Сборник "Лебединый стан" (1917- 1920). Трагедия белого движения как основная тема книги. Символика названия. Осмысление российской революции в контексте русской истории. Поэтические экскурсы в прошлое. Цветовая поэтика "Лебединого стана".
Фольклорная основа поэм "Царь-Девица", "Переулочки", "Егорушка", "Молодец".
Теоретические и методические рекомендации
Соотнести художественное воплощение темы дома, семьи в романе М.А. Булгакова «белая гвардия» и цикле М.И. Цветаевой «Лебединый стан».
Как Вы понимаете утверждение Е.Б. Коркиной о поэмах М.И. Цветаевой: «В фольклорных поэмах фольклорна лишь форма (фабула и поэтика), содержание же их антифольклорно»?
Изучить статью М.И. Цветаевой «Поэт о критике».
Рекомендуемая литература
Коркина Е.Б. Лирический сюжет в фольклорных поэмах Марины Цветаевой // Русская лит. 1987. № 4.
Телетова Н.К. Трагедия «Фауст» Гете и поэма «Молодец» Цветаевой// Русская литература.2000.№1.
Цветаева А.И. Воспоминания. М., 1983.
Швейцер В.В. Быт и Бытие Марины Цветаевой. М., 1992.
Шевеленко И.Д. Литературный путь Цветаевой: Идеология поэтика - идентичность автора в контексте эпохи. М., 2002.
Эфрон А.С. О Марине Цветаевой. М., 1989.
Вопросы, тесты, задания
Составить таблицу, отражающую хронологию написания поэм Цветаевой, соотнесенность их сюжетов с фольклорными источниками, трансформацию характеров главных героев в поэмах по сравнению со сказками, былинами, народными поверьями.
Выучить наизусть стихотворение из цикла «Лебединый стан».
1. История создания цикла "Рассказы 1922-1924 годов" и критические оценки их современниками.
2. Философия утешительства и правды в произведениях М.Горького. Образ Савела (“Отшельник”) в ряду горьковских утешителей ("Сказка о чиже, который лгал, и о дятле - любителе истины", "На дне", "Дело Артамоновых"). Речевая характеристика героя. Мир природы, мир людей и жизнь отшельника. Смысл финала рассказа.
3. "Рассказ о герое", "Карамора" как варианты раскрытия психологии личности. Приемы создания характеров: монолог героя как основа композиции произведения, кинематографичность рассказов, драматическая насыщенность сюжета, авторская отстраненность от описываемого и другие.
4. "Рассказ о необыкновенном" - итог цикла "Рассказы 1922-1924 годов". Яков Зыков как носитель противоречивых идей (гуманизм и жестокость героя). Поэтика "необыкновенного" в рассказе.
5. Идейная и композиционная целостность цикла "Рассказы 1922-1924 годов" М.Горького.
Теоретические и методические рекомендации
1. Чешский ученый М. Ботура в статье «О новом взгляде на Горького» (1968) писал: «В новой ситуации просто невозможно было писать по-старому. И проза Горького первой половины 20-х годов стала второй «пробой пера», площадкой для взлета к великим историческим полотнам романического масштаба, которые последовали за ней, «Делу Артамоновых» и «Жизни Клима Самгина». Основываясь на этом высказывании, постарайтесь определить оригинальные способы композиционного построения рассказов, новизну героев, приемы создания образов.
2. Согласны ли вы с А.К. Воронским: «Неудачной вещью является «Карамора». Рассказ возбуждает чувство недоумения и досады. Есть в нем много от настроений Достоевского: «позвольте подлость сделать», и ненароком герой рассказа – провокатор – говорит, что он теперь хорошо чувствует Достоевского. И потом, нельзя так двойственно писать о провокаторах, нельзя, особенно у нас в России».
3. Изложите (письменно) основные тезисы работы Н. Лейдермана в части о «Рассказе о необыкновенном».
Литература
1. Архангельская Н.Н. Человек и мир в «Рассказах 1922-1924 годов» М. Горького. Тамбов, 2004.
Бялик Б.А. Судьба Максима Горького. М., 1973.
Волков А.А. Художественный мир Горького (советские годы). М., 1978.
Воронин B.C. Обратная логика и абсурд истории в «Караморе» М. Горького// Горьковские чтения: 1986. Ч. 2. Горький, 1987.
5. Голубков М.М. Максим Горький. М., 2004.
Дарьялова Л.Н. Жанровые особенности цикла рассказов 1922-1924 годов М.Горького //Жанр и композиция литературного произведения. Выпуск 5. Калининград, 1980.
Лейдерман Н. Непрочитанный Горький // Урал. 2008. № 7. http://magazines.russ.ru/ural/2008/7/le13.html
Примочкина Н.Н. Концепция революции в «Рассказе о необыкновенном» Максима Горького // М.Горький и революция. Нижний Новгород, 1991.
Пшеничнюк Т.М. Структурно-организующая роль мотивов в рассказах М. Горького 1922-1924 годов // Поэтика русской советской прозы. Уфа, 1985.
10. Селезнева М.А. Поэтика характеров в "Рассказах 1922-1924 годов" М. Горького Дис. … к.филол.н. Тамбов, 2006
Занятие 7-8.Драматургия М.Горького 1930-х годов ("Егор Булычов и другие").
Характер замысла пьесы "Егор Булычов и другие".
Воссоздание в пьесе многообразия общественной жизни России 1916 - 1917 годов. Философия войны, жизни, нравственности.
Идейно-художественная сущность образа Егора Булычова. Герой в столкновении с "другими" и "иными".
Жанровая специфика пьесы М.Горького. Смысл подзаголовка - “сцены”. Особенности драматургического конфликта. Жанрово-композиционная взаимообусловленность.
Сценическая судьба пьесы М.Горького. Ее актуальное звучание для наших дней.
Теоретические и методические рекомендации
1. Читать пьесу М. Горького «Егор Булычов и Другие» по изданию: Горький М. Полн. собр.соч.: в 25 т. Внимательно изучить комментарии к пьесе.
2. Подготовиться к выразительному чтению (по ролям) текста пьесы.
3. Подготовить ответы на вопросы:
o В чем состоит идейно-художественную сущность образа главного героя пьесы? Как образ Егора Булычова соотносится с характерами других горьковских героев?
o Почему же Горький не показывает физическую смерть героя, ведь в пьесе «Достигаев и другие» будет сказано о том, что Булычов умер?
o Каков характер конфликта? Как это отражено в названии пьесы? Что означает «другие»?
o Как композиция способствует развитию конфликта?
o Почему фраза «семейная драма» дается в кавычках?
o Почему самую «громкую» сцену пьесы с Трубачом принято считать сюжетной кульминацией?
o Каким образом расстановка действующих лиц способствует углублению конфликта?
Рекомендуемая литература
Бялик Б.А. Судьба Максима Горького. М., 1973.
Бялик Б.А. Горький - драматург. М., 1977.
Волков А.А. Художественный мир Горького (советские годы). М., 1978.
4. Голубков М.М. Максим Горький. М., 2004.
"Егор Булычов и другие". Материалы и исследования. М., 1970.
Новиков В.В. Творческая лаборатория Горького-драматурга. М., 1976.
Овчаренко А.И. М. Горький и литературные искания XX столетия. М., 1971.
Примочкина Н.Н. Писатель и власть. М. Горький в литературном движении 20-х годов. М., 1996.
К вопросу о композиционных особенностях пьесы М.Горького «Егор Булычов и другие» // Вестник Тамбовского университета. Сер. Гуманитарные науки. VI Державинские чтения. Материалы научной конференции преподавателей и аспирантов. Молодые ученые, аспиранты. 2001.
СпиридоноваЛ.А. Горьковедение на рубеже эпох http://www.tatar.museum.ru/Gorky/Gorc_Cht_Tez.htm
Тагер Е.Б. Творчество М. Горького советской эпохи. М., 1964.
12. http://www.maximgorkiy.narod.ru – "Народная библиотека Максима Горького" содержит около 27 книжных томов информации: уникальные фотографии, рассказы, очерки, повести, пьесы, статьи, литературные портреты Горького.
Вопросы
1. Согласны ли вы с мнением Л. Колобаевой, автора статьи о Горьком учебника МГУ: «Драмы героев в пьесах «Егор Булычов» и «Васса Железнова» серьезны и значительны, но трагедиями в собственном смысле они не являются, несмотря на то, что важная роль в них отведена вечным мотивам классических трагедий – мотивам смерти и преступления. Это объясняется тем, что оба центральных героя данных драм пребывают, в понимании Горького, по ту сторону мира истинного, мира революции, принадлежат миру старому, как бы уже исторически и бытийно преодоленному, «бывшему» (корень фамилии героя – «бул» – «был» – в Булычове и мотив «железного», неживого в Вассе – обыгрывание драматургом именно этого значения). Это лишает героев права на полноту зрительского сочувствия, а их конфликты – качества неразрешимости, непременного для трагедии» (с. 83)?
2. Что дало основание К.Федину утверждать, что пьеса «Егор Булычов и другие» «для понимания Горького – произведение исключительной важности»?
3. Обозначьте основные векторы развития современного горьковедения (по работе Л.А. Спиридоновой).
Задания
Просмотреть киноверсию пьесы Горького (1972). Насколько полно, по Вашему мнению, режиссеру и актерам удалось воплотить на экране идею и конфликт драмы Горького?