Мои Конспекты
Главная | Обратная связь

...

Автомобили
Астрономия
Биология
География
Дом и сад
Другие языки
Другое
Информатика
История
Культура
Литература
Логика
Математика
Медицина
Металлургия
Механика
Образование
Охрана труда
Педагогика
Политика
Право
Психология
Религия
Риторика
Социология
Спорт
Строительство
Технология
Туризм
Физика
Философия
Финансы
Химия
Черчение
Экология
Экономика
Электроника

Учётная политика для целей налогового учёта





Помощь в ✍️ написании работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Виды учётной политики

Учётная политика для целей бухгалтерского учёта

Учётная политика для целей налогового учёта

Учётная политика для отчётности по международным стандартам (например US GAAP, IFRS)

[править]Учётная политика для целей бухгалтерского учёта

Учётная политика для целей бухгалтерского учёта закреплена в следующих нормативно-правовых документах:

Федеральный закон «О бухгалтерском учёте» № 402-ФЗ

Положение по бухгалтерскому учёту ПБУ 1/2008

В учётной политике для целей бухгалтерского учёта в зависимости от специфики деятельности организации могут рассматриваться следующие основные вопросы:

Рабочий план счетов.

Формы первичных учётных документов и регистров бухгалтерского учёта, применяемых организацией.

Способ учёта приобретения и заготовления материалов.

Способ начисления амортизации :

линейным (равномерно в течение всего срока полезного использования);

Методы учёта поступления и выбытия материально-производственных запасов:

по средней себестоимости;

Способ учёта транспортно-заготовительных расходов в отношении товаров для торговых организаций:

в себестоимости приобретения товаров и их погашение по мере реализации этих товаров;

Способ учёта товаров организациями розничной торговли:

по покупным ценам (без учёта наценки);

Способ распределения доходов в зависимости от специфики деятельности организации по следующим статьям:

доходы от обычных видов деятельности;

Способ определения выручки от выполнения работ, оказания услуг, продажи продукции с длительным циклом изготовления (строительство, научные и проектные работы, судостроение и т. п.):

по мере готовности работы, услуги, продукции;

Способ учёта специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды:

как материалы.

Учётная политика для целей налогового учёта

основные вопросы:

Метод признания доходов и расходов для целей исчисления налога на прибыль. В настоящее время Налоговым кодексом предусмотрены два метода:

метод начисления — доходы и расходы признаются в учёте по мере их возникновения, то есть в том отчётном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от факта их оплаты;

кассовый метод — доходы и расходы признаются в учёте в день поступления или выбытия денежных средств в качестве оплаты по сделке. Этот метод в настоящее время в России применяется редко из-за возможности применения упрощённой системы налогообложения.

Метод определения стоимости материально-производственных запасов:

по стоимости единицы запасов (товара);

по средней стоимости;

по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО);

по стоимости последних по времени приобретений (ЛИФО).

Метод ЛИФО с 01.01.08 г в соответствии с законодательством РФ не применяется в бухгалтерском учёте, но применяется в налоговом учёте.

Метод начисления амортизации основных средств и нематериальных активов:

линейный (равномерно в течение всего срока полезного использования);

нелинейный (сумма амортизации меняется ежемесячно, постепенно уменьшаясь).

Нелинейный метод не применяется в бухгалтерском учёте, поэтому при его использовании необходимо учитывать возникающие разницы в бухгалтерском и налоговом учёте в отношении амортизации.

Возможность формирования резервов, регулируя этим исчисление налога на прибыль:

резерв по сомнительным долгам;

резерв по гарантийному ремонту;

резерв по ремонту основных средств;

резерв на оплату отпусков и вознаграждений;

резерв предстоящих расходов, направляемых на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов.

Метод исчисления налога на добавленную стоимость:

 

при формировании учетной политики в рамках МСФО шире аналогичных возможностей, создаваемых РСБУ

Основные средства

МСФО (IAS) 16 "Основные средства" предоставляет возможность выбора из двух моделей учета основных средств после первоначального признания: по первоначальной стоимости и по переоцененной стоимости.

Отметим, что названные модели учета должны применяться к группам основных средств. Согласно пункту 36 МСФО (IAS) 16, если производится переоценка отдельного объекта основных средств, то переоценке подлежит и весь класс основных средств, к которому относится данный актив.

В соответствии с пунктом 60 МСФО (IAS) 16, используемый метод начисления амортизации должен отражать схему ожидаемого потребления организацией будущих экономических выгод.

, что в отличие от ПБУ 6/01 международные стандарты не предписывают закрытого списка методов амортизации основных средств, в нем лишь приводятся примеры.

При этом МСФО (IAS) 16 не просто предусматривают возможность изменения метода амортизации, они требуют его пересмотра на предмет"адекватности отражения схемы.

Нематериальные активы

Следует обратить внимание на то, что в отличие от ПБУ 14/2000 "Учет нематериальных активов", международные стандарты не устанавливают в качестве критерия признания наличие исключительных прав у компании. Как видим, области объектов, которые относятся к нематериальным активам по РСБУ и МСФО, не совпадают. Так, программные продукты для автоматизации бухгалтерского учета являются нематериальными активами по МСФО, в то время как по РСБУ они учитываются на счете "Расходы будущих периодов".

Инвестиционная недвижимость

Данная категория МСФО не используется в российской учетной практике.

Согласно одноименным МСФО (IAS) 40 инвестиционная недвижимость - это имущество (земля или здание, либо часть здания, либо и то и другое), находящееся в распоряжении (собственника или арендатора по договору финансовой аренды) с целью получения арендных платежей, доходов от прироста стоимости капитала или того и другого.

Таким образом, в части инвестиционной недвижимости в учетной политике должно быть определено следующее:

критерии разграничения инвестиционной недвижимости и недвижимости, занимаемой владельцем;

применяемая модель учета (по справедливой стоимости или по первоначальной стоимости);

при использовании модели учета по справедливой стоимости необходимо установить методы и допущения, используемые при определении справедливой стоимости инвестиционной недвижимости;

в случае выбора модели учета по первоначальной стоимости необходимо установить методы амортизации и сроки полезной службы или нормы амортизации.

Сказанное указывает на то, что, отнеся в учете по МСФО часть основных средств к группе инвестиционной недвижимости, мы получаем большие возможности влияния с помощью учетных методов на величину финансового результата.

Запасы

Учет запасов по международным стандартам финансовой отчетности регулируется МСФО (IAS) 2 "Запасы". Аналогом данного стандарта в РСБУ является ПБУ 5/01.

МСФО (IAS) 2 предусматривают следующие способы определения себестоимости запасов:

для запасов, не являющихся взаимозаменяемыми, а также для товаров или услуг, произведенных и предназначенных для специальных проектов, себестоимость должна определяться путем специфической идентификации индивидуальных затрат;

для остальных категорий запасов себестоимость запасов определяется либо методом "первое поступление - первый отпуск" (ФИФО), либо методом средневзвешенной стоимости.

Кроме того, МСФО предусматривают метод нормативных затрат или нормальной загрузки мощностей. Таким образом, в учетной политике организация должна проинформировать пользователей о принятом способе расчета себестоимости.

Здесь мы можем видеть, что возможности компании, возникающие в силу формирования положений учетной политики по МСФО в данной области, практически аналогичны российской учетной практике.

Затраты по займам

МСФО предусматривают два варианта учета затрат, связанных с привлечением заемного финансирования. Первый вариант - такие затраты могут быть отнесены к расходам того периода, к которому они относятся, то есть в котором они были начислены (это так называемый основной порядок учета).

Второй вариант - затраты могут быть отнесены на расходы отчетного периода только за исключением той части, которая связана с созданием квалифицируемого актива - эта часть затрат по займам включается в первоначальную стоимость таких активов. Второй вариант учета носит название альтернативного.

Таким образом, компания в учетной политике по МСФО должна выбрать способ учета затрат на привлечение заемного финансирования.

Альтернативный порядок в общем совпадает с порядком, предусмотренным ПБУ 15/01 "Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию". Основного порядка в РСБУ не предусмотрено.

Очевидно, что от этого выбора будет зависеть объем капитализируемых затрат, определяющий сумму прибыли и величины оценки активов, в стоимость которых могут войти затраты по займам.

Обесценение активов

Определяемое МСФО (IAS) 36 "Обесценение активов" понятие "обесценение активов" не имеет аналога в РСБУ. Суть данного стандарта состоит в том, чтобы активы отражались в финансовой отчетности по стоимости, не превышающей возмещаемую стоимость. Возмещаемая стоимость определяется стандартом как наибольшее из значений:

справедливой стоимости за вычетом затрат на продажу;

ценности использования, представляющей собой дисконтированную стоимость чистых денежных потоков, генерируемых активом.

Таким образом, если балансовая стоимость превышает возмещаемую стоимость, на величину превышения признается убыток от обесценения.

Признание выручки

МСФО (IAS) 18 "Выручка" применяется при учете выручки, полученной от следующих сделок:

продажа товаров;

предоставление услуг;

использование другими сторонами активов компании, приносящее проценты, лицензионные платежи (роялти) и дивиденды.

Международные стандарты требуют, чтобы выручка от предоставления услуг признавалась путем указания на стадию завершенности сделки на отчетную дату, но только в том случае, если конечный результат сделки, предполагающей предоставление услуг, может быть надежно оценен.

Методика определения процента выполнения разрабатывается компанией самостоятельно в зависимости от характера договора, но так, чтобы выбранный способ обеспечивал надежную оценку работы.

в учетной политике должен быть закреплен метод определения процента завершенности, который установила компания, и его определение может либо ускорить, либо отсрочить признание выручки и, соответственно, отражение прибыли от продажи по ряду сделок.

 

 

Формы бухгалтерского учета, признаки их определяющие

Под формой бухгалтерского учета понимается процесс обработки учетной информации с использованием различных регистров аналитического и синтетического учета, их состояние, взаимосвязь и последовательность записи в них.

В настоящее время применяются следующие формы бухгалтерского учета: мемориально-ордерная, журнально-главная, журнально-ордерная, таблично-автоматизированная, простая, упрощенная (с использованием регистров для учета имущества).

Подформой бухучетапонимается процесс обработки учетной информации при различном сочетании регистров аналитического и синтетического учета, их взаимосвязь и последовательность записи в них.

Существующие формы бухгалтерского учета отличаются именно набором учетных регистров и системой их взаимодействия. Объединяет формы бухгалтерского учета то, что все хозяйственные операции подтверждаются первичными учетными документами и отражаются в учетных регистрах методом двойной записи на счетах бухгалтерского учета в соответствии с Планом счетов.

Выбор формы бухгалтерского учета зависит от различных условий, в том числе от масштабов деятельности предприятия и от степени автоматизации учетного процесса, и должен быть закреплен в приказе по учетной политике предприятия.

Различают следующие формы бухгалтерского учета:

- «журнал-главная»;

- мемориально-ордерную;

- журнально-ордерную;

- упрощенную;

- автоматизированную.

Наиболее простой формой является «журнал-главная», так как любая операция по первичному документу (или группа однородных операций) записывается в книгу «Журнал-главная», в которой совмещается регистрационный журнал хозяйственных операций (хронологическая запись) и синтетические счета (систематическая запись). Книга «Журнал-главная» выглядит следующим образом (таблица 1.1).

Таблица 1.1

Книга «Журнал-главная»

В эту книгу сначала записываются остатки по счетам на начало отчетного периода, затем – все операции по документам, после чего определяется оборот за отчетный период (при этом производится проверка правильности записи: сумма оборота за отчетный период должна быть равна сумме оборотов по дебету всех счетов и сумме оборотов по кредиту всех счетов) и выявляются остатки по счетам на конец отчетного периода. По данным остатков на счетах составляется заключительный баланс.

Эта форма находит применение на предприятиях с небольшой численностью работающих и с небольшим количеством операций. Книгу может вести один бухгалтер.

Схема учета «журнал-главная» выглядит следующим образом (рис.1.1).

Рис.1.1. Схема учета по форме «Журнал-главная»

Вариантом этой формы является рекомендованная Министерством финансов для малых предприятий простая форма учета, в которой журнал-главная называется книгой хозяйственных операций и отдельно ведется ведомость заработной платы.

Мемориально-ордерная форма ведения бухучета возникла в 1928-1930 годах. Она основана на раздельном ведении хронологических и систематических записей. Оформление бухгалтерских проводок производится специальными документами – мемориальными ордерами, которые составляются на основе первичных документов. Мемориальные ордера регистрируются в специальном журнале (хронологическая запись) и на их основе производятся записи на счетах главной книги (систематическая запись).

Однородные документы группируют в накопительных ведомостях, на их основании составляют мемориальные ордера, в которых указывается корреспонденция счетов по данным операциям. Мемориальные ордера подписываются главным бухгалтером либо его заместителем, а также исполнителем.

Сумма мемориального ордера записывается в книгу «Журнал-Главная» в графу «Сумма по ордеру», а затем в дебет и кредит соответствующих счетов. Проводки из мемориальных ордеров разносятся по счетам Главной книги. Аналитический учет ведется в карточках, записи в которые делаются на основании первичных или сводных учетных документов.

За каждым мемориальным ордером закрепляют постоянный номер, что дает возможность составлять на каждую группу однородных операций (кассовых, по расчетным счетам, заработной плате и так далее) лишь один ордер в месяц. По операциям, не поддающимся систематизации, и по сторнировочным операциям составляются мемориальные ордера, которые нумеруются за каждый месяц в отдельности.

Главная книга является основой для составления оборотной ведомости по счетам синтетического учета. При этом структура Главной книги облегчает составление шахматной оборотной ведомости, последняя непосредственно заполняется итогами каждого счета.

Форма счетов главной книги строится с разбивкой дебета и кредита по каждому корреспондирующему счету и выглядит следующим образом (табл.1.2).

Таблица 1.2

Главную книгу при этой форме также называют контрольно-шахматной ведомостью.

На счетах главной книги учитываются только текущие обороты за отчетный период. Поэтому по данным счетов главной книги составляется оборотная ведомость по счетам синтетического учета (при этом производится проверка полноты и правильности записи хозяйственных операций; итог оборотов по дебету и кредиту счетов сверяется с итогом по регистрационному журналу). В ней определяются и остатки по счетам на конец отчетного периода, по которым составляется новый баланс.

Таблица 1.3

По сравнению с журналом-главной мемориально-ордерная форма не ограничивает числа учитываемых операций, конкретизирует изменения в средствах на счетах, расширяет возможности разделения труда между работниками бухгалтерии и автоматизации учета.

Схема данной формы учета имеет следующий вид (рис.1.2).

Рис.1.2. Схема мемориально-ордерной формы учета

Существует упрощенный вариант данной формы для малых предприятий – с использованием ведомостей учета: основных средств, начисленных амортизационных отчислений (износа); производственных запасов и готовой продукции; затрат на производство; денежных средств и фондов; расчетов и прочих операций; расчетов с поставщиками; заработной платы.

Ведомость представляет собой счет бухгалтерского учета, в котором отражаются начальный остаток, обороты за отчетный период по дебету и кредиту на основании документов с разбивкой по корреспондирующим счетам, остаток на конец отчетного периода. Например, форма ведомости по учету денежных средств в кассе выглядит следующим образом (табл.1.4).

Таблица 1.4

Данные ведомостей обобщаются в шахматной ведомости, на основании которой составляется оборотная ведомость. По данным оборотной ведомости составляется баланс.

Достоинствами мемориально-ордерной формы учета являются:

- строгая последовательность учетного процесса;

- простота и доступность учетной техники;

- широкое использование стандартных форм аналитических регистров;

- возможность разделения учетной работы между квалифицированными и менее квалифицированными работниками.

Недостатки мемориально-ордерной формы:

а) многократность записей и трудоемкость учета;

б) отрыв аналитического учета от синтетического;

в) сложность приемов выявления ошибочных записей.

Журнально-ордерная основана на использовании шахматного принципа регистрации операций и их накапливании за каждый месяц. Записи при журнально-ордерной форме ведутся в бухучете по схеме: «документ – регистр – форма отчетности».

При журнально-ордерной форме учета на основании первичных документов составляются накопительные ведомости и разработочные таблицы. При этом однородные операции, относящиеся к определенному счету, записываются в журналы в хронологическом порядке по корреспондирующим счетам. В конце месяца в каждом журнале подсчитывается итог оборотов по корреспондирующим счетам. Эти итоги представляют собой бухгалтерские проводки для записи на счетах главной книги.

Накопительные журналы называются журналы-ордера. Журналы-ордера строятся по кредитовому признаку, т.е. записи операций производятся по кредиту конкретного счета в корреспонденции с дебетом разных счетов.

Журнал-ордер выглядит следующим образом (табл.1.5).

Таблица 1.5

Журналы-ордера являются основными регистрами бухгалтерского учета, вспомогательные ведомости применяются в тех случаях, когда необходимо сгруппировать аналитические данные первичных документов. Итоги ведомостей переносят в журналы-ордера.

В основу построения единой журнально-ордерной формы положены следующие принципы:

- записи в журналах-ордерах производятся в порядке регистрации операций только по кредиту счета в корреспонденции с дебетом счетов;

- совмещение в единой системе записей синтетического и аналитического учета;

- отражение в учете хозяйственных операций в разрезе показателей, необходимых для контроля и составления периодической и годовой отчетности;

- применение журналов-ордеров по сетам, связанных друг с другом экономически;

- применение регистров с заранее указанной корреспонденцией счетов, номенклатурой статей аналитического учета, показателями, необходимыми для составления отчетности;

- применение месячных журналов-ордеров.

Итоговые данные журналов-ордеров в конце месяца переносятся в Главную книгу, по данным которой составляется сальдовый баланс с использованием в необходимых случаях отдельных показателей из учетных регистров.

Главная книга имеет следующую форму (табл.1.6).

Таблица 1.6

Кредитовый оборот переносится на счет главной книги одной итоговой суммой за месяц, так как в развернутом виде он содержится в журнале-ордере. Дебетовый оборот на счете главной книги учитывается в корреспонденции с другими счетами. В счете главной книги дебетовый оборот собирается по мере разноски данных из разных журналов-ордеров. По завершении разноски оборотов из журналов-ордеров на счета главной книги производится подсчет итогов по дебету каждого счета, определение сальдо на конец месяца и составление баланса.

Журнально-ордерная форма учета может быть представлена в следующем виде (рис.1.3).

Рис.1.3. Схема журнально-ордерной формы учета

Преимущества журнально-ордерной формы учета:

а) объединение синтетического и аналитического учета (по большинству счетов аналитический учет объединен с синтетическим), исключается необходимость применения промежуточных регистров;

б) сокращение количества записей (рациональное построение учетных регистров и Главной книги, совмещение синтетического и аналитического учета в одном регистре, в результате чего ускоряется документооборот;

в) подчинение регистров требованиям бухгалтерской отчетности, контроля и анализа (в регистрах предусмотрено накапливание данных в разрезах, необходимых для составления отчетности), при этом исключается выборка данных в конце отчетного периода;

г) рациональное распределение обязанностей между счетными работниками, соблюдение графика работы, улучшение техники и организации ведения бухучета.

Журнально-ордерная форма учета не имеет перспектив, так как в основном рассчитана на ручной труд.

Упрощенная форма используется для субъектов малого предпринимательства.

Упрощенная форма бухгалтерского учета, предусматривающая две формы учета:

а) простая форма, без использования учетных регистров имущества малого предприятия, применяемая в том случае, когда на малом предприятии совершается незначительное количество хозяйственных операций и содержанием хозяйственной деятельности не является сфера материального производства. При этом способ двойной записи не применяется, ведется Книга учета доходов и расходов;

б) упрощенная форма, предусматривающая использование ведомостей для учета имущества предприятия. Каждая ведомость применяется для учета операций по одному из используемых счетов.

Схема упрощенной формы бухгалтерского учета выглядит следующим образом (рис.1.4).

Рис.1.4. Схема упрощенной формы учета

Автоматизированная форма бухгалтерского учета предусматривает применение электронно-вычислительных машин.

В настоящее время разработано достаточно много компьютерных программ, настраиваемых на конкретные потребности пользователей и обеспечивающих ведение бухгалтерского учета в организациях. Бухгалтерские программы содержат план счетов, экранные формы первичных документов, журналы, отчеты, а также средства, позволяющие изменить конфигурацию программы для нужд конкретного пользователя, независимо от масштабов его деятельности.

При автоматизированной форме бухгалтерский учет осуществляется путем внесения корреспонденций счетов непосредственно в журнал хозяйственных операций либо заполнением первичных учетных документов. При проведении заполненных первичных учетных документов происходит автоматическое формирование корреспонденции счетов. Также реализована возможность получения печатной формы созданного документа. Существует возможность формирования проводок путем введения так называемых «типовых операций», в основу которых положена типовая корреспонденция счетов. Квалифицированный пользователь может значительно расширить список типовых операций путем добавления в него новых типовых операций, созданных им самим.

Бухгалтерские программы, как правило, содержат большой объем нормативно-справочной информации, которая включает в себя документы по организации бухгалтерского учета, схемы и календари уплаты налогов и другие данные, позволяют организовать многоуровневый аналитический и синтетический учет, работать с несколькими планами счетов и несколькими базами данных.

Автоматизированная форма учета позволяет проводить большое число различных операции, в частности начисление амортизации, заработной платы, отчислений на социальные нужды, распределение затрат, закрытие месяца и другие операции.

Регистры бухгалтерского учета, такие как оборотные и шахматные ведомости, журналы-ордера и ведомости к ним, формы бухгалтерской и налоговой отчетности могут быть сформированы за любой отрезок времени. Существует возможность получать выходные формы, содержащие необходимую информацию по аналитическому и синтетическому учету.

Основными достоинствами данной формы учета является однократное введение первичной информации, быстрота обеспечения пользователей необходимой информацией.

 

103.Способы оценки запасов по российским и международным стандартам

 

РСБУ. В России учет производственных запасов регулируют несколько нормативных документов. Среди них:

— ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» (утверждено приказом Минфина России от 9 июня 2001 г. № 44н);

— Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденные приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н (далее — Методические указания).

Кроме того, вопросы учета и оценки сырья, материалов, готовой продукции, товаров и незавершенного производства рассматриваются в Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности. Этот документ утвержден приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н.

МСФО. Международные правила, по которым ведется учет МПЗ, сведены в единственном стандарте. Это МСФО (IAS) 2 «Запасы». Некоторые правила и определения содержатся также в Принципах подготовки и составления финансовой отчетности (далее — Принципы).

Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой



Поиск по сайту:







©2015-2020 mykonspekts.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.