Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Тема 18. Финансово-правовое регулирование рынка ценных бумаг





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Понятие ценных бумаг, их виды. Рынок ценных бумаг как предмет финансово-правового регулирования.

2. Роль ценных бумаг в совершенствовании денежно-кредитного механизма.

3. Основные виды государственных ценных бумаг. Их краткая характеристика.

4. Правовое регулирование выпуска и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг в РФ.

5. Надзор за регулированием рынка ценных бумаг.

 

Тема 19. Финансово-правовые основы валютного регулирования в РФ

1. Понятие и типы валютных режимов.

2. Валютное регулирование: понятие, краткая характеристика основных элементов.

3. Источники валютного регулирования.

4. Субъекты валютных правоотношений. Понятие «резиденты» и «нерезиденты», их правовой статуса в области валютного регулирования.

5. Понятие валюты и валютных ценностей как объектов валютных правоотношений.

6. Валютные операции: понятие и виды.

7. Валютные ограничения в РФ.

8. Валютный контроль как вид государственного финансового контроля, его цели и задачи.

9. Органы и агенты валютного контроля: их права и обязанности.

10. Ответственность за нарушение валютного законодательства РФ.

 

Тема 20. Основы финансово-правового регулирования в зарубежных странах

1. Понятие, принципы и источники бюджетного права зарубежных стран.

2. Понятие и стадии бюджетного процесса в зарубежных странах.

3. Налоговое право зарубежных стран.

4. Основные виды налогов зарубежных стран, соотношение между прямыми и косвенными налогами.

5. Ответственность за нарушение налогового законодательства зарубежных стран.

6. Банковские системы зарубежных стран.

7. Центральные банки зарубежных стран, их правовой статус, структура и полномочия.

8. Парламентский контроль в области финансов.

9. Правовое регулирование банковского контроля в зарубежных странах.

10. Административный, судебный и иные виды государственного финансового контроля в зарубежных странах.

Лекции

Тема 1. Понятие финансовой деятельности государства и муниципальных образований: 2 ч. - для очной и очно-заочной формы обучения; 0,5 ч. – для заочной формы обучения

Ознакомление с этой темой дает общее представление о финансах и финансовой деятельности. Необходимо уяснить, что любое государство для осуществления своих функций и реализации перед ним задач, для защиты своего суверенитета с неизбежностью нуждается в материальных ресурсах. С возникновением товарно-денежных отношений всеобщим универсальным эквивалентом материальной основы жизнедеятельности любого государства становятся финансы.

Под финансовой системой общества понимается совокупность институтов внутренне единых и дифференцированных во взаимосвязанные группы - институты. С другой точки зрения под финансовой системой понимается совокупность органов, которые в пределах предоставленных полномочий осуществляют финансовую деятельность.

В процессе владения, пользования и распоряжения фондом денежных средств государство и муниципальное образование вступает в те или иные общественные отношения с иными субъектами. Таким образом, оно осуществляет финансовую деятельность, связанную с образованием, распределением и использованием денежных средств, с целью обеспечения своей жизнедеятельности.

При подготовке к лекционному занятию студенту будет необходимо уяснить следующие понятия – финансы, финансовая деятельность и система финансов.

 

Тема 2. Предмет и система финансового права: 2 ч. - для очной и очно-заочной формы обучения; 0,5 ч. – для заочной формы обучения

Студенту следует понимать, что осуществление финансовой деятельности требует правового урегулирования прав, обязанностей и ответственности участвующих в ней субъектов. Именно финансовое право посредством своих норм приводит в действие финансовую систему для осуществления финансовой деятельности. Следовательно, финансовое право необходимо рассматривать как совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, которые возникают в процессе образования, распределения и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов государства и муниципальных образований, необходимых для реализации стоящих перед ними задач.

Следует выделить основные принципы финансового права, такие как: законность, равенство субъектов всех форм собственности и равенство их финансовых обязанностей перед государством, усиление материальной ответственности, увеличение роли субъектов Федерации и их самостоятельности в сфере правового регулирования; плановость и гласность.

При подготовке к прослушиванию лекции студенту необходимо будет усвоить, что в процессе осуществления финансовой деятельности государство и муниципальных образований вступает в урегулированные нормами финансового права общественные отношения с другими субъектами или финансовые правоотношения. При этом следует отметить, что не все отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности, нуждаются в правовой регламентации (информационная, аналитическая работа).

 

Тема 3. Правовое регулирование финансового контроля в РФ: 4 ч. - для очной формы обучения; 2 ч. – для очно-заочной формы обучения; 1 ч. – для заочной формы обучения

Поскольку финансам как экономической категории свойственна контрольная функция, финансовый контроль объективно является одним из основных направлений финансовой деятельности. Финансовый контроль необходим для нормального бесперебойного функционирования экономики в любой стране.

Финансовый контроль осуществляется строго в соответствии с законом специально уполномоченными субъектами в рамках предоставленной им компетенции. Особенностью финансового контроля является то, что его объектом всегда являются отношения, связанные с мобилизацией, распределением или расходованием фондов денежных средств.

Таким образом, финансовый контроль это деятельность уполномоченных государством органов и субъектов по проверке законности и целесообразности образования, распределения и использования денежных фондов государства и муниципальных образований с применением специфических форм и методов его организации и воздействия.

При изучении темы необходимо обратить внимание на органы государства, осуществляющие финансовый контроль в РФ в настоящее время в соответствии с действующим законодательством. Прежде всего студенту следует ознакомиться с нормативно-правовой базой, регламентирующей правовое положение органов государственной власти, участвующих в процессе контрольных мероприятий.

 

Тема 4. Бюджетное право РФ: 6 ч. - для очной формы обучения; 2 ч. – для очно-заочной формы обучения; 1 ч. – для заочной формы обучения

Законодательное определение понятия бюджета дается в ст. 6 БК РФ, бюджет – это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Кроме законодательного определения, необходимо охарактеризовать бюджет с материальной, экономической и юридической точек зрения (следует уяснить разницу в этих понятиях).

При освещении вопроса о классификации бюджета следует обратить внимание на понятие консолидированного бюджета, самостоятельного, чрезвычайного (дать определение каждого бюджета).

Бюджетное право является самым крупным звеном в системе финансового права. Предмет бюджетного права составляют общественные отношения, связанные с установлением бюджетного устройства и бюджетной системы, составом доходов и расходов бюджетной системы и порядком их распределения между уровнями бюджетной системы, бюджетными полномочиями органов государственной власти и местного самоуправления, о также бюджетным процессом.

Необходимо дать характеристику источников бюджетного права, среди которых выделить Конституцию РФ, Бюджетный кодекс РФ, федеральный закон о бюджете на очередной финансовый год и плановый период, иные федеральные законы, законы субъектов РФ и нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления, о также подзаконные акты, регулирующие бюджетные отношения.

Особое внимание стоит уделить особенностям бюджетных правоотношений, их субъектам. Необходимо, чтобы бакалавр различал понятия «субъект бюджетного права» и «субъект бюджетного правоотношения». При раскрытии бюджетных прав РФ, субъектов РФ и муниципальных образований следует изучить главу 2 БК РФ «Бюджетные полномочия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».

Важное место при изучении данной темы отводится бюджетному устройству Российской Федерации. Бакалавр должен знать, что основой бюджетного устройства любого государства является его государственное и административно-территориальное устройство. Организация бюджетной системы определяется государственным устройством: в унитарном государстве бюджетная система состоит из двух уровней; в федеративном государстве – из трех уровней.

Понятие бюджетной системы закреплено в ст. 6 Бюджетного кодекса РФ. Бюджеты государственных внебюджетных фондов были ведены в состав бюджетной системы с 1 января 2000 г.

Бакалавру необходимо уяснить понятия «доходы» и «расходы» бюджета (ст. 6 БК РФ). Следует дать законодательное и теоретическое определение данных понятий, их классификацию, о также обратить внимание на значение этих понятий.

Бакалавру следует знать, что в Бюджетном кодексе РФ в главе 4 закреплена бюджетная классификация Российской Федерации, которая является группировкой доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и используется для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетной системы Российской Федерации (ст. 18 БК РФ). Бюджетная классификация призвана обеспечивать контроль за мобилизацией доходов и финансированием расходов.

Следует знать состав бюджетной классификации, обратить особое внимание на направления расходования бюджетных средств. Едиными для бюджетов бюджетной системы РФ являются разделы и подразделы функциональной классификации расходов бюджетов.

Доходы делятся по юридической форме на налоговые, неналоговые, безвозмездные поступления. По порядку закрепления законодатель выделяет собственные доходы бюджетов (ст. 47 БК РФ).

Формирование расходов всех уровней бюджетной системы РФ осуществляется в соответствии с расходными обязательствами (глава 11 БК РФ). Необходимо обратить внимание на резервные фонды, образуемые в составной расходной части бюджета.

Одним из наиболее сложных и объемных вопросов для изложения являются межбюджетные трансферты (глава 16 БК РФ). Следует уяснить понятие межбюджетных отношений и межбюджетных трансфертов. Знать формы межбюджетных трансфертов, условия их предоставления. Бакалавр должен разъяснить понятия «дотации», «субвенции» и «субсидии», их отличительные признаки, их каких фондов финансовой поддержки они предоставляются, уметь охарактеризовать указанные фонды (цель и порядок образования, направления расходования дотаций, субвенций, субсидий).

Заключительный раздел данной темы посвящен нормам, регулирующим вопросы ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации (часть IV) БК РФ. Бакалавр должен знать понятие бюджетной ответственности, характеристику мер, применяемых к нарушителям бюджетного законодательства, о также рассмотрение отдельных составов правонарушений.

 

Тема 5. Бюджетный процесс в РФ: 2 ч. - для очной и очно-заочной формы обучения; 1 ч. – для заочной формы обучения

Бюджет находится в постоянном развитии, движении. Последовательную смену состояний, стадий развития можно определить как бюджетный процесс. При этом следует отметить, что последовательность не носит чисто механический характер, а регулируется нормами процессуального бюджетного права.

Бюджетный процесс – это регламентированная нормами бюджетного права деятельность органов государственной власти, местного самоуправления, иных участников бюджетного процесса по составлению, рассмотрению и утверждению бюджета, исполнению бюджета и осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности, а также осуществлению бюджетного контроля на всех стадиях бюджетного процесса. Законодательное определение бюджетного процесса закреплено в БК РФ (ст. 6).

Бюджетный процесс делится на стадии:

составление проекта бюджета;

рассмотрение и утверждение бюджета;

исполнение бюджета и осуществление бюджетного учета;

составление, внешняя проверка, рассмотрение и утверждение бюджетной отчетности.

Основные положения бюджетного процесса закреплены в Конституции РФ и в БК РФ, где определена система органов, обладающих бюджетными полномочиями, их компетенция, регламентированы стадии бюджетного процесса, вопросы контроля в области бюджетного процесса.

Срок действия утвержденного бюджета называется бюджетным (финансовым) годом и в Российской Федерации составляет 12 месяцев, он совпадает с календарным (с 1 января по 31 декабря) годом. Закон о бюджете вступает в силу со дня его подписания, подлежит официальному опубликованию не позднее пяти дней после его подписания в установленном порядке (п.2 ст. 5 БК РФ).

Федеральный бюджет разрабатывается и утверждается в форме федерального закона, бюджеты субъектов РФ - в форме законов субъектов РФ, местные бюджеты - в форме муниципальных правовых актов представительных органов местного самоуправления.

В основе бюджетного процесса лежат принципы, закрепленные в ст. 28 БК РФ (единство бюджетной системы РФ, разграничение доходов и расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между уровнями бюджетной системы РФ; самостоятельность бюджетов; равенство бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований; полнота отражения доходов и расходов и источников финансирования дефицитов бюджета, сбалансированность бюджета, результативность и эффективность использования бюджетных средств, общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов, прозрачность (открытость), достоверность бюджета, адресность и целевой характер бюджетных средств, подведомственность расходов бюджетов, единства кассы.

Кроме того, бюджетному процессу присущи и свои специальные принципы. К ним следует отнести: принцип облечения бюджета в форму акта, принцип разграничения компетенции между представительными и исполнительными органами государственной власти и местного самоуправления в бюджетном процессе; принцип специализации бюджетных показателей, принцип непрерывности.

Бюджетная политика на очередной финансовый год и плановый период содержится в Бюджетном послании Президента РФ.

Составление проекта федерального бюджета осуществляет Правительство РФ, а непосредственную работу по составлению проекта федерального бюджета – Министерство финансов РФ.

Студенту следует знать, что составление проекта бюджета основывается на:

- бюджетном послании Президента РФ;

- прогнозе социально-экономического развития соответствующей территории;

- основных направлениях бюджетной и налоговой политики.

Порядок и сроки составления проектов бюджетов регламентируются ст. 184 БК РФ.

Правительство вносит на рассмотрение Государственной Думы РФ проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, проекты федеральных законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов РФ, а также страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на очередной финансовый год и плановый период.

Государственная Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете в трех чтениях.

Принятый Государственной Думой федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в течение пяти дней передается на рассмотрение Совета Федерации, который в течение 14-ти дней должен одобрить его или отклонить.

В течение пяти дней со дня одобрения Советом Федерации федеральный закон направляется Президенту для подписания и обнародования.

Исполнение бюджетов разного уровня относится к компетенции органов исполнительной власти соответствующего уровня.

Главным документом, на основании которого осуществляется исполнение бюджетов, является бюджетная роспись - это документ, который составляется и ведется главным распорядителем бюджетных средств в соответствии с БК РФ в целях исполнения бюджета по расходам.

Организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган. Исполнение бюджета организуется на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана. Бюджет исполняется на основе единства кассы и подведомственности расходов. Кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы РФ осуществляется Федеральным казначейством. Бюджеты исполняются по доходам и расходам. Федеральное казначейство регистрирует все операции, связанные с поступлением в федеральный бюджет доходов и поступлений из источников финансирования дефицита федерального бюджета, а также с санкционированием и финансированием расходов федерального бюджета, в главной книге Федерального казначейства. Право открытия и закрытия счетов федерального бюджета принадлежит Федеральному казначейству, оно ведет сводный реестр получателей средств федерального бюджета. Данные главной книги казначейства являются основой для формирования отчетов об исполнении бюджета.

Исполнение федерального бюджета завершается 31 декабря. В конце финансового года все субъекты, исполняющие бюджет, осуществляют его заключение. Это означает закрытие счетов в 24 часа 31 декабря, после чего движение денежных средств на этих счетах на производится.

Бюджетный процесс завершается стадией – составления, внешней проверки, рассмотрения и утверждения бюджетной отчетности.

В конце каждого финансового года министр финансов издает распоряжение о закрытии года и подготовке отчета об исполнении федерального бюджета и бюджета каждого государственного внебюджетного фонда.

Годовой отчет об исполнении федерального бюджета подлежит рассмотрению Государственной Думой и утверждению федеральным законом.

 

Тема 6. Налоговое право РФ (общая часть): 2 ч. - для очной формы обучения

Для получения четкого представления о предмете налогового права необходимо уяснить, что понимается под налогом, сбором и их системой. Определение налога и сбора содержатся в ст.8 Налогового кодекса РФ.

Важно, что законодатель, определяя их общие черты, подчеркивает и различия этих платежей: индивидуальную безвозмездность налогов и возмездности сборов и др.

Под системой налогов и сборов РФ понимается совокупность установленных в Российской Федерации налогов и сборов, обладающая организационно-правовым и экономическим единством.

Ст. 2 НК РФ определяет предмет налогового права как совокупность пяти групп отношений по: установлению и введению налогов и сборов, взиманию налогов и сборов, осуществлению налогового контроля, привлечению к ответственности за налоговые правонарушения, а также обжалованию действий (бездействий), решений налоговых органов и их должностных лиц.

Рассматривая вопрос о субъектах налоговых правоотношений, т.е. сторонах правоотношений по установлению, введению, взиманию налогов и сборов, по осуществлению налогового контроля и привлечению к ответственности за совершение налогового правонарушения, наделенных юридическими правами и обязанностями, следует иметь ввиду, что их перечень, данный в ст. 9 НК РФ, является закрытым.

 

Тема 7. Финансово-правовые основы страхования в РФ: 2 ч. - для очной и очно-заочной формы обучения

Страхование в финансовой науке рассматривается как одно из звеньев (институтов) финансовой системы страны, т.е. экономическая категория, которая представляет группы объективно предопределенных, распределительных денежных отношений по образованию, распределению и расходованию фондов денежных средств, именуемых страховыми.

Страховая деятельность включает разнообразные общественные отношения, в которых тесно сочетаются организационные и имущественные черты. Государство применяет различные методы их правового регулирования. Среди массы этих отношений студент должен уметь выделить, помня об особенностях метода финансового права, финансово-правовые отношения.

Усвоению этого вопроса поможет ознакомление студента с нормативными актами, рекомендованными к изучению этой темы. Больше внимания при этом следует уделить государственному обязательному, в том числе социальному, страхованию. А также системе обязательного страхования вкладов физических лиц. В том числе бакалавру следует при подготовке акцентировать свое внимание на государственном регулировании вопросов страхования, включая рассмотрение надзорных полномочий органов государственной власти в сфере страховой деятельности.

 

Тема 8. Финансово-правовое регулирование банковской деятельности: 4 ч. - для очной формы обучения; 2 ч. – для очно-заочной формы обучения; 1 ч. – для заочной формы обучения

Ознакомление с этой темой следует начинать с соответствующей главы Учебника.

Студент должен понимать, что современное состояние банковской системы Российской Фе­дерации характеризуется следующими особенностями:

а) наличием двухуровневой банковской системы, включающей в себя Центральный банк Российской Федерации (Банк России), кредитные организации; б) определенной независимостью Цент­рального банка РФ от органов государственной власти Федерации и субъектов Федерации; в) преобладанием в банковской системе кредитных организаций, основанных на негосударственной форме собственности; г) отделением банковского кредитования от фи­нансовой системы Российской Федерации; д) наличием отноше­ний гражданско-правового характера между разными уровнями банковской системы.

Банковская система является объектом финансово-правового регулирования постольку, поскольку она связана с обществен­ными отношениями, возникающими в процессе финансовой де­ятельности государства и муниципальных образований для обес­печения бесперебойного осуществления их задач и функций, об­служивания интересов публичной власти.

Являясь объектом правового воздействия, банковская система в целом и все ее элементы в отдельности в то же время оказыва­ются активными участниками, субъектами финансово-правовых отношений.

Такого рода отношения возникают между органами публич­ной власти и элементами банковской системы по поводу аккуму­ляции, распределения, перераспределения денежных средств го­сударства, направления их на нужды общества, осуществления контроля за движением денежных средств, правильностью совер­шения расчетных, кассовых и валютных операций и т.д.

Студенту следует изучить ФЗ «О банках и банковской деятельнос­ти», в том числе порядок создания и лицензирования кредитных органи­заций, обратить внимание на содержание таких терминов, как «кре­дитная организация», «банк», «небанковская кредитная организация», «банковская операция».

Важнейшим субъектом, осуществляющим финансово-правовое регулирование в рамках банковской системы, является Централь­ный банк Российской Федерации (Банк России). В соответствии со ст. 2 ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» его уставный капитал и иное имущество являются феде­ральной собственностью. Банк России является юридическим ли­цом, осуществляет свои расходы за счет собственных доходов.

Основными целями деятельности Банка России являются: защи­та и обеспечение устойчивости рубля, в том числе его покупатель­ной способности и курса по отношению к иностранным валютам; развитие и укрепление банковской системы; обеспечение эффек­тивного и бесперебойного функционирования системы расчетов.

Исходя из определенных законом целей деятельности, Цент­ральный банк РФ выполняет следующие функции: во взаимодей­ствии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля; монопольно осуществ­ляет эмиссию наличных денег и организует их обращение; являет­ся кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему рефинансирования; устанавливает правила осуществления расчетов в РФ, правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для бан­ковской системы; осуществляет государственную регистрацию кредитных организаций; выдает и отзывает лицензии кредитных организаций и организаций, занимающихся их аудитом; осуще­ствляет надзор за деятельностью кредитных организаций; регист­рирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями; осу­ществляет самостоятельно или по поручению Правительства РФ все виды банковских операций, необходимых для выполнения сво­их основных задач; осуществляет валютное регулирование; органи­зует и осуществляет валютный контроль; участвует в разработке прогноза платежного баланса РФ и организует составление самого баланса; проводит анализ и прогнозирование состояния российской экономики в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредит­ных, валютно-финансовых и ценовых отношений; осуществляет иные функции в соответствии с федеральными законами.

Правовой статус Банка России носит комплексный характер. Он складывается из ряда «отраслевых» статусов (конституцион­ный, административно-правовой, финансово-правовой, граж­данско-правовой и др.).

Финансово-правовой подход к анализу правового положения Центрального банка предполагает, что студенту необходимо, в первую очередь, рассмотреть вопросы, связанные с реализацией Банком своих государственно-властных полномочий в отноше­нии кредитных организаций, являющихся составной частью бан­ковской системы Российской Федерации. Студенту необходимо уяснить, что правоотношения между Центральным банком и иными банками при реализации Банком России своих функций строятся на принципах власти и подчинения. В этих правоотно­шениях отсутствует равенство сторон, они носят ярко выраженный вертикальный характер. Но эта вертикаль основана не на организационной, а на функциональной подчиненности (регули­ровании денежно-кредитной и банковской системы и т.д.).

Наиболее важными направлениями деятельности Банка России являются лицензирование банковской деятельности, установление экономических нормативов, нормотворчество, контроль и надзор. С указанными направлениями деятельности студенту следует оз­накомиться в ФЗ от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», а также в нормативных актах Банка России.

 

Тема 9. Правовые основы денежного обращения в РФ: 4 ч. - для очной формы обучения; 3 ч. – для очно-заочной формы обучения; 1 ч. – для заочной формы обучения

Ознакомление с данной темой следует начинать с соответству­ющей главы Учебника. Денежная система — это законодательно закрепленное устройство денежного обращения, включающее вза­имодействие образующих ее элементов. В настоящее время денежная система РФ включает в себя следующие элементы: официаль­ную денежную единицу (рубль, состоящий из ста копеек), эмис­сию наличных денег, организацию наличного денежного обраще­ния, курс по отношению к иностранным валютам. Формирование денежной системы и регулирование денежного обращения в соот­ветствии с Конституцией РФ отнесено к исключительной компе­тенции РФ. Также необходимо отметить, что финансово-правовые нормы, регулирующие денежную систему, содержатся в ФЗ от 10.07.2002 г. № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России), ФЗ от 02.12.1990 г. № 395-I «О банках и банковской деятельности», Гражданском кодексе РФ, ФЗ от 10.12.2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» и некоторых других зако­нодательных актах. Особое внимание студенту следует обратить на подзаконные нормативно-правовые акты (постановления Прави­тельства РФ, инструкции Центрального банка РФ, приказы Ми­нистерства финансов и др.).

Основная роль в организации денежного обращения и регулиро­вании денежной системы отводится Центральному банку Россий­ской Федерации. Согласно ст. 75Конституции РФ, денежная эмис­сия, т.е. выпуск в обращение наличных денег, осуществляется ис­ключительно Центральным банком Российской Федерации. Офи­циальной денежной единицей (валютой) РФ является рубль, состо­ящий из ста копеек. Формой выражения денежной единицы явля­ются банкноты (банковские билеты) и монеты Банка России, пред­ставляющие собой единственное законное средство платежа на тер­ритории РФ. Банкноты и монеты Банка России являются безуслов­ными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его активами. Необходимо знать, что в России не устанавливается офи­циальное золотое содержание денежных единиц. Решение о выпус­ке и обращении новых банкнот и монет принимает Совет директо­ров Банка России.

В соответствии с Законом о Центральном банке Российской Фе­дерации в целях организации наличного денеж­ного обращения в РФ Банку России предоставлены следующие государственно-властные полномочия: прогнозирование и орга­низация производства, перевозка и хранение банкнот и монет, создание их резервных фондов, установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных органи­заций, замена поврежденных банкнот и монет, определение по­рядка ведения кассовых операций на территории РФ.

Также необходимо обратить внимание на взаимодействие Банка России с высшими органами государственной власти по вопросам регулирования денежной системы РФ.

Важное место в регулировании денежного обращения занима­ют расчеты. Студенту следует уяснить организацию и порядок совершения наличных и безналичных расчетов, роль Банка Рос­сии в осуществлении денежных расчетов. Следует помнить, что в РФ установлены следующие формы безналичных расчетов: платежные поручения, чеки, аккредитив, инкассо.

 

Тема 10. Финансово-правовые основы валютного регулирования в РФ: 4 ч. - для очной формы обучения; 3 ч. – для очно-заочной формы обучения; 2 ч. – для заочной формы обучения

При изучении их вопросов валютного регулирования и валютного контроля студенту, в первую очередь, следует выявить особенности ва­лютного рынка как самого большого внешнего финансового рынка в мире, не являющегося централизованным.

Следует вспомнить, что в нашей стране до 1990 года была за­конодательно определена валютная монополия государства. От­ход от нее был связан с переходом государства к рыночным от­ношениям. Однако отказ от валютной монополии неизбежно со­провождался законодательным введением и применением мер валютного регулирования (валютных ограничений), которые не являются чем-то необычным и широко применяются многими странами с целью стабилизации денежного обращения, защиты внутреннего рынка от импортируемой инфляции, недопущения сокращения валютных резервов страны и с целью накопления валютных средств для погашения внешней задолженности.

Валютная политика государства направлена на то, чтобы при экспорте товара гарантировался эквивалентный приток валюты в страну. Такого рода валютные ограничения оправданы. Из 155 стран — членов Международного валютного фонда 124 страны при­меняют требования обязательного перевода из-за границы экспорт­ной выручки. Гарантией перевода экспортной выручки в настоящее время служит законодательно установленный порядок наличия па­спортов сделок по экспорту и импорту. В основе ука­занных паспортов-сделок лежит такой документ, как контракт.

При обращении студента к соответствующей главе Учебника сразу же следует акцентировать его внимание на усвоение целого ряда понятий, таких как «валюта» (Российской Федера­ции и иностранная валюта), «валютные ценности», «валютный курс», «валютные операции», «валютное регулирование», «резиденты» и «нерезиденты», «валютный контроль». Также студенту следует обратить внимание на государственные органы, осуще­ствляющие валютное регулирование, к коим относятся Прави­тельство РФ, Центральный банк РФ, Министерство финансов РФ. Федеральная таможенная служба РФ. Министерство экономического развития и торговли РФ — в сфере экспортного контроля.

Следует помнить, что принципы осуществления валютных операций на территории РФ (как текущих, так и капитальных) между резидентами и нерезидентами, полномочия и функции ор­ганов валютного регулирования и валютного контроля регулиру­ются Федеральным законом «О валютном регулировании и ва­лютном контроле».

Необходимо охарактеризовать полномочия органов и агентов валютного контроля.

Студент должен различать три типа валютных режимов, ис­пользуемых государством для проведения валютной политики внутри страны и за рубежом: режим государственной валютной монополии, режим валютного государственного регулирования, режим свободно конвертируемой валюты.

Совокупность валютных правоотношений формирует три группы правоотношений: в сфере валютного регулирования, включая валютные ограничения, в сфере валютного контроля и в сфере валютного обращения.

Студент должен понимать, что правовое регулирование ва­лютных отношений в Российской Федерации носит комплекс­ный характер, в его состав входят нормы различных отраслей права (международного частного и публичного, гражданского, административного).

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.