Перед пуском исправной мельницы проверяется наличие в маслосистеме масла. При неподвижной мельнице масло в баке должно доходить до верхней отметки маслоуказателя. Барабанные мельницы выпускаются с циркуляционной системой жидкой смазки коренных подшипников. Для подшипников приводного вала, а также шестерен и уплотнений коренных подшипников применяется централизованная густая смазка. При запуске мельницы сначала включают масляный насос и проверяют работу смазочной системы. В процессе работы мельницы ведут наблюдение за исправностью всех механизмов, в том числе маслосмазочной системы зубчатой передачи и редуктора. Наблюдение за подачей масла производится через смотровое стекло. При уровне масла в сливной магистрали ниже допустимого, а также при нагреве коренных подшипников выше 65-70 °С электродвигатель мельницы выключается и подается аварийный сигнал. Периодически осматривают поверхности зубьев шестерен, венцовой пары и редуктора. В процессе эксплуатации обслуживающий персонал обеспечивает соблюдете предусмотренного технологическим процессом режима работы мельницы, в том числе качество и производительность, наблюдает за исправностью всех механизмов измельчающего агрегата. Периодически контролируется состояние зубчатых элементов мельницы, регулируется подача масла через подшипники, периодически производится профилактический осмотр футеровки, а при необходимости – ее замена. Применение автоматического регулирования повышает производительность на 3-10 %.Замена футеровок является основной ремонтной работой, наиболее длительной и трудоемкой. Вследствие неточностей отливки при сборке зазоры между футеровками достигают 20 мм, поэтому под них подкладывают листы резины или прорезиненную ткань. Расколотые при эксплуатации футеровки рудоразмольных мельниц выбрасывают в лом, а вместо вышедших из строя устанавливают новые. При эксплуатации шаровых мельниц, кроме естественного износа мелющих тел и футеровок, изнашиваются подшипники и цапфы, барабан и передаточные механизмы и т. д. Для своевременного выявления и устранения неисправностей от износа назначают планово-предупредительные осмотры и капитальные ремонты. Внеплановые ремонты обычно обусловлены нарушением качества работы открытой зубчатой передачи, перегревом подшипников и ослаблением крепления футеровок. Для равномерного износа зубчатого венца раз в три-четыре месяца при остановках мельницы проверяют крепление и поворачивают относительно цапфы на определенный угол улитковый питатель. Такое мероприятие положительно сказывается на надежности мельницы и зубчатого зацепления в целом, увеличивает срок их использования.