Эта школа долгое время являлась наиболее обширной. В настоящее время в психологии есть различные мнения о единстве в школе Выготского с точки зрения дальнейшего развития идей. Отделение Леонтьева, который пересмотрел идеи Выготского вызвало раскол, но тем не менее это одна школа. В нее входят так же Лурия (проблемы мозговой локализации ВПФ, нейропсихология) и «пятерка» из II МГУ: Запорожец (роль практических действий в генезисе познавательных процессов, роль эмоций в смысловой регуляции деятельности), Божович (проблемы развития личности ребенка), Морозова, Левина, Славина. Кроме того учениками Выготского себя считают Зинченко, Асмолов, Мухина, Венгер и др.
Ученики назвали теорию Выготского Культурно-историческая теория.
Работы: «Мышление и речь», »Орудие и знак в развитии ребенка», »Педагогическая психология», »Психология искусства», »Исторический смысл психологического кризиса».
Опора на марксизм. Важнейшее отличие деятельности человека от поведения животных – в использовании орудий труда для преобразования мира и сохранения этих орудий. Сознание должно располагать особыми орудиями, направленными во внутрь, на овладение собственной психической жизнью и поведением. Именно такие орудия делают возможным произвольное поведение, логическое запоминание и др.
Выделяет 2 вида психических функций: натуральные (механическое запоминание, непроизвольное внимание) и высшие психические функции (целенаправленное мышление, творческое воображение, логическое запоминание, произвольное внимание). Одна из важнейших характеристик ВПФ – опосредованность, т.е. наличие средства, при помощи которого они организуются (пример с болезнью Паркинсона и листами, узелки на память: образ, средства).
Основной путь – интериоризация = «вращивание» (перенос во внутренний план) социальных форм поведения в систему индивидуальных форм. ВПФ – продукт социального общения и сотрудничества. Центральный момент – возникновение символической деятельности, овладение словесным знаком. Знак – средство, которое став внутренним, преобразует психическую жизнь. Всякая ВПФ в своем развитии проходит 2 стадии: как форма взаимодействия между людьми и позже – внутренний процесс (это обозначается как переход от интерпсихического и интрапсихическому). Процесс формирования ВПФ длится десятилетия, зарождаясь в речевом общении и завершаясь в полноценной символической деятельности.
Обучение должно вести за собой развитие. Зона ближайшего развития – ближайшая перспектива развития ребенка. То, что сначала ребенок делает вместе со взрослым, а потом сам. Обучение – особо организованное общение. Действенное обучение – то, которое опирается на ЗБР, «забегает вперед» развития.
Леонтьев создает в 30-е г.г. в Харькове теорию деятельности. Исторически сложилось так, что теория деятельности Леонтьева занимала приоритетную позицию в отечественной психологии. Леонтьев был не согласен с некоторыми позициями теории Выготского (усвоение и т.д.). Леонтьев ориентировался на активность личности, создал теорию, в которой на основе понимания деятельности раскрываются важнейшие аспекты психики. Леонтьев является последователем Ленинской теории отражения - психические явления копия внешнего мира.
С т. зр. Леонтьева, функция исходна и формируется в процессе эволюции раньше органа.
Основной принцип - внутренняя, психическая деятельность возникает в процессе интериоризации внешней, практической деятельности и имеет принципиально то же строение. Следовательно, изучая практическую деятельность, мы постигаем закономерности психической деятельности; управляя организацией практической деятельности, мы управляем организацией внутренней, психической деятельности.
В результате интериоризации складываются внутренние структуры, интегрируясь и преобразуясь, они являются основой для порождения внешних действий, высказываний и т.п.; этот процесс перехода внутреннего во внешнее – экстериоризация.
Чувствительность (свойство реагировать на воздействия, сами по себе не несущие биологической значимости (абиотические), но сигнализирующие организму о связанном с ними биотическом воздействии) является критерием психического. Ощущение (субъективное отражение отдельны свойств предметов и явлений объективного мира), на первой стадии эволюционного развития психики: элементарной сенсорной психики а перцептивная психика: возникает восприятие как отражение целостных объектов а интеллект. Развитие психики связано с развитием деятельности, связывающей организм с окружающей средой. Коллективный труд – один из факторов возникновения сознания.
Сознание - отражение собственной деятельности.
Структура деятельности. Деятельность – активность, побуждает ее потребность (в качестве переживания дискомфорта). В ходе поисков происходить встреча потребности с ее предметом: фиксация на предмете, который может ее удовлетворить). С момента «встречи» активность становится направленной, потребность опредмечивается и становится мотивом (осознаваемым или неосознаваемым). С этого момента можно говорить о деятельности. Деятельность соотносится с мотивом; мотив – то, ради чего совершается деятельность; деятельность – совокупность действий, которые вызываются мотивом. Действие (главная структурная единица деятельности) – процесс, направленный на достижение цели; цель – осознаваемый образ желаемого результата. Соотношение цели действия к мотиву – смысл.
Действие осуществляется на основе определенных способов, соотносимых с конкретной ситуацией, т.е. условиями; эти способы – операции. Деятельность – совокупность действий, вызываемых мотивом; действие – совокупность операций, подчиненных цели.
Ведущая деятельность – та, с которой на данном этапе развития связано появление важнейших новообразований и в русле которой развиваются другие виды деятельности; смена ведущей деятельности = переход на новый стадию развития. Основной механизм этой смены – сдвиг мотива на цель (получение знаний: одобрение учителя…самостоятельный мотив).
Работы: «Проблемы развития психики», »Деятельность. Сознание. Личность»
Гальперин П.Я. присоединяется к школе Выготского в Харькове. Разрабатывает теорию поэтапного формирования действий и понятий. Главная функция психики - ориентировка. Выделял 5 этапов формирования действия: 1) Этап формирования ориентировочной основы действия; 2) Э. ф. действия в материальной или материализированной форме; 3) Э. ф. д. в форме внешней речи; 4) Э. ф. д. в форме внешней речи про себя; 5) Э. ф. д. в форме внутренней речи. Идея интериоризации - действия совершают переход от внешней формы к внутренней. Представил схему формирования мышления.
Лурия А.Р. исследовал восприятие и мышление, проблему мозговой локализации ВПФ, многие идеи Выготского перенес в понимание психич. функций. Основал нейропсихологию.
Работы: «Высшие корковые функции человека», »Язык и сознание», »Маленькая книжка о большой памяти» и др.
Эльконин Д.Б. создатель периодизации психического развития, где соединил идеи Выготского (кризисы, новообразования, соц. усл.) и Леонтьева (ведущ. деят.).
Работы: «Психология игры», »Детская психология».
Зинченко В.Л. –проблемы истории и философии психологии. Работы: «Трубка Мамардашвилли», «Мысль и слово Г. Шпета». Считает язык феноменом коллективного сознания.
Мухина В.С. Изучает развитие самосознания личности.
Теория С.Л. Рубинштейна. Противостояла школе Выготского. Рубинштейн получил философское образование в Германии. Жил в Одессе. К проблемам психологии как мыслитель обращается в 20-е годы. Пишет работу «Принципы творческой самодеятельности». Считает, что всякая деятельность является самостоятельной и творческой – оппозиция пониманию человека через призму рефлекса. Нельзя использовать методологию естественных наук в гуманитарной науке. Человек самодетерминирующееся существо, субъект, центр перестройки бытия. В 30-е г.г. переезжает в Петербург, работает в ЛГПИ им. Герцена. Рубинштейн изучает марксизм, формулирует 2 методологических принципа психологии:
1. Принцип единства сознания и деятельности. Человек и его психика развиваются в деятельности изначально практической.
2. Диалектико-материалистический принцип детерминизма – внешние причины действуют через внутренние условия. Внешние воздействия прорабатываются личностью.
Рубинштейн считал, что деятельность относится только к человеку. Леонтьев – деят. относил и к животным и к человеку. Рубинштейн – единое развитие психики и деятельности, принцип активности. Леонтьев – одно, затем другое, внешнее затем внутреннее, интериоризация, принцип уподобления.
Человек изменяя мир изменяет себя. Важна роль другого человека, встреча людей влечет взаимоизменения людей. S-S взаимодействие – это встреча двух субъектов.
С т. зр. Рубинштейна, личность – это не набор черт, не аморфная структура, Личность составляют потребности, способности, направленность.
Деятельность относится к предметной сфере, единица анализа – действие.
Поведение относится к межличностной сфере, единица анализа – поступок.
Изучал мышление. Мышление состоит из мыслительных операций, но не сводится к ним. Анализ и синтез – первичные операции. Обобщение, сравнение, абстрагирование – вторичные операции.
В конце 40-х Рубинштейн обвинен в космополитизме, теряет работу.
Работы: «Основы психологии», «Основы общей психологии», «Принципы и пути развития психологии», «Человек и мир» – вышла посмертно, не закончена..
Абульханова и Брушлинский считают себя учениками Рубинштейна. Разрабатывают принцип субъектности, т. е. Человек как существо, преобразующее мир и самого себя. Работы Абульхановой: «О субъекте психической деятельности», «О жизненном пути личности». Работы Брушлинского: «Мышление и прогнозирование», и др.
Ленинградская школа.
Бехтерев – основал первую психол. Лабораторию в Ленинграде. Разрабатывал теорию объективной психологии, невропсихика – предмет объективной психологии. Основал рефлексологию – наука о поведении. Работа «Коллективная рефлексология» – соц. психология.
Лазурский – создатель дифференциальной психологии в России. Проблемы различий, характера. Совместно с Франком разрабатывали проблемы изучения личности. Выделяли 2 стороны измерения психики: 1) эндопсихика – мысли, чувства и т.д., 2) экзопсихика – отношения чел. К миру, людям, вещам, деятельности, самому себе. Создали схемы исследования личности.
Лазурский выдвинул новый метод исследования – естественный эксперимент, чем сложнее изучаемое явление, тем ближе к естественной должна быть ситуация эксперимента.
В.Н. Мясищев (ученик Лазурского) Развивал теорию отношения. Отношение как психологическая категория, это осознанная и активная связь человека с миром, с другими людьми, с вещами, с деятельностью, с собой. Работа «Личность и неврозы» – невроз как неадекватная система отношений.
3. Выявление причин, которые привели к формированию неадекватной системы отношений (из детства.)
Ананьев Б.Г. – изучал проблемы человекознания – комплексная наука о человеке. Работа: «Человек как предмет познания», «Современные проблемы человекознания» (посмертно). Считал, что человека необходимо рассматривать по 3 основным линиям:
Как индивид – как биологическое существо. Индивидные свойства (конституция, особенности н.с. и т.д.) Рождение индивида – зачатие. Развитие индивида – онтогенез. Свойства индивида – темперамент и задатки.
Как личность – то, что обращено к другим людям, социальное. Рождение личности связано с системой отношений, появлением нравственности. Личностное развитие – это жизненный путь. Личностные свойства – характер.
Человек как субъект деятельности – продуктивная, производительная. История человека как деятеля. Интегративное свойство – творчество.
Темперамент, характер, творчество интегрируются в индивидуальности.
Изучал развитие взрослого человека. Предложил науку онтопсихологию – о развитии индивидуальности на протяжении жизни.
Предложил науку акмеологию – о творческом развитии человека.
Ученика: Ломов, Бодалев, Климов, Филонов.
Школа установки (Грузия)
Узнадзе. Разрабатывал теорию установки. Установка – это неосознаваемая готовность относиться к миру и действовать определенным образом.. Говорил об установке субъекта, т.к. это целостное состояния человека, динамическая определенность.. Установка носит центральный характер.. Для человека действие в плане импульсивной фиксированной установки характерно, но не сущностно. Когда установка неадекватна, человек может произвести объективацию установки и изменить ее. Установки это бессознательное, которое никогда не было сознанием, но влияет на него.
Ученики: Прангешвилли, Эллиава, Нагадзе.
Так же есть другие, менее известные школы.
Школа Теплова – изучал индивидуальные различия, у каждого человека есть врожденные особенности, которые влияют на формирование характера.