Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Занятие 4. Творчество М.И.Цветаевой после Октября 1917 года.





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой
  1. Сборник "Лебединый стан" (1917- 1920). Трагедия белого движения как основная тема книги. Символика названия. Осмысление российской революции в контексте русской истории. Поэтические экскурсы в прошлое. Цветовая поэтика "Лебединого стана".
  2. Фольклорная основа поэм "Царь-Девица", "Переулочки", "Егорушка", "Молодец".

Теоретические и методические рекомендации

  1. Соотнести художественное воплощение темы дома, семьи в романе М.А. Булгакова «белая гвардия» и цикле М.И. Цветаевой «Лебединый стан».
  2. Как Вы понимаете утверждение Е.Б. Коркиной о поэмах М.И. Цветаевой: «В фольклорных поэмах фольклорна лишь форма (фабула и поэтика), содержание же их антифольклорно»?
  3. Изучить статью М.И. Цветаевой «Поэт о критике».

 

Рекомендуемая литература

  1. Коркина Е.Б. Лирический сюжет в фольклорных поэмах Марины Цветаевой // Русская лит. 1987. № 4.
  2. Кудрова И.В. Версты, дали... Марина Цветаева. 1922 - 1939. М., 1991.
  3. Ли Янг Ий. Поэма-сказка Марины Цветаевой «Царь-Девица» (Фольклорные контексты поэта): Автореф. дис. . канд. филол. наук. М., 1996.
  4. Лютова С.Н. Метафоры оборотничества в поэме «Молодец»: образы и образа Марины Цветаевой // Лики Марины Цветаевой: Сб. докладов XIII Междунар. науч.-тематич. конференции. М., 2006.
  5. Павловский А.И. Куст рябины: о поэзии Марины Цветаевой. Л., 1989.
  6. Разумовская М.В. Марина Цветаева. Миф и действительность. М., 1994.

7. Рутер О.А.Табу в фольклорных поэмах М. Цветаевой: лингвистический аспект. Автореф. дис. … к.филол. н. Ростов-на-Дону, 2007. http://www.dissercat.com/content/tabu-v-folklornykh-poemakh-m-tsvetaevoi-lingvisticheskii-aspekt#ixzz2ccCAY1R7

  1. Саакянц А. Жизнь Цветаевой. Бессмертная птица-феникс. М., 2000.
  2. Саакянц А.А. Марина Цветаева: Страницы жизни и творчества (1910 -1922). М., 1986.
  3. Телетова Н.К. Поэма М.И. Цветаевой «Молодец» // Звезда. 1988. № 6.
  4. Телетова Н.К. Трагедия «Фауст» Гете и поэма «Молодец» Цветаевой// Русская литература.2000.№1.
  5. Цветаева А.И. Воспоминания. М., 1983.
  6. Швейцер В.В. Быт и Бытие Марины Цветаевой. М., 1992.
  7. Шевеленко И.Д. Литературный путь Цветаевой: Идеология поэтика - идентичность автора в контексте эпохи. М., 2002.
  8. Эфрон А.С. О Марине Цветаевой. М., 1989.

 

Вопросы, тесты, задания

  1. Составить таблицу, отражающую хронологию написания поэм Цветаевой, соотнесенность их сюжетов с фольклорными источниками, трансформацию характеров главных героев в поэмах по сравнению со сказками, былинами, народными поверьями.
  2. Выучить наизусть стихотворение из цикла «Лебединый стан».

 

Занятие 5-6. "Рассказы 1922 - 1924 годов" М.Горького.

1. История создания цикла "Рассказы 1922-1924 годов" и критические оценки их современниками.

2. Философия утешительства и правды в произведениях М.Горького. Образ Савела (“Отшельник”) в ряду горьковских утешителей ("Сказка о чиже, который лгал, и о дятле - любителе истины", "На дне", "Дело Артамоновых"). Речевая характеристика героя. Мир природы, мир людей и жизнь отшельника. Смысл финала рассказа.

3. "Рассказ о герое", "Карамора" как варианты раскрытия психологии личности. Приемы создания характеров: монолог героя как основа композиции произведения, кинематографичность рассказов, драматическая насыщенность сюжета, авторская отстраненность от описываемого и другие.

4. "Рассказ о необыкновенном" - итог цикла "Рассказы 1922-1924 годов". Яков Зыков как носитель противоречивых идей (гуманизм и жестокость героя). Поэтика "необыкновенного" в рассказе.

5. Идейная и композиционная целостность цикла "Рассказы 1922-1924 годов" М.Горького.

 

Теоретические и методические рекомендации

1. Чешский ученый М. Ботура в статье «О новом взгляде на Горького» (1968) писал: «В новой ситуации просто невозможно было писать по-старому. И проза Горького первой половины 20-х годов стала второй «пробой пера», площадкой для взлета к великим историческим полотнам романического масштаба, которые последовали за ней, «Делу Артамоновых» и «Жизни Клима Самгина». Основываясь на этом высказывании, постарайтесь определить оригинальные способы композиционного построения рассказов, новизну героев, приемы создания образов.

2. Согласны ли вы с А.К. Воронским: «Неудачной вещью является «Карамора». Рассказ возбуждает чувство недоумения и досады. Есть в нем много от настроений Достоевского: «позвольте подлость сделать», и ненароком герой рассказа – провокатор – говорит, что он теперь хорошо чувствует Достоевского. И потом, нельзя так двойственно писать о провокаторах, нельзя, особенно у нас в России».

3. Изложите (письменно) основные тезисы работы Н. Лейдермана в части о «Рассказе о необыкновенном».

Литература

1. Архангельская Н.Н. Человек и мир в «Рассказах 1922-1924 годов» М. Горького. Тамбов, 2004.

  1. Бялик Б.А. Судьба Максима Горького. М., 1973.
  2. Волков А.А. Художественный мир Горького (советские годы). М., 1978.
  3. Воронин B.C. Обратная логика и абсурд истории в «Караморе» М. Горького// Горьковские чтения: 1986. Ч. 2. Горький, 1987.
5. Голубков М.М. Максим Горький. М., 2004.
  1. Дарьялова Л.Н. Жанровые особенности цикла рассказов 1922-1924 годов М.Горького //Жанр и композиция литературного произведения. Выпуск 5. Калининград, 1980.
  2. Лейдерман Н. Непрочитанный Горький // Урал. 2008. № 7. http://magazines.russ.ru/ural/2008/7/le13.html
  3. Примочкина Н.Н. Концепция революции в «Рассказе о необыкновенном» Максима Горького // М.Горький и революция. Нижний Новгород, 1991.
  4. Пшеничнюк Т.М. Структурно-организующая роль мотивов в рассказах М. Горького 1922-1924 годов // Поэтика русской советской прозы. Уфа, 1985.
10. Селезнева М.А. Поэтика характеров в "Рассказах 1922-1924 годов" М. Горького Дис. … к.филол.н. Тамбов, 2006

 

Занятие 7-8. Драматургия М.Горького 1930-х годов ("Егор Булычов и другие").

  1. Характер замысла пьесы "Егор Булычов и другие".
  2. Воссоздание в пьесе многообразия общественной жизни России 1916 - 1917 годов. Философия войны, жизни, нравственности.
  3. Идейно-художественная сущность образа Егора Булычова. Герой в столкновении с "другими" и "иными".
  4. Жанровая специфика пьесы М.Горького. Смысл подзаголовка - “сцены”. Особенности драматургического конфликта. Жанрово-композиционная взаимообусловленность.
  5. Сценическая судьба пьесы М.Горького. Ее актуальное звучание для наших дней.

Теоретические и методические рекомендации

1. Читать пьесу М. Горького «Егор Булычов и Другие» по изданию: Горький М. Полн. собр.соч.: в 25 т. Внимательно изучить комментарии к пьесе.

2. Подготовиться к выразительному чтению (по ролям) текста пьесы.

3. Подготовить ответы на вопросы:

o В чем состоит идейно-художественную сущность образа главного героя пьесы? Как образ Егора Булычова соотносится с характерами других горьковских героев?

o Почему же Горький не показывает физическую смерть героя, ведь в пьесе «Достигаев и другие» будет сказано о том, что Булычов умер?

o Каков характер конфликта? Как это отражено в названии пьесы? Что означает «другие»?

o Как композиция способствует развитию конфликта?

o Почему фраза «семейная драма» дается в кавычках?

o Почему самую «громкую» сцену пьесы с Трубачом принято считать сюжетной кульминацией?

o Каким образом расстановка действующих лиц способствует углублению конфликта?

 

Рекомендуемая литература

  1. Бялик Б.А. Судьба Максима Горького. М., 1973.
  2. Бялик Б.А. Горький - драматург. М., 1977.
  3. Волков А.А. Художественный мир Горького (советские годы). М., 1978.

4. Голубков М.М. Максим Горький. М., 2004.

  1. "Егор Булычов и другие". Материалы и исследования. М., 1970.
  2. Новиков В.В. Творческая лаборатория Горького-драматурга. М., 1976.
  3. Овчаренко А.И. М. Горький и литературные искания XX столетия. М., 1971.
  4. Примочкина Н.Н. Писатель и власть. М. Горький в литературном движении 20-х годов. М., 1996.
  5. К вопросу о композиционных особенностях пьесы М.Горького «Егор Булычов и другие» // Вестник Тамбовского университета. Сер. Гуманитарные науки. VI Державинские чтения. Материалы научной конференции преподавателей и аспирантов. Молодые ученые, аспиранты. 2001.
  6. СпиридоноваЛ.А. Горьковедение на рубеже эпох http://www.tatar.museum.ru/Gorky/Gorc_Cht_Tez.htm
  7. Тагер Е.Б. Творчество М. Горького советской эпохи. М., 1964.

12. http://www.maximgorkiy.narod.ru – "Народная библиотека Максима Горького" содержит около 27 книжных томов информации: уникальные фотографии, рассказы, очерки, повести, пьесы, статьи, литературные портреты Горького.

Вопросы

1. Согласны ли вы с мнением Л. Колобаевой, автора статьи о Горьком учебника МГУ: «Драмы героев в пьесах «Егор Булычов» и «Васса Железнова» серьезны и значительны, но трагедиями в собственном смысле они не являются, несмотря на то, что важная роль в них отведена вечным мотивам классических трагедий – мотивам смерти и преступления. Это объясняется тем, что оба центральных героя данных драм пребывают, в понимании Горького, по ту сторону мира истинного, мира революции, принадлежат миру старому, как бы уже исторически и бытийно преодоленному, «бывшему» (корень фамилии героя – «бул» – «был» – в Булычове и мотив «железного», неживого в Вассе – обыгрывание драматургом именно этого значения). Это лишает героев права на полноту зрительского сочувствия, а их конфликты – качества неразрешимости, непременного для трагедии» (с. 83)?

2. Что дало основание К.Федину утверждать, что пьеса «Егор Булычов и другие» «для понимания Горького – произведение исключительной важности»?

3. Обозначьте основные векторы развития современного горьковедения (по работе Л.А. Спиридоновой).

Задания

Просмотреть киноверсию пьесы Горького (1972). Насколько полно, по Вашему мнению, режиссеру и актерам удалось воплотить на экране идею и конфликт драмы Горького?

 

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.