Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Практикум





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. На основе приведенных определений логики, выявите их сходство и различие: 1. «Логика – это наука о правильном мышлении» (В. П. Огородников);2. Логика – это «наука, изучающая методы, принципы и средства познавательной деятельности» (О. А. Солодухин);3. «...Логика – это философская наука о формах, в которых протекает человеческое мышление, и о законах, которым оно подчиняется» (В. И. Кириллов, А. А. Старченко);4. «Логика – философская наука о законах и формах правильного мышления» (А. Д. Гетманова); 5. «...Логикой называется наука о законах и формах человеческого мышления, об их взаимозависимости, о способах вывода одних форм мышления из других его форм» (А. А. Ивин); 6. «Формальная логикаэто наука о формах мысли и процессов мышления, о формально-логических законах и других связях и отношениях между мыслями по их логическим формам» (Ю. В. Ивлев); 7. Логика – это «философская наука о законах и формах теоретического мышления, о взаимосвязи указанных форм, об ошибках в процессе мышления и способах их преодоления» (Н. А. Маслов).

 

2. Определите символы языка логики и запишите их аналог в естественном языке: 1. Ù; 2. ; 3. ↔; 4. Ú; 5. ≡; 6. ; 7. Ú; 8. →; 9. ~a. 10. Допишите другие, известные вам, символы, применяемые в логике.

 

3. Установите, какое из выражений относится к характеристике формальной правильности мышления, а какое – к истинности, и продолжите их характеристику: 1. «... это характеристика мышления со стороны формы...»; 2. «... это характеристика мышления со стороны содержания...».

 

4. Выявите логическую форму (структуру мысли) в следующих рассуждениях: 1. «Если студент изучает логику, то он повышает четкость своего мышления»; 2. «Если я сдам экзамен по математике и философии и у меня будет свободное время, то я поеду отдыхать в Крым или на Кавказ»; 3. «Неверно, что наступили каникулы»; 4. «Если человек с детства и юности своей не давал нервам властвовать над собой, то они не привыкнут раздражаться и будут ему послушны».

5. Определите в зависимости от значения (экстенсионала) знака, какие знаки мнимые, а какие реальные: «коммунистический строй», «храбрость», «закон», «обеднение населения Украины в результате рыночных реформ в конце 20 – начале 21 вв.», «увеличение численности среднего класса в Украине на рубеже 20-21 вв.», «свободные демократические выборы Президента Украины 2004 г.», «справедливое капиталистическое общество», «Баба Яга», «Снегурочка».

 

6. Определите в зависимости от смысла (интенсионала) знака, какие знаки являются описательными, а какие неописательными: «демократический политический режим», «современный менеджмент», «демократия», «Сократ», «меценат», «философские парадоксы и афоризмы Л. Шестова», «государство».

 

7. Укажите значение имени (денотат) и смысл имени (концепт) таких выражений, как «студент», «сплав», «естественный спутник Земли», «лауреат», «трапеция», «производство», «уголь», «рынок».

 

8. Объясните значение и смысл имени на основе таких языковых форм выражения, как «украинский поэт и художник Т. Г. Шевченко (1814-1861)»; «основоположник новой украинской литературы и национального литературного языка»; «автор сборника стихов «Кобзарь» (1840)»; «автор серии «Живописная Украина» (1844)».

 

9. Определите, какими (одноместными или многоместными) являются следующие предикаторы: «равен», «талантливый», «большой», «помнит», «больше», «высокий», «между», «отец», «яркий».

 

10. В приведенных примерах найдите предикатор и определите, каким (одноместным, двухместным, трехместным, четырехместным) он является: «Украина вступила в ВТО», «денежный обмен», «дефицитный бюджет», «Германия, Россия, Франция осудили вторжение в Ирак», «Суд постановил конфисковать у обвиняемого имущество».

 

11. Определите дескриптивные и логические термины: «Все организмы являются одноклеточными или многоклеточными».

 

12. Какие законы логики выражают следующие положения Аристотеля: 1. «Все истинное должно быть согласовано само с собой во всех отношениях»; 2. «Наиболее достоверное положение – это то, что противолежащие друг другу высказывания не могут быть вместе истинными»; 3. «Равным образом не может быть ничего промежуточного между двумя членами противоречия, а относительно чего-то одного необходимо что бы то ни было одно либо утверждать, либо отрицать». Дайте определение каждому из законов и сделайте их формульные записи.

 

13. Какой закон логики выражают такие два понятия: «ученый, ставший в 1745 г. первым русским академиком Петербургской Академии наук» и «ученый, по инициативе которого в 1755 г. основан Московский университет».

 

14. Какие логические ошибки возникли при нарушении закона тождества в следующих рассуждениях: 1. «Студенты прослушали разъяснения преподавателя»; 2. «Сидящий встал. Кто встал, тот стоит. Следовательно, сидящий стоит»; 3. «Почему вы называете этот хор смешанным? Ведь здесь одни женщины. – Да, но одни умеют петь, а другие нет».

 

15. Какому закону логики соответствуют следующие высказывания: «Выборы были свободными и демократическими» и «Выборы не были свободными и демократическими».

 

16. Какое высказывание не выражает, а какое может выражать и может не выражать противоречия: 1. «Козырев является перворазрядником по волейболу» и «Козырев не является перворазрядником по волейболу»; 2. «Козырев – перворазрядник по волейболу» и «Козырев не является перворазрядником по боксу».

 

17. Какой закон логики характеризуют такие высказывания, как «Военная операция США в Югославии была обоснованной и справедливой» и «Военная операция США в Югославии была несправедливой и представляла собой агрессию и военное преступление».

 

18. Какой закон логики нарушен в отрывке поэмы Н. В. Гоголя «Мертвые души»: «Увы! толстые умеют лучше на этом свете обделывать дела свои, нежели тоненькие. Тоненькие служат больше по особым поручениям или только числятся и виляют туда и сюда; их существование как-то слишком легко, воздушно и совсем ненадежно. Толстые же никогда не занимают косвенных мест, а все прямые, и уж если сядут где, то сядут надежно и крепко, так что скорей место затрещит и угнется под ними, а уж они не слетят».

 

 

Литература

Гетманова А. Д. Логика : учебник, словарь, практикум / А. Д. Гетманова. – 2-е изд. – М. : Академический Проект, 2009. – С. 3-39, 120-137, 258-296, 380-383, 407-423, 562-703.

Ерышев А. А., Лукашевич Н. П., Сластенко Е. Ф. Логика : учеб. пособие / А. А. Ерышев, Н. П. Лукашевич, Е. Ф. Сластенко / Под ред. Н. П. Лукашевича. – 4-е изд., перераб. и доп. – К. : МАУП, 2003. – С.5-76.

Иванов Е. А. Логика : учебник / Е. А. Иванов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Волтерс Клувер, 2005. – С .1-38, 289-323.

Конверський А. Є. Логіка (традиційна і сучасна) : підручник / А. Є. Конверський. – К. : Центр учбової літератури, 2008. – С. 13-129.

Логика : учеб.-методич. пособие / автор-составитель : В. И. Пашков. – Донецк : ДонНТУ, 2012. – С.5-17, 99-108.

Маслов Н. А. Логика: учебник / Н. А. Маслов. – 2-е изд. – Ростов н/Д. : Феникс, 2008. – С. 5-44, 47-66.

 

ТЕМА 2

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.