Основные Правила ведения бухгалтерского учета определены ФЗ «О бухгалтерском учете» и разными ПБУ. Эти правила следующие: обязательность двойной записи на счетах Плана счетов; учет на русском языке и в рублях РФ; раздельный учет затрат на производство и затрат на капитальные и финан-совые вложения; обязательность документирования хозяйственных операций; использование учетных регистров; денежное выражение оценки объектов учета; обязательность инвентаризации; формирование учетной политики в соответствии с установленными допущениями и требованиями.
Понятия «допущения» и «требования» также являются правилами ведения БУ.
Допущение имущественной обособленности означает, что имущество и обязательства организации существуют обособленно от имущества и обязательств собственника и имущества других юридических лиц, находящегося у данной организации. Кроме того, имущество организации, принадлежащее ей на правах собственности, отражается на балансовых синтетических счетах, а не принадлежащего организации – на забалансовых счетах (001, 002, 003, 004, 005). Допущение непрерывности деятельности организации означает, что она будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствует намерение ликвидации или существенного сокращения деятельности. Если же такие намерения у организации есть, то она обязана объявит об этом в учетной политике, формируемой на предстоящий финансовый год, и в пояснительной записке к годовому отчету за истекший финансовый год. Указанное допущение обязательно должно использоваться в аудиторской практике, и аудитор обязан информировать пользователей бухгалтерской отчетности о возможной ликвидации или сокращении деятельности. Допущение последовательности применения учетной политики означает, что выбранная организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому. Целью данного допущения является обеспечение определенной стабильности ведения бух. учета. Изменения учетной политики возможно в случае изменения законодательства РФ или нормативных актов по БУ, разработка организацией новых способов ведения БУ и существенного изменения условий деятельности. Допущение временной определенности фактов хозяйственной деятельности означает, что они отражаются в БУ и отчетности того периода, в котором совершены, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами. Это допущение называется также принципом начисления и применяется в отношении момента признания расходов и до-ходов. Кроме того, в целях реализации этого принципа хоз. операции д. отражаться в БУ в хронологической последовательности.
Требование полноты - означает необходимость отражения в БУ всех фактов хозяйственной деятельности. Каждый факт д. б. зафиксирован первичным документом; Требование своевременности - означает необходимость своевременного отражения в БУ и бухгалтерской отчетности фактов хозяйственной деятельности; Требование осмотрительности - означает большую готовность к учету потерь (расходов) и пассивов, чем возможных доходов и активов (не допуская скрытых резервов). То есть из всех возможных оценок для активов и доходов применяется наименьшая, для обязательств и расходов – наибольшая, а также доходы не должны отражаться в БУ преждевременно. В отечественной практике предусмотрено образование резервов по сомнительным долгам; Требование приоритета содержания перед формой – означает, что в бухгалтерском учете факты хозяйственной деятельности должны отражаться исходя не только из их правовой формы, но и из экономического содержания фактов и условий хозяйствования; Требование непротиворечивости которое обуславливает необходимость тождества данных аналитического учета с оборотом и остатком по синтетическим счетам на 1-е число каждого месяца, показателей бухгалтерской отчетности данным синтетического и аналитического учета, а также показателей отчетности на начало и конец периода; Требование рациональности – означает необходимость рационального и экономного ведения бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации.
Цель и направления дальнейшего развития бухгалтерского учета и отчетности.
Целью развития бухгалтерского учета и отчетности на среднесрочную перспективу (2004-2010 гг.) является создание приемлемых условий и предпосылок последовательного и успешного выполнения системой бухгалтерского учета и отчетности присущих ей функций в экономике РФ, в частности, функции формирования информации о деятельности хозяйствующих субъектов, полезной для принятия экономических решений заинтересованными внешними и внутренними пользователями (собственниками, инвесторами, кредиторами, органами государственной власти, управленческим персоналом хозяйствующих субъектов и др.). Суть дальнейшего развития состоит в активизации использования МСФО для реализации этой функции путем создания необходимой инфраструктуры и построения эффективного учетного процесса.
Дальнейшее развитие бухгалтерского учета и отчетности необходимо осуществлять по следующим основным направлениям, таким как: 1) повышение качества информации, формируемой в бухгалтерском учете и отчетности; 2) создание инфраструктуры применения МСФО; 3) изменение системы регулирования бухгалтерского учета и отчетности; 4) усиление контроля качества бухгалтерской отчетности; 5) существенное повышение квалификации специалистов, занятых организацией и ведением бухгалтерского учета и отчетности, аудитом бухгалтерской отчетности, а также пользователей бухгалтерской отчетности. Бухгалтерский учет должен развиваться как часть единой системы учета и отчетности в РФ, которая включает также статистический и оперативно-технический учет. Важнейшим фактором, обеспечивающим единство этой системы, является первичный учет как источник данных для последующего накапливания, систематизации и обобщения их в соответствии с задачами, требованиями и методологией каждого вида учета.
В процессе развития особую актуальность для поддержания единства и целостности системы бухгалтерского учета и отчетности приобретает обеспечение стабильности этой системы. Первостепенное значение в этом имеет выявление рисков развития (неадекватность реальной экономической ситуации, несопоставимость информации, непоследовательность регулирования, развития и др.). Предотвращение или смягчение последствий этих рисков требует осуществления органами государственной власти и профессиональным сообществом комплекса соответствующих мер.
Как показывает отечественный и мировой опыт, развитие бухгалтерского учета и отчетности должно происходить в тесной связи с изменениями экономической ситуации в стране и отвечать характеру и уровню развития хозяйственного механизма. Недопустимо неоправданное затягивание процессов преобразования бухгалтерского учета и отчетности. В то же время форсирование изменений в бухгалтерском учете и отчетности вне связи с изменениями в хозяйственном механизме и реальным функционированием рыночных институтов может привести к снижению качества финансовой информации в экономике, дискредитации МСФО, а также к ослаблению финансовой дисциплины . Кроме того, переход на МСФО требует времени для практической отработки новых методов и процедур сбора и обработки информации.
Изменения в бухгалтерском учете и отчетности, в частности переход на МСФО, должны происходить постепенно с учетом возможностей, потребностей и готовности профессиональной и другой заинтересованной общественности, а также органов государственной власти. Предусмотренные Концепцией основные направления развития бухгалтерского учета и отчетности относятся ко всем отраслям и сферам экономики РФ. Вместе с тем реализация их в некоторых отраслях и сферах экономики (в частности, в некоммерческих организациях, банковской системе) имеет определенные особенности.