Развитие традиций «новой драмы» в драматургии Б. Шоу.
Философская проблематика в драматургии Б. Шоу.
«Дом, где разбиваются сердца» Б. Шоу как «фантазия в русском стиле».
Драматический конфликт в пьесе Шоу «Дом, где разбиваются сердца».
Специфика «мифологического метода» (Т.С. Элиот) в «Улиссе» Дж. Джойса.
Мифологема пути в романе Дж. Джойса «Улисс».
Сопоставительный анализ 15-го эпизода «Улисса» и сцен Магического театра в «Степном волке» Г. Гессе.
Ирония и пародия в романе Дж. Джойса «Улисс».
Анализ миметического (подражатаельного) письма в одном из эпизодов романа «Улисс» (на выбор).
Персонажи сборника новелл Джойса «Дублинцы» в романе «Улисс». «Улисс» Дж. Джойса и кинематограф.
Значение трагического финала в романах «Смерть героя» Р. Олдингтона, «На западном фронте без перемен» Э.М. Ремарка и «Прощай, оружие!» Э. Хемингуэя.
Особенности «музыкальной» композиции романа «Смерть героя» Р. Олдингтона.
Проблемы «потерянного поколения» в романе Р. Олдингтона «Все люди – враги».
Специфика хронотопа романов Р. Олдингтона («Смерть героя» или «Все люди – враги»).
Тема любви и искусства в романах Р. Олдингтона («Смерть героя» или «Все люди – враги»).
Образ героя в романах Р. Олдингтона «Смерть героя» или «Все люди – враги».
Р. Олдингтон и модернизм.
Конфликт в романе О.Хаксли «О дивный новый мир».
Образ Дикаря в романе О.Хаксли «О дивный новый мир».
Сравнительный анализ хронотопа романов О.Хаксли «О дивный новый мир» и Дж. Оруэлла «1984».
Специфика жанра романа-антиутопии в «О дивный новый мир» О. Хаксли и «1984» Дж. Оруэлла.
Особенности анализа социальной психологии в романах А. Кестлера «Слепящая тьма» и Дж. Оруэлла «1984».
Анализ современной цивилизации в романах Г. Уэллса «Игрок в крокет» и У. Голдинга «Повелитель мух».
Творчество Ф. Кафки в оценках М. Брода и Э. Канетти.
Влияние кафкианской образности в последующей литературе (Г. Грасс, С. Беккет и др.).
Проблема идентичности и «множественности Я» в творчестве Г. Гессе. Особенности и значение композиции романа «Степной волк». Второстепенные персонажи романа «Степной волк»: место в конструкции. Отношение героя Гессе к категории времени (в романах «Степной волк» и «Игра в бисер»). Категория утопического в романе «Игра в бисер» Г. Гессе. Роль «жизнеописаний» Кнехта в романе «Игра в бисер». Мифологема «учитель – ученик» в романе «Игра в бисер». Тема служения в «Игре в бисер». Иозеф Кнехт и отец Иаков. Значение натуралистической детали в романе Э.М. Ремарка «На Западном фронте без перемен». Роль рассказчика в романе Э.М. Ремарка «На Западном фронте без перемен». Мотив «неправедных учителей» в романе Э.М. Ремарка «На Западном фронте без перемен». Проблема поисков положительного идеала в военном романе Э.М. Ремарка.
К.С. Станиславский и Б. Брехт: особенности театральных систем.
Природа драматического конфликта в пьесах Брехта (на материале 1-2 пьес). Проблема «героя» в драматургии Б. Брехта (на материале 1-2 пьес). Эпический театр Брехта и современная история. Влияние эпического театра Брехта на драму и театр 2-ой половины XX в. Поиски героя «нового типа» в романе Р. Музиля «Человек без свойств». «Человек без свойств»: структура романа и ее значение. Философские идеи Ф. Ницше в «Человеке без свойств». «Бессвойственный индивид» Ульрих и окружающие: смысл взаимодействия (на примере 2-3 персонажей романа). Испытание идеи «сверхчеловека» в романе «Человек без свойств». Мир «повторения подобного» в романе-эссе Р. Музиля «Человек без свойств». Любовные линии в романе-эссе Р. Музиля «Человек без свойств». Жанр интеллектуального романа (на примере романа «Игра в бисер» Г. Гессе, «Волшебная гора» или «Доктор Фаустус» Т. Манна). Утопия и антиутопия в «Волшебной горе» Т. Манна и «Игре в бисер» Г. Гессе.
Легенда о Фаусте в романе Т. Манна «Доктор Фаустус».
Значение музыкальной проблематики в романе Т. Манна «Доктор Фаустус».
Тема «прозакладывания души» у Т. Манна и разговор Ивана Карамазова с чертом.
Тенденции искусства XX века в романе Т. Манна «Доктор Фаустус».
Новая концепция романа в творчестве М. Пруста. Образ «другого человека» в романе М. Пруста «В поисках утраченного времени». Специфика интерпретации темы любви в творчестве М. Пруста. Бальзаковская традиция и ее переосмысление в творчестве М. Пруста. Проблема утраченного и обретенного времени в романе М. Пруста «В поисках утраченного времени». Особенности психологизма в романе «По направлению к Свану». Тема искусства в творчестве М. Пруста. Значение памяти и впечатления в прустовской концепции человеческой личности. Оппозиция объективного и субъективного времени в творчестве М. Пруста.
Образ рассказчика-героя Марселя в романе М. Пруста «В поисках утраченного времени». Влияние христианского эволюционизма П.Тейара де Шардена на творчество А.де Сент-Экзюпери. Понятие «цивилизации» в книге «Военный пилот» А.де Сент-Экзюпери. Значение образа собора в «Военном пилоте» А.де Сент-Экзюпери. Значение библейских символов и аллюзий в творчестве А.де Сент-Экзюпери (на примере «Военного пилота», «Маленького принца», «Цитадели»). Жанровые особенности прозы А.де Сент-Экзюпери как отражение процесса эссеизации в литературе ХХ в.
Роль притч (о пленных берберах, об алхимике, о садовниках и др.) в «Цитадели» А.де Сент-Экзюпери.
Проблема абсурда и отчуждения в романе Ж.-П.Сартра «Тошнота».
Традиции Бальзака и Флобера в романе Ж.-П.Сартра «Тошнота».
Значение линии Самоучки в романе Ж.-П.Сартра «Тошнота». Понятия «выбора», «свободы» и «ответственности» в пьесе Ж.-П.Сартра «Мухи».
Образ Юпитера в пьесе Ж.-П.Сартра «Мухи». Соотношение планов иносказательно-исторического и универсально-философского в пьесе Сартра «Мухи». Соотношение рассказчик - герой в структуре романа А.Камю «Чума». Соотношение планов конкретного, иносказательно-исторического и универсально-философского в романе «Чума». Традиция философской повести Вольтера в романе А.Камю «Чума». Символика солнца и моря в романе А.Камю «Чума». Роль пишущих персонажей в романе А.Камю «Чума».
Иллюстративность образной системы у французских писателей-экзистенциалистов (на примере произведений Ж-П.Сартра и А. Камю).
Интерпретация античного мифа в драматургии ХХ в. (на примере 2 пьес на выбор: «Троянской войны не будет» Ж. Жироду, «Траур – участь Электры» Ю. О’Нила, «Мухи» Ж-П. Сартра, «Антигона» Ж. Ануя).
Первая мировая война в творчестве Э. Хемингуэя.
Проблема автора и героя в произведениях Э. Хемингуэя («Прощай, оружие», «По ком звонит колокол», «Старик и море» – на выбор).
Роль подтекста в произведениях Э. Хемингуэя.
Анализ пространственно-временной структуры произведений Э. Хемингуэя (на выбор).
Гражданская война в Испании в романе Э. Хемингуэя «По ком звонит колокол».
Притчевый характер повести Э. Хемингуэя «Старик и море».
Анализ образной системы произведений Э. Хемингуэя («Прощай, оружие», «Фиеста», «По ком звонит колокол», «Старик и море» – на выбор).
Категория времени в романе У. Фолкнера «Шум и ярость».
Значение пятой (исторической) части романа У. Фолкнера «Шум и ярость».
Роль Дилси и пасхального богослужения в романе «Шум и ярость».
Значение вставной новеллы в романе У. Фолкнера «Шум и ярость».
Библейская образность в романах «Шум и ярость» У. Фолкнера и «Гроздья гнева» Дж. Стейнбека.
Образная система и конфликт романа Ф.С. Фицджеральда «Великий Гэтсби».
Автор – рассказчик - герой в романе Ф.С. Фицджералда «Великий Гэтсби».
Особенности композиция драмы Ю. О'Нила («Любовь под вязами» или «Долгое путешествие в ночь»).
Драматический конфликт в пьесе Ю. О'Нила «Любовь под вязами».
Драматический конфликт в пьесе Ю. О'Нила «Долгое путешествие в ночь».
Жанр пьесы Ю. О’Нила «Долгое путешествие в ночь»: современная трагедия или мелодрама.
Героини в американской драме ХХ века (на выбор: Мэри Тайрон, Линда Ломен, Бланш Дюбуа и др.).
Трилогия Дж. Дос Пассоса «США» как эксперимент в стиле литературного конструктивизма.
Способы достижения эпичности в трилогии Дж. Дос Пассоса «США» (на примере одного из романов).
Использование приемов и методов смежных видов искусства в трилогии Дж. Дос Пассоса «США» (на примере одного из романов).
Проблема героя в трилогии Дж. Дос Пассоса «США».
Современная история в трилогии Дж. Дос Пассоса «США».
Своеобразие композиции трилогии Дж. Дос Пассоса «США» и романа Дж. Стейнбека «Гроздья гнева».
Холден Колфилд – предтеча молодежного авангарда 1960-70-х годов.
Холден Колфилд (Дж. Селинджер «Над пропастью во ржи») и Ганс Шнир (Г. Белль «Глазами клоуна»).
«Американская мечта» в прозе и драматургии США ХХ в. (на примере 2 произведений: Т. Драйзер, Ю. О'Нил, Ф.С. Фицджералд, А. Миллер и др.).