости передать мысль другому племени и потомкам. По своей функции древнейшие виды письма — это послания и надгробные надписи. С развитием человеческого об­щества развивались и совершенствовались уже возникшие виды письма, возникали новые виды письма, расширялись его функции.

Значение письма в истории общества. Возникновение исуществование письма как особого средства общения имело и имеет огромное значение: письмо помогло людям преодолеть пространство и время, сохранило и сохраняет человеческий опыт, передавая его от поколения к поколению, от народа к народу. Благодаря письму каждый человек может опираться на опыт человечества, используя и умножая его.

Возможность передачи сообщения на расстояния способствовало тому, что каждое крупное политическое, литературное и научное явление, возникнув в одной точке, становилось достоянием всего народа. Объединяющая роль языка в этих условиях значительно повышалась; большее значение стали играть единые административ­но-хозяйственные документы, художественная литература.

Велика роль письма для развития научного мышления. Будучи зафиксированными в формулировках, научные положения стано­вятся доступными для всех желающих. Возникшая на базе буквен­ного письма научная символика играет исключительную роль в ус­корении научного мышления, в переходе на более высокие уровни размышления и доказательства.

Современные виды письма возникли в результате неоднократных поисков и длительного совершенствования первоначально создан­ного. Первоначальными средствами удержания в памяти были предметы природы. Сюда относятся охотничьи предупредительные знаки и символика са­мих предметов, умение читать по следам: «...На второй день утром Дерсу действительно нас догнал. По следам он узнал все, что произошло у нас в отряде: он видел места наших привалов, видел, что мы долго стояли на одном месте — именно там, где тропа вдруг сразу оборвалась, видел, что я посылал людей в разные стороны искать дорогу. Здесь один из стрелков переобувался. Из того, что на земле валялся кусочек тряпки с кровью и клочком ваты, он за­ключил, что кто-то натер ногу, и т. д. Я привык к его анализу, но для стрелков это было откровением» .

Некоторые предметы начинают выступать как символы. Широко известно, что символом мира являлась трубка, которую по­очередно курили представители враждующих племен. Символом дружбы и знаком добросердечного приветствия у славянских племен было и сохраняется у современных народов поднесение гостю хлеба и соли. Геродот рассказывал, что скифы отправили персам лягушку, мышь, птицу и пять стрел. Это «предметное» послание читалось: «Если вы, персы, не умеете летать в небесах, как птица, скакать по болотам, как лягушка, и прятаться под землей, как мышь, вы все погибнете, осыпанные нашими стрелами».

Предметное «письмо». Способность предметов символизиро­вать понятия была использована древнейшими племенами разнооб­разно. Это наглядно представлено в таких видах индейского письма, как вампум и кипу.

Вампум — раковинные бусы алгонкинских и ирокезских племен; они были не только украшением, их использовали как меновые единицы и как предметные «записи». Особенно важна была символика цвета: белый цвет означал мир, здоровье, благополучие; черные бусы извещали о смерти вождя; низка красных бус извещала о войне. Пояса или перевязи были своеобразной летописью, догово­ром и верительной грамотой.

Вампум (пояс из раковин)

К и п у — узелковое письмо инков. Каждый кипу состоит из основного шнура, к которому прикрепляются узлы и сплетения в виде бахромы: узлы и сплетения разного цвета и расположения име­ют условное значение как заметка на память об административных и хозяйственных распоряжениях.

Специально изготовленные шнуры и бусы выступали как зри­тельные средства общения. Еще более условный характер получали зарубки на бирках, татуировка, родовые и племенные знаки собственности. Они наносились на предметах обихода, на стенах пещер, на скалах и т. п. Эта пещерная и наскальная живопись готовила письмо.

Пиктография.Предметная символика была предысторией письма. Первым историческим типом письма была пиктография, т.е. картинное письмо. Пиктограммы – единицы такого письма выцарапывались, а затем и рисовались на стенах пе­щер, на скалах и камнях, на рогах и костях животных, на бересте.

Классическим примером пиктографического письма может слу­жить прошение семи индейских племен, поданное в январе 1849 г президенту США. Племена представлены их тоте­мами — племенными названиями: журавль, три куницы, медведь, морской человек и морской кот. Впереди — предводитель журав­линого племени. Небольшая черточка от глаз главы делегации впе­ред обращена к президенту, а линия, идущая от глаз назад к озерам указывает, на предмет просьбы. Племена просят разрешить им пере­селиться с верхнего озера (оно изображено в виде длинной голубой линии, над которой помещены все фигуры) на нижние озера, кото­рые изображены внизу. Чтобы показать, что между племенами в этом вопросе полное единодушие и все они смотрят на это дело точно так же, как глава делегации,— глаза и сердца всех шести фигур соединены с глазами и сердцем журавля.

Послание американских индейцев послужило образцом пикто­графического письма Володи Ульянова к его товарищу Боре Формаковскому. Шесть центральных изображений (самовар, рак, аист и т. д.) являются подражанием тотемным знакам индейцев; головы и сердца тотемных изображений соединены, сим­волизируя единство мыслей и чувств, и направлены к чернобородому человеку, купающемуся в пруду. Дети, проголодавшись на охот­ничьих играх (шесть фигурок с оружием и медведь слева от пруда), просят чернобородого прекратить купание, вернуться домой (изо­бражение дома) и накормить их (изображение колбасы, кувшина, хлеба). Фигурка, лежащая в верхнем левом углу письма, показы­вает, что случится с детьми, если не откликнутся на их просьбу, оставят голодными.

Пиктографическое письмо еще сохраняет связь с живописью, выражая мысль посредством символического осмысления изображен­ных лиц, предметов, явлений. Следовательно, пиктограмма сохра­няет наглядность, зрительный образ. Однако пиктограмма отли­чается от рисунка тем, что она условна и имеет постоянное значение.

 

Пиктографическое шуточное письмо Володи Ульянова

Наряду со схематическим изображением конкретных предметов ис­пользуются и условные знаки, обозначающие отвлеченные понятия.

Пиктограммы абстрактных понятий (по Я. Б. Шницеру):

1) жизнь (сказочная рогатая змея), 2) смерть (животное вниз головой), 3) счастье, успех (черепаха), 4) ловкость (человек с крыльями вместо рук), 5) война (лук со стрелой), 6) мир (трубка мира с перьями), 7) заключить мир (человек курит трубку мира), 8) дружба (сое­диненные руки),. 9) -любовь (соединенные сердца), 10) внимание, слух (голова человека с вол­нистыми линиями из ушей), 11) опасность (две змеи), 12) быть на страже (собака), 13) молиться (рука, воздетая к небесному своду и к богам)

Пиктография сейчас не используется как основной тип письма. Однако пиктограммы широко используются на витринах, рекламах, как дорожные знаки и т. п.; сюда же относятся различные нагрудные значки и фотографии, эмблемы на документах.


 

Идеография.Утрачивая зрительный образ и превращаясь в немотивированныйзнак, пиктограмма становится идеограммой, а пиктография — идеогра­фией. Она возникает тогда, когда возникают государства, нуждающиеся в письме для управления и учета государственного и храмового хозяйства, для записей законов и культовых текстов. Древнейшими идеографическими системами письма являются еги­петская, шумерская, китайская, ацтекская, майя.

Образцом древнейшего египетского письма может быть шифер­ная табличка фараона Нармера; Нармера иногда отож­дествляют с основателем I династии фараоном Миной (около 6 тыс. лет до н. з.). Фараон изображен в короне Верхнего Египта, он занес булаву над головой повер­женного врага. Этот рисунок име­ет пиктографо-идеографическую надпись: шесть стеблей папируса; над ними сокол, держащий в лапе веревку, которая продета сквозь губы человеческой головы; прямо­угольник с. волнистыми линиями; изображение остроги; изображение рыбы и булавы.

Элементы данной композиции не поддаются буквальному осмысле­нию. Необходима дешифровка, т. е. прочтение текста как составленно­го из пиктограмм, идеограмм и клю­чей, указывающих на слова (в данном случае имя фараона). Советский египтолог Б. А. Тураев дешифровал надпись следующим образом. Сокол — символ фара­она: он держит веревку, продетую сквозь губы человеческой голо­вы, и это означает, что фараон вывел, как пленников, людей завое­ванной им страны. Пленников было 6000, поскольку стебель обозна­чал цифру 1000. Острога указывает на название завоеванной стра­ны, которое омонимично слову 'острога' (Wc); волнистые линии в прямоугольнике как символ воды означают, что завоеванная страна расположена на берегу моря. Имя фараона передано изображением рыбы и булавы, читается: Нар-мер. Всю надпись можно прочитать так: «Фараон Нармер вывел из завоеванной им морской страны Wc шесть тысяч пленников» .

 


Древнекитайское идеографическое письмо

Анализ древнейшего идеографического письма показывает, что идеограмма возникла на базе рисунка и пиктограммы, особенно при изображении конкретных понятий,— таких, например, как 'дом', 'человек, 'вода'. Так, в египетском иероглифическом письме и шу­мерской клинописи понятие горы передавалось схематическим изоб­ражением двух гор, между которыми пролегает долина или ущелье, понятие воды — волнистой линией, напоминающей изображение волн; понятие солнца — в шумерском (как и китайском) письме изображалось кружком с точкой. Возникновение идеограммы из пиктограммы прослеживается на древнейших и поздних идеограм­мах китайского письма; особенно это ясно на иероглифах: солнце, гора, собака, рыба, глаз.

Наиболее устойчивым и распространенным до сего времени идео­графическим письмом является китайское, чему немало способство­вала особая история Китая и однослоговой характер китайских слов. Китайское письмо возникло давно: уже в XV в. до н. э. иньские племена имели развитую систему письма. Однако государст­венное закрепление и систематизация иероглифов произошли при объединении Китая в централизованное государство во времена циньской и особенно ханьской династий, когда Сюй Шэнь в I—II вв. создал каталог китайских иероглифов — «Об элементах и сложных знаках» («Шовэнь цзецзы»); в этой работе приведено 10,5 тыс. иеро­глифов.

Китайское письмо состоит из основных знаков (иероглифов) и дополнительных смысловых и фонетических определителей (их называют «ключами»). Сложение иероглифов (основных элементов) отражает основной способ словообразования — сложение корней.


 

В полных словарях китайского языка насчитывается более 40 тысяч иероглифов, в современных текстах — от 2 до 5 тыс. Обучение китайской грамоте требует много усилий и времени. По­этому в Китае наряду с работой по сокращению количества употреб­ляемых иероглифов и упрощению их написания проводилась и про­водится работа по созданию алфавита (на латинской основе). В 1956 г. был опубликован «Проект фонетического алфавита китай­ского письма», который был принят специальной комиссией при Государственном Совете КНР. Публикуются некоторые издания на фонетическом алфавите. Однако перевод китайского иероглифиче­ского письма на буквенно-звуковое письмо встречает много трудно­стей.

Идеографический принцип письма получил широкое примене­ние при записи счета и алгебраических понятий, что и привело к созданию цифр и научной символики (алгебраической, химической, логической и т. п.). Слово цифра арабского происхождения: этим cловом арабы называли нуль (буквально: пустое место).

Древнейшие цифры появились в Вавилонии и Египте. При воз­никновении алфавитов цифры обозначались буквами; например, буква альфа (аз) в древности обозначала цифру 1. В настоящее вре­мя более распространенными цифровыми системами являются араб­ская и римская, причем написание цифр более или менее унифи­цировано: 1979 = MCMLXXIX. Арабские цифры возникли в Ин­дии; в Европу они были занесены арабами (отсюда их вторич­ное название).

Фонография.. В отличие от пиктографии и идеографии буква не имеет предметно-понятийного содержания. «Значение» буквы яв­ляется указанием на звук или слог, который необходимо произне­сти, чтобы назвать слово или его часть. Например, русская буква ч обозначает звук [ч'], а буква е (если она находится в начале ударно­го слога) означает два звука [jэ]. Тип письма, который отражает произношение слов, называется фонографией. Имеется множество систем фонографии; сложна и длительна ее история.

Фонография подразделяется на два основных вида: консонантно-звуковое (слоговое) и вокально-зву­ковое (звуковое) письмо. Вокально-звуковым (или буквенно-звуковым) письмом являются, например, русское и английское, так как буквы обозначают здесь в основном звуки речи. Примером сло­гового письма может служить индийское письмо деванагари, араб­ское и эфиопское письмо, японское письмо кана, корейское письмо кунмун.


 

Количество основных и лигатурных знаков в деванагари дости­гает 600, многие знаки очень сложны — все это вызывает трудности и при овладении данным шрифтом. Деванагари используется в язы­ках северной Индии — хинди, маратхи и т. п., в санскрите; близки деванагари и другие шрифты Индии.

Арабское письмо — слоговое, консонантное: буквы обозначают согласные; разновидности букв обозначаются точкой — над и под буквой; гласные обозначаются надстрочными и подстрочными пря­мыми и изогнутыми черточками; пишут арабы справа налево, так что последний (с нашей точки зрения) лист книги оказывается пер­вым, первая буква слова находится справа.

Древнейшие слоговые знаки возникли в начале III тысячелетия до н. э. в Шумере (это государство на территории современного Ира­ка). Шумеры создали клинопись, которую применили затем вавило­няне и ассирийцы. Слоговой знак возник из пиктограммы, и этому способствовало то, что в шумерском языке много односложных слов.

Шумерская клинопись была использована вавилонянами и ас­сирийцами (семитский язык этих народов обитатели древнего Дву­речья называли аккадским).

В результате эволюции пиктограммы, идеограммы и силлабограммы возникает буква — знак вокально-звукового письма.

Хотя стремление упростить написания буквы, сделать процесс письма более быстрым является важным моментом развития, вы­званным потребностями общества, история письма — это все же не только история начертания букв, но вместе с тем и история станов­ления современных алфавитов, графики и орфографии языков, име­ющих буквенно-звуковое письмо.

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.