Наряду с физическими и юридическими лицами участниками отношений, регулируемых гражданским правом, являются государство и другие публично-правовые образования. Для решения стоящих перед ними публичных, общенациональных или иных общественных (региональных, местных) задач они во многих случаях нуждаются в участии в имущественных отношениях. При этом должны быть учтены особенности статуса таких образований, обладающих публичной властью, а в ряде случаев являющихся политическими суверенами, которые сами определяют правопорядок, в том числе случаи и пределы собственного участия в гражданских правоотношениях. С другой стороны, необходимо в полной мере соблюсти интересы участников имущественного оборота как юридически равных собственников (или иных законных владельцев) имущества, находящихся в частноправовых, а не в публично-правовых отношениях друг с другом. Этими обстоятельствами и определяются особенности участия публично-правовых образований в гражданском (имущественном) обороте.
К числу публично-правовых образований, участвующих в гражданских правоотношениях, относятся, во-первых, государство и, во-вторых, муниципальные образования. Особенности отечественного государственного и социально-экономического устройства имеют следствием то положение, что государство не выступает в качестве единого субъекта гражданских правоотношений, а, напротив, характеризуется множественностью субъектов. К их числу относятся как Российская Федерация (федеральное государство) в целом, так и ее отдельные субъекты - республики, края, области, города федерального подчинения, автономная область, автономные округа (ч. 1 ст. 65 Конституции РФ), являющиеся государственными образованиями.
Что касается городских и сельских поселений и других муниципальных образований, то в них осуществляются функции местного самоуправления (ст. 131 Конституции РФ), в связи с чем они не могут считаться государственными образованиями. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Несомненно, однако, что они обладают известными властными полномочиями, т. е. функциями публичной власти, которыми их наделяет закон (ст. 132 Конституции РФ). Поэтому как муниципальные, так и государственные образования охватываются общим понятием публично-правовых образований.
Особенности правового положения всякого государства обусловлены наличием у него политической власти и государственного суверенитета, в силу которых оно само регулирует различные, в том числе имущественные, отношения, устанавливая в качестве общеобязательных как правила поведения для всех участников, так и порядок разбирательства их возможных споров. При этом оно само определяет и собственную гражданскую правосубъектность, ее содержание и пределы. Вместе с тем, участвуя в имущественных (частноправовых) отношениях, государство должно соблюдать установленные им же правила, обусловленные самой природой регулируемых отношений. Оно не может использовать свои властные прерогативы для того, чтобы произвольно менять в своих интересах гражданско-правовые нормы или навязывать контрагентам свою волю в конкретных правоотношениях, иначе рыночный (имущественный) оборот не сможет нормально функционировать, а необходимая ему частноправовая форма будет разрушена.
Поэтому государство и другие публично-правовые образования в гражданско-правовых отношениях выступают на равных началах с иными их участниками - гражданами и юридическими лицами (п. 1 ст. 124 ГК). Это означает, что они не вправе использовать здесь никакие свои властные полномочия по отношению к другим участникам (контрагентам). За нарушение гражданских прав или неисполнение обязанностей к публично-правовым образованиям в судебном порядке могут быть применены обычные меры имущественной ответственности, ибо во "внутренних" (внутригосударственных) гражданских правоотношениях публично-правовые образования лишены судебного иммунитета (т. е. возможности привлечения к суду только с их согласия).
46. Понятие и виды объектов гражданских прав
Объектом гражданского права является то, по поводу чего возникает правоотношение между субъектами - это вещи, деньги, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, работы и услуги, информация, результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, нематериальные блага.
В зависимости от оборотоспособности т.е. способности отчуждаться и переходить от одного субъекта к другому, объекты могут быть:
1. Не ограниченные в обороте – могут отчуждаться и переходить к любому лицу;
2. Изъятые из оборота – нахождение в гражданском обороте не допускается;
3. Ограниченно оборотоспособные – могут принадлежать лишь определенным участникам гражданских правоотношений;
К объектам имущественного оборота относятся материальные и нематериальные блага, за исключением личных неимущественных прав, которые являются не отчуждаемыми от их обладателя.
К объектам гражданских правоотношений относятся материальные и нематериальные блага, включая личные неимущественные права, поскольку гражданские правоотношения могут возникать по поводу их защиты.
Следовательно, понятие «объекты гражданских правоотношений» шире понятия «объекты имущественного оборота».
Материальные блага – это объекты, имеющие материальную, физическую форму - вещи, результаты работ и услуг, деньги.
Нематериальные блага включают:
1. Личные неимущественные права, связанные с имущественными, – это исключительные права на результаты интеллектуальной собственности и способы индивидуализации товаров и их производителей - авторские имущественные права, право натоварный знак, фирменное наименование;
2. Личные неимущественные права, не связанные с имущественными, – принадлежат конкретному лицу и являются неотчуждаемыми - право на жизнь и здоровье, право на имя, право на защиту чести, достоинства и репутации, право авторства, право на неприкосновенность частной жизни;