1. Художественное обличение Маяковским мещанства и бюрократизма в комедиях нового типа. Связь проблематики пьес с лирикой и поэмами Маяковского.
2. Футуристическое мировоззрение в пьесах.
3. Дискуссии вокруг пьес.
Теоретические и методические рекомендации
Восстановить энциклопедическое определение сатиры.
Определить основные объекты сатиры в стихотворениях («О дряни», «Прозаседавшиеся», «Бюрократиада», «Помпадур», Подлиза». «Стих не про дрянь, а про дрянцо») и поэмах («Хорошо!) Маяковского.
Выразительно читать пьесы по ролям.
Рекомендуемая литература
1. Вишневская И. Парадокс о драме: Перечитывая пьесы 20-30-х годов. М., 1993.
2. Купченко Т.А. Пьесы Маяковского «Клоп» и «Баня» в контексте условной драмы // Творчество В.В. Маяковского в начале ХХI века: новые задачи и пути исследования. М., 2008.
3. Милявский Б.Л. Сатирик и время. О мастерстве Маяковского-драматурга. М., 1963.
4. Михайлов А. Пьеса, написанная курсивом: О «Клопе» В. Маяковского // Литературная учеба. 1985. № 2.
5. Михайлов А. Восстание против «отдохновенной пантомимы» (перечитывая «Баню» В. Маяковского) // Вопросы литературы. 1993. Вып.3.
6. Михайлов А. Мир Маяковского. М., 1993.
7. Перхин В.В. Из истории изучения поэтики В.Маяковского-драматурга: По материалам советской критики 30-х годов // Рус. литература. 1987. № 2.
8. Петровский М. Два мастера. В. Маяковский и М. Булгаков // Литературное обозрение. 1987. № 6.
9. Смирнов-Несвицкий Ю.А. Зрелище необычайнейшее. Маяковский и театр. Л., 1975.
10. Субботин А.С. Маяковский: сквозь призму жанра. М., 1986.
Задания
Используя высказывание Р.Якобсона, проведите сравнительный анализ основных идей пьесы Маяковского «Клоп» и романа Е.Замятина «Мы»: «Рационализация производства, культура техники, плановое строительство, да, - если из-за этой стройки «настоящею земной любовью брызжет будущего приоткрытый глаз», нет, - если это строительство – рваческое цепляние за сегодняшний день. При такой установке грандиозная техника превращается в «совершеннейший аппарат провинциализма и сплетни в самом мировом масштабе» («Мое открытие Америки»). Таким планетарным провинциализмом пропитана жизнь 1970 г. в «Клопе» М-го – рациональнейший уклад, без порывистости, без излишних конденсаций энергии, без грез. Мировая социальная завершилась, но революция духа еще впереди. Это тихий памфлет против духовных наследников тех унылых судей, которые в ранней сатире М-го «неизвестно зачем и откуда наперли на Перу». В этих людях «Клопа» много сходства с замятинским «Мы», но у М-го антитеза этого утопического рационального общежития – бунт во имя неразумного своеволия, алкоголя и личного бесконтрольного счастья – высмеяна, и жестко, тогда как Замятин этот бунт идеализирует» (Р.Якобсон «О поколении, растратившем своих поэтов»).