Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Макропланирование природопользования





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Макропланирование природопользования и охраны окружающей среды включает в себя разработку ряда плановых документов: долгосрочной государственной стратегии, долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных прогнозов, федеральных, региональных и отраслевых программ.

Особенности объекта планирования - взаимодействия человека с окружающей средой - обусловливают специфические особенности стратегического планирования природопользования: необходимость учета многообразия средств воздействия на природу и его последствий, преимущественно региональный характер, недостаточную изученность многих процессов. В методике преобладают методы системного анализа и синтеза, экспертных оценок. Значительное место в плановой работе отводится фондам и балансам природных ресурсов в натуральном выражении, государственным кадастрам: земельному, водному, лесному и др.

Мероприятия по охране природы требуют значительных затрат. Поэтому важное значение в стратегическом планировании придается оценке экономической и социальной эффективности инвестиций в природоохранную сферу. Социальная эффективность мероприятий по охране окружающей среды измеряется отношением натуральных показателей, отражающих социальный результат, к затратам, требующимся для его достижения. Экономическая эффективность определяется путем отнесения первичных эффектов к вызвавшим их затратам. Первичные эффекты, в свою очередь, рассчитываются по разности показателей отрицательного воздействия на окружающую среду и разности показателей состояния окружающей среды до и после проведения мероприятий. При расчетах на длительную перспективу учитывается роль факторов, влияющих на изменение эффекта и затрат: рост производства, изменение численности населения, научно-технический прогресс и др.

 

Вопросы для самопроверки

 

1. Назовите и раскройте основные направления природопользования.

2. Что понимается под экологической политикой?

3. Расскажите об основных целях экологической политики в РФ.

4. Что такое экологическая безопасность? Почему она рассматривается в качестве нового вида социальных благ?

5. В чем состоят важнейшие особенности экологической безопасности?

6. С какой целью в РФ был разработан Национальный план действий по охране окружающей среды? Каково его содержание?

7. Объясните, почему при переходе к рынку усиливается опасность ухудшения экологической ситуации.

8. В чем состоят особенности разработки экологической политики государства в странах с рыночной экономикой?

9. Перечислите главные рычаги, с помощью которых реализуется государственная экологическая политика. Каковы эти рычаги в современной России?

10. Дайте определение понятия «мониторинг окружающей среды».

11. Из каких процедур состоит мониторинг в экологической сфере?

12. На какой основе оценивается сегодня качество окружающей среды?

13. Назовите основные виды ущерба от негативного воздействия на среду обитания. Приведите конкретные примеры по каждому из видов.

14. Укажите применяемые в России нормативы предельно допустимого вредного воздействия на среду обитания. Как они используются?

15. Какая информация содержится в экологических паспортах хозяйственных объектов и территорий?

16. Что Вы знаете о государственной экологической экспертизе?

17. Какие плановые документы разрабатываются в рамках стратегического планирования природопользования и охраны окружающей среды?

18. Объясните, в чем состоят и чем обусловлены главные отличительные особенности стратегического планирования в сфере экологии.

19. Охарактеризуйте методы стратегического планирования природопользования и охраны окружающей среды.

20. Объясните, как рассчитывается эффективность природоохранных мероприятий.

 

Практические задания

 

Задание 1

Обведите кружком номер правильного ответа:

4.1. Под естественными ресурсами понимаются:

1) природные вещества и естественная среда

2) используемые человеком природные вещества и силы природы

3) вовлеченные в производство и используемые человеком природные силы и вещества

4.2. Определяющим фактором при выборе государственной

стратегии природопользования является:

1) острота экологических проблем

2) социально-экономические цели общества

3) обеспеченность страны природными ресурсами

4) ограниченность средств финансирования природоохранной деятельности

4.3. В странах с рыночной экономикой в источниках финансирования природоохранной деятельности преобладают средства:

1) государства

2) частных компаний

Обведите кружком номера всех правильных ответов:

4.4. Международной правительственной организацией по окружающей среде является:

1) Программа ООН по окружающей среде "ЮНЕП"

2) Международный союз охраны природы и природных ресурсов "МСОП"

4.5. В современной концепции устойчивого развития экологическое равновесие:

1) противопоставляется экономическому росту

2) не противопоставляется экономическому росту

4.6. В условиях рыночной экономики к методам прямого административного регулирования природопользования относятся:

1) целевые субсидии на установку очистного оборудования

2) налоги на загрязняющие продукты

3) установление стандартов качества природной среды

4) продажа прав на загрязнение

5) выдача лицензий на загрязнение

6) установление лимитов выбросов

7) платежи за загрязнение

8) ускоренная амортизация очистных сооружений

9) льготное налогообложение для экологически чистого производства

4.7. Стратегическими целями РФ в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов являются:

1) разработка системы природоохранных законов, стандартов, нормативов и требований

2) решение проблем развития хозяйства с учетом экологических условий территории

3) повышение эффективности контроля за соблюдением регламентов природопользования

4) лицензирование природопользования

5) рациональное использование природоресурсного потенциала страны

6) пресечение экологических правонарушений

7) восстановление и сохранение биосферного равновесия на локальном и глобальном уровнях

4.8. Экономический механизм охраны окружающей среды в РФ включает в себя:

1) формирование системы экологического образования общества

2) лимитирование природопользования

3) применение международных экологических стандартов

4) платежи за природные ресурсы и загрязнение окружающей среды

5) финансирование природоохранных мероприятий

6) создание специализированных учреждений - экологических фондов

4.9. В разработанном Правительственной комиссией РФ по окружающей среде Национальном плане действий выделены следующие пять направлений:

1) развитие научных исследований

2) развитие экологического образования населения

3) развитие рынка экологически чистых продуктов и технологий

4) развитие производства очистного оборудования и рынка экологических услуг

5) совершенствование управления и контроля окружающей среды и природоохранной деятельности.

6) развитие природоохранного законодательства

7) стимулирование природоохранной деятельности

8) охрана и рациональное использование отдельных видов ресурсов

9) выполнение международных обязательств

10) нормализация обстановки в экологически неблагополучных районах

Установите соответствие:

4.10. Направления природоохранной деятельности:

1) мониторинг

2) ресурсоиспользование

3) воспроизводство ресурсов

4) преобразование ресурсов

5) охрана среды обитания

Мероприятия:

А - изучение месторождений

В - обогащение сырья

В - рекультивация ландшафтов

Г - создание заповедников

Д - регистрация изменений атмосферного пространства

4.11. Группы естественных ресурсов:

1) потенциальные

2) неисчерпаемые

3) воспроизводимые

4) невоспроизводимые

5) условно воспроизводимые

Естественные ресурсы:

А - солнечная энергия

Б - энергии Земли

В - запасы нефти

Г – плодородные почвы

Д - леса

Дополните:

4.12. Основными известными в истории человечества стратегиями природопользования являются покорение природы, __________ деградации природы и _________деградации природы.

4.13. Государственную систему экологической информации образуют экологические ____________ , паспорта, прогнозы, ______________ природных ресурсов, фонды и ____________ природных ресурсов.

4.14. Основными видами экологического мониторинга являются:

международный, ____________

и локальный.

4.15. Различают мониторинг - биологический, ___________ экологический и __________.

4.16. В системе показателей планирования природопользования выделяются группы показателей состояния ресурса, объемов ___________ на ресурс, объемов ___________ деятельности, объемов капиталовложений и ввода в действие природоохранных объектов.

4.17. Планирование природопользования выражается в разработке экологических ____________ , целевых ___________и ___________ охраны окружающей среды и природопользования.

4.18. Первые попытки прогнозирования и планирования развития общества с учетом экологического фактора были сделаны международной организацией ____________ клуб.

Установите правильную последовательность:

4.19. Этапы эволюции стратегического планирования охраны и воспроизводства природной среды:

1) разработка программ по предотвращению загрязнения

2) разработка программ экономического роста при обеспечении надлежащего качества окружающей среды

3) разработка программ борьбы с загрязнением окружающей среды

 

Задание 2

Дайте прогнозную оценку изменения объемов воздействия на окружающую среду. Исходные данные: численность населения на начало расчетного периода - 500 тыс. человек, среднегодовой прирост численности населения 0,5%, рост энергоемкости производства - 450%, рост материалоемкости производства - 420%. Период упреждения -10 лет.

Задание 3

Определите величину ущерба от загрязнения атмосферы в прогнозном периоде. Исходные данные: объем производства чугуна - 20 тыс. т, стали - 30 тыс. т, ожидаемый рост производства чугуна - 10%, стали — 5%, выбросы в атмосферу на 1 т чугуна -8 кг, стали - 63 кг, ущерб от выбросов одной тонны вредных веществ в атмосферу - 100 долларов США.

Задание 4

Дайте прогнозную оценку изменения состояния природной среды. Исходные данные представлены в таблице:

годы

Показатели t t + 10 t + 20
Индекс качества природной среды (баллов) Максимально возможный индекс качества (баллов)               ?    

 

Задание 5

Дайте прогнозную оценку изменения загрязнения атмосферы диоксидом серы. Исходные данные: общий объем промышленного производства - 100 тыс. условных единиц, ожидается увеличение на 50%. В общем объеме производства 3% приходится на долю электроэнергетики, и эта доля возрастет до 5%, доля машиностроения снизится с 50% до 48%, а доля черной металлургии возрастет с 10 до 15%, удельный вес диоксида серы в общем объеме выбросов составляет в электроэнергетике 50%, в машиностроении - 2,5%, в черной металлургии - 25%.

Задание 6

Определите, как изменится в прогнозном периоде количество загрязненных химическими предприятиями сточных вод. Исходные данные: объем производства химических предприятий в базовом году - 120 тыс. т, ожидаемый рост объемов производства - 10%, для выработки 1 т продукции требуется 2000 м3 воды, в прогнозном периоде ожидается увеличение доли оборотного водоснабжения с 80 до 85%.

Задание 7

Определите изменение степени загрязнения атмосферного воздуха и воды в плановом периоде

Исходные данные представлены в таблице:

Показатели Отчетный период Плановый период
Рост объема грузоперевозок в %   + 20
Доля автотранспорта в грузоперевозках, %
Доля ж.д. транспорта в грузоперевозках, %
Доля автотранспорта в загрязнении атмосферного воздуха, %
Доля ж.д. транспорта в загрязнении атмосферного воздуха, %
Доля автотранспорта в сбросах сточных вод, %
Доля ж.д. транспорта в сбросах сточных вод, %

Задание 8

Рассчитайте величину социального эффекта от реализации экологической программы. Исходные данные: численность населения - 700 тыс. человек, 60% населения трудится в реальном секторе экономики. Ежегодно вследствие загрязнения окружающей среды болеет 15% работающих, из которых 70% получают пособие по временной нетрудоспособности в размере 100 руб. в день.

Задание 9

Рассчитайте социальный эффект экологической программы. Исходные данные: благодаря осуществлению намеченных в программе мероприятий среднегодовое количество рабочих дней одного работающего увеличилось на 7 дней, объем производства чистой продукции - 8 млн руб. в год, среднедневные затраты с сфере здравоохранения - 2 тыс. руб. на одного больного, средняя продолжительность болезни - 10 дней.

Задание 10

Определите бюджетную эффективность федеральной целевой программы предотвращения опасных изменений климата. Исходные данные: общий объем финансирования - 240 млрд руб., з т.ч. 70% из федерального бюджета и 30% - из внебюджетных источников в рамках международных проектов, ожидаемый эффект должен вдвое превысить затраты.

Задание 11

На основе составления водохозяйственного баланса установите ожидаемый в прогнозном периоде резерв или дефицит воды. Исходные данные: естественный сток 4700 км3, подземные воды 370 км3, поступление из водохранилища - 30 км3, потери воды -50 км3; 74% в общем объеме потребления воды составляют оборотные и вторично используемые воды; объем водопотребления на производственные нужды промышленности - 110 км3, на орошение, обводнение и сельскохозяйственное водоснабжение -144 км3, на хозяйственно-питьевые нужды - 28 км3.

Задание 12

Определите, как изменится в прогнозном периоде обеспеченность народнохозяйственной потребности балансовым запасом железных руд при увеличении среднегодовой потребности на 20% и повышении коэффициентов извлечения полезного вещества при добыче на 1%, при обогащении на 3% и при переделе на 2%.

 

Методические рекомендации к решению задач

по теме: "Макро планирование взаимодействия общества и природы"

1. Исчислить коэффициенты опережения роста энерго- и материалоемкости в сравнении с численностью населения, рост численности населения, повышение энерго- и материалоемкости.

2. Определить объемы производства чугуна и стали в прогнозном периоде, объемы выбросов, а затем - ущерб.

3. Используя экстраполяционный подход, определить индекс качества среды в 2010 г., затем - соотношение фактического и прогнозируемого индекса качества с максимально возможным.

4. Исчислить объемы производства в прогнозном году, общую потребность в воде, затем вычесть объем оборотного водоснабжения.

5. Определить объемы производства различных видов продукции, затем объемы выбросов по каждому виду производства.

8. Исчислить количество заболевающих и сумму пособий по нетрудоспособности.

9. Исчислить дополнительный объем чистой продукции и затраты в здравоохранении.

10. Разделить эффект (удвоенные затраты) на объем бюджетного финансирования.

11. Использовать схему водохозяйственного баланса.

12. Использовать формулу обеспеченности народно-хозяйственной потребности минеральными ресурсами.

 

Глава 6 Макропланирование научно-технического прогресса

Научно-технический прогресс и его влияние на развитие общества

Научно-технический прогресс - сложный многоплановый процесс, оказывающий огромное влияние на развитие экономики и рост благосостояния населения. В понимании НТП до сих пор сохраняются различия. В наиболее общей трактовке научно-технический прогресс - целенаправленное и систематическое использование научного знания в целях улучшения условий существования человека. НТП проявляется в непрерывном совершенствовании всех сфер жизнедеятельности общества на основе применения новых эффективных орудий и предметов труда, технологии и организации производства и труда, передовых методов и приемов.

В развитии науки и техники наблюдается чередование эволюционных и революционных периодов. Количественное нарастание прогрессивных изменений сменяется коренными качественными преобразованиями производительных сил. Качественный скачок в НТП носит название научно-технической революции.

Закономерности научно-технического прогресса в прошлом объясняли с позиций плоско-эволюционного развития. В настоящее время в науке и практике прочно утвердилась циклическая теория. Эта теория, в частности, лежит в основе методологии прогнозирования НТП. С позиции циклической теории закономерности научно-технического прогресса можно описать следующим образом. Падение эффективности применяемой техники и технологии дает толчок поискам новых идей, получают развитие науки. В процессе научных исследований создаются изобретения. Применение изобретений в практике в случае успеха на рынке становится нововведением. Широкое внедрение нововведений приводит к инновационному буму. Происходит массовое обновление техники и технологии. В последующем в новую технику могут вноситься улучшения, а затем косметические усовершенствования. Идея, лежащая в основе внедренной техники, постепенно исчерпывается. Эффективность техники вновь начинает падать, и процесс развития возвращается к исходной стадии.

В прогнозировании научно-технического прогресса учитываются циклы различной продолжительности - краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные. Принимается во внимание взаимодействие и наложение друг на друга научных, изобретательских, инновационных, технических, а также жизненных циклов отдельных идей, поколений техники, направлений в технологии.

Социально-экономические последствия НТП многогранны и могут рассматриваться на различных уровнях: народно-хозяйственном, территориальном, отраслевом, уровне отдельных хозяйственных субъектов. По некоторым оценкам, в развитых странах вклад НТП в экономический рост достигает 70%. Внедрение достижений технического прогресса ведет к повышению производительности труда, снижению удельных издержек, что в конечном итоге влияет на благосостояние населения. Помогая решать многие экономические, социальные, экологические проблемы, НТП вместе с тем может иметь и негативные последствия: увеличение безработицы, дегуманизацию труда, снижение уровня здоровья и др. Предвидение последствий научно-технического прогресса - важнейшая задача стратегического планирования.

 

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА

Динамичность НТП в решающей степени зависит от научно-технического потенциала и определяющей его состояние и развитие политики государства. Под научно-техническим потенциалом понимают ресурсы и возможности, которыми страна располагает для развития научно-технической сферы, и достигнутый здесь уровень.

Масштабы и уровень научного потенциала характеризуется такими параметрами, как величина затрат на науку и их доля в ВВП, численность занятых в научной сфере и оснащенность их труда основными фондами, структура затрат и научных кадров по отраслям науки, стадиям научно-исследовательского цикла и видам научных учреждений, информационное обеспечение научной деятельности, количество открытий и изобретений, их значимость и эффективность. Основными параметрами, характеризующими технический потенциал, являются объемы производства и применения прогрессивной техники, уровень механизации, автоматизации, электрификации, химизации в народном хозяйстве, сроки внедрения научно-технических достижений и др.

В структуре научно-технического потенциала выделяются несколько подсистем: кадровая, материально-техническая, информационная, организационная.

В условиях рыночной экономики регулирование научно-технической сферы осуществляется на основе принципа сочетания самоорганизации с государственным управлением. Свободные производители за собственный счет организуют исследования и внедряют их результаты, отвечая за последствия. Научная и научно-техническая деятельность осуществляется в конкурентной среде и подчиняется действию закона спроса и предложения. Однако в ключевые области вмешивается государство. Главными задачами такого вмешательства в научно-технической сфере являются концентрация ресурсов на общественно значимых направлениях, обеспечение единства действий, социальная ориентация НТП, интеграция страны в мировые процессы. Цели, направления, формы деятельности органов государственной власти в области науки, техники и реализации их достижений определяются научно-технической политикой, которая является важнейшей составной частью социально-экономической политики. В РФ принят Федеральный Закон "О науке и государственной научно-технической политике", в соответствии с которым в разработке научно-технической политики участвуют органы государственной власти, научные организации, представители широких кругов научной и научно-технической общественности. Содержание научно – технической политики в настоящее время формируется на базе пакета документов, включающего «Основы политики РФ в области развития науки и технологий на долгосрочную перспективу», «Приоритетные направления развития науки, технологии и техники на долгосрочный период», «Перечень критических технологий РФ». В Основах поставлена задача сформировать Национальную инновационную систему и повысить эффективность использования результатов научной и научно – технической деятельности. Главное содержание научно-технической политики составляют перечень приоритетных направлений НТП и система мероприятий по их поддержке государством. В настоящее время приоритетными направлениями в РФ являются социально ориентированные исследования и разработки, прорывные технологии, экологические и оборонные НИОКР. Важнейшими формами государственной поддержки научной, технической и экспериментальной деятельности выступают бюджетное финансирование и система экономических льгот.

 

ОСНОВЫ МЕТОДИКИ ПЛАНИРОВАНИЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА

Макропланирование является основным средством реализации научно-технической политики государства. Его базой являются прогнозы. В процессе их разработки дается оценка вероятности появления новых научных идей, теорий, открытий и изобретений. Прогнозируются масштабы нововведений, технологические перевороты, формирование и распространение новых научно-технических направлений и технологических принципов, перевороты в лидирующих отраслях техники, смена поколений техники и технологии в рамках одного направления, темпы и масштабы распространения новой техники в сферах ее производства и применения.

Осуществляется также сквозное прогнозирование по технологическим цепочкам. Прогнозы обсуждаются в комиссиях и комитетах, образованных на базе государственных органов управления с участием научной и инженерной общественности. С учетом итогов обсуждений подготавливается Комплексный прогноз, в котором дается социально-экономическая оценка достижений науки и техники, делаются выводы о целесообразности их использования в народном хозяйстве, определяются приоритетные направления и очередность задач, предлагаются несколько вариантов путей и средств их решения, оцениваются социально-экономические последствия НТП.

Специфика научно-технического прогресса как объекта прогнозирования (неизученность многих явлений и процессов, сложность взаимосвязей, цикличность развития и т.п.) предопределяет особенности методики разработки прогнозов. Прогнозирование носит междисциплинарный характер, широко применяются качественные методы оценки показателей: системный анализ, экспертные методы, имитационное моделирование.

На основе прогнозов разрабатываются целевые программы решения научно-технических проблем, которые в условиях рынка являются основной формой реализации научно-технической стратегии. Программы разрабатываются на всех уровнях управления - народно-хозяйственном, отраслевом, территориальном, локальном. Процесс формирования научно-технических программ включает 4 этапа:

• определение и детализация основных характеристик и целей;

• подбор исполнителей;

· планирование ресурсного обеспечения;

• оценка конечных результатов.

В условиях перехода к рынку меняется подход к финансированию НТП. Главной отличительной чертой его являются множественность источников и программно-целевая ориентация. Фундаментальные исследования некоммерческого характера в основном финансируются из бюджета. Государственные средства должны выделяться при широком участии экспертов и использоваться строго по прямому назначению в соответствии со сметой. Наряду с бюджетными средствами для финансирования фундаментальных исследований используются представляемые на конкурсной основе гранты (субсидии) научным коллективам и отдельным ученым.

В финансировании прикладных исследований применяются госзаказы и долевое государственное финансирование. Госзаказ может иметь форму целевого контракта с исключительным правом государства на использование полученных результатов или форму конкурсного контракта с распределением права собственности на результаты между ним и исполнителем. Долевое государственное финансирование может применяться при создании консорциумов или привлечении на конкурсной основе исполнителей, обязанных профинансировать не менее половины вложений в проект.

Финансирование внедренческих работ может осуществляться в форме государственных заказов и льготных кредитов.

 

Вопросы для самопроверки

 

1. Дайте определение понятий "научно-технический прогресс", "научно-техническая революция".

2. Раскройте роль НТП в современном обществе.

3. Охарактеризуйте теорию циклического развития НТП.

4. Перечислите основные разновидности циклов в развитии НТП. Приведите примеры.

5. Объясните, что представляет собой научно-технический потенциал общества. Охарактеризуйте научно-технический потенциал РФ.

6. Назовите наиболее значимые параметры научного потенциала. Приведите цифровые данные по РФ.

7. Перечислите показатели, характеризующие технический потенциал. Проиллюстрируйте их фактическими данными на примере России. Сделайте выводы.

8. Изобразите в виде схемы структуру научно-технического потенциала.

9. Аргументируйте необходимость участия государства в управлении НТП.

10. Сформулируйте определение научно-технической политики государства.

11. В чем заключается главное содержание научно-технической политики

12. Какие направления НТП относятся к приоритетным в современной России? Аргументируйте ответ.

13. Объясните связь научно-технической политики государства со стратегическим планированием НТП.

14. Охарактеризуйте содержание прогнозов развития науки и техники.

15. Укажите особенности методики прогнозирования НТП. Чем они обусловлены?

16. Объясните, почему в условиях рыночной экономики основной формой осуществления научно-технической стратегии выступают целевые программы.

17. Сформулируйте определение целевой научно-технической программы.

18. Назовите основные этапы формирования научно-технической программы.

19. Из каких источников финансируется в РФ развитие науки и техники?

20. Как осуществляется финансирование фундаментальной науки в РФ?

 

Практические задания

Задание 1

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.