Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Влияние тенденции ядра на развитие личности





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Существуют два важных отличия теории Мак-Клелланда от рассмотренных ранее вариантов теорий согласованности. Первое мы уже упомянули – это акцент скорее на средней, а не на абсолютной точности прогнозирования как конечной цели жизни. Другое важное отличие касается того внимания, которое Мак-Клелланд уделяет действию в дополнении к исключительно когнитивно-аффективному пониманию соответствия. Эти два акцента теории Мак-Клелланда полезно рассмотреть вместе, пытаясь понять, как выражение тенденции ядра приводит к развитию личности.

Хотя позиция Мак-Клелланда вначале может показаться странной, я попросил бы вас задуматься над проблемой скуки. Я уже показал, что подходы, подобные теории Келли, не могут логически рассматривать скуку в качестве важного жизненного фактора. Мак-Клелланд считает идеалом умеренную точность, поскольку полагает, что полная точность в течение некоего длительного периода времени сделает жизнь слишком монотонной и скучной, чтобы она могла казаться комфортной. Если вы считаете скуку неприятным состоянием, у вас есть основа для интуитивного понимания позиции Мак-Клелланда, хотя в первый момент она может выглядеть странно. По сути, концепция Мак-Клелланда дарит человеку смелость и живость, которые по-настоящему трудно найти в других моделях согласованности. С точки зрения Мак-Клелланда, как и для других сторонников теорий согласованности, чем больше расхождение между ожиданием и действительностью, тем сильнее организменное напряжение. Но эта концепция не просто вариант модели напряжение-расслабление, как другие. Мак-Клелланд, скорее, склонен считать, что умеренное напряжение, связанное с умеренной неточностью прогнозов, является идеалом. Избегается не только слишком большое, но и слишком маленькое напряжение. Мы впервые сталкиваемся с позицией, которая открыто занимает такую точку зрения.

Из всех теорий соответствия Мак-Клелланд более всего ориентирован по направлению к действию. Как вы помните, в теории Келли действия рассматриваются более или менее синонимичными ожиданиям. Хотя это, возможно, понятно для позиции, которая подчеркивает абсолютную точность прогноза как основной цели жизни, здесь все же остается насущная проблема, созданная недостаточным разграничением ожидания и действия, поскольку логически становится невозможно рассматривать способы действий, нацеленных на проверку ожиданий, а не являющихся простым их продолжением.

Суть различий во взглядах в том, что в то время как Келли делает достижение абсолютной точности прогноза бесспорной целью жизни, для Мак-Клелланда точность прогноза – основа развития личностных характеристик, которые, строго говоря, не служат достижению точности прогнозирования. Давайте разберемся поподробнее. Например, в теории Келли конструкты, которые являются элементами личности, формируются, используются и изменяются с единственной целью обеспечить наилучшее прогнозирование. В теории Мак-Клелланда ожидания – это только один из элементов личности. Другим важным элементом являются мотивы (McClelland, 1951). Но, хотя природа и содержание мотивов естественным образом отражают историю прогностической точности и неточностей данного конкретного человека, мотив напрямую не нацелен на повышение или понижение точности ожиданий. Я проясню это позже. А сейчас просто запомните, что мотивы оказывают влияние на действие в направлении определенных целей и имеют мало прямой связи с соображениями точности.

То, что я пытаюсь объяснить, станет понятнее, если мы проследим, как выражение стремления ядра приводит к развитию мотивов. Вспомните, что позитивный аффект, связанный с умеренной неточностью, и негативный аффект, связанный с большой неточностью, ведут, соответственно, к поведению приближения и избегания. Если человек испытал маленькое расхождение между ожиданием и действительностью, он старается каким-то способом приблизиться к соответствующей сфере опыта. А если расхождение велико, он избегает или старается как-то перенестись подальше от соответствующей сферы. Давайте рассмотрим две распространенные сферы: принадлежность к группам людей и достижения в работе.

Предположим, что в области аффилиации наиболее часто переживаемый человеком опыт заключается в сильнейшем нарушении ожиданий со стороны действительности. Это может случиться, если люди, с которыми он общается, сложны и противоречивы настолько, что их поведение трудно прогнозировать. Предположим, что человек, о котором мы говорим, молод и поэтому он впечатлителен и ему нелегко выбирать себе товарищей. Преобладающий аффективный тон его межличностных отношений будет отрицательным. Если такое положение сохранится какое-то длительное время, он усвоит устойчивую ориентацию (или мотив) избегать людей. Каждый раз при возникновении возможности взаимодействия в памяти будет возникать образ болезненных эмоциональных последствий, и человек в результате будет стремиться избежать взаимодействия настолько, насколько это возможно. Но вы должны понимать, что цель мотива – избежать взаимодействия, а не достичь абсолютной точности прогноза. Теперь рассмотрим область достижений в работе. Предположим, что в этой области наш молодой человек чаще всего сталкивается лишь с небольшим нарушением своих ожиданий со стороны действительности. Его ожидания не настолько не подтверждаются, чтобы он впал в уныние, и не столь точны, чтобы ему стало скучно и безразлично. Вместо этого он начинает считать работу источником небольших приятных сюрпризов. Такого рода накопление опыта может произойти в результате действий родителей (McClelland е.а., 1953, с. 62), если они внимательно наблюдают за ребенком и могут определить, когда он справился с заданием, над которым работал, а затем дают ему другое задание, которое немного за пределами его понимания, но не выходит целиком за рамки его возможностей. При таких условиях человек усвоит устойчивую ориентацию (или мотив) стремиться к успеху (или достижениям) в работе. Каждый раз, когда возникает возможность поработать, в памяти также возникает образ приятных эмоциональных последствий, что заставит человека с головой окунуться в работу. И снова цель мотива – приближение к работе или поиск ее, а не достижение абсолютной точности прогноза!

Я должен еще отметить, что если бы родители из примера с аффилиацией были более похожи на родителей из примера с работой, то был бы усвоен мотив стремления к взаимодействию. Точно так же, если бы родители из примера с работой были больше похожи на родителей из примера с аффилиацией, результатом был бы мотив избегания работы. Согласно Мак-Клелланду, в любой области жизненного опыта возможны мотивы приближения и избегания. Но я не буду рассматривать это подробнее, поскольку мотивы в его теории – это в действительности периферические характеристики личности, в основном помогающие понять различия между людьми.

Итак, о теории Мак-Клелланда можно сказать, что на уровне ядра личности она отмечает важность степени расхождений между ожиданием и действительностью, в то время как на периферическом уровне подчеркивает предрасположенность приближаться к определенным сферам жизненного опыта или избегать их. Келли, наоборот, делает акцент на цели абсолютной точности прогноза на всех уровнях личности. Одна важная причина этих различий заключается в том, что, в то время как Келли признает, что мир событий в действительности является предсказуемым, Мак-Клелланд в этом не уверен. Не случайно в своих примерах я предположил, что родители, влияющие на мотив аффилиации, были противоречивыми, сложными и опрометчивыми, а родители, воздействующие на мотивы достижения, пытались все время давать задания, на шаг опережающие развитие ребенка. С точки зрения Мак-Клелланда, сама неспособность предсказывать события, связанные с родителями, обусловленная, возможно, тем, что родители знают о попытках ребенка прогнозировать, является важной детерминантой развития личности. И наоборот, Келли разделяет гораздо более оптимистическое убеждение: он полагает, что любой, кто старается точно прогнозировать, сможет достичь полного успеха. Поэтому Келли считал более доступным и оправданным разработку теории, в которой всю личность можно понять, исходя из цели абсолютно точного прогнозирования.

В конце я должен прояснить, что отсутствие обращения к понятию защиты – это не моя оплошность. Как и в позиции Келли, в теории Мак-Клелланда нет места для этого понятия. Даже действия и мотивы избегания не являются, строго говоря, защитными, поскольку они не направлены на ограждение содержания психики от сознавания.

Модель согласованности:
вариант активации

Вариант когнитивного диссонанса модели согласованности рассматривает согласованность или несогласованность между когнитивными элементами, обычно ожиданиями и восприятием событий. Напротив, вариант модели согласованности, который мы сейчас здесь рассмотрим, описывает согласованность или несогласованность между привычным и реальным уровнями активации или напряжения. Как и во всех теориях согласованности, содержание сравнительно неважно. Теория Фиске и Мадди – это практически единственная активационная концепция, имеющая отношение к личности. Как вы увидите, она более всеобъемлюща, чем модели когнитивного диссонанса.

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.